Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 17:34, курсовая работа
При написании курсовой работы необходимо изучить основные понятия упаковки товара, термины и определения предмета; роль тары и упаковки в торгово-технологическом процессе; оценить роль тары и упаковки для сохранения количества и качества товаров.
Упаковка играет важную роль в торгово-технологическом процессе, так как ее применение позволяет:
- защитить окружающую среду от вредного воздействия некоторых товаров;
- защитить товары от влияния других товаров и внешней среды;
- обеспечить сохранность количества и качества товаров;
- упростить выполнение погрузочно-разгрузочных операций;
Введение 3
1.Характеристика лакокрасочных материалов 6
2.Роль упаковки и тары в торгово-технологическом процессе 9
3.Предлагаемая продукция и ее варианты упаковки 10
4.Факторы, формирующие качество упаковочных материалов, требования к качеству. Совместимость упаковки и упаковываемой продукции и ее безопасность 11
5.Требования, предъявляемые к упаковке 13
6.Назначение, функции и классификация упаковки 17
7.Материалы для производства исследуемой упаковки 20
8. Основные способы и технологии производства конкретного тары и упаковки 21
9.Способы герметизации упаковочной продукции.
10.Контроль качества 29
11.Оформление конкретной тары и упаковки средствами полиграфии. Декорирование тары. Дизайн упаковки 32
12.Система маркировки тары 34
13.Унификация, стандартизация для конкретного типа тары 37
14.Экологичность, утилизация использованной упаковки и отходов производства 39
15.Перспективы развития конкретного упакованного
производства 41
16.Организация тарного хозяйства в торговле 44
Список используемых источников 46
В зависимости от назначения и вида тары, принципа и скорости работы пастонакладочной машины различают два вида уплотнительных прокладок.
Пасты для герметизации
а) для цилиндрических концов (паста наносится через сопло под давлением сжатого воздуха);
б) для фигурных крышек и донышек (паста наносится через сопло методом налива, а также путём передачи пасты с патрона, периодически опускающегося в ванночку с пастой, и передающего жидкую пасту на поле крышки);
в) для продольного шва сборных банок (паста наносится распылением).
При упаковке продуктов в жестяную
тару необходимо учитывать, что могут
иметь место разнообразные виды
воздействий упакованных
Контроль качества металлической тары
Оценка качества проводится
всеми методами. Органолептическим
определяется внешний вид банок - поверхность
банок должна быть гладкой, без вмятин,
скобок, перегибов, пузырей полуды, точек
коррозии. Допускаются следующие виды
дефектов: скобки и вмятины глубиной не
более 1 мм, не нарушающие защитного покрытия,
для сборных банок - перегибы (граненость),
сборных паяных банок следы от капель
припоя площадью до 1 мм2 , забросы припоя
в виде частиц на внутреннюю поверхность
размером не более 1,6 мм.
Продольный шов банок должен быть гладким
и плотным. На продольном паяном шве могут
быть выполнены рифты (бороздки), не нарушающие
целостности внутреннего защитного покрытия
банок. Допускаются перекосы в нахлесте
шва не более 0,5 мм, утолщения нахлестки
продольного шва, превышающие удвоенную
толщину жести корпуса не более чем на
0,25 мм, наплывы припоя в местах нахлестки
на внутренней поверхности банки общей
площадью не более 50 мм2 . На сварной шов
необходимо наносить лакокрасочный материал.
Закаточный шов должен быть гладким и
плотно прикатанным по всему периметру
к корпусу банки без накатов и подрезов,
заусенцев и волнистости. Допускается
видимое увеличение толщины шва не более
20%. Для достижения герметичности крышки
банок покрывают слоем уплотнительной
пасты, края корпусов банок хорошо отбортовывают,
не допуская деформаций.
Банки должны выдерживать в течение 10
сек избыточное давление воздушно-водяного
тестера (гидростатическое) в зависимости
от вместимости и диаметра:
90-110 кПа - вместимостью до 1000 см3 и диаметром
до 100 мм;
85-95 кПа - вместимостью свыше 1000 см3 и диаметром
от 100 до 153 мм;
70-80 кПа - диаметром более 153 мм.
Герметичность банок для сухих сыпучих
продуктов испытывают при избыточном
давлении сжатого воздуха 90-110 кПа.
Требования к защитно-декоративному покрытию.
Его устанавливают в зависимости от назначения
банок. Их изготавливают с лакированной
или нелакированной внутренней и наружной
или с литографированной поверхностью.
Вид лакокрасочного покрытия (ЛКП) поверхностей
банок устанавливают по согласованию
с потребителем.
Внешний вид ЛКП должен быть равномерным,
сплошным, гладким, без трещин и пузырей.
На внутренней поверхности у ЛКП допускаются
нарушения покрытия на продольном паяном
шве и незалакированные участки в местах
нахлестки, на расстоянии не более 2мм
от кромки нахлестки и расплывчатость
полосы лакокрасочного материала по сторонам
сварного шва. Допускается также изменение
цвета ЛКП по шву в процессе сварки или
пайки, разнооттеночность цвета корпуса
и крышки, легкая потертость и несквозные
царапины и не более трех точечных повреждений,
каждое площадью до 1мм2 . Возможно наличие
незалакированных участков суммарной
площадью не более 40 мм2 на закаточном
шве.
Контроль качества поперечного шва в сборных
банках проводят для донышка и крышки,
в цельных - только крышки по следующим
параметрам: внешний вид, размер, разобранный
шов, расчет перекрытия и толщины шва -
10 кПа.
Санитарно-химические требования к жестяной
таре для продукции пищевого назначения
строго регламентируют. Основные контролируемые
соединения: эпихлоргидрин, формальдегид,
фенол, дифенилолпропан, цинк, свинец,
ацетальдегид.
Контролируется стойкость лакокрасочных
покрытий банок и крышек.
В закатных бочках, предназначенных для
пищевых продуктов, контролируется соединение,
которое должно быть выполнено закатным
швом без уплотнителя с герметизацией
шва контактной роликовой сваркой. Это
же допускается и в бочках, предназначенных
для непищевых продуктов. Бочки испытывают
на герметичность и прочность. Они должны
сохранять герметичность при внутреннем
избыточном давлении: для бочек типа I
- 0,05 МПа; для бочек типа II - 0,03 МПа.
Заполненные бочки должны выдерживать
один удар при свободном падении с высоты
1,2 м. Верхнее дно бочек обычно имеет одну
или две горловины, в которых устанавливают
двухрезьбовые пробки на 2 и на 3/4 дюйма.
Наружная поверхность имеет защитное
лакокрасочное покрытие. По требованию
заказчика предусмотрена поставка бочек
в комплекте с крышками-пломбами для пломбирования
горловин, а также кольцами для пломбирования
горловин, таможенной и другими службами.
На пробке горловины и верхнем дне бочки
типа I, а также на замке стяжного обруча
бочки типа II имеется устройство для пломбирования,
что предохраняет бочки от несанкционированного
доступа.
Оформление конкретной тары и упаковки средствами полиграфии. Декорирование тары. Дизайн упаковки.
Упаковка продает продукт! Это утверждение действительно работает, ведь ни один производитель не станет упаковывать свой продукт в невзрачную и ненадежную тару, особенно если это высококлассный и дорогой продукт. Широкую известность продукта и соответственно растущие объемы продаж обеспечивает яркая и стильная тара и упаковка. Тара и упаковка – составная часть современной массовой культуры, продукт дизайна, поэтому она должна не только удовлетворять любые, даже изысканные эстетические потребности покупателя, но и формировать эстетический уровень массового потребителя. Упаковка обладает рекламно-эстетическими свойствами: информативность, привлечение внимания покупателя и стимулирование сделать покупку. Эти свойства продлевают коммерческую жизнь товара, выводят его на рынок и переключают покупательский спрос на обновленную продукцию.
Тара из белой жести прекрасная
основа для нанесения литографии,
которая имеет яркий
Естественно, того, кто решится на смену упаковки своей продукции на более красивую, современную, удобную и надежную, ждут определенные финансовые затраты. Но эти затраты обязательно сторицей вернуться в будущем в виде растущего количества потребителей и так называемых апостолов бренда (почитателей, приверженцев Вашей продукции), которые будут по собственной инициативе распространять в массы позитивную информацию о Вашей продукции, а красивая металлическая тара и упаковка обеспечит узнаваемость.
Заходя в магазин и видя на прилавке ржавые, грязные, мятые, текущие, с оборванными или затертыми этикетками банки, мы задаем себе вопрос: “Почему производитель, трепетно относящийся к качеству продукта, просто забывает о его внешнем виде?”
Конечно, ругать каждый может, а вот предложить что-нибудь дельное – единицы. Понятно, что как только у покупателя становится хоть немного больше денег он тут же отказывается от покупки неудобных и некрасивых вещей и начинает “доплачивать” за комфорт. Увы, часто это означает отказ от российского в пользу импортного.
Так как же должен выглядеть
отечественный продукт, чтобы устоять
в этой жесткой конкуренции? В
первую очередь, не так, как другие!
Например, для упаковки российских
красок пока еще крайне редко применяются
металлические емкости с
При широком ассортименте выпускаемой продукции одним из распространенных вариантов литографирования ведер и канистр является нанесение логотипа фирмы-изготовителя на всю используемую тару, без нанесения названия упаковываемого продукта. После розлива останется только наклеить на тару этикетку с наименованием и характеристиками содержимого. Таким образом, вся выпускаемая фирмой-изготовителем продукция будет иметь единый дизайн, будет защищена от подделок, а производство не лишится гибкости, поскольку не будет зависеть от того, банки под какой вид товара есть на складе.
Упаковка – эффективный носитель рекламной информации. От того, как она выглядит, во многом зависит мнение покупателя о компании-производителе. Этим нельзя пренебрегать. Чтобы выглядеть достойно в условиях конкуренции, производители вынуждены постоянно повышать качество упаковки.
Система маркировки тары.
На каждую единицу потребительской тары с лакокрасочным материалом, предназначенным для торговой сети, маркировку наносят с помощью бумажных этикеток (ярлыков) или непосредственно на тару. Указывают наименование или товарный знак предприятия-изготовителя, наименование, марку и цвет материала, цену, массу нетто, дату изготовления (месяц, год), способ изготовления материала, меры предосторожности при обращения с данным материалами. Если материал легко воспламеняется, то имеется предупредительную надпись: Беречь от огня. В маркировке указывают номер стандарта или другой технической документации и государственный Знак качества в случае его присвоения. На крышках банок должна быть выкраска дли определения цвета пигментированного материала.
Маркировка лакокрасочных
материалов.
Существует общепринятая в
нашей стране система обозначений лакокрасочных
материалов, в знаках которой отражены
их свойства, назначение, условия эксплуатации.
Обозначение лаков состоит из четырех
основных групп знаков. Первая группа
означает вид лакокрасочного материала
и записывается словом - лак, краска, эмаль,
грунтовка, шпаклевка. Вторая группа указывает
на тип пленкообразующего вещества, обозначаемый
для краткости двумя буквами - самостоятельно
в этом разобраться непросто хотя бы потому,
что типов пленкообразователей существует
несколько десятков. Третья группа определяет
преимущественные условия эксплуатации
и назначение лакокрасочного материала,
обозначаемые цифрой:
Четвертая группа - это просто
порядковый номер, присвоенный лакокрасочному
материалу при его разработке,
обозначается одной, двумя или тремя
цифрами.
Для красок, эмалей и прочих
пигментированных материалов существует
еще одна маркировка, обозначающая
цвет.
Стоит заметить, что в технической
документации красками чаще всего называют
строительно-отделочные материалы. Но
поскольку принципиальной разницы между
красками и эмалями нет, термин “краска”
стал общеупотребительным.
При маркировке лакокрасочных
материалов отечественного производства
применяются буквенно-цифровая кодировка.
Например, такая: МЛ-197 (белая 233), ГФ-021 или
ПЭ-0089.
Буквы означают тип пленкообразующего
вещества (его химическую природу). Чаще
всего встречаются:
АС - алкидно-акриловая,
АУ - алкидно-уретановая,
БТ - битумная,
ГФ - глифталевая,
НЦ - нитроцеллюлозная,
КО - кремнийорганическая,
МЛ - меламиноалкидная,
МС - масляно - и алкидно-стирольная,
ПФ - пентафталевая,
ПЭ - полиэфирная ненасыщен,
ХВ - перхлорвиниловая и поливинилхлоридная,
ЭП - эпоксидная,
ЭФ - эпоксидоэфирная,
УР - уретановая.
В маркировке лаков и эмалей
первая цифра, следующая за буквенным
обозначением, характеризует условия
эксплуатации лакокрасочного покрытия.
Из обозначений эмалей, имеющих непосредственное
отношение к автомобилям, можно упомянуть:
1 - покрытия, стойкие к воздействию
атмосферных условий различных климатических
зон (все покровные лаки и эмали);
2 - покрытия, эксплуатируемые
под навесом и внутри неотапливаемых помещений
в различных климатических условиях (обычно
применяются для окраски неответственных
частей внутри автомобилей);
7 - покрытия, стойкие к воздействию
кислот, щелочей и других жидких химических
реагентов, а также их паров (применяются,
например, для окраски тормозных цилиндров);
8 - покрытия, стойкие к воздействию
высоких температур (ими окрашивают впускные
и выпускные коллекторы двигателей, приемные
трубы глушителя).
Для грунтовок вместо обозначения
условий эксплуатации пишется цифра 0,
а для шпатлевок - 00.
Последние цифры в маркировке
означают порядковый номер, присвоенный
данному лакокрасочному материалу.
Теперь мы можем расшифровать
маркировки из вышеупомянутого примера.
МЛ-197 (белая 233) - меламиноалкидная эмаль,
атмосферостойкая, порядковый номер -
97, белая, номер образца (эталона) цвета
- 233. ГФ-021 - грунтовка глифталевая, порядковый
номер 21. И, наконец, ПЭ-0089 - шпатлевка полиэфирная
ненасыщенная, порядковый номер 89.
У всех зарубежных фирм-производителей
лакокрасочных материалов своя маркировка.
Причем каждая композиция имеет не только
каталожный номер фирмы, но и свое название.
Унификация, стандартизация металлической тары.
Металлическая тара отличается высокой механической прочностью (особенно на сжатие), ударостойкостью, устойчивостью к воздействию внутреннего давления, хорошей сохраняемостью многих товаров. Металлическая упаковка надёжно предохраняет содержимое от воздействия света, газов, воздуха, воды и других агрессивных факторов окружающей среды. Металлическая тара изготовляется различных конструкций в зависимости от её назначения и использования и широко применяется в разных отраслях пищевой, химической, нефтехимической, медицинской, машиностроительной, радиотехнической, приборостроительной и оборонной промышленности. Кроме того, металлическая тара и изделия из жести используются для различных бытовых приборов, в лёгкой промышленности и др. Из металлов в упаковочной технике чаще всего используется листовой материал, в частности листовая сталь, цинковые, алюминиевые или свинцовые листы с различной отделкой (чёрные, светлые, блестящие, отожжённые, оцинкованные, лужёные, лакированные).
Используется листовой металл толщиной 0,5.1,25 мм. Применяется также фольга толщиной 0,005.0,05 мм. В виде исключения выпускается алюминиевая фольга толщиной 0,2 мм. Наиболее распространённым материалом для изготовления бочек и банок является листовая сталь (жесть).
Для упаковки наиболее чувствительных машиностроительных изделий находят применение четыре вида жестяной тары:
- герметически закрытые
- металлические банки, крышки
которых закреплены стяжным
- бочки, верхнее днище которых
усилено стяжным кольцом (
- банки для лёгких изделий
с насадкой или вставной
Всякая жестяная тара состоит из
обечайки, днища и крышки. Обечайка
сваривается или соединяется
в фальц. В лёгких и средних
бочках обечайка и днище соединяются
в двойной фальц с
Если стальные бочки подвергаются в эксплуатации особо сильный нагрузке, то их упрочняют посредством обручей-рёбер жесткости, с тем чтобы облегчить погрузочно-транспортные операции (перекатку, перегрузку кранами и подъемниками). В бочках среднего размера обечайку усиливают рифлеными рёбрами жесткости.
Жестяную тару, используемую для упаковки машиностроительных изделий, закупоривают в большинстве случаев съёмными крышками насадного или вставного типа. Иногда крышку закатывают.
Тяжелые стальные бочки имеют съёмную крышку с уплотнением, которая входит в канавку на крышке. Для закупорки крышку прикрепляют к обечайке стяжным кольцом, которое стопорят винтом.