Упаковка и тара лакокрасочные товары

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

При написании курсовой работы необходимо изучить основные понятия упаковки товара, термины и определения предмета; роль тары и упаковки в торгово-технологическом процессе; оценить роль тары и упаковки для сохранения количества и качества товаров.
Упаковка играет важную роль в торгово-технологическом процессе, так как ее применение позволяет:
- защитить окружающую среду от вредного воздействия некоторых товаров;
- защитить товары от влияния других товаров и внешней среды;
- обеспечить сохранность количества и качества товаров;
- упростить выполнение погрузочно-разгрузочных операций;

Содержание работы

Введение 3
1.Характеристика лакокрасочных материалов 6
2.Роль упаковки и тары в торгово-технологическом процессе 9
3.Предлагаемая продукция и ее варианты упаковки 10
4.Факторы, формирующие качество упаковочных материалов, требования к качеству. Совместимость упаковки и упаковываемой продукции и ее безопасность 11
5.Требования, предъявляемые к упаковке 13
6.Назначение, функции и классификация упаковки 17
7.Материалы для производства исследуемой упаковки 20
8. Основные способы и технологии производства конкретного тары и упаковки 21
9.Способы герметизации упаковочной продукции.
10.Контроль качества 29
11.Оформление конкретной тары и упаковки средствами полиграфии. Декорирование тары. Дизайн упаковки 32
12.Система маркировки тары 34
13.Унификация, стандартизация для конкретного типа тары 37
14.Экологичность, утилизация использованной упаковки и отходов производства 39
15.Перспективы развития конкретного упакованного
производства 41
16.Организация тарного хозяйства в торговле 44
Список используемых источников 46

Файлы: 1 файл

Тумитт курсач перезагрузка.docx

— 99.78 Кб (Скачать файл)

Жестяные банки закрывают насадкой или вставной крышкой. Круглые банки  более просты с технологической  точки зрения и лучше выдерживают  боковое сжатие; однако призматические банки удобнее складывать в штабеля.

Стальные бочки используются для  упаковки ценных и чувствительных машиностроительных изделий всюду, где основными  требованиями является достаточная  непроницаемость тары и максимальная физическая защита (обязательным условием является применение амортизирующего  материала).

Основными видами металлической тары, изготовляемой отечественной промышленностью, являются банки, бочки, барабаны и фляги. Кроме того, для перемещения и  хранения деталей и узлов внутри предприятий и объединений применяется  производственная тара, которая в  ряде случаев выполняет функции  тары транспортной.

По способу изготовления металлические  банки бывают сборные (из корпуса  и концов - донышка и крышек) и  цельно-штампованные (с прикатанной или припаянной крышкой).

По форме металлические банки  выпускаются цилиндрические и фигурные (прямоугольные, овальные, эллиптические  и др.).

В зависимости от назначения металлические  банки изготовляются герметичными и негерметичными. Последние находят ограниченное применение, например, для некоторых нестерилизуемых пищевых продуктов, расфасовки красок, эмалей и других материалов.

Банки и другие виды металлической  тары, а также крышки для укупорки стеклянных банок и бутылок, аэрозоли, тубы, применяемые для герметичной  укупорки продуктов, изготовляются  преимущественно из белой жести, алюминия и его сплавов. В связи с дефицитностью олова вместо белой жести для производства металлических банок применяют черную, хромированную жесть, алюминий и алюминированную жесть с лаковым защитным покрытием.

Основным наиболее массовым видом  металлической тары является жестяная консервная банка, к которой предъявляются  требования не только по герметичности  и прочности, но и коррозионной стойкости, обеспечивающей длительное хранение пищевых  продуктов без изменения их качества.

Для создания необходимой коррозионной стойкости тары часто требуется  лакирование или литографирование жести, а иногда и дополнительное лакирование готовых банок.

Для изготовления сборных или цельноштампованных банок применяются различные  автоматические линии.

Экологичность, утилизация использованной упаковки и отходов производства металлической тары

С древних времен люди применяют  тару, сделанную из различных материалов. Первоначально самым распространенным материалом были глина и дерево. Чуть позже люди стали применять  для производства тары стекло. И лишь затем металл. В 16 веке стали применять табакерки, сделанные из латуни и меди, а в начале 18 века англичанин Питер Дюранд придумал консервную банку. Это сейчас нам не кажется удивительным, когда мы видим на полках консервированные в жестяные банки продукты, а тогда это было в диковинку. Жестяные банки, кстати, очень долго разлагаются в земле, а если в них когда-то содержались вредные вещества (например, банки из под лакокрасочных материалов), то и вовсе опасны для окружающей среды. Поэтому подобные захоронения нежелательны. Утилизацию тары металлической следуют производить на предприятиях занимающихся утилизацией и переработкой этого вида отходов.

Металлическая тара может  быть сетчатой (контейнер для хранения фруктов) или закрытого типа, из цельного металла (бочка, канистра). Также она  может иметь любые размеры. От маленького тюбика для зубной пасты, до крупногабаритной цистерны для хранения топлива. На данный момент существует большое количество разновидностей металлической тары. Это банки, бочки, кеги, канистры, бидоны, контейнеры, барабаны и т.д. В качестве материала для изготовления применяются самые различные металлы и их сплавы. А сама тара применяется для хранения материалов и продуктов разных видов. Это могут быть продукты питания, лакокрасочные материалы, горюче-смазочные вещества и т.д. После потери своих потребительских свойств металлическая тара утилизируется.

Утилизация тары металлической  необходима. Необходима она вдвойне, если внутри нее остались частички вредных веществ. Как упоминалось  выше, металлическая тара применяется  для хранения некоторых материалов, потенциально опасных для человека и природы. Это могут быть частицы  лакокрасочных материалов в жестяных банках и металлических барабанах, остатки бензина и других видов  нефтяных продуктов в цистернах, бочках, канистрах. Или же какие-то другие виды вредных, ядовитых веществ. Перед самим процессом утилизации тары металлической, если это заранее неизвестно, необходимо определить к какому типу принадлежит вещество, хранившееся внутри.

Иногда при транспортировке  некоторых жидких, опасных грузов, перевозимых в металлической  таре, происходят экологические аварии. В этом случае требуется немедленная  локализация аварии путем своевременной  утилизации тары металлической и  разлившегося из нее вещества.

Приведем пару примеров подобных происшествий:

  1. Грузовая баржа, перевозящая жидкие вредные химические вещества в металлических бочках, попала в шторм. В результате произошла деформация тары и утечка вещества.
  2. Грузовой состав, транспортирующий горюче-смазочные вещества, сошел с рельс. В результате утечка и экологическая катастрофа.

В 1999 году было переработано около 322 тыс. т упаковки из белой  жести, незаменимого материала в  качестве вторсырья. Из использованных банок можно получить гвозди и листы для автомобильной промышленности или опять новые банки. А тонна металлолома белой жести, использованного в сталеплавильных цехах, позволяет сэкономить 1,5 т руды и 665 кг угля. Вторичный же алюминий практически неограниченное число раз применяется в качестве упаковочного материала.

За тот же 1999 год цехом переработано 2000 тонн отходов, извлечено около 9 тонн олова высших марок. Причём впервые в истории предприятия, в порядке эксперимента, было принято от населения около 200тонн использованной тары и упаковки из жести.

Переработка оловосодержащих отходов  технологически организована в 2 этапа:

1) Снятие олова с получением, так называемого вторичного олова гостируемых марок 01,02;

2) Прессование обезлюженного скрапа и создание стандартных пакетов, используемых в дальнейшем в металлургической промышленности.

К настоящему времени мощности действующего цеха позволяют переработать до 4000 тонн отходов в год и получить не менее 20 тонн олова.

Дальнейшее развитие и наращивание  мощности по переработке отходов  связано с необходимостью реконструкции  предприятия и развития инфраструктуры по сбору и первичной обработке  металлических отходов.

 

 

Перспективы развития конкретного упаковочного производства.

 

В России белую жесть для  конечного потребителя производит только ММК.

Вся потребляемая в стране жесть распределяется по двум потокам: жесть, закупаемая специализированными  производителями жестяной тары и  упаковки, а также жесть, закупаемая производителями конечной продукции (консервы, лаки, краски, термосы и  т.д.), которые имеют собственные  линии производства тары и упаковки.

В настоящее время доли этих каналов распределения в  общем объеме потребляемой жести  равны. Причем, среди производителей упаковки концентрация производства намного  выше, чем среди предприятий, выпускающих конечную продукцию. Крупнейшие “упаковщики” перерабатывают по 12-15 тыс. т. жести в год. В ходе исследования, были получены следующие данные: 77% потребляемой отечественной жести идет на нужды консервной промышленности, что составляет 130 900 т. Другими крупными потребителями являются: лакокрасочная промышленность - 8,5% (14 450 т), косметика и парфюмерия, производство аэрозольных баллончиков, термосов и кроненпробок – 14,5% (24 605 т).

В консервной и лакокрасочной  промышленности потребление, как конечного продукта, так и упаковки из белой жести носит сезонный характер. В лакокрасочной промышленности потребление продукции (краски, лаки), зимой уменьшается в связи со снижением объемов строительства. Соответственно, снижается производство упаковки. Летом потребление увеличивается – увеличивается потребление упаковки.

Спрос на упаковку из белой  жести в консервной промышленности летом меньше, чем зимой, т.к. зимой  производство готовой продукции  существенно сокращается по техническим  причинам, соответственно, резко возрастает спрос. Летом производство больше, но, соответственно, уменьшается спрос  на готовую продукцию и увеличивается  спрос на упаковку из белой жести.

В ходе опроса расфасовщиков готовой продукции наличия дополнительных потребностей (дефицита) упаковки из белой жести выявлено не было. Недостаток данного вида упаковки носит кратковременный характер в летние месяцы у некоторых предприятий, что связано с цикличностью спроса и предложения упаковки из белой жести на рынке.

В ходе исследования рынка  белой жести РФ, была получена информация о тенденциях вытеснения белой жести  другими видами упаковочного материала. В пищевой промышленности это  алюминий, картон, полиэтилен. В парфюмерно-косметической – пластмасса.

Эксперты единодушно утверждают, что алюминиевая упаковка в пищевой  промышленности не вытеснит упаковку из белой жести. Основные положения, которые лежат в основании  данного утверждения:

  • алюминиевая упаковка дороже жестяной (учитывая, что основная часть белой жести используется в консервной промышленности, продукцию которой потребляет массовый покупатель, повышение цен может существенно сократить спрос);
  • упаковка из белой жести по своим характеристикам больше подходит для пищевых производств, чем алюминиевая (для некоторых продуктов алюминиевая упаковка абсолютно не подходит; также, срок годности продукции в алюминиевой упаковке составляет, приблизительно, 1 год, а срок годности продуктов в жестяной упаковке – 3 года).

В то же время, некоторые  эксперты отмечали, что на рынке  присутствуют тенденции, способствующие частичному вытеснению алюминиевой  упаковкой жестяной. Прежде всего, это  снижение цен на алюминий и встречный  рост стоимости белой жести. При  сопоставимых ценах на алюминий и  белую жесть, упаковка из белой жести  может уступить некоторые рыночные сегменты. Данный процесс дополняется  тем фактом, что при смене материала  для упаковки (жесть на алюминий) оборудование не меняется - можно использовать то оборудование, которое применялось  для переработки белой жести.

В ходе исследования выявился незначительный дефицит поставок белой  жести отечественного производства в молочной промышленности (изготовление упаковки для сгущенного молока). В  связи с данным дефицитом, подобные предприятия переходят на упаковку из картона. Некоторые предприятия (например, компания Вимм-Биль-Данн) изначально ориентировали свои производственные мощности на выпуск сгущенного молока в картонной упаковке. В настоящий момент замещение картонной упаковкой жестяную при производстве сгущенного молока не носит крупномасштабного характера в отличии от перехода парфюмерной и косметической промышленности на пластиковую упаковку вместо упаковки из белой жести (кремы, зубная паста и т.д.).

Согласно экспертным оценкам, рост рынка белой жести в России будет продолжаться.

Приблизительно 83,3% предприятий  опрошенных в ходе исследования Abercade, отметили, что в дальнейшем необходимо прогнозировать рост спроса на консервную продукцию со стороны конечного потребителя и, следовательно, на упаковку из белой жести для производства консервов. 18,2% предприятий – участников опроса - планируют введение новых мощностей по производству упаковки из белой жести для консервной промышленности. Незначительная часть предприятий консервной и кондитерской промышленности испытывают потребность в импортной белой жести, трудности с поставками которой заключаются в незначительных объемах требуемого сырья, которые отказываются поставлять поставщики, занимающиеся импортом белой жести в РФ.

Развитие консервной промышленности будет в незначительной степени  сдерживать тот факт, что, с возрастанием уровня благосостояния населения, потребление  консервов уменьшается. В настоящий  момент, близки к данной тенденции  только г. Москва и г. Санкт-Петербург и некоторые центральные регионы РФ. Но, общий рост благосостояния населения России в ближайшие 5 лет не будет оказывать существенного влияния на рост производства и потребления консервов.

Развитие лакокрасочной  промышленности осуществляется более  медленными темпами в сравнении  с консервным производством: в период с 1999 г. до 2001 г. рост производства лакокрасочной  продукции составил, приблизительно, 17%. Данные темпы роста прогнозируются в дальнейшем в течении 3-5 лет.

По данным Abercade, основной объем европейской белой жести используется при производстве кроненпробок. Эксперты оценивают рынок кроненпробок в РФ как растущий сегмент и прогнозируют его увеличение в ближайшие 5 лет, что связано с ростом потребления таких продуктов, как пиво. Эксперты Abercade Consulting прогнозируют общий рост потребления белой жести в консервной и лакокрасочной промышленностях и производстве кроненпробок при сохранении настоящих конъюнктурных факторов рынка в ближайшие 10 лет.

 

 

Организация тарного  хозяйства в торговле

Сбор и возврат освободившейся от товаров тары должны осуществлять торговые организации, предприятия  общепита, производственные и заготовительные  и предприятия. Осуществляя тарные операции они должны руководствоваться специальными Правилами, допускающими иной порядок применения тары, ее обращения и возврата, если таковой предусмотрен подписанным договором.

Значительная нагрузка при этом ложится на организации торговли, которым в зависимости от их товарно-отраслевого  профиля и выполняемых функций  приходится производить широчайший круг различных операций с тарой. Эти операции вкратце можно систематизировать  следующим образом:

  • осуществление приемки тары по ее количеству и качеству;
  • работы по вскрытию тары;
  • высвобождение тары от товара (груза, изделий);
  • кратковременное накопление и хранение отгрузочных партий;
  • осуществление вывоза тары;
  • сдача тары по количеству и качеству тароремонтным или тарособирающим организациям или поставщикам (изготовителям) товаров;
  • оформление тарных операций и сопутствующих торгово-коммерческих работ соответствующими документами.

Информация о работе Упаковка и тара лакокрасочные товары