Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 09:00, курсовая работа
В настоящее время актуальной становится проблема разработки стратегии деятельности потребительской кооперации, которая смогла бы обеспечить адаптацию системы к условиям рынка и дальнейшее ее стабильное развитие. Разработке стратегии предшествует анализ системы, определяется ее внутренний потенциал, рассматриваются условия функционирования внешней среды.
В соответствии с принципами кооперативного движения целью потребительской кооперации является удовлетворение спроса своих пайщиков на товары и услуги.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Актуальные проблемы организации потребительской кооперации по формированию спроса населения……………………………………………….4
2.Проблемы развития коммерческой деятельности в розничной торговле при удовлетворении спроса населения…………………………………………….10
3.Пути совершенствования развития прогрессивных форм и методов розничной торговли, направленных на удовлетворение спроса населения...13
Заключение……………………………………………………………………...29
Библиографический список……………………………………………………31
2. Проблемы развития коммерческой деятельности в розничной торговле при удовлетворении спроса населения
Торговля сегодня отражает основные противоречия и проблемы экономики. Наблюдающееся благополучие потребительского рынка товаров и услуг не вполне отражают истинное положение.
В потребительской кооперации за последние годы произошли значительные изменения. Они обусловлены, в первую очередь, ростом реальных располагаемых доходов населения, подъемом реального сектора экономики. Положительная тенденция стабильного роста оборота розничной торговли, возникшая в 1999 году, в последующее время значительно укрепилась. Уже в 2000 году он увеличился в товарной массе на 8,9 %, в первом квартале на 12 по отношению к соответствующему периоду предыдущего года. Положительная динамика оборота розничной торговли характерна для федеральных округов и для подавляющего большинства регионов страны.
Немаловажным фактором развития сферы торговли явилось совершенствование форм торгового обслуживания на основе укрупнения предприятий розничной торговли и постепенное преобразование отрасли в современную индустрию сервиса. Именно это обстоятельство обусловило формирование оборота розничной торговли за счет продажи товаров организованными предприятиями торговли, применяющими цивилизованные формы торговли обслуживания населения. За первое полугодие 2001 года оборот розничной торговли торгующих организаций возрос на 13 пунктов. В это время как рост продажи товаров на рынках составил только 3%. Неплохим показателем улучшения положения граждан страны стал рост продажи непродовольственных товаров: в первом полугодии текущего года удельный вес непродовольственных товаров в структуре оборота розничной торговли составил 53,5%.
Насыщение розничной торговли потребительскими товарами в начале девяностых годов было достигнуто за счет импортной продукции, их доля в товарных ресурсах в 1994-1995 годах составляла более 52%. В 2000 году этот показатель сократился до 31%, при этом насыщенность пищевкусовой промышленности возросло на 9,6%, мясомолочной - на 7,3, текстильной - на 5,7, швейной - на 13,3% в сравнении с аналогичным периодом 2000 года.
В стране много делается для поддержки наименее защищенных слоев населения: увеличиваются пенсионные выплаты, поднят уровень минимальной заработной платы, принимаются меры по оказанию адресной поддержке малообеспеченных граждан. Не стоят в стороне и торгующие организации, создающие совместно с местными органами исполнительной власти льготные условия при обслуживании указанных категорий населения. К таким предприятиям следует отнести магазины и предприятия общественного питания, рассчитанные на малообеспеченных граждан. Эти предприятия, построенные за собственный счет, уже работают и отвечают принципам торговли по сниженным ценам. Магазины «Ветеран», столовые «социального питания», имеющиеся во многих регионах страны, частные магазины, так же принимают участие в этой работе.
В 1994 году была приватизирована основная масса предприятий торговли. Бурно развивалась сеть палаток, ларьков, киосков, появились так называемые мелкооптовые рынки. В розничную торговлю хлынул поток случайных, не подготовленных ни в профессиональном, ни в правовом аспектах людей. Прошли года и начали появляться прекрасные магазины, торговые сети, к руководству которых пришли уже специалисты, соответствующим стал подбор работников в эти структуры. На наш взгляд, подобным положительным переменам способствовали и уже работающие на российском потребительском рынке зарубежные операторы.
Фальсифицированная, некачественная, опасная продукция на прилавках магазинов, рынков - наша постоянная боль. Появление на потребительском рынке такой продукции совпало с бурным ростом количества мелких оптовиков - посредников. Сейчас количество товаров в сфере торговли контролируется, в основном, на конечной стадии - в розничной торговле. Результаты удручают. Осуществлять процесс проверки у оптовиков органы Госторгинспекции не в состоянии по причине отсутствия у многих из них реального товара.
3.Пути совершенствования развития прогрессивных форм и методов розничной торговли, направленных на удовлетворение спроса населения
Розничная торговля, осуществляемая через магазины - деятельность, связанная с использование традиционных магазинов.
Универмаги. Универмагами называются торговые предприятия, предлагающие широкий и глубокий ассортимент товаров, предоставляющие высокий уровень обслуживания.
Универмаг состоит из отделений продающих мужскую, женскую и детскую одежду и аксессуары, домашние украшения и мебель, игрушки и бытовую технику, кухонные принадлежности и всякие мелочи. На долю женской одежды обычно приходиться более половины всех продаж, поэтому женское отделение подразделяется на отделы по размерам (для стройны и полных), назначению (спортивная одежда, деловые костюмы, вечерние платья), стилям жизни (консервативный, традиционный, модный), или возрастам (подростки, взрослые).
Каждому отделу отводится специальное место, оснащенное своим кассовым терминалом для учета продаж. В любом отделе есть работники, готовые помочь покупателю в выборе товара. Универмаги зачастую напоминают множество небольших специализированных магазинов, собранных в одном месте.
Для развлечения покупателей, в
универмагах часто организуют специальные
представления товаров. В некоторых
магазинах такие выставки-
Магазин низких цен. Магазин, торгующий со скидками – это розничный торговец, предлагающий широкий выбор товаров общего профиля, узкий ассортимент, ограниченный выбор услуг. Такие магазины стараются привлечь внимание покупателей с низким и средним уровнем дохода. Как правило, они предлагают общенациональные марки, в меньшей степени, чем универмаги, ориентируются на модные товары.
Магазины низких цен имеют возможность взимать меньшую плату за свои товары, так как они предоставляют ограниченный набор услуг, располагаются в местах относительно невысокой платы, да и атмосфера внутри таких магазинов поистине спартанская, основной упор в этих магазинах делается на самообслуживание. Покупатели сами выбирают товары, кладут их в тележки, и везут их к кассам. Продавцы или помощники есть только в тех отделах, где их присутствие совершенно необходимо – там, где производится печать фотографий, продается электронная техника и ювелирные изделия.
И универмаги, и магазины низких цен содержат примерно одинаковое количество товарных единиц, однако последние предлагают менее глубокий ассортимент. По сравнению с универмагами, они обычно предлагают меньше различных марок, размеров и т.д. в каждой товарной категории. Можно также выделить категории товаров, которые продаются только в магазинах, торгующих со скидками, но не в универмагах: инструменты, автомобильные запчасти и принадлежности, спортивный инвентарь, товары для садоводов.
Специализированные магазины. Традиционный специализированный магазин концентрируется на небольшом количестве товарной категории и предоставляет высокий уровень сервиса. Площадь такого магазина не превышает 900 квадратных метров. В отличие от универмагов и магазинов низких цен, специализированные магазины специализируются на узком сегменте рынка. Не отличаясь разнообразием, они славятся глубоким ассортиментом, разобраться в котором помогут высококвалифицированные работники. Именно глубина ассортимента, внимание, добросердечное отношение продавцов и привлекают внимание покупателей.
В июле 2002 года по сравнению с соответствующим
периодом 2001 года наиболее высокие темпы
роста промышленного производства среди
основных отраслей промышленности наблюдались
в машиностроении-
Специалисты ЦМЭИ ЮНИКОН отмечают, что прирост производства в машиностроении и металлообработке был обеспечен в первую очередь такими подотраслями, как машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов (на 35,6% в июле 2002 года относительно июля 2001 года), а также промышленность средств связи (в 2,2 раза). В данных подотраслях отмечается значительный рост выпуска бытовых холодильников и морозильников, стиральных машин и телевизоров. Стимулом для расширения производства явился рост платежеспособного спроса населения в силу увеличения реальной заработной платы на протяжении последних месяцев.
Во всех основных подотраслях пищевой промышленности в июле 2002 года относительно июля 2001 года отмечен значительный прирост производства: в пищевкусовой промышленности на 10,6%, мясной и молочной промышленности на 12,4%, рыбной промышленности на 7,4%. Также как и в машиностроении и металлообработке, это было связано с ростом платежеспособного спроса населения.
В то же время, по данным ГТК России, в июле 2002 года относительно июля 2001 года в импорте продовольственных товаров из стран дальнего зарубежья закупки мяса и субпродуктов выросли в 1,6 раза, молочных продуктов в 1,5 раза, растительного масла в 1,3 раза, алкогольной и безалкогольной продукции на 18,1%. Тем самым, в настоящее время у отечественных товаропроизводителей существуют значительные резервы для импортозамещения.
Не смогли воспользоваться увеличением потребительского спроса предприятия легкой промышленности, темп роста производства в которой составил только 103,7% (в июле 2002 года относительно июля 2001 года), что ниже общепромышленного уровня. В результате растущий спрос населения был удовлетворен благодаря закупке импортных товаров. Так, по данным ГТК России, в июле 2002 года относительно июля 2001 года поставки текстильной одежды из стран дальнего зарубежья увеличились в 2,8 раза, обуви в 1,3 раза.
По мнению специалистов ЦМЭИ ЮНИКОН, в июле 2002 года прирост промышленного производства был связан, в том числе, с увеличением спроса населения на продовольственные товары и бытовую технику. Во многом это определялось политикой правительства, направленной на рост доходов населения посредством увеличения заработной платы бюджетникам и пенсий. В результате значительная часть населения стала приобретать больше относительно дешевой российской бытовой техники и электроники.
Рассматривая рыночную экономику, следует учитывать ее непосредственную связь с процессами обращения, то есть с торговлей, с деятельностью многообразных форм собственности и хозяйствования, к которым относится и потребительская кооперация.
Функционирование рыночной экономики осуществляется через рынок, изучение которого позволяет обеспечивать эффективное ведение хозяйства. Эффективность же, в свою очередь, может определяться скоростью обращения товарной массы, для чего необходимо изучать факторы: сколько, что и для кого производить.
Отметим, что индикатором определения товародвижения и потребления является торговля. В данной сфере решаются вопросы специализации торговли, формирования товарного ассортимента, развиваются различные формы реализации товаров. Торговля занимается процессами распределения и перераспределения подавляющего большинства товаров. Переход к рыночной экономике неразрывно связан с созданием современной конкурентоспособной торговой системы, сориентированной на рынок и коммерческую деятельность, нацеленной на раскрепощение экономической инициативы, использование различных форм товарного обращения. Рыночные отношения предъявляют требования к развитию приемлемых форм торговой системы. В настоящий период наиболее ответственный момент - формирование субъекта рынка. Таким субъектом является система потребительской кооперации.
Решающим этапом практического
реформирования экономики является
создание цивилизованного рыночного
хозяйства, сориентированного на социальные
цели. Становление рыночных отношений,
развитие предпринимательской
Под реформой предприятий потребительской кооперации понимается изменение принципов действия коммерческих организаций, направленных на их реструктуризацию, способствующую улучшению управления предприятиями, повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой и реализуемой продукции, производительности труда, снижения издержек, улучшению финансово-экономических результатов деятельности, а также мер по государственной поддержке указанных изменений.
Одним из основных препятствий на пути к экономическому росту потребительской кооперации становится медленный процесс преобразований на уровне предприятий.
К числу наиболее характерных для настоящего времени проблем, препятствующих их эффективному функционированию в сложившихся рыночных отношениях, следует отнести:
1) неэффективность системы управления предприятием, обусловленную:
• отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб средне- и долгосрочным;
• недостаточным знанием конъюнктуры рынка;
• неэффективностью финансового менеджмента и управления издержками производства;
• низким уровнем квалификации менеджеров и персонала, отсутствием трудовой мотивации работников;
Информация о работе Розничная торговля в потребительской кооперации