Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 12:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Товароведение".
93 Нормативно-правовая база валютного контроля при перемещении через таможенную границу стран таможенного союза товаров по внешнеэкономическим договорам (сделкам). Нормативно-правовая база механизма валютного контроля в сфере внешнеэкономической деятельности - это федеральные законы, подзаконные акты, международные договоры Российской Федерации. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".Инструкции Банка России, посвященные валютному контролю за экспортируемыми и импортируемыми товарами. Положение "Об осуществлении контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации", утвержденное ФТС России 11 апреля 1997 г. № 01-23/6678, МВЭС России 9 апреля 1997 г. № 10-83/1335, ВЭК России 2 апреля 1997 г. № 07-26/768. Нормативные правовые акты ФТС России, касающиеся особенностей технологий валютного контроля. Приказ ФТС России от 3 декабря 2003 г. № 1377 "О представлении паспорта сделки при декларировании и выпуске товаров". Приказ ФТС России от 28 ноября 2002 г. № 1265 "Об осуществлении таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в счет исполнения внешнеэкономических договоров, предусматривающих товарообменные операции" Приказ ФТС России от 28 ноября 2003 г. № 1356 "О действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров".
94 Уголовные преступления в таможенном деле в РФ. Роль и место УК РФ в системе Таможенного права в РФ. В соответствии со ст. 112 и ст. 117 УПК Российской Федерации таможенные органы могут возбуждать уголовные дела и проводить дознание по делам о контрабанде, нарушениях таможенного законодательства РФ, уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 188 и ст. 194 УК РФ), а также по делам о незаконном экспорте товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружений и военной техники, о невозвращении на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с действующим законодательством (ст. 188 УК РФ), касающимся таможенного дела. Уголовные дела по этим, как и по другим статьям Уголовного Кодекса РФ согласно требованиям ст. 108 УПК РФ могут быть возбуждены только при наличии поводов и оснований для возбуждения дела. Поводами могут быть заявления и письма граждан, сообщения профсоюзных и других общественных организаций, сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, статьи, заметки и письма, опубликованные в печати, явка с повинной или непосредственное обнаружение органом дознания признаков преступления. Таможенные органы могут возбуждать уголовные дела только в том случае, если имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления. Статья 188 УК РФ (Контрабанда), то есть перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, -наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет. Перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров или культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием, -наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового. Деяния, совершенное.б) должностным лицом с использованием своего служебного положения;в) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, -наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового. Деяния, совершенные организованной группой, -наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
95Административная ответственность за нарушение таможенного права. Роль и место КоАП в системе Таможенного права РФЛицо, совершившее административное правонарушение на таможенной территории таможенного союза, подлежит привлечению к административной ответственности по законодательству той стороны, на территории которой выявлено административное правонарушение. В соответствии с российским законодательством нарушением таможенных правил признается противоправное действие либо бездействие лица, посягающее на порядок перемещения, таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими. За эти деяния законодательством предусматривается ответственность. Иностранные лица несут ответственность за нарушение таможенных правил на общих основаниях с российскими лицами. Обстоятельствами, смягчающими ответственность за нарушение таможенных правил, признаются: 1) активное способствование разрешению дела;2) добровольное устранение вредных последствий правонарушения;3) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; 4) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;5) совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года. Должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, рассматривающее дело о нарушении таможенных правил, может признать смягчающими ответственность и другие обстоятельства. Обстоятельствами, отягчающими ответственность за нарушение таможенных правил, признаются:1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование должностного лица таможенного органа Российской Федерации прекратить его;2) повторное в течение года совершение нарушения таможенных правил;3) совершение нарушения таможенных правил лицом, ранее совершившим контрабанду или иное преступление, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации;4) вовлечение несовершеннолетнего в совершение нарушения таможенных правил;5) совершение нарушения таможенных правил группой лиц;6) совершение нарушения таможенных правил в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;7) совершение нарушения таможенных правил в состоянии опьянения. Должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, рассматривающее дело о нарушении таможенных правил, в зависимости от характера правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим ответственность. При малозначительности совершенного нарушения таможенных правил должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, рассматривающее дело, может освободить правонарушителя от ответственности и ограничиться устным замечанием. За совершение нарушений таможенных правил налагаются следующие виды взысканий:1) предупреждение;2)
96 Ответственность за нарушение валютного законодательства в процессе таможенных правоотношений. Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. В ст. 193 УК РФ установлена уголовная ответственность руководителя организаций, невозвратившего в крупном размере средства в иностранной валюте, подлежащие зачислению на счета в уполномоченных банках в России (сумма превышает 30 млн рублей). В КоАП РФ-статья 15.25 - Нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования- осуществление незаконных валютных операций, нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ. Невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а равно нарушение установленного порядка обязательной продажи части валютной выручки , Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся за переданные нерезидентам товары, невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ денежных средств, несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям и т.д. Особенностью ответственности за нарушения валютного законодательства является то, что если объектом валютного правонарушения являются одновременно и общественные отношения, регулируемые таможенным законодательством, т.е. валютное правонарушение одновременно нарушает таможенные правила либо посягает на нормальную деятельность таможенных органов России, то ответственность наступает в соответствии с таможенным законодательством. Ответственность за нарушения валютного законодательства регламентируется, частично в Законе РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”, частично в иных источниках (ТК ТС, Указах Президента РФ, ведомственных актах Банка России). Общая ответственность предусмотрена в Законе РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” и распространяется на всех субъектов валютных правоотношений: резидентов, включая уполномоченные банки, и нерезидентов. Специальная ответственность устанавливается применительно к отдельным субъектам, например, ответственность экспортеров за незачисление валютной выручки на счета уполномоченных банков на территории РФ. Особым подвидом специальной ответственности является ответственность уполномоченных банков как агентов валютного контроля.
97 Ответственность за нарушение таможенного законодательства РФ. В соответствии с российским законодательством нарушением таможенных правил признается противоправное действие либо бездействие лица, посягающее на порядок перемещения, таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими. За эти деяния законодательством предусматривается ответственность. Иностранные лица несут ответственность за нарушение таможенных правил на общих основаниях с российскими лицами. Обстоятельствами, смягчающими ответственность за нарушение таможенных правил, признаются: 1) активное способствование разрешению дела;2) добровольное устранение вредных последствий правонарушения;3) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; 4) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;5) совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года. Должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, рассматривающее дело о нарушении таможенных правил, может признать смягчающими ответственность и другие обстоятельства.Обстоятельствам
98Функции и действия уполномоченного должностного лица таможенного органа на этапе валютного контроля. Вправе1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Распределение компетенции при осуществлении валютного контроля производится между следующими таможенными органами (в лице их структурных подразделений): таможенным постом (отделом таможенного оформления и таможенного контроля (далее - ОТОиТК) при его наличии в структуре таможенного поста), а также акцизным таможенным постом (ОТОиТК при его наличии в структуре акцизного таможенного поста); таможней (ОТОиТК, отдел таможенной стоимости и валютного контроля (далее - ОТСиВК)), а также таможней центрального подчинения (ОТОиТК, ОТСиВК); региональным таможенным управлением - РТУ (ОТСиВК); ГТК РФ (Управление валютного контроля - УВК). Должностные лица подразделений таможенных органов при выполнении функций валютного контроля на этапе таможенного оформления товаров, а также последующего контроля за соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности требований действующего валютного и таможенного законодательства обязаны: осуществлять валютный контроль в пределах своей компетенции в соответствии с установленным порядком; выполнять решения вышестоящих таможенных органов по вопросам осуществления валютного контроля, а также связанного с ним таможенного оформления товаров; обеспечивать своевременное и должного качества информационное взаимодействие с ГТК РФ в целях организации валютного контроля; осуществлять контроль за соблюдением таможенного и валютного законодательства в процессе целевых проверок внешнеторговых операций участников ВЭД. Решения по вопросам осуществления валютного контроля, принятые ОТСиВК таможенных органов в пределах их компетенции, являются обязательными для других подразделений данного таможенного органа и для подчиненных таможенных органов.
99 Цель и механизм контроля за исполнением внешнеторговых сделок. Целью контроля является1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг; 2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;3) единство таможенной территории Российской Федерации; 4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);5) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации; 6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;8) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;9) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;10) обеспечение обороны страны и безопасности государства; 11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности; 12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности; 13) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" используется как механизм. Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия РФ и субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов РФ. Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также к отношениям, непосредственно связанным с такой деятельностью. Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области, связанной с вывозом из Российской Федерации и ввозом в Российскую Федерацию, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, с разработкой и производством продукции военного назначения, а также особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, устанавливаются международными договорами Российской Федерации, федеральными законами о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами и об экспортном контроле.
100 Бартерные сделки. Контроль исполнения внешнеторговых бартерных сделок. Необходимость контроля за осуществлением бартерных сделок вызвана рядом причин. Занимая большой удельный вес во внешнеторговом обороте страны, бартерные сделки российских предприятий с иностранными партнерами имеют неэффективную для нашей страны товарную структуру. По бартеру из России вывозятся в основном сырьевые товары, цветные и черные металлы, древесина, энергоносители, продукция химической промышленности, причем часто в ущерб потребностям внутреннего рынка в этих товарах, а ввозятся в основном продовольствие, легковые автомобили, устаревшая продукция машиностроения, товары текстильной промышленности. Такая структура подрывает отечественное производство. Кроме того, не соблюдается эквивалентность (равноценность) обмена при заключении бартерных сделок из-за занижения цен на вывозимую продукцию и завышения на ввозимые товары. А это фактически означает утечку валюты из страны. В связи со сказанным потребовались меры по государственному регулированию бартерных операций. С этой целью 18 августа 1996 г. подписан Указ Президента РФ N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок". Как следует из Указа, под внешнеторговыми бартерными сделками понимаются сделки, совершаемые при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами, результатами интеллектуальной собственности, работами, услугами. Сделки, предусматривающие при их осуществлении использование денежных или иных платежных средств, к бартерным не относятся. Порядок осуществления контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета устанавливается Правительством Российской Федерации. В настоящее время основным нормативным правовым актом, регулирующим бартерные операции во внешнеэкономической сфере, является Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности.» В целях организации контроля и учета бартерных сделок российские лица обязаны по каждому бартерному договору оформить в Министерстве внешних экономических связей и торговли Российской Федерации либо в уполномоченных им органах паспорт бартерной сделки, содержащий необходимые сведения о договоре, изложенные в установленной форме. При совершении бартерных сделок экспорт товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности может быть осуществлен только после оформления Паспорта. ФТС РФ обеспечивает: контроль за выполнением российскими лицами требований нормативных актов в области регулирования бартерных сделок в целях обеспечения ввоза на территорию Российской Федерации в установленные сроки товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортируемым товарам при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля; - автоматизированный учет и контроль бартерных сделок на основе Паспортов и информации таможенных органов Российской Федерации о перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров в счет исполнения бартерных сделок; - проведение проверок таможенными органами Российской Федерации предполагаемых фактов неисполнения российскими лицами установленных требований и применение мер воздействия; - осуществление информационного обмена с ВЭК России и МВЭС России.