Разработка ассортиментной матрицы розничного торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 09:09, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка ассортиментной матрицы торгового розничного предприятия, а также анализ ассортимента. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность ассортимента
- изучить основные методы анализа торгового ассортимента
- разработать ассортиментную матрицу торгового предприятия «Строительные материалы».
Объектом исследования курсовой работы является ИП Л.В. Соловьева магазин «Строительные материалы».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Формирование ассортиментной матрицы в розничной торговле…………....5
1.1 Технология создания ассортиментной матрицы…………………………....5
1.2 Методы анализа ассортимента розничного предприятия…………………..8
1.3 Анализ хозяйственной деятельности предприятия……………………….14
2 Анализ ассортимента торгового предприятия и разработка ассортиментной матрицы…………………………………………….…………16
2.1 Общая характеристика предприятия «Строительные материалы»………16
2.2 Разработка ассортиментной матрицы …………………………………..….21
2.3 Исследование ассортимента торгового предприятия………………….….22
3. Совершенствование предприятия «Строительные материалы»………..….26
3.1 Мероприятия по улучшению ассортимента и привлечению клиентов..…26
3.2 Внедрение мероприятий направленных на улучшение ассортимента и привлечение клиентов……………………………………………………...….27
Заключение…………………………………………………………………….…29
Список используемой литературы…………………………………………..….30

Файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 181.75 Кб (Скачать файл)

Таблица 1.3 – ABC-XYZ-анализ

Группа

Х

У

Z

А

Товары групп АХ и ВХ отличаются высоким товарооборотом и стабильностью. Необходимо обеспечить их постоянное наличие, но для этого не нужно  создавать избыточный страховой  запас. Раход товаров этих групп стабилен и хорошо прогнозируется.

Товары групп AY  и BY при высоком товарообороте имеют недостаточную стабильность расхода, и чтобы обеспечить постоянное наличие, нужно увеличить страховой запас.

Товары групп AZ BZ при высоком товарообороте отличаются низкой прогнозируемостью расхода. Попытка обеспечить гарантированное наличие всех товаров данных групп только за счет избыточного страхового товарного запаса приведет к тому, что средний товарный запас значительно увеличится.

В

С

Для товаров группы СХ можно использовать систему заказов с постоянной переодичностью

По товарам группы СY можно использовать систему заказов с постоянной суммой

В групп товаров СZ попадают все новые товары, товары непостоянного спроса, поставляемые под


 

Продолжение таблицы 1.3 - ABC-XYZ-анализ

 

 и снизить страховой товарный  запас.

(объемом) заказа, но при этом  формировать страховой запас,  исходя из имеющихся у компании  финансовых возможностей.

 заказ и т.п.  Часть из  них можно выводить из ассортимента, а другую часть нужно регулярно  контролировать, так как именно  из товаров этой группы возникают  неликвидные или труднореализуемые  запасы


 

Чтобы изучать ассортимент  нужно определить рентабельность предприятия :

Рентабельность = прибыль/товарооборот*100

Определив рентабельность, следует начать анализ ассортимента.

Для анализа нужно определить такие показатели, как широта и  глубина, найти коэффициент новизны  и устойчивости

Широта ассортимента — определенное количество различных продуктовых линий (товарных категорий), которое предлагается рынку, количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп. Широта ассортимента - количество групп и подгрупп товаров, включенных в ассортимент магазина. Широта ассортимента определяется количеством товарных групп и оценивается коэффициентом широты:

Кш = Гф / Гн

Где: Гф — количество групп товаров на момент определения, ед.;  
Гн — общее количество групп товаров, ед.;

Глубина ассортимента  характеризуется коэффициентом глубины. Он рассчитывается  как отношение фактического количества разновидностей в момент проверки к количеству разновидностей товаров, предусмотренных утвержденным ассортиментным перечнем:

Кг = Гф / Гб

Где: Гф - (глубина фактическая) - кол-во товарных разновидностей одной группы, имеющихся в магазине;

Гб - (глубина базовая) - кол-во товарных разновидностей одной группы, представленных в ассортиментном перечне.

Наряду с широтой и  глубиной важным показателем является коэффициент новизны. Новизна ассортимента – способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Причинами, побуждающими обновлять ассортимент, являются:

-замена товаров, морально  устаревших, не пользующихся спросом;

-разработка новых товаров  улучшенного качества;

-создание конкурентных  преимуществ организации;

-удовлетворение потребностей  широкого круга потребителей.

Кн = Н /Пд

Где: Кн – коэффициент новизны;

Н – количество новых  моделей товара, поступивших в  продажу за определенный период времени;

Пд – действительная полнота ассортимента.

Также можно рассчитать коэффициент  устойчивости.  Устойчивость ассортимента - способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары.

Коэффициент устойчивости (стабильности) ассортимента рассчитывается по формуле:

Ку = У/Шд

Где , Ку – коэффициент устойчивости;

У – (показатель устойчивости) число марок товаров пользующихся устойчивым спросом.

Шд – действительная широта ассортимента.

Коэффициент устойчивости ассортимента, как правило, определяется за конкретный период. Установлено, что оптимальный коэффициент устойчивости ассортимента должен выражаться следующими значениями: для универмагов — 0,80; для специализированных магазинов — 0,75.

Предложенные методы анализа  помогают выявить проблемы на предприятии  связанные с ассортиментом. Проведя  анализ ассортимента, можно найти  пути решения проблем. 

1.3 Анализ хозяйственной  деятельности предприятия

Анализ (от греческого слова  analyzis) буквально означает расчленение, разделение изучаемого объекта на составляющие части (элементы, факторы), внутренне присущие этому объекту и изучение каждого их них необходимой части целого. 
В более широком, научном понимании, анализ хозяйственной деятельности представляет собой процесс исследования, связанного со всесторонним изучением хозяйственных процессов в их взаимосвязи и взаимозависимости под воздействием экономических законов в конкретных условиях хозяйствования; с научным обоснованием формирования и выполнения бизнес-планов прогнозов; оценкой результативности деятельности, выявлением и измерением влияния действия факторов на достигнутые и прогнозные результаты; тенденция развития субъекта; обоснованием оптимальных управленческих решений относительно как текущего состояния объекта, так и перспектив его развития [5, с.536].

Основная цель проведения анализа хозяйственной деятельности — повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов. В процессе достижения этой цели решаются следующие задачи: оценка результатов работы за прошедшие периоды; разработка процедур оперативного контроля за производственной деятельностью; определение экономической эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов; выработка мер по предупреждению негативных явлений в деятельности предприятия; разработка обоснованных планов и нормативов; прогнозирование результатов хозяйственной деятельности.

Изучение экономических  явлений должно проводиться не изолированно, а во взаимосвязи друг с другом. Анализ следует проводить постоянно через заранее определенные промежутки времени. Затраты, связанные с проведением анализа, должны быть существенно меньше того экономического эффекта, который будет получен в результате его проведения[6, с.192].

Финансово-хозяйственная  деятельность предприятия — это непрерывный процесс привлечения разного рода ресурсов для получения некоторого финансового результата[6, с.192].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ ассортимента торгового предприятия и разработка ассортиментной матрицы

2.1 Общая характеристика предприятия «Строительные материалы»

Наименование: ИП Соловьева  Л.В. магазин «Строительные материалы»

Адрес: г. Омск, Ипподромная, 27

Вид деятельности: розничная  продажа строительных материалов

На рынке данная организация  около 40 лет, изначально она являлась ЗАО «ХозМебельСтройСервис», затем произошла переорганизация в  ЗАО «ХозМебельСтройТорг». ИП Соловьева взяла в аренду помещение предприятия.

Рис. 2.1 – Организационная структура  предприятия

Площадь помещения предприятия  составляет 340 кв. м. (торговый зал-290 кв.м. ,помещения не предназначенные для обслуживания-50 кв. м.)

Экономическая характеристика: продажа товара в розницу по наличному  и безналичному расчету. Товарооборот предприятия зависит от сезона, в  период с марта по ноябрь продажи  возрастают,  и составляет 400т.р.- 600 т.р.  в месяц. Валовой доход  в месяц составляет  220т.р. . В расходы предприятия  входит заработная плата, налоги(в пенсионный фонд, НДФЛ,УСНО, в фонд социального страхования), аренда помещения, аренда транспортных средств, услуги банка, хоз. расходы .

Для более глубокого изучения данного предприятия необходимо провести SWOT и PEST анализ, составить  торговый баланс, рассмотреть количество и динамику товарных позиций и т.д.- это поможет найти проблемы и слабые места предприятия.  Для начала нужно провести SWOT –анализ, чтобы определить слабые и сильные стороны, а также возможности и угрозы.

Таблица 2.1 – SWOT-анализ

Возможности

Угрозы

1.Хорошие отношения с  фирмами-конкурентами

2.Возможность расширить  ассортимент продукции для удовлетворения  запросов потребителей в более  широком диапазоне

1.Конкуренция;

2.Повышение закупочных  цен;

3.Трудности доставки товаров;

Сильные стороны

Слабые стороны

1.Умеренные цены;

2.Широкий ассортимент;

3.Высокое качество продукции;

4.Дополнительные услуги

5.Скидки

6.Торговля сопутствующими  товарами

7.Хорошие отношения с  поставщиками.

8.Проверенные и надежные  поставщики

1.Отсутствие маркетинговой  службы

2.Неудобное расположение  предприятия


 

Проведя SWOT-анализ можно сделать вывод, что, несмотря на широкий ассортимент и высокое качество товара, существует угроза повышения закупочных цен. У исследуемого предприятия имеется множество конкурентов, т.к  оно находится на территории «Хитрого рынка», где много магазинов стройматериалов, для привлечения клиентов существует система скидок, достаточно низкие цены, а также осуществляется продажа сопутствующих товаров.

Далее необходимо выявить  политические, экономические, социальные и технологические аспекты внешней  среды, которые влияют на предприятие.

Таблица 2.2 – PEST-анализ

Политические 

Экономические

1.Лояльность местных властей

2.Изменение законодательства  в области налогообложения

 

1.Повышение цен поставщиков

2.Затраты предприятия

3.Уровень инфляции

4.Общие проблемы налогообложения

5.Сезонность 

6.Платежеспособный спрос  населения

Социальные 

Технологические

1.Потребительские предпочтения

2.Нехватка квалифицированных  кадров на предприятии

1.Новые товары


 

Исходя из PEST- анализа можно понять, что предприятие зависит от законодательства в области налогообложения, также существенное влияние оказывают поставщики, повышая цены. Предприятие реализует строительные материалы, поэтому продажа товара зависит от времени года, в период с марта по ноябрь она возрастает.

Далее нужно рассмотреть  торговый баланс.

Таблица 2.3 - Торговый баланс

Год

Запасы на начало (руб.)

Поступление

Реализация

Запасы на конец


 

Продолжение таблицы 2.3 – Торговый баланс

2010

1840456

300764

281342

1859878

2011

1859878

412389

440578

1831689

2012

1831689

623970

983456

1472203


 

Вывод: в 2012 году было реализовано большее количество товара по сравнению с другими годами, но в этом году осталось меньше запасов на конец отчетного периода, чем в предыдущие периоды. В 2010 году было реализовано меньше товара, чем в 2011 и 2012 годах.

Также следует провести анализ динамики товарных позиций, для того чтобы определить оптимальное количество товарных позиций для данного  предприятия.

Таблица 2.4 - Динамика количества товарных позиций

Год

Кол-во товарных позиций

Абсолютный прирост(Ц)

Абсолютный прирост(Б)

Темп роста(Ц) (%)

Темп роста(Б) (%)

2010

509

-

-

100

100

2011

586

77

77

108,34

108,34

2012

623

37

114

103,7

112,35


 

Оптимальное количество ассортиментных позиций 623 SKU.

Анализ количества товарных позиций показал, что на начало анализируемого периода количество ассортимента было меньше нормативного показателя для предприятия на 2010 год. В 2011 году ситуация с ассортиментом улучшилась, так как разрыв с нормативным показателем уменьшился на 37 SKU. Положительная динамика проявляется с 2011 года, в котором количество товарных позиций по сравнению с 2010 годом увеличилось на 8,3 %. Прирост 2012 года ( на 12,6 % по сравнению с 2010 годом) позволил довести количество товарных позиций до норматива.

Информация о работе Разработка ассортиментной матрицы розничного торгового предприятия