Разработка ассортиментной матрицы розничного торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 09:09, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка ассортиментной матрицы торгового розничного предприятия, а также анализ ассортимента. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность ассортимента
- изучить основные методы анализа торгового ассортимента
- разработать ассортиментную матрицу торгового предприятия «Строительные материалы».
Объектом исследования курсовой работы является ИП Л.В. Соловьева магазин «Строительные материалы».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Формирование ассортиментной матрицы в розничной торговле…………....5
1.1 Технология создания ассортиментной матрицы…………………………....5
1.2 Методы анализа ассортимента розничного предприятия…………………..8
1.3 Анализ хозяйственной деятельности предприятия……………………….14
2 Анализ ассортимента торгового предприятия и разработка ассортиментной матрицы…………………………………………….…………16
2.1 Общая характеристика предприятия «Строительные материалы»………16
2.2 Разработка ассортиментной матрицы …………………………………..….21
2.3 Исследование ассортимента торгового предприятия………………….….22
3. Совершенствование предприятия «Строительные материалы»………..….26
3.1 Мероприятия по улучшению ассортимента и привлечению клиентов..…26
3.2 Внедрение мероприятий направленных на улучшение ассортимента и привлечение клиентов……………………………………………………...….27
Заключение…………………………………………………………………….…29
Список используемой литературы…………………………………………..….30

Файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 181.75 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Формирование ассортиментной  матрицы в розничной торговле…………....5

1.1 Технология создания  ассортиментной матрицы…………………………....5

1.2 Методы анализа ассортимента  розничного предприятия…………………..8

1.3 Анализ хозяйственной  деятельности предприятия……………………….14

2 Анализ ассортимента  торгового предприятия и разработка    ассортиментной матрицы…………………………………………….…………16

2.1 Общая характеристика  предприятия «Строительные материалы»………16

2.2 Разработка ассортиментной  матрицы …………………………………..….21

2.3 Исследование ассортимента  торгового предприятия………………….….22

3. Совершенствование предприятия  «Строительные материалы»………..….26

3.1 Мероприятия по улучшению  ассортимента и привлечению клиентов..…26

3.2 Внедрение мероприятий  направленных на улучшение ассортимента          и привлечение клиентов……………………………………………………...….27

Заключение…………………………………………………………………….…29

Список используемой литературы…………………………………………..….30

Приложение А……………………………………………………………………32

Приложение Б……………………………………………………………………42

Приложение В……………………………………………………………………45

Приложение Г……………………………………………………………………49

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В торговой деятельности одной  из главных проблем является привлечение  и удержание клиентов, для этого на предприятии должен быть разработан оптимальный ассортимент.  Небольшим предприятиям для удержания своих позиций на рынке необходима оптимизация ассортимента, для этой цели создается ассортиментная матрица, проводятся различные анализы ассортимента.

Целью курсовой работы является разработка ассортиментной матрицы торгового розничного предприятия, а также анализ ассортимента. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть сущность ассортимента

-  изучить основные методы анализа торгового ассортимента

- разработать ассортиментную  матрицу торгового предприятия  «Строительные материалы».

Объектом исследования курсовой работы  является ИП Л.В. Соловьева магазин «Строительные материалы».

Предметом исследования является товарный ассортимент магазина «Строительные материалы».

Основным методом исследования стал ABC- анализ и XYZ- анализ.

Структура курсовой работы.  Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников, приложения. Содержит схемы  и рисунки.

В первой главе: «Формирование ассортиментной матрицы в розничной торговле» рассмотрен процесс формирования ассортиментной матрицы, также рассмотрены главные показатели ассортимента ( широта, глубина, гармоничность) .

Во второй главе: «Анализ ассортимента торгового предприятия и разработка ассортиментной матрицы»  исследуется ассортимент торгового предприятия, отражена характеристика магазина «Строительные материалы», а также  разработана ассортиментная матрица  для рассматриваемого предприятия.

В третьей главе: «Совершенствование ассортимента торгового предприятия» рассмотрены возможные пути улучшения ассортимента и предложены мероприятия для устранения проблем связанных с ассортиментом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Формирование ассортиментной  матрицы в розничной торговле

1.1 Технология создания ассортиментной матрицы 

В литературе отсутствует  единое мнение по определению понятия «ассортиментная матрица». С учетом накопленных представлений и опыта о процессах, связанных с управлением товарным ассортиментом, можно дать следующее определение понятии «ассортиментная матрица» - это полный перечень всех товарных позиций (своеобразный номенклатурный перечень), утвержденных для продажи в конкретном магазине на определенный период времени с учетом требований ассортиментной политики компании и особенностей формата и расположения магазина [4,c.288]. 

Созданием ассортиментной матрицы занимаются сотрудники отделов закупки, продаж, маркетинга, если же на предприятии налажена система категорийного менеджмента, то этим занимаются категорийные менеджеры.  

На практике существуют различные подходы  создания ассортиментных матриц. Каждая компания разрабатывает свои алгоритмы построения ассортиментной матрицы, на рисунке 1.1 представлены основные стадии формирования ассортиментной матрицы.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не существует единого стандарта  по составу и структуре для ассортиментной матрицы. Состав и структура каждой зависит от многих факторов, в первую очередь от задач, решаемых с помощью этой матрицы, формата торгового подразделения, системы управления товарным ассортиментом и т.д [1].

Каждая матрица может быть модифицирована в соответствии с запросами конечных пользователей, а также с учетом основных факторов, влияющих на процесс формирования ассортимента. Факторы которые влияют на формирование ассортимента отражены на рисунке 1.2.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.2 -  Факторы, влияющие на процесс формирования ассортимента

 

 

 Необходимо определить те товарные категории, которые потенциально могут входить в состав ассортиментной матрицы. Также нужно понять, кто является потенциальным покупателем, понять алгоритм принятия решения потребителем при выборе продукта. Исходя из этой информации определяется будет ли ассортимент отечественного или зарубежного производства, должны ли быть в ассортименте только последние модели товаров, товары с каким сочетанием показателей цена/качество должны доминировать в ассортиментной матрице, какой вспомогательный ассортимент товаров должен обязательно присутствовать и т.д.[2]

Как правило, ассортимент  можно разделить на три ценовых коридора: Эконом, массмаркет, премиум.

Таблица 1.1 – «Ценовые коридоры»

эконом

Продукция невысокого качества по низкой цене

массмаркет

Средний уровень качества и демократичность цены

премиум

Качественная продукция  по высокой цене


 

Разница между интервалами  ценовых коридоров должна быть значима. Однако при делении ассортимента необходимо учитывать не только саму стоимость продукта, но также стоимость дополнительных услуг и товаров, стоимость эксплуатации товара [1].

Итогом данной стадии должен стать документ, в котором будет указано, в каких ценовых диапазонах работает торговое подразделение, а также соотношение этих диапазонов для каждой товарной категории. Например, для рассматриваемого предприятия это соотношение может составить 30/60/10 (эконом/масс/премиум). Определение артикулов, которые будут входить в ассортиментную матрицу.

 Самый длительный этап т.к. необходимо на основании принципов установленных на предыдущих этапах сформировать ассортимент, состоящий в некоторых случаях из десятков тысяч артикулов. В системе категорийного управления, этим занимаются категорийные менеджеры. Каждый менеджер в итоге составляет ассортиментную матрицу своей категории, которые вместе составят ассортиментную матрицу  предприятия.[10, с.692]

Итогом всей проведенной  работы является ассортиментная матрица.  Пример ассортиментной матрицы приведен на рисунке 1.3

Рис. 1.3 – Фрагмент ассортиментной матрицы

Создание ассортиментной матрицы является важным пунктом  для предприятий, которые стремятся  привлечь и удержать как можно  больше клиентов. Это позволяет улучшить  ассортимент:  исключить плохо продаваемые продукты и добавить в ассортимент продукты, которые приносят значительный доход.

1.2 Методы анализа ассортимента розничного предприятия

Важнейшей из предпосылок  обеспечения конкурентоспособности  компании является эффективное управление товарным ассортиментом. Быстрое изменение  потребностей покупателей и ситуации на рынке требует тщательного  анализа товарного ассортимента. Ассортимент — это перечень продаваемой в магазине продукции, составляемый по видам, типам, сортам, размерам и торговым маркам. Ассортимент характеризуется такими показателями как: широта ,глубина, насыщенность и гармоничность [4, с.288]

Классический анализ ассортимента – анализ ассортиментной матрицы (является обязательным элементом ассортиментной политики торгового предприятия. Не только широта ассортиментной матрицы, ее стабильность, но и ее высокая подвижность – признаки правильной и верной стратегии компании и ценностей всех брендов, представленных в ассортименте предприятия)



 Наиболее распространенными методами анализа товарного ассортимента в настоящее время являются АВС-анализ, XYZ-анализ (рис. 1.4)


 


Рассмотрим подробнее  перечисленные методы:

ABC-анализ — это метод, который  позволяет классифицировать ресурсы фирмы по степени их важности. Этот анализ является методом рационализации и может применяться в сфере деятельности любого предприятия. В основе АВС-анализа лежит принцип Парето (принцип заключается в том, что 20 % всех товаров дают 80 % оборота). По отношению к ABC-анализу правило Парето может прозвучать так: надёжный контроль 20 % позиций позволяет на 80 % контролировать систему, будь то запасы комплектующих или сырья, либо продуктовый ряд предприятия и т. п.

ABC-анализ — анализ товарных запасов путём деления на три категории

Таблица 1.2 – Категории АВС-анализа

А

наиболее ценные

20 %  ассортимента

80 % продаж

В

промежуточные

30 %  ассортимента

15 % продаж

С

наименее ценные

50 %  ассортимента

5 % продаж


 

ABC-анализ — это ранжирование ассортимента по разным параметрам. Таким образом можно ранжировать и поставщиков, и складские запасы, и покупателей, и длительные периоды продаж — всё, что имеет достаточное количество статистических данных. Результатом АВС анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат.

АВС-анализ основывается на принципе дисбаланса, при проведении которого строится график зависимости совокупного эффекта от количества элементов. Такой график называется кривой Парето, кривой Лоренца или ABC-кривой. По результатам анализа ассортиментные позиции ранжируются и группируются в зависимости от размера их вклада в совокупный эффект. В итоге проведения ABC – анализа выделяется три группы товаров и проводится анализ [2].

Второй метод анализа  ассортимента - XYZ-анализ. Он позволяет произвести классификацию ресурсов компании в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности в течение определенного временного цикла. При проведении XYZ – анализа, также как и в ABC – анализе выделяется три категории ( таблица

Таблица 1.3 – Категории XYZ-анализа

Категория

Определение

X

ресурсы характеризуются  стабильной величиной потребления, незначительными колебаниями в  их расходе и высокой точностью  прогноза. 50% ассортимента

Y

ресурсы характеризуются  известными тенденциями определения  потребности в них (например, сезонными  колебаниями) и средними возможностями  их прогнозирования.

30% ассортимента

Z

потребление ресурсов нерегулярно, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая.20% ассортимента


 

Преимущества методов  АВС- и XYZ-анализа - простота, точность и наглядность, возможность автоматизации. Недостатками обоих методов является то, что  они не позволяют обеспечить правильность выводов при построении сложного, слабо структурированного товарного ассортимента. Можно проводить ABC- и XYZ-анализы раздельно, но это не дает полной картины, поэтому рекомендуется использовать эти анализы в комплексе, с целью выявить сильные и слабые товары, стабильность продаж, и ключевые для компании продукты. ABC-XYZ-анализ позволяет разбить данные по продажам на 9 групп в зависимости от вклада в выручку компании (АВС) и регулярности покупок (XYZ). Такая классификация упрощает работу при планировании и формировании ассортимента.

Информация о работе Разработка ассортиментной матрицы розничного торгового предприятия