Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2015 в 10:33, курсовая работа
Главным объектом исследования является розничная торговля.
В данной курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
изучить основные проблемы и тенденции развития розничной торговли;
показать специфику и рассмотреть основные формы организации розничной торговли;
составить типологию предприятий розничной торговли и рассмотреть основные факторы, влияющие на формирование проводимой ими закупочной политики;
Введение ……………………………………………………………………
3
1.Типология торговых предприятий по продаже потребительских товаров ……………………………………………………………………..
1.1 Роль и значение розничной торговли в рыночных условиях……….
1.2 Классификация торговых предприятий по продаже потребительских товаров по различным основаниям …………………...
1.3 Оценка современного состояния сегмента розничной торговли в России и перспективы развития ………………………………………….
2. Типология и характеристика предприятия розничной торговли – магазина «Автомаг» ……………………………………………………….
2.1 Организационно – экономическая характеристика магазина «Автомаг»
2.2 Описание типологии магазина и его сравнительная характеристика с конкурентами ……………………………………………………………..
Заключение …………………………………………………………………
Список использованной литературы ………………
Кооператив создается розничной торговлей или потребителями. В первом случае независимые розничные торговцы располагают совместными закупочными и транспортными службами, складами, совместно ведут рекламу, планирование и осуществляют иные функции. Эти кооперативы развиваются как реакция на доминирование сетей над независимыми операторами. Они распространены среди винных, хозяйственных и бакалейных магазинов.
В потребительском кооперативе розничный магазин принадлежит его членам, которые вносят деньги, получают сертификаты о владении, выбирают должностных лиц.управляют деятельностью и делят прибыль или экономию. Цель здесь — более низкие цены для членов. Кооперативы наиболее распространены в торговле пищевыми продуктами, особенно зеленью. Однако на них приходится менее 1 % общего сбыта супермаркетов. Они не развивались, поскольку требуют большой инициативности, прибыль здесь низкая и опыт покупателей в розничной торговле недостаточен.
Классификации может идти по структуре стратегии розничной торговли. Она обычно представляет собой комбинацию часов работы, месторасположения, ассортимента, обслуживания, уровней цен и других аспектов розничной торговли. Как показано ниже, структуры стратегии розничной торговли могут существенно варьироваться.
Дежурный магазин обычно представляет собой хорошо расположенный магазин с ограниченным ассортиментом (главным образом продуктов питания) и с продолжительным временем работы. В Соединенных Штатах на них приходится 35 млрд. долл. ежегодного товарооборота, включая сбыт бензина, т. е.около 7 % продаж продуктов питания. Потребители используют эти магазины для покупок неожиданно понадобившихся им товаров, обычно в позднее время. Хлеб, молоко, мороженое, газеты и бензин — наиболее распространенные товары (на бензин приходится 40 % всех продаж).
Обычные универсамы — это продовольственные магазины с рядом отделов с минимальным ежегодным размером продаж в 2 млн.долл. Они возникли в 30-е годы, когда торговцы продуктами питания осознали, что масштабность деятельности позволит им сочетать большой объем сбыта, самообслуживание, низкие цены импульсивные покупки и покупки питания в одном месте. Распространение автомобилей и холодильников способствовало успеху супермаркетов, снизив расходы на транспорт и продлив «жизнь» скоропортящихся продуктов. На обычные универсамы приходится немногим менее 60 % общих продаж всех супермаркетов (которые составляют ежегодно более 200 млрд.долл.)
Супермагазин — это диверсифицированный супермаркет, в котором продается широкий ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров. Обычно в нем можно купить телевизоры, одежду, вина, хлебобулочные изделия, бытовые товары и т. д., помимо всего ассортимента товаров, продающихся в супермаркетах. Если обычный универсам занимает площадь в примерно 15—20 тыс. кв. футов (примерно 1,5—2 тыс.м^) с ежегодным оборотом в 5,3 млн. долл., то супермагазин использует по меньшей мере 30 тыс. кв. футов (примерно 3 тыс.м2), и его товарооборот составляет 13 млн. долл. На всего 4 тыс. супермагазинов приходится четверть продаж всех супермаркетов.
Ряд факторов порождает преобразование обычных универсамов в супермагазины: заинтересованность в совершении всех покупок в одном месте; прекращение роста сбыта продуктов питания в результате стабилизации населения; конкуренция со стороны ресторанов и закусочных быстрого обслуживания;
улучшение транспортных систем и большая относительная прибыльность непродовольственных товаров (более чем вдвое по сравнению с продуктами питания).
Специализированные магазины концентрируются на продаже какой-либо одной товарной группы, например высококачественной, бытовой электроники. Потребителям нравятся эти магазины, поскольку там они не сталкиваются с полками товаров, им не приходится искать то что им нужно, в нескольких отделах, они могут выбирать среди подобранного ассортимента и обычно избегать толп. Наиболее успешно такие магазины торгуют одеждой, деликатесами, бытовой техникой, игрушками, электроникой и спортивными товарамами.
Продажи специализированных магазинов превышают 60 млрд, долл. в год.
Магазины разнообразного ассортимента торгуют широким набором товаров по низким и средним ценам: канцелярскими принадлежностями, подарочными изделиями, предметами женского туалета, простыми бытовыми изделиями, игрушками, посудой. Объем продаж этих магазинов — около 7 млрд. долл. в год. В связи с ростом других видов розничной торговли эта категория магазинов сталкивается с трудностями.
В универмагах продаются широкий ассортимент одежды, постельное белье, мебель, домашние приспособления, бытовая техника, радио, телевизоры и работают по меньшей мере 25 человек. Они организованы в различные отделы для совершения закупок, продвижения, обслуживания и управления. Эти магазины располагают наибольшим ассортиментом в розничной торговле, предлагают ряд услуг для покупателей, продают наиболее модные изделия и доминируют над близрасположенными магазинами. Поскольку большинство из них — части торговых фирм.их имена хорошо известны, и они могут пользоваться различными формами массовой информации. Ежегодный объем продаж универмагов, включая сбыт через почтовые заказы, — более 130 млрд. долл.
Полноассортиментные магазины сниженных цен характеризуются низкими ценами, относительно широким кругом товаров, самообслуживанием, расположением в местах с низкой арендной платой, фирменными товарами, широкими проходами и наличием большинства продаваемых товаров в торговых помещениях. Ежегодно эти магазины реализуют товаров на 85 млрд. долл. Они продают наибольшую долю белья, бытовых товаров игрушек и игр, подарков, небольших электроприборов и детской одежды; 60 % ид сбыта — «твердые» товары, 40 % — одежда.
Еще один вид розничной торговли по сниженным ценам — выставки каталогов товаров. Потребители выбирают товары по каталогу, обычно сами заполняют бланки заказов и совершают покупки на местах расположения складов. Товары, как, правило, хранятся в служебных помещениях, и показ весьма ограничен. Такие магазины обычно специализируются на хорошо известных национальных торговых марках. Ежегодный объем продаж—около 11 млрд. долл.
В последние годы выросло число других форм розничной торговли по низким ценам. Сюда входят магазины ограниченного ассортимента и магазины при продуктовых базах, магазины при предприятиях, сети магазинов сниженных цен, торговые базары («блошиные рынки»). Цены здесь ниже за счет ограничения ассортимента, простого оборудования магазинов, размещения в местах с низкой арендной платой, уменьшения числа услуг, оказываемых потребителям.
Немагазинная розничная торговля касается деятельности, не связанной с использованием традиционных магазинов.
Торговые автоматы используют оборудование, приводимое в действие монетами; устраняют потребность в торговом персонале; позволяют вести круглосуточную торговлю и могут размещаться вне, а не внутри магазинов. Через них продается узкий круг товаров. На напитки и сигареты приходится 70 % продаж, менее 7 % — на непродовольственные товары. Автоматы требуют интенсивного обслуживания из-за поломок и вандализма, для обновления запасов. Хотя объем ежегодных продаж превышает 15 млрд. долл., их потенциал роста ограничен.
Прямые продажи на дом связаны с непосредственным контактом с потребителями у них дома. Таким образом успешно продаются косметика, пылесосы, энциклопедии, молочные продукты и газеты. Согласно оценкам, объем таких продаж — около 10 млрд. долл. в год.
Прямой сбыт предполагает, что потребитель, не вступая в личный контакт, на основании информации прямой почтовой или телефонной рекламы, телевидения, радио, журналов делает заказ по почте или телефону. Ежегодно около половины американских семей делают подобные покупки, главным образом в силу их доступности и удобства. Прямым сбытом занимаются специальные фирмы, а также магазины, стремящиеся расширить свою традиционную деятельность. Больше всего так продаются подарки, одежда, журналы и домашние принадлежности. Ежегодный объем продаж— 175 млрд. долл. Эта форма удобна для потребителей, характеризуется низкими операционными издержками, охватывает большие территории и новые рыночные сегменты.
1.3 Оценка современного
состояния сегмента розничной
торговли в России и
В последние месяцы 2013 г. и в первой половине 2014 г. проявились неблагоприятные тренды в социально-экономическом развитии страны. Снижались как показатели общей экономической динамики, так и динамики факторов, непосредственно формирующих потребительский спрос. Это, в свою очередь, отразилось на динамике обслуживающих потребительский спрос отраслей экономики, в частности, розничной торговли. Рост товарооборота в розничной торговле России замедлялся.
Неблагоприятным фоном для развития розничной торговли становится закредитованность населения России, а также повышение склонности потребителей к сбережениям на фоне ухудшения экономической ситуации: мониторинги потребительского поведения зафиксировали снижение повседневных потребительских расходов. Потребители стараются рационализировать свои траты. Однако есть свидетельства того, что повседневный спрос потребителей, принадлежащих к высшей и средней стратам среднего класса и являющихся основными клиентами современных форматов розничной торговли, прежде всего, сетевой, сжимается пока не столько из-за уменьшения их доходов (которые ещё достаточны, чтобы представители этой группы могли позволить себе не минимизировать траты на повседневные покупки), сколько из-за стремления «придержать» их на фоне общей неопределенности, связанной с наблюдаемыми неблагоприятными явлениями в экономике.
За последние годы темпы роста розничной торговли неуклонно снижались и достигли в 2013 году своего минимума – 3,8 %.
Рис.1. Темп роста розничной торговли и платных услуг населению, 2000-2013 г. (по данным Росстата)
Розничная торговля занимает особое место в российской экономике: на ее долю приходится наибольшая численность занятых в экономике (18,2 %), ее валовая добавленная стоимость составляет 18,7 % от общей ВДС. Она также является одной из самых эффективных отраслей по таким спектрам ВВП, как основные фонды, инвестиции, занятость и рентабельность.
Рис.2. Доля отраслей экономики в валовой добавленной стоимости, распределение занятости по отраслям, 2012 г., в % (по данным Росстата)
В отличие от других показателей (промышленности, грузооборота) за 2013 год объем розничной торговли вырос, однако в сравнении с предыдущими годами темпы замедлились. Причинами данного явления являются, во-первых, общее ухудшение экономической ситуации, падение уверенности в завтрашнем дне, следовательно, стремление к большему сбережению, нежели потреблению.
Во-вторых, это снижение уровня реально располагаемых доходов: потребность оплаты кредита, повышение расходов на оплату тарифов, замедление роста реальных доходов в первую очередь воздействуют на оптовую и розничную торговлю.
В 2013г. товарные ресурсы торговли формировались, как и в предыдущем году на 56% за счет собственного производства и на 44% за счет импорта. Для сравнения: в 2000 г. ресурсы торговли формировались за счет импорта на 40%, а максимального значения в период 2000-2013 гг. –47% - этот показатель достиг в предкризисном 2007 г. Это - закономерно, поскольку в неблагополучные периоды потребитель в большей мере ориентируется на цену, и это способствует импортозамещению.
Проявил себя и еще один симптом неблагополучия в отрасли: в 2013 г. снизилась доля непродовольственных товаров в товарной структуре продаж – до 53% с 53,4% в 2012 г. До этого показатель рос с 51,4% в 2009 г. (минимального показателя с 2000 г). Максимальное значение - 55% - наблюдалось в 2007 г. Правда, в 2013 г. товарооборот по непродовольственным товарам рос все еще быстрее, чем по продовольственным: 105% против 102,5%, что характерно для всего периода с 2000 г. Только в кризисном 2008 г. продажи непродовольственных товаров упали резче, чем продажа продуктов питания.
Несколько изменилась организационная структура отрасли. Произошедшие подвижки свидетельствуют о продолжающемся вытеснении розничных рынков организованными формами торговли. Так, в марте 2014 г. объем продаж на рынках составил 92,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при том, что продажи в организованной торговле выросли на 5,3%.
Продолжается постепенная консолидация торговли. В марте 2014 г. на долю сетевого ритейла в среднем по России приходилось 23,1% общего объема оборота розничной торговли (в марте 2013 г. - 22,8%). Впрочем, этот показатель еще далек от уровня развитых рынков, где его значения могут достигать 70-90%. В сорока двух субъектах России доля сетевых форматов в общем объеме оборота розничной торговли превышала среднероссийский уровень против тридцати трех в прошлом году.
Несмотря на неблагоприятную ситуацию, часть лидеров российского рынка торговых сетей в секторе FMCG (к лидерам относятся «Магнит», X5Retail Group, Ашан, Metro С&C, Дикси, Лента, О’Кей – они входят в TOP-10 российских торговых сетей по версии рейтинга ИД Retailer top-200) продолжают расти быстрее рынка, хотя и замедляют свой рост, и даже те, что сильно потерял в темпах, заявляют о намерении активно развиваться в перспективе.
Снижение покупательского спроса населения приведет к еще большим негативным влияниям на экономику: продолжится стагнация, затоваривание складов приведет к тому, что промышленность будет производить еще меньше. В такой ситуации очевидно, что и этот фактор экономического роста исчерпан, и необходимы либо действенные меры для его стимулирования, либо активное развитие иных факторов, способных обеспечить рост экономики. В любом случае правительство со своей позицией определилось ровно год тому назад, когда Путин заявил: «В годы кризиса мы активно поддерживали спрос. Сейчас наша экономика находится в ситуации, когда задействованы очень многие, если не все, производственные мощности, а безработица находится на рекордно низком уровне. Некоторые эксперты считают, что в таких условиях поддержка спроса менее эффективна и приводит не столько к росту выпуска продукции, сколько к росту цен. Поэтому предлагается не увлекаться стимулированием спроса, а создавать условия для инвестиций». С этой целью и снижаются государственные расходы (по крайней мере, этим это оправдывают в Правительстве). Вот только получается, что от стимулирования спроса отказались, в итоге он замедлил свои темпы, но альтернативный фактор роста – инвестиции, оказался в 2013 году вообще провальным: объем инвестиций в основной капитал снизился (99,2% по сравнению с предыдущим годом), а сальдо иностранных инвестиций стало отрицательным.
Информация о работе Типология и характеристика предприятия розничной торговли – магазина «Автомаг»