Розничная торговля в потребительской кооперации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 09:00, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время актуальной становится проблема разработки стратегии деятельности потребительской кооперации, которая смогла бы обеспечить адаптацию системы к условиям рынка и дальнейшее ее стабильное развитие. Разработке стратегии предшествует анализ системы, определяется ее внутренний потенциал, рассматриваются условия функционирования внешней среды.
В соответствии с принципами кооперативного движения целью потребительской кооперации является удовлетворение спроса своих пайщиков на товары и услуги.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Актуальные проблемы организации потребительской кооперации по формированию спроса населения……………………………………………….4
2.Проблемы развития коммерческой деятельности в розничной торговле при удовлетворении спроса населения…………………………………………….10
3.Пути совершенствования развития прогрессивных форм и методов розничной торговли, направленных на удовлетворение спроса населения...13
Заключение……………………………………………………………………...29
Библиографический список……………………………………………………31

Файлы: 1 файл

АПК.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

2) низкий уровень ответственности  руководителей перед предприятием  и работниками за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности.

Несмотря на наличие  в правовых и законодательных  актах ряда положений, позволяющих  работникам (пайщикам) контролировать деятельность предприятия, реальный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности между собственниками н управляющими еще не отлажен; отсутствие достоверной информации о финансово экономическом положении предприятия для собственников, акционеров, пайщиков, потенциальных инвесторов и кредиторов, а также для органов исполнительной власти. Подчиненность системы бухгалтерского учета целям налогообложения реформирует реальную картину финансово-экономического состояния предприятия. Действующая система бухгалтерского учета приводит к исполнению соотношения расходов и доходов предприятия: обложению налогами фиктивной прибыли, возникающей при продаже продукции ниже себестоимости; она лишает предприятия права самостоятельной классификации расходов на капитальные и текущие затраты, на текущие затраты и расходы будущих периодов. Недостаточный объем достоверной экономической и маркетинговой информации затрудняет принятие управленческих решений на уровне предприятия и определение степени риска при принятии договорных обязательств. Для устранения отмеченных негативных тенденций необходимо сконцентрировать внимание на обеспечении эффективного развития предприятия как основного структурного элемента системы потребительской кооперации. Для этого необходимо как изменение среды функционирования предприятия, так и стимулирования внутренних преобразований на предприятиях потребительской кооперации. В условиях экономического спада платежного кризиса система потребительской кооперации неспособна самостоятельно реформироваться без государственной поддержки.

Приоритетными задачами реформы предприятий и всей системы  потребительской кооперации являются:

• обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;

• защита прав акционеров;

• четкое разграничение ответственности участников (учредителей) и управляющих, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале АО;

• обеспечение учредителей, акционеров, участников, инвесторов, кредиторов достоверной информацией о финансово-экономическом положении предприятий;

• создание эффективного механизма управления предприятием.

Для реализации поэтапного стимулирования государством перехода предприятий ПК на рыночные принципы функционирования необходимо:

1) определить требования (оценочные критерии), предъявляемые  к реформируемому предприятию,  включая:

• ведение реестра  акционеров;

• наличие бизнес-планов на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

• отсутствие текущей  задолженности по уплате налогов;

• снижение не денежных форм расчетов;

2) разработать комплекс  мер по стимулированию выполнения  предприятиями предъявляемых требований;

3) создать условия  для реформирования предприятий,  имея в виду значительное увеличение  УК для обеспечения гарантий  удовлетворения возможных требований кредиторов:

• повышение ответственности  руководителей предприятия за сокрытие от участников (соучредителей), акционеров информации:

организация подготовки и переподготовки руководителей  и специалистов предприятий;

4) способствовать улучшению экономического положения предприятий, повышению конкурентоспособности их продукции, стимулированию инвестиционной деятельности на основе мер, предусматривающих:

изменение амортизационной  политики в части обеспечения  свободного выбора методов амортизационной политики (использование ускоренной амортизации, нелинейных методов амортизации, в т.ч. метода уменьшающегося остатка с применением удвоенных амортизационных норм, метода суммы лет, специальной первоначальной амортизационной скидки), упрощение и укрупнение норм амортизации:

• организовать переподготовку по специально разработанным программам обучения бухгалтеров, экономистов  предприятий.

Одним из важных преимуществ  потребительской кооперации считается  возможность ее выступление на п/е  в качестве целостной системы, способной закупать крупные партии товаров и тем самым влиять на качество, ассортимент и, что особенно важно, на уровень цен. Но для этого нужно иметь сильное оптовое звено. Целесообразно создать для осуществления транспортно-складских операций специальную компанию (НО), учредителями которой выступят кооперативные организации потребительской кооперации. Основной бизнес - идея этой партнерской коммерческой организации закупка, складирование и распределение товаров на условиях, выгодных организациям-учредителям. Использование специальных компьютерных систем, отслеживающих наличие товаров в торговой сети, позволит в автоматическом режиме пополнять магазин товарами в необходимом ассортименте.

В сфере торговли рекомендуются  нижеперечисленные мероприятия:

• анализ рынка (объем  доходов населения; динамика состава, перспектива развития инфраструктуры района деятельности предприятий ПК);

• принципиально новое  торговое оборудование, в т.ч. изготовленное  отечественными производителями (кассовые терминалы, складской учет);

• внедрение АСУ т/движением (программа «1:С Предприятие») «Торговля  и склад»;

• прямая прибыльность каждого  товара;

• дополнительные услуги населению (в т.ч. нетрадиционные)

Нетрадиционные услуги:

• организация торговли медикаментами и лекарственными препаратами;

• выдача пенсий пенсионерам - (акционерам) из выручки сельских магазинов;

• работа магазинов на основе терминалов и магнитных карточек для привлечения покупателей;

• бонусы, зависящие от объема покупок;

• займы у населения, акционеров для предприятий потребительской  кооперации.

В производстве необходимы следующие меры:

• источники сырья  и сбыта;

• стимулирование развития подсобных хозяйств;

• рациональное использование  тары и упаковки;

• цен по утилизации тары;

• центр по производству упаковки.

Переход к рыночной экономике  требует серьезного финансового  оздоровления всех звеньев и отраслей кооперативного хозяйства. В наибольшей мере это касается сельских потребительских обществ и основной сферы их деятельности - торговли. Неотъемлемой частью коммерческого расчета в потребительской кооперации является режим экономии, который заключается в рациональном расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Важной проблемой для финансового оздоровления торговой деятельности сельских потребительских обществ является оптимизация объемов и состава издержек обращения.

Учитывая, что потребительская  кооперация по своей природе, целям и принципам деятельности призвана защищать интересы потребителя и ей непозволительно покрывать свои издержки за счет «кармана» покупателя, необходимо лучше работать, опираясь на научные подходы, эквивалентный обмен и договорные отношения с государством, искать новые нетрадиционные формы и методы хозяйствования, повышать экономическую компетентность кадров, сочетая ее с коммерческой инициативой пайщиков. Руководителям и специалистам организаций и предприятий приходится в действующих условиях практически заново переосмысливать природу кооперативных средств и капиталов, характер собственности потребительской кооперации, формы и условия кредитования. Предстоит научиться по-новому составлять планы хозяйственной деятельности, используя весь научный потенциал и исходя не из прошлого опыта, а из новых задач и новой обстановки как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Все это ставит кооператоров в непривычные условия: не надеяться на готовые управленческие решения и финансовую поддержку «сверху», а самим научиться хорошо и быстро разбираться в экономической обстановке.

В настоящее время, когда  потребность в средствах для  бесперебойного финансирования хозяйственной  деятельности возрастает, когда поставлена задача перевода экономики на интенсивный  путь развития и ликвидации всякого рода потерь от бесхозяйственности, поиск более глубоких резервов приобретает первостепенное значение. Это, в свою очередь, повышает значение совершенствования управления системой потребительской кооперации и ее отдельными объектами.

Предприятие потребительской  кооперации может успешно функционировать, если оно готово к конкурентной борьбе за потребителя и способно предложить ему высококачественный конкурентоспособный  товар. Чтобы завоевать и сохранить  превосходство на рынке, недостаточно просто предложить товар, но и необходимо обладать эффективно функционирующей системой сбыта. Для длительной успешной работы предприятия необходимо разрабатывать собственную стратегию в области управления конкурентоспособностью. При этом следует учесть экономическое состояние рынка района, региона, сегментацию рынка, расчетный уровень цен, ожидаемый уровень конкуренции, перспективные рынки.

Конкурентоспособность - это многоаспектная категория, включающая ряд взаимосвязанных и взаимообуславливающих  элементов - информационный, управленческий, маркетинговый, финансовый потенциал и т.п. Достижение приоритетов по каждому из этих направлений обеспечивает бесспорное преимущество предприятия в конкурентной борьбе. Для предприятий ПК такой суммарный эффект в ближайшее время маловероятен в силу множества объективных и субъективных причин. В связи с этим важна концентрация сил на достижении стратегических, наиболее важных преимуществах системы, а также использование новых способов конкуренции. Имеющиеся конкурентные преимущества (разветвленная материально-техническая база, опытные кадры, сложившиеся хозяйственные связи, возможность совершенствования сервисного обслуживания) реализуются не в полной мере.

Конкурентоспособность предприятия - реализация его детально проработанной экономической стратегии. Она предполагает эффективное достижение целей экономическими методами и средствами. В условиях рынка каждое предприятие разрабатывает свою экономическую стратегию. Отправной точкой служит определение стратегической цели хозяйствования. Стратегической целью и основной линией развития предприятий ПК должно стать, на наш взгляд, достижение финансовой устойчивости. То есть на данном этапе развития системы ПК приоритетным аспектом должен стать финансовый, так как достаточность реального собственного капитала, обеспеченность собственными оборотными средствами и безубыточность обеспечивают и могут обеспечить возможность решения всех других вопросов в жизнедеятельности системы, в том числе решение социальных задач, внедрение эффективного маркетинга, развитие инвестиций.

Основные аспекты стратегии  потребительской кооперации:

• диверсификация деятельности, в т.ч. за счет освоения новых, приоритетных видов деятельности;

• качественная оценка конъюнктуры  регионального рынка;

• перепрофилирование мощностей;

• активный маркетинг;

• комплексная автоматизация  всех отраслей деятельности в потребительской  кооперации;

• информационное обеспечение;

• использование преимуществ  кредитной, финансовой, налоговой политики.

Для того чтобы достичь  стратегических целей, предприятиям необходимо выработать определенные правила и приемы их достижения, а именно:

1. Исследование рынков  потенциальных товаров и услуг  и выбор стратегических зон  хозяйствования (сегментация, вторжение  на смежные или ранее захваченные);

2. Формирование ассортимента;

3. Создание собственной  сбытовой сети;

4. Взаимодействие с  рынками факторов производства, ценных бумаг, валюты, обеспечивающих  поддержание стратегического потенциала  предприятия;

5. Формирование эффективной  ценовой политики;

6. предотвращение банкротства.

Конкуренция создает  стимулы для:

1. Снижения себестоимости  издержек и потребительских цен;

2. Обеспечение более  высокого уровня качества и  надежности производимых товаров  и более полного удовлетворения  спроса;

3. Открытие новых потребностей и способов их удовлетворения для создания новых типов продуктов.

По мере реализации реформ развитие конкурентной среды перейдет в активную стадию, в связи с  чем эффективность деятельности предприятий ПК всецело будет  зависеть от реализации мер по усилению конкурентоспособности.

Одним из направлений  повышения конкурентоспособности  предприятий потребительской кооперации, на мой взгляд, является привлечение  иностранных инвестиций и создание совместных предприятий. Сам факт притока  инвестиций можно рассматривать как исходный пункт для движения вперед. Одно из направлений сотрудничества - создание сети совместных предприятий с участием иностранного капитала. Заинтересованность при этом очевидна - это внедрение новых технологий производства, передовой опыт, насыщение рынка товарами на основе взаимного интереса. Совместные предприятия будут реализовывать основной принцип деятельности - все заработанные средства вкладывать в развитие производства и заготовку продовольственного сырья в местных хозяйствах, общепите и т.д.

Информация о работе Розничная торговля в потребительской кооперации