Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 22:52, курсовая работа
В процессе коммерциализации российской экономики особую значи-мость приобретает такая важная форма реализации товаров как, розничная торговля. Розничная торговля – это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли. Коммерческая работа по продаже в розничных торговых предприятиях в отличии от оптовых предприятий имеет свои особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ…………………………………….....5
2. ФОРМЫ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ……………………………………….....8
3. КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ…………………………………………………………………………....14
3.1. Изучение и прогнозирование покупательского спроса…………....16
3.2. Формирование оптимального ассортимента…………………….…18
3.3. Приемы стимулирования сбыта……………………………………..24
3.4. Рекламно-информационная деятельность розничного торгового предприятия……………………………………………………………………...26
4. МЕТОДЫ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ………………………….32
5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «СЕДЬМОЙ КОНТИНЕНТ»…………………………………………………...41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...48
ПРИЛОЖЕНИЕ
- продажа через торговые автоматы. Торговые автоматы удобны тем, что могут работать круглосуточно, без торгового персонала. Их устанавливают внутри магазина или вне него (на улицах, вокзалах, в кафе и т.д.). Предметом торговли обычно бывает определенный круг товаров повседневного спроса (напитки, бутерброды, сигареты, канцелярские принадлежности, открытки и др.).
II. Передвижная торговая сеть способствует приближению к покупателям и оперативному его обслуживанию.
Виды торговли:
- разносная с применением лотков и других несложных устройств;
- развозная с использованием автоматов, вагонолавок;
- прямая продажа на дому.
III. Посылочная торговля занимается обеспечением населения, предприятий, организаций книжной продукцией, канцтоварами, аудио- и видеозаписями, радио- и телеаппаратурой, лекарственными средствами, некоторой продукцией производственно-технического назначения (запасные части, инструмент, резино-технические изделия, подшипники и др.). Большое удобство для населения заключается в возможности приобретения товаров в кредит с рассрочкой платежа. В России эта форма торговли успела уже себя достаточно дискредитировать, несмотря на большие её размеры в ведущих капиталистических странах.
Электронная торговля получила достаточно широкое распространение за рубежом как новый вид безмагазинной торговли. При этой форме покупатель с помощью персональных компьютеров может выбрать по каталогам необходимую модель изделия и одновременно осуществить оплату выбранных товаров с использованием специальных кредитных карточек7.
Многообразные формы и методы розничной торговли не могут быть эффективными без качественного оказания комплекса дополнительных услуг, среди них выделяют три вида:
а) связанные с покупкой товаров, т. е. приём заказов, компетентные консультации, упаковка товаров и их доставка на дом;
б) услуги, оказываемые покупателям после приобретения товаров: установка и наладка сложных видов электронной техники (компьютеров, телефонов, музыкальных центров);
в) услуги, сопутствующие эффективной реализации товаров: благоприятная и уютная атмосфера с высокой культурой обслуживания; организация буфетов, кафе типа "бистро", комнат отдыха и детских комнат, камер хранения, стоянок для автомобилей, ремонтные мастерские и др.
Услуги могут быть платными и бесплатными, но все они реализуются в целях привлечения в магазины наибольшего количества покупателей.
В структуре розничной торговле учитывается ассортиментный признак8. Товары обычно объединяются в соответствующие группы по признаку производственного происхождения или потребительского назначения. В розничной торговле в связи с этим функционируют различные виды магазинов:
1) Специализированные магазины занимаются реализацией товаров одной конкретной группы (мебель, радиотовары, электротовары, одежда, молоко, хлебобулочные изделия и др.
2) Узкоспециализированные магазины продают товары, составляющие часть товарной группы (мужская одежда, рабочая одежда, шёлковые ткани и др.).
3) Комбинированные магазины осуществляют реализацию товаров нескольких групп, отражающих общность спроса или удовлетворяющих соответствующий круг потребителей (мото-вело-культтовары, книги и плакаты, хлебобулочные и кондитерские изделия, вино, фрукты, меха и др.).
4) Универсальные магазины продают товары многих товарных групп в специализированных секциях.
5) Смешанные магазины реализуют товары различных групп как продовольственных так и непродовольственных, не образуя специализированные секции.
Показателем, характеризующим объёмы и качество розничной торговли является товарооборот9. Розничный товарооборот - объём реализации товаров в денежном выражении. Он характеризует заключительный этап движения продукции из сферы обращения в сферу потребления, констатирует общественное признание стоимости и потребительской стоимости части общественного продукта в виде конкретных видов товаров; отражает пропорции между производством и потреблением, спросом и предложением, реализацией и денежным обращением, объёмом и структурой торговой сети, материальными и трудовыми ресурсами.
1. Макроструктура предусматривает общее, крупное деление товаров (народного потребления и производственно-технического назначения, продовольственные и непродовольственные).
2. Товарно-групповая структура отражает деление продукции по назначению, производственному происхождению (хлебобулочные изделия, одежда, обувь, мебель, лесоматериалы, резино-технические изделия и др.).
3. Товарно-ассортиментная структура учитывает соотношение отдельных видов продукции, входящих в определенную группу (одежда: мужская, женская, детская,; мебель: для жилья, служебных помещений, офисов, дачи и т. п.)
4. Микроструктура показывает удельный вес конкретной продукции в объёме реализации данного ассортимента (костюмы; пальто; спецодежда; обувь: зимняя, летняя, демисезонная; телевизоры: цветные, черно-белые, переносные и т. п.).
На структуру розничного товарооборота влияют социально-демографические, экономические факторы, климатические условия, национальные особенности региона10.
3 ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ.
Коммерческая работа по розничной продаже товаров складывается из следующих этапов:
- изучение и прогнозирование спроса на реализуемые в магазинах товары;
формирование оптимального ассортимента товаров в магазине;
- рекламно-информационная деятельность розничных торговых предприятий;
- выбор наиболее эффективных методов розничной продажи товаров;
- организация оказания торговых услуг покупателям.
Коммерческая работа по продаже товаров в розничных торговых предприятиях в отличие от оптовых предприятий имеет особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи.
Важным коммерческим условием успешной продажи товаров в розничной торговой сети является изучение и прогнозирование покупательского спроса населения. В отличие от оптовых предприятий, где эта работа направлена на изучение объема спроса по крупным территориальным образованиям, в розничной торговле - на определение ассортиментной структуры спроса.
Ассортиментную и внутригрупповую структуру спроса отражают данные о продаже и запасах товаров, а также сведения о неудовлетворенном спросе. Основные первичные данные о внутригрупповой структуре спроса можно получить только на розничных торговых предприятиях.
Организация сбора, обработки и анализа такой информации - сложная и трудоемкая задача. Это обусловлено тем, что во внутригрупповом ассортименте товаров каждого магазина насчитываются тысячи разновидностей. Учет движения такого огромного ассортимента возможен лишь с использованием современной компьютерной техники.
В небольших розничных торговых предприятиях могут использоваться неавтоматизированные методы учета внутригрупповой структуры реализованного спроса (данные о запасах и поступлении товаров, материалы инвентаризаций, учет продажи по товарным чекам и др.).
Наряду с учетом реализованного спроса в магазинах для изучения спроса организуется сбор информации по анализу товарных запасов, учету неудовлетворенного спроса и требований покупателей к качеству товаров.
Важным элементом коммерческой работы по сбыту является формирование оптимального ассортимента товаров в магазине. Установление оптимального ассортимента магазина находится в прямой зависимости от типа и специализации торгового предприятия.
В рыночных условиях ни одно торговое предприятие не может успешно осуществлять реализацию товаров без использования рекламы.
В розничной торговле для стимулирования сбыта должны использоваться различные виды рекламы - от самых простых (оформление оконных и внутри магазинных витрин, организация рекламных выставок товаров) до более сложных (печатная, радиотелевизионная и другие).
Выбор эффективных методов розничной продажи товаров - важнейший этап коммерческой работы розничных торговых предприятий. Эффективно организованная продажа товаров способствует росту товарооборота магазина, лучшему удовлетворению спроса населения и обеспечивает рентабельную работу предприятия.
Характер и структура операций по продаже товаров зависят прежде всего от ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи. В магазинах, применяющих различные методы продажи, содержание операций по продаже товаров существенно отличается. Под такими операциями понимают совокупность приемов и способов реализации товаров покупателям.
При этом выбор средств стимулирования должен базироваться и на таких факторах, как образ организации, издержки, требования участников каналов сбыта и конечных потребителей.
Установлением целей стимулирования занимаются управляющие коммерческим отделом с учетом мнений менеджеров торговых залов и торговых представителей предприятий-производителей.
Крайне важно, чтобы деятельность по стимулированию продаж была хорошо скоординирована с другими элементами коммерческой деятельности.
3.1 Изучение и прогнозирование покупательского спроса.
Как в оперативной маркетинговой деятельности,
так и в разработке стратегии маркетинга
на длительную перспективу предприятие,
занимающееся производством или продажей
товаров, ориентируется на потребности
рынка, т.е. в конечном счете на покупательский
спрос. Следовательно, прогноз спроса
- главная цель стратегического анализа.
Если в конъюнктурном анализе оценки состояния
или изменения спроса использовались
главным образом для характеристики степени
сбалансированности рынка, а также в качестве
предупреждающей информации, то в стратегическом
анализе оценки спроса и прогнозы его
дальнейшего развития рассматриваются
как основа плановых/стратегических моделей
перспектив сбыта/ продажи товаров и получения
прибыли. Естественно, прогнозы спроса
являются важнейшим критерием целесообразности
инвестиций в производство товаров.
Напомним, что спрос до момента обмена
товара на деньги существует лишь в представлении
потребителей, в виде идеи покупки товара,
подкрепленной сознательным или подсознательным
подсчетом обеспеченности своих потребностей
располагаемыми или ожидаемыми денежными
средствами. Этот сложный экономико-психологический
процесс находит свое завершение и воплощение
на рынке: покупатель спрашивает товар
и предлагает деньги, а продавец или отпускает
товар, принимая взамен деньги, или отказывает
по причине отсутствия товара (сделка
купли-продажи может не состояться и в
том случае, когда покупателя не устраивает
качество предлагаемого товара).
В результате возникают две экономические
категории: товарооборот (объем проданных/купленных
товаров) и неудовлетворенный спрос. Товарооборот
(продажа товаров потребителям) можно
рассматривать как удовлетворенный спрос.
Оценка неудовлетворенного спроса начинается
в ходе конъюнктурного анализа на основе
отчетов торговых корреспондентов. Причины,
по которым спрос не удовлетворен, выявляются
путем опросов потребителей. Соотношение
удовлетворенного и неудовлетворённого
спроса оценивается экспертным путем.
На рынке покупателя, где отсутствует
само понятие дефицита, размер неудовлетворенного
спроса обычно сводится к минимуму. Из
этого можно сделать очень важный для
стратегического анализа вывод: по данным
о товарообороте можно судить о закономерностях
спроса.
Источником информации о товарообороте
всей торговли являются статистическая
отчетность и другие данные статистических
органов. Параллельно каждое торговое
предприятие должно вести строгий учет
количества проданных товаров и в соответствии
с продажными ценами - учет продажи в стоимостных
единицах. В целях анализа полезно собрать
данные, отражающие влияние различных
факторов на спрос. Такую информацию, в
частности, как правило, содержат панели
потребителей или предпринимателей/менеджеров.
Определенную пользу могут принести опросы
руководителей предприятий, В ряде случаев
целесообразно прибегать к экспертным
исследованиям.
В стратегическом маркетинговом анализе
выдвигаются три основные задачи:
* определение долговременных (стратегических)
тенденций изменения покупательского
спроса/товарооборота;
* выявление и моделирование влияния комплекса
факторов на динамику покупательского
спроса/товарооборота;
* прогнозирование покупательского спроса.
Разработка стратегических трендовых
моделей имеет ряд особенностей. Во-первых,
должна быть обеспечена надежная долговременная
информационная база расчета; во-вторых,
необходимо исключить внутригодовые сезонные
и другие малые цикличные колебания, а
также нерегулярные колебания; в-третьих,
допускается осуществление экстраполяции,
которая при соблюдении определенных
правил может рассматриваться как предварительный
прогноз.
Выбор функции для трендовой модели обусловлен
характером динамического ряда, т.е. вектором
развития спроса, скоростью его развития
и колеблемостью эмпирических данных.
Однако в стратегическом анализе важно
не столько определить тенденцию спроса,
сколько оценить степень и характер влияния
тех факторов, которые обусловливают его
изменение.
3.2 Формирование оптимального ассортимента
Ассортимент товаров - совокупность видов товаров и разновидностей, объединенных по одному или нескольким признакам. Основными группировочными признаками являются производственный, сырьевой и потребительский. Различают промышленный и торговый ассортимент товаров. Торговый ассортимент включает в себя товары, выпускаемые многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары.
Также ассортимент предлагают рассматривать как, совокупность товаров (товарных запасов), предлагаемых в магазине к реализации, различая на практике основной и дополнительный ассортимент. К основному ассортименту относят товары, пользующиеся повышенным спросом. На его долю приходится основная часть объема продаж, и за счет этого главным образом образуется прибыль. Дополнительный ассортимент включает в себя товары, придающие завершенность основному ассортименту.
Ассортиментные группы подразделяются:
1) по местонахождению товаров:
- Промышленный ассортимент - ассортимент товаров, выпускаемых каким-либо промышленным предприятием или отраслью в целом. Отражает специализацию предприятия и служит основанием для заключения договоров поставки.
- Торговый ассортимент - перечень товаров, формируемых организацией с учётом спроса, материально- технической базы и специализации магазина. Формируется из промышленного.
2) по широте охвата товаров:
- Групповой ассортимент товаров - показывает перечень укрупненных товарных групп, составляющих номенклатуру товаров. Так, в продовольственном магазине могут продаваться гастрономические и бакалейные продукты, а в магазине спортивных товаров - летний и зимний спортивный инвентарь.
- Видовой ассортимент товаров - отражает наличие в группе товаров ряда видов. Например, в составе молочных продуктов могут быть представлены кефир, сливки, творог и т.п.
- Внутривидовой ассортимент товаров - представляет разновидности продукции. Так, творог может быть разной степени жирности, самовары - разной вместимости, обувь - разного фасона, ткани - разной расцветки и т.п. Внутривидовой ассортимент товаров может иметь разную глубину развития, детализации. В этом смысле можно говорить о степени сложности ассортимент. Например, лекарственные препараты, применяемые при определенном заболевании человека, могут быть представлены средствами для наружного или внутреннего употребления, в виде таблеток или жидкостей, иметь разную фасовку, упаковку и т.п.
- Простой - набор товаров представленный небольшим количеством групп видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребителей.