Розничная торговля в потребительской кооперации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 09:00, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время актуальной становится проблема разработки стратегии деятельности потребительской кооперации, которая смогла бы обеспечить адаптацию системы к условиям рынка и дальнейшее ее стабильное развитие. Разработке стратегии предшествует анализ системы, определяется ее внутренний потенциал, рассматриваются условия функционирования внешней среды.
В соответствии с принципами кооперативного движения целью потребительской кооперации является удовлетворение спроса своих пайщиков на товары и услуги.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Актуальные проблемы организации потребительской кооперации по формированию спроса населения……………………………………………….4
2.Проблемы развития коммерческой деятельности в розничной торговле при удовлетворении спроса населения…………………………………………….10
3.Пути совершенствования развития прогрессивных форм и методов розничной торговли, направленных на удовлетворение спроса населения...13
Заключение……………………………………………………………………...29
Библиографический список……………………………………………………31

Файлы: 1 файл

АПК.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Актуальные проблемы организации потребительской кооперации по формированию спроса населения……………………………………………….4

2.Проблемы развития коммерческой деятельности в розничной торговле при удовлетворении спроса населения…………………………………………….10

3.Пути совершенствования развития прогрессивных форм и методов розничной торговли, направленных на удовлетворение спроса населения...13

Заключение……………………………………………………………………...29

Библиографический список……………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Розничная торговля потребительской  кооперации, осуществляемая через магазины, павильоны, в том числе расположенные  на рынках, и киоски, расположенные  в магазинах.

В процессе коммерциализации российской экономики особую значимость приобретает такая важная форма реализации товаров как, розничная торговля. Розничная торговля - это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли. Коммерческая работа по продажи в розничных торговых предприятиях в отличие от оптовых предприятий имеет свои особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции. Торговое обслуживание населения предполагает наличие специально устроенных и оборудованных помещений, приспособленных для наилучшего обслуживания покупателей, подбора и формирования торгового ассортимента и возможности его оперативного изменения в соответствии с изменившимся спросом населения, постоянного изучения и учета потребительских запросов покупателей, умения предложить и продать товар каждому конкретному человеку. Цель работы – определить актуальные проблемы розничной торговли потребительской кооперации по удовлетворению спроса обслуживаемого населения. Задачи работы – рассмотреть актуальные проблемы организации потребительской кооперации по формированию спроса населения, изучить проблемы развития коммерческой деятельности в розничной торговле при удовлетворении спроса населения, определить пути совершенствования развития прогрессивных форм и методов розничной торговли, направленных на удовлетворение спроса населения.

1. Актуальные проблемы организации потребительской кооперации по формированию спроса населения

Правильная организация  коммерческой работы в рамках розничной  торговли способствует росту товарооборота, достаточно полному удовлетворению совокупного спроса населения и получению коммерческого успеха.

Среди новых методов  продажи, включающих совокупность приемов  и способов реализации товаров, на первый план выступают самообслуживание, обслуживание через прилавок, по образцам с открытой выкладкой и по предварительным заказам. Процесс торговли, то есть процесс купли-продажи товаров является функцией торгового предприятия, которое осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета. Розничные торговые предприятия в условиях функционирования рыночной экономики представляют собой самостоятельное звено торговлей и сферой услуг. Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и временем приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора и широкого ассортимента, недалеко от места работы и жилья в удобном и нужном количестве.

Рассматривая рыночную экономику, следует учитывать ее непосредственную связь с процессами обращения, то есть с торговлей, с  деятельностью многообразных форм собственности и хозяйствования, к которым относится и потребительская кооперация. Функционирование рыночной экономики осуществляется через рынок, изучение которого позволяет обеспечивать эффективное ведение хозяйства. Эффективность же, в свою очередь, может определяться скоростью обращения товарной массы, для чего необходимо изучать факторы: сколько, что и для кого производить. Отметим, что индикатором определения товародвижения и потребления является торговля. В данной сфере решаются вопросы специализации торговли, формирования товарного ассортимента, развиваются различные формы реализации товаров. Торговля занимается процессами распределения и перераспределения подавляющего большинства товаров.

Переход к рыночной экономике  неразрывно связан с созданием современной  конкурентоспособной торговой системы, сориентированной на рынок и коммерческую деятельность, нацеленной на раскрепощение экономической инициативы, использование различных форм товарного обращения. Рыночные отношения предъявляют требования к развитию приемлемых форм торговой системы. В настоящий период наиболее ответственный момент - формирование субъекта рынка. Таким субъектом является система потребительской кооперации.

Решающим этапом практического  реформирования экономики является создание цивилизованного рыночного  хозяйства, сориентированного на социальные цели. Становление рыночных отношений, развитие предпринимательской деятельности наталкивается на социальные и экономические противоречия. Большинство рыночных структур коммерциализируется. Их основная цель – удовлетворение спроса населения. В этих условиях потребительская кооперация остается некоммерческой структурой и ставит социальные задачи по защите интересов своих членов посредством нейтрализации или смягчения негативных тенденций в сфере обращения.

Потребительская кооперация предназначена задумываться о нуждах населения, организовывать торговлю товарами первой необходимости, торговать в глубинных населенных пунктах. С одной стороны, потребительская кооперация призвана выполнять социальные задачи потребителя, с другой - рыночные условия заставляют потребительскую кооперацию развивать предпринимательскую деятельность. Для развития потребительской кооперации в условиях рыночной экономики и возможности по выполнению социальных функций необходимо соблюдение основного требования рыночных отношений: они должны развиваться в правовой среде, которая регламентирует деятельность всех хозяйствующих субъектов.

Потребительскую кооперацию отличают демократизм и рыночная экономическая природа. Она всегда отличалась от других систем определенной хозяйственной самостоятельностью, исходя из своих интересов шла на хозяйственный риск и отвечала за свои обязательства, ориентировалась на получение необходимых доходов, то есть обладала всеми признаками, присущими предпринимательству. В настоящее время потребительские общества и райпотребсоюзы действуют на основе полной самоокупаемости и самофинансирования, осуществляют свою деятельность через собственные предприятия. Многие из них функционируют на принципах полной хозяйственной самостоятельности, самоуправления, материальной заинтересованности и ответственности. Кооперативные предприятия являются юридическими лицами, наделены основным капиталом и оборотными средствами, самостоятельно заключают хозяйственные договоры, составляют бухгалтерские балансы, имеют счета в банках, пользуются кредитами. Бесспорно и то, что в условиях рыночной экономики потребительская кооперация должна стремиться к получению прибыли и удовлетворению спроса населения. Прибыль необходима для достижения цели потребительских союзов - улучшения обслуживания членов потребительских обществ.

В связи с вышеизложенным появляется настоятельная необходимость  совершенствования управления объектами  потребительской кооперации с учетом особенностей данной системы, ее задачами и перспективами дальнейшего развития. Потребительские общества получили практическое воплощение во многих европейских странах и сегодня продолжают свою деятельность. Возможность функционирования системы потребительской кооперации в условиях становления рынка в нашей республике повышает актуальность проблемы эффективного управления данной системой. Категория эффективности присуща всем экономическим системам. В общем виде она может быть представлена как соотношение между результатом хозяйственной деятельности предприятий потребительской кооперации (эффектом их хозяйственной деятельности) и затратами (издержками обращения).

В настоящее время  перед потребительской кооперацией  стоит задача сохранить созданную  систему, не разориться, создать основы будущего существования и добиться эффективности хозяйствования. Изменяющаяся экономическая ситуация в стране и республике обусловила реформирование потребительской кооперации. Процесс реформирования представляет сложный и многогранный комплекс мероприятий. Как составную часть реформирования кооперативных организаций можно рассматривать коммерциализацию их деятельности.

Условия хозяйствования потребительской кооперации определяют преимущественно экономическую  направленность процесса коммерциализации в данной системе. Здесь не возникает проблемы смены собственности, а задача состоит в переводе предприятий на рыночные методы хозяйствования. Получение максимума прибыли предприятиями потребительской кооперации при минимуме издержек обращения и достижение уровня рентабельности, обеспечивающего текущую и перспективную деятельность потребительских обществ и их союзов, предопределяют использование такого метода, как коммерческий расчет. Как категория рыночной экономики он представляет собой метод ведения хозяйства, заключающийся в соизмерении в денежной форме затрат (издержек обращения) и результатов деятельности потребительских обществ, их союзов, а также отдельных предприятий потребительской кооперации. Необходимо отметить, что коммерческий расчет базируется на рыночных элементах: частной собственности, свободе предпринимательства, личном интересе, конкуренции, свободном ценообразовании. Реализацию этих принципов можно рассматривать с позиции переоценки всех сторон деятельности потребительского общества (отдельного торгового предприятия) с целью оптимизации издержек обращения и получения максимальной прибыли.

Начнем с того, что  торговые надбавки должны обеспечивать приемлемую рентабельность предприятий  и должны быть дифференцированы по отдельным товарам и товарным группам с учетом их издержкоемкости. При установлении торговых надбавок целесообразно исходить из потребительского спроса и покупательской способности населения. Проблема состоит в получении информации об издержкоемкости отдельных товаров, так как в действующем сегодня учете и отчетности такая информация не формируется и может быть получена только расчетным путем. Отметим, что раньше как доминирующий фактор роста доходов рассматривалось расширение объема деятельности для торговых предприятий - увеличение товарооборота. Сегодня можно говорить о первоочередной задаче оптимизации затрат предприятий потребительской кооперации, установлении большей справедливости системы издержек торговых предприятий при формировании розничных цен. Система ценообразования изменилась. Торговые надбавки предприятия устанавливают самостоятельно. Требования коммерческого расчета обуславливают необходимость точного экономического обоснования торговых надбавок.

Рост издержек обращения  и снижение рентабельности в торговле вызывает и такая причина, как  рост ставок банковского кредита. Тактика кредитования, обусловленная требованиями коммерческого расчета, заключается в поиске сравнительно дешевых кредитов, наиболее выгодном их вложении, сокращении сроков реализации товаров, продукции, услуг. Наиболее надежный способ избавления от банковской зависимости - увеличение собственных финансовых средств, что, в свою очередь, связано с максимализацией прибыли от хозяйственной деятельности. В этой связи необходимо критически оценить структуру собственных средств потребительской кооперации, соотношение основных и оборотных средств. Собственные средства потребительской кооперации возрастали, но они были направлены большей частью на пополнение основных, а не оборотных средств. Имея давние традиции работы на принципах хозяйственного расчета и самофинансирования, потребительская кооперация не утратила устойчивости своего финансового состояния, но в условиях перехода к рыночным отношениям положение может коренным образом измениться. Это связано и с тем, что в течение многих лет организации потребительской кооперации направляли собственные средства на развитие материально-технической базы, ограничивая их долю в обороте в среднем 10-15 %. Это значительно ухудшило стартовые условия деятельности потребительской кооперации при переходе к рынку.

Положение обостряется  и в связи с кризисными потерями от бесхозяйственности. Сложившаяся  ситуация во многом отражает низкий уровень  хозяйственного руководства, ослабление расчетной и платежной дисциплины, неумение использовать предоставленную  первичным хозрасчетным звеньям самостоятельность. Все это свидетельствует о том, что организации потребительской кооперации в период перехода к рыночной экономике оказались в сложном положении. Предстоит коренным образом перестроить свою работу с тем, чтобы в условиях рыночных отношений ее экономический и социальный потенциал давал должную отдачу.

Первая модель соответствует  первому типу мотивации («преодоление дефицита»). Цель закупки заключается  в преодолении «состояния нехватки». Процедура закупки характеризуется следующими особенностями:

При малом количестве финансовых ресурсов сравнение товаров  идет только по ценовому фактору. Возможен такой случай, что товары поставщика с высокой единичной полезностью  вообще не войдут в закупку.

При достаточных финансовых ресурсах закупаются товары с возможно большей единичной полезностью, но при обязательном удовлетворении текущего уровня спроса. Возможен такой случай, когда товары поставщика с высокой единичной полезностью будут закупаться не в полном объеме.

Информация о работе Розничная торговля в потребительской кооперации