Пути увеличения товарооборота торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 08:03, курсовая работа

Описание работы

Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: осуществить анализ розничного товарооборота торговой организации, и на этой основе разработать пути увеличения объема товарооборота торговой организации.
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучать организационную экономическую характеристику деятельности ООО"Маркет".
Провести экономический анализ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1 Теоретические аспекты управления товарооборотом торгового предприятия
1.1 Товарооборот, его сущность, классификация…………………….5
1.2 Значение в повышении эффективности деятельности торгового предприятия………………………………………………………...7
2 Анализ розничного товарооборота ООО "Маркет" (магазин "Восход")
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО "Маркет" (магазин "Восход")………………………………10
2.2 Экономический анализ товарооборота торговой организации...19
3 Пути увеличения розничного товарооборота ООО "маркет" (магазин "Восход")
3.1 Прогнозирование товарооборота как один из путей увеличения его объёма…………………………………………………………25
3.2 Влияние отдельных видов ресурсов на объём товарооборота….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧИНИКОВ..........................39

Файлы: 1 файл

1.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

Кроме этого, из Приложения Г можно получить информацию о темпах роста или уменьшения товарооборота отдельных товарных групп, что является исключительно важным при планировании и прогнозировании структуры и объема товарного ассортимента на будущие периоды. Так, за 9 мес. 2012г. наиболее быстрыми темпами рос товарооборот продовольственных товаров, не вошедших в основные группы (прочие продовольственные товары) - темп роста составил 546% в сопоставимых ценах по отношению к предыдущему году, хлебобулочных изделий - 428,9%, что объясняется увеличением производства собственной продукции пекарным цехом, а также муки, крупы и макаронных изделий (рост 336,9%), что в значительной степени обусловлено ростом цен на данную группу товаров в целом по Российской Федерации.

Наименьший темп роста (снижения) товарооборота отмечается по следующим товарам и товарным группам:

чай - 98,7%; винно-водочные изделия - 140,3%; сахар - 144,8%.

отдел сопутствующих товаров - план 9 мес. выполнен на 197,5%, что составляет 45708 тыс. руб. РФ, перевыполнение составило 3119 тыс. руб. РФ;

пекарский цех - план 9 мес. выполнен на 194,2%, что составляет 8543 тыс. руб. РФ, перевыполнение составило 4143 тыс. руб. РФ;

салатный цех - план 9 мес. выполнен на 127,1%, что составляет 6278 тыс. руб. РФ, перевыполнение составило 1338 тыс. руб. РФ.

Не выполнили план следующие отделы:

гастрономический отдел - выполнение плана составило 94,7%, недополучено выручки 1907 тыс. руб. РФ;

бакалейный отдел - выполнение плана составило 97,3%, недополучено выручки 588 тыс. руб. РФ.

Таким образом, деятельность магазина "Восход" характеризуется быстрорастущими объёмами товарооборота, ускорением оборачиваемости оборотных средств, ростом прибыли и увеличением рентабельности.

 

 

 

 

 

 

3. Пути увеличения розничного  товарооборота ооо "маркет" (магазин "восход")

3.1 Прогнозирование товарооборота  как один из путей увеличения его объёма

В предыдущей главе проведен анализ товарооборота организации, а также проанализировано влияние отдельных факторов на динамику товарооборота. Однако в условиях рыночной экономики эффективная деятельность организаций розничной торговли зависит от полноты и качества планирования и прогнозирования.

Для повышения обоснованности разрабатываемых прогнозов необходимо знать подходы, принципы, методы научного предвидения. Это помогает понять суть происходящих в обществе событий, принимать вероятностные решения в различных ситуациях.

Прогнозированием показателей работы организации розничной торговли практически не занимаются. Однако некоторые торговые организации предпринимают попытки разработки прогнозирования показателей работы на предстоящие 2-3 года. Целью разработки таких прогнозов, как правило, является определение размера ожидаемой прибыли на предстоящий период. Кроме того, проводимые расчеты позволяют выявить возможные источники финансирования развития материально-технической базы этих торговых организаций.

Прогноз представляет собой вероятностное научно обоснованное суждение о перспективах возможного состояния анализируемого явления (объекта) в будущем.

Вышесказанным обусловлена необходимость организации и проведения на постоянной основе работ по прогнозированию деятельности в рассматриваемом магазине "Восход" (ООО "Маркет"). Прогнозирование деятельности при этом должно включать в себя разработку следующих видов прогноза:

прогноз реализации в целом по магазину и по товарным группам;

прогноз посещаемости: по времени, по дням;

прогноз среднего чека;

прогноз прибыли от торговой деятельности;

прогноз расходов на реализацию товаров;

прогнозный показатель товарооборота и прибыли на 1 кв. м площади

Рассмотрим процесс организации и проведения работ по прогнозированию деятельности ООО "Маркет".

Исходными данными для прогнозирования товарооборота должны быть данные о продажах товаров за предыдущие периоды. Для целей прогнозирования эта информация должна использоваться как в целом по организации, так и в разрезе его подразделений, товарных групп и отдельных наименований товаров (товарных позиций).

Прогнозирование товарооборота магазина "Восход" должно осуществляться с использованием передовых научных достижений и практических разработок в следующей последовательности:

1. Проведение глубокого экономического  анализа товарооборота по торговой  деятельности за ряд предыдущих периодов (месяцев, кварталов, лет) в увязке с конечными финансовыми результатами организаций;

2. Оценка тенденций развития  товарооборота в целом и по  отдельным товарным группам (товарам);

3. Расчет и изучение динамики  товарооборота в целом, в разрезе подразделений, товарных групп и отдельных наименований товаров за ряд лет, выявление причин изменения и прогнозирование этих показателей;

4. Количественная оценка влияния  факторов на общий уровень  товарооборота, а также прогнозная  оценка факторного влияния на текущий товарооборот магазина "Восход". При этом значительное внимание должно уделяться не только внутренним, но и внешним факторам.

Аналитическая практика показывает, что методические подходы к прогнозированию и планированию деятельности торговых организаций, практически не различаются.

Прогнозирование товарооборота магазина "Восход" должно включать в себя как субъективный (мнение специалистов), так и объективный (экономико-математические расчеты) элементы.

В деятельности по прогнозированию должны сочетаться долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный прогнозы.

Долгосрочный и среднесрочный прогнозы должны касаться стратегических решений, краткосрочный прогноз - тактика фирмы.

При разработке прогнозов необходимо использовать комплекс простых и сложных методов прогнозирования, чтобы решать задачи различного уровня сложности и повысить точность расчетов, поскольку никакой из методов не может в полной мере учесть все параметры и аспекты развития рынка.

Прогнозирование и планирование розничного товарооборота необходимо проводить с использованием следующих методов:

метод технико-экономических расчетов; опытно-статистический, метод;

экономико-математическое моделирование; методы построения оптимизационных моделей.

При прогнозировании необходимо учитывать влияние как можно большего количества факторов, оказывающих влияние на уровень товарооборота.

Составление прогнозных данных о развитии товарооборота магазина "Восход" должно производится с учетом максимальной и минимальной границ показателей.

Под минимальной границей понимают нижний предел, за которым дальнейший уровень товарооборота не может быть признан целесообразным и повлечет за собой ухудшение финансового состояния организации, сложности с доставкой товаров, снижение культуры обслуживания, текучесть кадров.

Максимальная граница уровня товарооборота предусматривает такую его величину, которая обеспечивала бы торговой организации достижение максимальной эффективности имеющихся материальных, трудовых, финансовых, информационных и других видов ресурсов. Переход за границу оптимального уровня товарооборота приведет к снижению эффективности хозяйственной деятельности организации.

Технология расчета прогнозного размера розничного товарооборота (объема продаж) по магазину "Восход" должна включать в себя три этапа.

На первом этапе определяется необходимая величина прибыли, остающаяся в распоряжении организации и направляемая для реализации программы производственного и социального развития организации и удовлетворения интересов собственника. В соответствии с ныне действующим порядком важнейшими направлениями распределения чистой прибыли являются (прогнозный расчет производится экспертным путем с учетом реальной потребности предприятия в этих расходах):

финансирование прироста основного капитала;

финансирование прироста собственного оборотного капитала ;

создание финансовых резервов;

погашение долгосрочных и среднесрочных кредитов банков и других ссудодателей и уплата процентов по ним;

приобретение ценных бумаг;

уплата налогов и других отчислений, производимых из чистой прибыли:

осуществление социального развития и поощрения трудового коллектива и др.

На втором этапе необходимо произвести увязку рассчитанной потребности в прибыли с возможностями ее получения при планируемом объеме деятельности. В этих целях определяется необходимый размер валового дохода и допустимый уровень расходов на реализацию с использованием для расчетов данных о сложившихся размерах за предыдущий базовый, период с учетом экспертной оценки их достоверности и оптимальности. Эти расчеты целесообразно дополнить проверкой полученных результатов путем сопоставления их с прогнозной величиной объема продаж, определенной другими методами.

При получении нереально высокого для организации результата, требующего резкого роста товарооборота, сбалансированность между объемом продаж и валовыми доходами, между необходимой и возможной прибылью может быть обеспечена управлением структурой товарооборота, размерами торговых надбавок, расходов на реализацию, достижением оптимальных отношений с владельцами кредитных ресурсов, выпуском и приобретением ценных бумаг.

Если же рассчитанный объем товарооборота, исходя из потребности в прибыли, окажется ниже возможностей организации, то необходимо предпринять шаги по увеличению объемов реализации, по диверсификации его деятельности. В противном случае, может сложиться ситуация, ведущая к банкротству, поскольку заинтересованность в развитии организации, сотрудничестве с ней падает и у её контрагентов (банки, поставщики, работники) и у собственников.

3.2 Влияние отдельных видов ресурсов на объём товарооборота

Как было выявлено при анализе товарооборота, на объем товарооборота оказывают влияние различные виды ресурсов, которые подразделяются на материальные, финансовые и трудовые. Все эти виды ресурсов используются в различном сочетании в зависимости от складывающейся конкретной ситуации развития товарооборота. Рассмотрим влияние данных ресурсов на объем товарооборота более подробно.

Наиболее активной частью материальных ресурсов, оказывающих наибольшее влияние на динамику товарооборота являются товарные запасы.

Сокращение времени товарного обращения является одним из условий ускорения всего процесса расширенного воспроизводства, более эффективного использования оборотных средств в народнохозяйственном комплексе. Скорость оборота товаров является важным фактором экономии расходов за счет сохранения качества товаров, сокращения товарных потерь, повышения эффективности использования материально-технической базы.

Вместе с тем скорость обращения товаров должна сочетаться с наличием в розничных организациях широкого и устойчивого ассортимента, гарантирующего бесперебойное удовлетворение спроса обслуживаемого населения.

Факторы, влияющие на состояние товарных запасов и их товарооборачиваемость, можно объединить в следующие группы:

(объем производства, размещение организаций по экономическим районам, специализация, расширение ассортимента товаров и др.);

транспортные условия и организация поставок товаров (вид транспорта, формы перевозок, ритмичность поставок и др.);

условия потребления (динамика денежных доходов, спрос на новые товары, сезонность спроса и др.);

торговые условия (развитие материально-технической базы, размеры организаций, соотношение общей и торговой площадей, насыщенность рынка товарами и др; физико-химические свойства товаров; уровень цен).

Принимая во внимание экономико-географические особенности региона, в котором расположен магазин "Восход" (условия крайнего Севера), данные организационные факторы приобретают особую актуальность и пренебрегать ими ни в коем случае нельзя.

Значительное влияние на динамику товарооборота оказывает рациональное построение ассортимента товаров в магазине. Осуществление этого принципа предполагает формирование ассортимента товаров с учетом комплексности их потребления в рамках определенных потребительских комплексов или микрокомплексов. Такой принцип формирования ассортимента позволяет создать большие удобства для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с предлагаемыми к продаже товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению "импульсивных покупок".

Важным принципом формирования ассортимента товаров в магазине должно быть обеспечение достаточной его широты и глубины. Под широтой ассортимента понимают число товарных групп и подгрупп, входящих в формируемый ассортиментный перечень, а под глубиной - число разновидностей товаров по отдельным потребительским или качественным признакам. Ширина и глубина ассортимента товаров в магазине зависит от ряда факторов, важнейшими из которых являются форма товарной специализации, размер торговой площади, а так же состояние предложения на потребительском рынке.

Одним из важных принципов формирования магазина "Восход" должно быть обеспечение устойчивости ассортимента товаров. При реализации товаров повседневного спроса соблюдение этого принципа имеет первостепенное значение.

Устойчивый ассортимент товаров в магазине обусловливает сокращение затрат времени покупателей на поиск товаров, позволяет стандартизировать все важнейшие торгово-технологические процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Процесс формирования ассортимента товаров в магазине "Восход" необходимо осуществлять по следующим этапам:

распределить отдельные группы и подгруппы товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов;

определить количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов;

разработать конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина, предлагаемый для реализации обслуживаемым контингента покупателей.

Исследования показали, что в универмагах, ассортимент которых сгруппирован по потребительским комплексам, товарооборот на 1 кв. м. площади торгового зала в среднем на 12% выше, а затраты времени покупателей на совершение покупки на 17% меньше, чем на предприятиях, не практикующих этот принцип формирования и предложения товаров.

Информация о работе Пути увеличения товарооборота торгового предприятия