Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 14:38, реферат
Основная цель работы - дать основы видов безопасности непродовольственных товаров и изучить природу воздействий на организм человека.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 5
1.1. Состояния рынка непродовольственных товаров (опасности) 5
1.2. Воздействия ТНП (товаров народного потребления) 10
1.3. Виды травматизма от ТНР (товаров народного потребления) 13
2. ВИДЫ БЕЗОПАСНОСТИ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ 15
2.1. Электробезопасность непродовольственных товаров 15
2.2. Эргономичность непродовольственных товаров 20
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 24
3.1. Объект исследования 24
3.2. Результат исследования 27
3.3. Анализ результатов 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
К микробиологическим повреждениям непродовольственных товаров относят в основном плесневение тканей, кожи, мехов и изделий из них. При этом наносимый вред выражается в утрате механической прочности материалов.
Зооповреждения товаров вызывают различные представители животного мира (насекомые, грызуны, птицы). Из непродовольственных товаров насекомыми и грызунами поражаются в основном изделия из шерсти и меха (например, платяная моль). Возможно также повреждение многих товаров тараканами, которые всеядны и питаются не только пищевыми продуктами, но и бумагой, кожей, тканями [11. – С. 57].
К всеядным относятся и мышевидные грызуны (мыши и крысы), которые поедают любые доступные им продукты питания, прогрызая при этом даже полимерную упаковку. При отсутствии продуктов они могут питаться кожей, мехами и тканями.
Механическая безопасность – отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья и имущества потребителей, который может быть нанесен вследствие различных механических воздействий (ударов, трения, проколов, деформации и т.п.).
Показатель механической безопасности устанавливается в основном для непродовольственных товаров: одежды, обуви (коэффициент толщины швов – для чулочно-носочных изделий; требования к швам и срезам – для бельевых швейных изделий).
Электрическая, магнитная и электромагнитная безопасность – отсутствие недопустимого риска, который может быть нанесен воздействием электрического тока, а также электрических, магнитных и электромагнитных полей при эксплуатации сложно технических товаров.
Данные виды безопасности присущи только электротоварам, при включении которых в источники электрического тока создаются электрические, магнитные и электромагнитные поля различной частоты и мощности. Эти поля оказывают негативное воздействие на организм человека, если нарушаются допустимые уровни.
Степень воздействия на организм человека зависит от вида и марки электротоваров, продолжительности их работы и соблюдения правил эксплуатации. К бытовым приборам, создающим наиболее сильные электрические и электромагнитные поля, относятся СВЧ-печи и телевизоры (особенно цветные), компьютеры.
Термическая безопасность – отсутствие недопустимого риска, наносимого потребителю воздействием высоких температур при эксплуатации и потреблении товаров.
Термической безопасностью должны обладать нагревательные приборы.
Пожарная безопасность – отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья и имущества потребителей при хранении и эксплуатации товаров в результате их возгорания или самовозгорания.
Требования к пожарной безопасности регламентируются Законом РФ «О пожарной безопасности», СНиП и Правилами пожарной безопасности.
Наибольшей возгораемостью при хранении отличаются такие виды товаров, как нефтепродукты, лаки, краски, растворители, фото- и кинотовары, которые нельзя хранить вблизи отопительных приборов, открытых источников пламени, при доступе солнечного света.
Обеспечение пожарной безопасности имеет важное значение при эксплуатации бытовых электрических приборов, автомобилей, электрооборудования, телевизоров, радиоприемников и т. п.
Повышенной способностью к горению отличаются также стройматериалы и другие изделия из дерева, полимерных материалов, бумаги, картона; одежда и обувь.
Несмотря на повышенную пожарную опасность многих потребительских товаров, только для отдельных изделий предусмотрены определенные меры безопасности в виде предупредительных надписей на маркировке (например, на лакокрасочных изделиях, фотопленке, лаках для волос и др.).
1.4.2. Эргономичность
Эргономические свойства – способность товаров создавать ощущения удобства, комфортности, наиболее полного удовлетворения потребностей в соответствии с антропометрическими, физиологическими, психологическими и психолого-физиологическими характеристиками потребителя.
Эргономика – наука, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности с целью оптимизации средств и процессов труда или эксплуатации либо потребления.
Эргономические свойства удовлетворяют физиологические и/или психические потребности в соответствии с определенными характеристиками потребителя. В зависимости от этих характеристик эргономические свойства подразделяются на следующие подгруппы: антропометрические, физиологические, психологические и психолого-физиологические свойства.
Антропометрические свойства (антропометрия – метод антропологии, заключающийся в различных измерениях человеческого тела) – способность товаров при потреблении (эксплуатации) соответствовать в наибольшей степени измеряемым характеристикам потребителя.
Эти свойства должны создавать комфортность, удобства при потреблении товаров. Наибольшее значение они имеют при оценке качества непродовольственных товаров, особенно одежно-обувных. Поэтому при проектировании и разработке продукции используются данные об антропометрических замерах населения, на основании которых устанавливаются размеры одежды, обуви, головных уборов.
В разных регионах земного шара антропометрические характеристики людей (рост, полнота, объем талии, длина и ширина ступни и др.) неодинаковы. В результате размеры одежды и обуви, производимых в разных странах, не соответствуют друг другу. Так, итальянская, китайская, вьетнамская обувь меньше отечественной при одинаковой маркировке размера. Товароведы и продавцы должны учитывать это и информировать потребителя.
Для устранения этих барьеров в международной торговле промышленность многих развитых стран стремится к унификации размеров путем сокращения их количества (для одежды, некоторых чулочно-носочных изделий). Так, для одежды во многих азиатских и некоторых европейских странах применяют всего пять размеров: S, М, L, XL и XXL.
Показателями антропометрических свойств могут служить не только размеры одежды, обуви, головных уборов, но и размеры рабочих деталей оргтехники, бытовой техники, канцелярских товаров и др. Диаметры ручек, карандашей, фломастеров не случайны, они отражают антропометрические характеристики руки человека и обеспечивают удобство и рациональность использования. При больших или меньших их размерах наступает быстрое утомление, возникает ощущение неудобства.
Размеры мебели должны обеспечивать удобство пользования, комфорт. У посуды удобство пользования обусловлено размерами, формой и конструкцией отдельных деталей (ручек, крышек и т.п.).
Физиологические свойства – способность товаров обеспечивать удобство функционирования отдельных органов или частей тела человека при их использовании [4. – С. 88].
В процессе потребления (эксплуатации) товаров человек затрачивает определенные усилия, расходуя при этом энергию. Чем меньше усилий необходимо при потреблении товара, тем лучше его функциональные свойства. Косвенными показателями этих свойств могут служить масса товаров (например, одежды, обуви, посуды и т.п.), форма и объем (посуды, одежды и т.п.), конструкция органов управления сложно техническими товарами (рукоятками, кнопками, рулями и т. п.). Для органов управления бытовой и иной техникой установлены оптимальные и максимальные величины усилий человека, позволяющие предотвратить повышенную утомляемость при многократном воздействии на эти органы.
Физиологические свойства товаров должны учитывать индивидуальные особенности определенных сегментов потребителей по разным признакам, например, по возрасту (товары для детей, пожилых людей, молодежи и т. д.), состоянию здоровья (например, товары для инвалидов, левшей и др.).
Психологические свойства – способность товаров обеспечивать при потреблении (эксплуатации) душевный комфорт потребителю, соответствовать его индивидуальному восприятию товара.
Душевный комфорт – состояние внутреннего спокойствия, отсутствия разлада с собой и окружающим миром.
Одним потребителям душевный комфорт могут создавать любимые, привычные вещи, а другим необходимо постоянное обновление их. Психологические требования могут выражаться через восприятие цвета, громкости и тембра звучания, яркости изображения и т.п.
Определенные психологические требования предъявляет потребитель и ко многим непродовольственным товарам, особенно сложно техническим. Например, бытовая аудио- и видеотехника должна соответствовать психологическим возможностям человека воспринимать звуковую и визуальную информацию. Так, повышенная громкость звучания, большое количество кадров или строк в единицу времени вызывает быструю утомляемость, сильную возбудимость нервной системы. Поэтому длительная и частая эксплуатация таких товаров небезопасна для здоровья потребителей.
Психологические свойства непродовольственных товаров, особенно сложно технических, определяются удобством их эксплуатации, легкостью освоения функциональных возможностей (например, овладение первичными умениями работы на компьютере, а затем переход на новые модели), возможностью выработки навыков работы с товаром (например, вождение автомобиля, стирка в стиральной машине и т.п.).
Психолого-физиологические свойства – способность товаров обеспечивать соответствие психолого-физиологическим возможностям и запросам потребителя. Эти свойства комплексно удовлетворяют психологические и физиологические потребности человека.
В основном они характеризуются органолептическими показателями, основу которых составляет психолого-физиологическое восприятие человеком отдельных свойств товаров с помощью органов чувств. Органолептические ощущения зависят от физиологического и психологического состояния конкретного человека, что и предопределяет его потребности.
Для непродовольственных товаров (в основном для одежды и обуви) принято выделять еще одну подгруппу эргономических свойств – гигиенические. Однако, эти свойства можно отнести к физиологическим. Теплоизоляционные и сорбционные свойства, а также проницаемость предназначены для удовлетворения физиологических потребностей человека (потребность в поддержании постоянства температуры тела, удалении водяных паров пота, потребность кожи в кислороде и т.п.).
Кроме того, следует учесть, что во многих нормативных документах (законах, СанПиН, правилах по сертификации и т.п.) гигиенические свойства (в современной терминологии – санитарно-эпидемиологические) отнесены к группе безопасности. Гигиенические требования к безопасности регламентируются соответствующими нормативными документами для посуды, игрушек для детей и др.
Учитывая ограниченность применения гигиенических свойств при оценке отдельных групп непродовольственных товаров, их следует отнести к специфичным в основном для текстильных товаров, одежды и обуви.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Характеристика торгового дома «Детский мир»
Игрушки — изделия, предназначенные для детей до 14 лет. Игрушкам принадлежит важная роль в развитии ребенка. Они являются материальной базой игр. От того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие. Игрушки помогают ребенку познавать окружающий мир, приучают его к целенаправленной, осмысленной деятельности, развивают воображение, интуицию, формируют у ребенка нравственные ценности, любовь к труду, интерес к технике, любознательность, наблюдательность, воспитывают художественный вкус, побуждают к творчеству.
Именно с помощью игрушек и игр ребенок наиболее естественно и непосредственно открывает для себя одну за другой сферы общечеловеческого знания, получает необходимую предметную информацию. Играя, ребенок осваивает различные способы действия в определенных мыслительных или реальных ситуациях, накапливает свой первый опыт жизни. В игре развивается способность к осознанию деятельности и человеческих отношений.
Ассортимент игрушек чрезвычайно многообразен и непрерывно обновляется с учетом последних достижений в различных областях знаний. Многие игрушки оснащаются электроникой и другими механизмами, приводящими игрушки в движение, обеспечивающими выполнение голосовых команд, превращающими их в игрушки с искусственным интеллектом.
Игрушки могут быть классифицированы по педагогическому назначению, возрасту детей, материалу изготовления.
По педагогическому назначению игрушки условно объединяют в следующие группы: детей с предметами и образами окружающего мира;
- способствующие умственному развитию;
- знакомящие детей с трудовыми процессами и развивающие первоначальные трудовые навыки;
- способствующие художественному и музыкальному развитию детей;
- знакомящие детей с элементами науки и техники;
- способствующие физическому развитию;
- развивающие жизнерадостность и чувство юмора.
Некоторые игрушки объединяют в себе признаки и свойства разных групп, становятся не просто функциональными, а многофункциональными, реализуя комплексный подход к задаче развития ребенка, стремятся воздействовать на все его чувства. В последнее время в продаже появились и развивающие игровые центры или детские комплексы, которые объединяют игрушки разного педагогического назначения.
Игрушки, способствующие развитию первоначальных движений и восприятий (зрения, осязания, слуха), являются самыми первыми в жизни детей. Игрушки, способствующие развитию органов чувств, называют сенсорными игрушками. К ним относят погремушки, пищалки, подвески, простые сборно-разборные игрушки, кубики, шарики, кольца, привлекающие внимание ребенка яркими цветами, звучанием, формой. Прозрачная погремушка, у которой внутри прозрачного корпуса находятся цветные пластмассовые шарики, приучает малыша следить не только за большими, но и за маленькими предметами, позволяет установить причину возникновения звука, дает представление об объеме.