Пути увеличения товарооборота торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 08:03, курсовая работа

Описание работы

Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: осуществить анализ розничного товарооборота торговой организации, и на этой основе разработать пути увеличения объема товарооборота торговой организации.
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучать организационную экономическую характеристику деятельности ООО"Маркет".
Провести экономический анализ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1 Теоретические аспекты управления товарооборотом торгового предприятия
1.1 Товарооборот, его сущность, классификация…………………….5
1.2 Значение в повышении эффективности деятельности торгового предприятия………………………………………………………...7
2 Анализ розничного товарооборота ООО "Маркет" (магазин "Восход")
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО "Маркет" (магазин "Восход")………………………………10
2.2 Экономический анализ товарооборота торговой организации...19
3 Пути увеличения розничного товарооборота ООО "маркет" (магазин "Восход")
3.1 Прогнозирование товарооборота как один из путей увеличения его объёма…………………………………………………………25
3.2 Влияние отдельных видов ресурсов на объём товарооборота….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧИНИКОВ..........................39

Файлы: 1 файл

1.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

Учредитель вправе 1 раз в год принимать решение о распределении чистой прибыли.

Руководство текущей деятельностью Общества и исполнение решений осуществляется единоличным исполнительным органом общества - Директором, который назначается на 5 лет.

Финансовый год Общества совпадает с календарным годом.

В организации трудится персонал различной квалификации. Распределение численности работников по квалификационному составу представлено в табл.2.1.1

Таким образом, в данной торговой организации 19,1% работников имеют высшее образование (25 чел), 5,3% - незаконченное высшее образование (7 чел), 63,4% - среднее профессиональное образование (83 чел), среднее образование - 8,4% (11 чел), базовое образование - 3,8% (5 чел).

Большая часть сотрудников ООО "Маркет" имеет значительный опыт работы в сфере розничной торговли.

Таблица 2.1.1 Анализ численности работников ООО "Маркет" по квалификационному составу

Образование

9 месяцев 2011

9 месяцев 2012

Отклонение

Изменение в % к предыдущему периоде

Высшее,чел.

10

25

15

250,0

Незаконченное высшее,чел.

4

7

3

175,0

Среднее профиссионерное,чел.

41

83

42

202,4

Среднее,чел.

8

11

3

137,5

Базовое,чел.

4

5

1

125,0

Итого:

67

131

64

195,5


Источник: собственная разработка на основании данных ООО "Маркет".

Заместителю директора подчиняются заведующие отделами, старший оператор, администратор торгового зала, контролер эстакады, административно-хозяйственная служба, контролер кассового узла.

Магазин состоит из следующих отделов: гастрономический, бакалейный, винно-водочный, МРО (мясо, рыба, овощи), отдела сопутствующих товаров, а также производственных цехов.

Такая организационная структура управления позволяет рационально распределить функции управления между руководителями, обеспечивает минимальность звеньев структуры управления, что в свою очередь позволяет ускорить принятие и исполнение принимаемых управленческих решений отделами и производственными цехами магазина. .

Витрины производственных цехов расположены в конце магазина. Сами цеха отделены от покупателей стеклами. Заработная плата работникам производственных цехов начисляется в зависимости от товарооборота по продукции собственного производства, что позволяет повысить заинтересованность работников в результатах труда. Форма оплаты труда работников - повременно-премиальная. В зависимости от величины отработанного времени работнику начисляется оклад, а величина премии зависит от выполнения плана.

Основные показатели деятельности магазина "Восход" представлены в табл.2.1.2 Более подробно показатели деятельности рассматриваемой организации будут рассмотрены далее.

Таблица 2.1.2 Основные показатели деятельности магазина "Восход"

Показатель

За 9 мес. 2011 г.

За 9 мес. 2012 г.

Отклонение (+,-)

В % к прошлому периоду

Товарооборот в действующих ценах

82363,48

197944,02

115 580,54

240,3

В сопоставимых ценах

82363,48

181600,02

99 236,54

220,4

Себестоимость проданных товаров и услуг

65629

159431

93 802

242,9

Валовой доход

5130

10624

5 494

207,1

Уровень валового дохода

4,27

2,06

-2,21

48,3

Затраты на реализацию

4707

6095

1 388

129,5

Уровень затрат на реализацию

5,71

3,08

-2,64

53,9

Прибыль от реализации

3520

4086

566

116,1

Уровень прибыли от реализации

4,27

2,06

-2,21

180,3

Прочие расходы

116

259

143

223,3

Налоги и отчисления

11665,48

28643,02

16 977,54

245,5

Уровень налогов и отчислений

16,49

16,84

0,35

102,1

Чистая прибыль

3682

3992

310

108,4

Рентабельность

5,61

2,50

-3,11

44,63

Торговая площадь, м²

300

650

350

216,7

Товарооборот на 1 м2 торговой площади

235,86

261,62

25,76

110,9

Среднесписочная численность, чел.

67

131

64

195,5

Средняя выработка на одного работника, тыс. руб.

1056,1

1298,13

242,03

122,9

Фонд заработной платы

2815

4152

1 337

147,5

Уровень фонда заработной платы

3,42

2,10

-1,32

61,4


 

Проведенный анализ основных показателей хозяйственной деятельности показал, что товарооборот организации за 9 месяцев 2012 г. составил в действующих ценах 197944 тыс. руб. РФ, что на 115580 тыс. руб. РФ больше, чем за аналогичный период 2006 г., что составляет 240,3%. В сопоставимых ценах товарооборот за 9 месяцев 2012 года составил 181600 тыс. руб. РФ, что на 99237 тыс. руб. РФ больше, чем за аналогичный период прошлого года,

Себестоимость проданных товаров за 9 месяцев 2012 года составила 159431 тыс. руб. РФ, что на 93802 тыс. руб. РФ больше, чем за аналогичный период прошлого года (65629 тыс. руб. РФ). Соответственно темп роста себестоимости проданных товаров за 9 месяцев 2012 года составила 242,9% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Индекс цен составил 1,09.

Себестоимость проданных товаров и услуг увеличилась с 65629 до 159431 тыс. руб. РФ, темп роста по отношению к аналогичному периоду составил 242,9%.

Валовой доход увеличился с 5130 до 10624 тыс. руб. РФ, темп роста составил 207,1%.

Существенно выросли затраты на реализацию (с 4707 до 6095 тыс. руб. РФ за 9 мес. 2011 г. и 9 мес. 2012 г. соответственно). Соответственно уровень затрат на реализацию снизился на 2,64% с 5,71% за 9 мес. 2011 г. до 3,08% за 9 мес. 2012г.

Отмечается рост среди анализируемых показателей за 9 мес. 2012 г. по прибыли от реализации - 116,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Также за счет увеличения объема товарооборота увеличился рост налоговых отчислений, хотя уровень налоговых отчислений изменился на 2,1%.

Величина чистой прибыли увеличилась - с 3682 тыс. руб. РФ до 3992 тыс. руб. РФ. Темп роста составил 108,4%. Уровень рентабельности снизился на 3,1%.

Следует также отметить увеличение торговых площадей в магазине "Восход" с 300 до 650 кв. м., что в процентном отношении составляет 216,7% и связано с завершением ремонта.

Рост товарооборота привел к увеличению товарооборота, приходящегося на 1 кв. м. торговой площади: за 9 месяцев 2012 г. Этот показатель составил 261,6 тыс. руб. РФ, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (235,9 тыс. руб. РФ) на 110,9%.

Следует также отметить рост среднесписочной численности. За 9 месяцев 2012 г. этот показатель вырос на 64 чел. и составил 131 чел., что составляет 195,5% к уровню прошлого года.

Рост товарооборота на 1 кв. м. торговой площади также увеличился. Темп роста составил 122,9%, увеличившись при этом на 242,03 тыс. руб. РФ с 1056,1 тыс. руб. РФ за 9 мес. 2011 г. до 1298,13 тыс. руб. РФ за 9 мес. 2012 г.

За 9 мес. 2012 г. снизился уровень фонда заработной платы по отношению к объему товарооборота с 3,42% до 2,10%.

Таким образом, ООО "Маркет", имеющий в своем составе магазин "Восход" является самостоятельным юридическим лицом, осуществляющим деятельность в сфере розничной торговли. За анализируемый период наблюдается рост основных показателей деятельности организации, поэтому можно сказать, что магазин "Восход" является динамично развивающейся организацией розничной торговли.

 

2.2 Экономический анализ товарооборота  торговой организации

Произведем анализ товарооборота магазина "Восход" с целью определения эго эффективности. Прежде всего проведем анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота рассматриваемой организации. Для этого следует сказать, что каждому подразделению магазина "Восход" ежемесячно доводится план товарооборота в тыс. руб. РФ.

Равномерность развития товарооборота торговой организации можно более углубленно проанализировать, используя данные табл.2.2.1

Таблица 2.2.1 Информация о доле каждого квартала в розничном товарообороте магазина "Восход",%

Квартал

Фактически за 9 мес.2011г.

Фактически за 9 мес.2012г.

Отклонение

план

фактически

от плана

от прошлого года

1

32,4

22,0

29,6

7,6

-2,9

2

33,2

37,2

34,5

-2,7

1,3

3

34,4

40,8

35,9

-4,9

1,5

Всего:

100,0

100,0

100,0

0,0

0,0


Товарооборот магазина "Восход" распределялся по кварталам неравномерно. Наиболее напряженным был третий квартал, наименее напряженными - первый и второй. Вместе с тем из данных табл.2.2.1 видно, что по удельному весу невыполнение плана составило во 2 кв. 2012 г. - 2,7%, в 3. кв. 2012 г. - 4,9.

Для определения равномерности развития розничного товарооборота составим график выполнения плана по месяцам (рис.2.2.1).

 
 




 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2.2.1 Равномерность выполнения плана товарооборота по месяцам.

Как видно из динамики выполнения плана на рис.2.2.1, за анализируемый период в течение 3 месяцев не был выполнен план товарооборота (июнь - 97,1%, август - 93,2% и сентябрь - 96,8%). Вместе с тем, принимая во внимание то обстоятельство, что магазин сравнительно недавно работает, подобные отклонения от плана вполне объяснимы. В подтверждение этого можно заметить, что начиная с 4 месяца года колебания фактического значения товарооборота значительно снижаются по сравнению с 1 кварталом.

Далее исчислим и проанализируем коэффициенты ритмичности и равномерности выполнения плана реализации товаров по формулам (1), (2), (3):

+ +

24,52.

Коэффициент вариации (неравномерности) выполнения плана розничного товарооборота по месяцам отчетного года по торговой организации равен:

Кравн = 100 - 21,96 = 78,04.

Таким образом, выполнение плана товарооборота за отчетный год было равномерным на 78,04%, что является достаточно низким показателем.

После изучения общего объема розничного товарооборота проанализируем его состав (Приложение В). Как видно из Приложения В, магазин "Восход" перевыполнил план продажи товаров населению за наличный и безналичный расчет на 20744 млн. р. (на 11,7%), в том числе продовольственных товаров - на 20168 тыс. руб. РФ, непродовольственных - на 576 тыс. руб. РФ. Так как продажа товаров магазином в кредит не производится, 100% продаж было осуществлено за наличный и безналичный расчет (посредством банковских пластиковых карт).

Вместе с тем, реализация непродовольственных товаров по отношению к плану составила 103,8%, а продовольственных - 112,4%. Удельный вес продовольственных товаров в структуре товарооборота составил 92,1%, непродовольственных - 7,9%. Темп роста товарооборота продовольственных товаров за 9 мес. 2012 г. по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил в действующих ценах - 242,2%, в сопоставимых ценах - 222,2%. Темп роста товарооборота непродовольственных товаров за 9 мес. 2012 г. по отношению к аналогичному периоду 2006 г. составил в действующих ценах - 220,8%, в сопоставимых ценах - 202,5%. Как видно, темп тоста товарооборота продовольственных товаров выше, чем темп роста товарооборота непродовольственных товаров на 19,7%. Кроме этого, отклонение фактического товарооборота от планового привело к изменению его структуры: в 2012 г. удельный вес непродовольственных товаров увеличился на 0,6% по отношению к плану, а в 2011 г. наоборот уменьшился на 0,7%. Удельный вес товарооборота непродовольственных товаров очень мал и в целом незначительно влияет на развитие товарооборота магазина "Восход".

Информация о динамике ассортимента и структуры розничного товарооборота магазина "Восход приведена в Приложении Г. Как видно из Приложения Г, наибольший удельный вес в структуре товарооборота магазина "Восход" занимают 3 товарные группы: мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты и винно-водочные изделия. Общий удельный вес данных товарных групп составляет около половины всего товарооборота.

Неравномерность развития розничного товарооборота в ассортиментном разрезе в динамике привела к изменению его структуры, которая характеризуется удельным весом (долей) отдельных товарных групп и товаров в общем объеме товарооборота. Так, по сравнению с прошлым годом возросла доля в товарообороте рыбы и рыбопродуктов, хлебобулочных изделий, муки, крупы и макаронных изделий, а также продовольственных товаров, не вошедших в основные группы (прочие продовольственные товары) и соответственно уменьшился удельный вес других товарных групп и товаров.

Информация о работе Пути увеличения товарооборота торгового предприятия