Движенье -это жизнь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 12:44, реферат

Описание работы

В результате своей деятельности, по определению В.И. Вернадского и А.Л. Чижевского, человечество становится мощной геологической силой, кардинальным образом преобразующей биосферу, земное и околоземное космическое пространство, что неизбежно выдвигает на первый план проблемы связей разума и жизни, человека и Вселенной - с одной стороны – и поисков путей предотвращения и предупреждения их нарушения – с другой, с целью сохранения поступательного естественно - исторического процесса эволюции человека.
Согласно современным научным тенденциям, ведущим фактором этого
процесса является состояние здоровья каждого человека.

Содержание работы

1. Введение ………………………………………………………………………..3
2. Значение спорта в современной жизни ………………………………………5
3. Культура здоровья – важнейшая составляющая общей системы
культуры ……………………………………………………………………..........7
4. Значение двигательной активности для организма студента ……………….9 5. Физическая культура и хорошая физическая форма……………………….17
6. Выбор программы упражнений и ее реализация студентами……………...20
7. Заключение ……………………………………………………………………27
8. Литература ……………………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

реферат физра.docx

— 55.37 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1. Введение ………………………………………………………………………..3

 

2. Значение спорта в  современной жизни ………………………………………5

 

3. Культура здоровья –  важнейшая составляющая общей  системы

 

культуры ……………………………………………………………………..........7

 

4. Значение двигательной  активности для организма студента  ……………….9                          5. Физическая культура и хорошая  физическая форма……………………….17

 

6. Выбор программы упражнений  и ее реализация студентами……………...20

 

7. Заключение ……………………………………………………………………27

 

8. Литература ……………………………………………………………………29

 

 

 

1.   

ВВЕДЕНИЕ

 

        В  результате своей деятельности, по определению В.И. Вернадского  и А.Л. Чижевского, человечество становится  мощной геологической силой, кардинальным  образом преобразующей биосферу, земное и околоземное космическое  пространство, что неизбежно выдвигает  на первый план проблемы связей  разума и жизни, человека и  Вселенной - с одной стороны –  и поисков путей предотвращения  и предупреждения их нарушения  – с другой, с целью сохранения  поступательного естественно - исторического  процесса эволюции человека.

 

 

Согласно современным научным тенденциям, ведущим фактором этого

 

процесса является состояние здоровья каждого человека.

 

Здоровье  подрастающего поколения формируется под влиянием биологических и социальных факторов. От нормального физического развития функционирования органов и систем студентов зависит способность их организма сохранять устойчивость к экзогенным факторам, адаптироваться  к меняющимся условиям внешней среды.

 

         Здоровье - бесценное достояние не только  каждого человека , но и всего  общества. Физическая культура играет  значительную роль в профессиональной  деятельности бакалавра и специалиста, так как их работа, как правило  связана со значительным напряжением  внимания, зрения, интенсивной интеллектуальной  деятельностью и малой подвижностью. Занятия физической культурой  снимают утомление нервной системы  и всего организма, повышают работоспособность, способствуют укреплению здоровья.

 

Исследования ряда ученых показали, что с улучшением антропометрических показателей физического развития, роста физической и умственной работоспособности у многих   студентов отмечается различные отклонения в состоянии здоровья: нарушение осанки, сколиозы, близорукость(миопия слабой, средней  степени ), нервно-психическая неустойчивость, снижение  функциональной возможности  кардио-респираторной системы, лабильность регуляции деятельности сердца и сосудов с преобладанием тонуса симпатического  отдела вегетативной  нервной системы, снижение сопротивляемости организма, которое играет значительную роль в высокой заболеваемости ОРВИ.

 

О том, что современная молодежь  становится все слабее, что ее представители хуже прыгают, медленнее бегают, меньшее число раз отжимаются, можно прочесть во многих научных и популярных изданиях. В  нашей стране  это обычно объясняется гиподинамией, недостаточным вниманием к физкультуре в различных образовательных учреждениях, нарушением режима дня и питания.

 

Зарубежные исследователи связывают это с хроническим недосыпанием, снижением интереса к активным занятиям спортом и туризмом (Ю.А.Ямпольская  1993). Отношение студентов к физическому воспитанию и спорту является одной из актуальных социально-педагогических проблем учебно-воспитательного процесса, дальнейшего развития и расширения массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы в вузе. Реализация задачи по включению физической культуры в здоровый образ жизни каждым студентом должна рассматриваться с двуединой позиции – как личностно значимая и как общественно необходимая.

 

Систематически проводимые комплексные занятия физическими упражнениями оказывают благоприятное влияние на гормональное развитие и обеспечивают высокое функциональное состояние студентов  в течение всего учебного года.

 

Н.Д. Эшимян показал, что у студентов сочетание умственной работы   с физическими упражнениями на воздухе повышает эффективность усвоения учебного материала. Существенным в улучшении здоровья студентов является оптимизация свободного времени путем совершенствования структуры, материальной базы и организационных форм его проведения. Отсюда ясно, насколько важно знать динамику состояния здоровья и уровня физического развития студентов различных возрастных групп для нормирования учебной деятельности.

 

2. З

НАЧЕНИЕ СПОРТА В СОВЕРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ

 

Физическое воспитание и спорт тесно взаимосвязано с другими сторонами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим и, следовательно, оказывает большое влияние на развитие человека, им занимающегося, в обществе. Это объясняется целым рядом причин. Во-первых, единством цели всех видов воспитания; во-вторых, диалектикой самого воспитательного процесса, в ходе которого затрагиваются не отдельные стороны человеческой личности, а вся личность в целом; в-третьих, наличием общей основы, на которой развертывается воспитание, а именно деятельности.

 

В спорте представлены практически все виды человеческой деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, общение и т.д. Поэтому в процессе физического воспитания можно активно формировать сознание и поведение людей в нужном направлении.

 

В процессе спортивных занятий осуществляется умственное воспитание участников.  Здесь имеют быть место две связи: непосредственная и опосредованная. Непосредственная связь заключается в том, что в ходе физического воспитания осуществляется прямое воздействие на развитие интеллектуальных качеств занимающихся. В процессе занятия спортивными упражнениями непрерывно возникают двигательные познавательные ситуации, решение которых требует значительного умственного напряжения. Уже простое решение двигательных задач: как сделать движение быстрее, точнее, что надо предпринять, чтобы исправить допущенную ошибку, и т. д. – представляет собой цепь мыслительных операций, включающих наблюдение, обобщение, принятие решения. Специфичность умственной деятельности в процессе занятия спортом заключается в тесном взаимодействии между движениями тела и умственными операциями: занимающиеся непрерывно сверяют программу движений с ее фактическим выполнением. В результате закрепляются осознанные связи между мышечными ощущениями, двигательной задачей и способом ее решения. Движения становятся способом познания и освоения окружающего мира.

 

Опосредованная связь спорта с умственным развитием личности состоит в том, что занятия физическими упражнениями создают необходимый фундамент в виде крепкого здоровья, которое позволяет человеку полноценно выполнять умственную деятельность. Занятие спортом зачастую используется как средство для снятия умственного напряжения и стимуляции интеллектуальной деятельности.

 

В процессе занятия спортом также происходит нравственное развитие занимающихся. Оно направлено на формирование у человека социально ценных качеств, которые определяют его отношение к другим людям, к обществу, к самому себе и в совокупности представляют то, что принято называть нравственной воспитанностью. Эта характеристика – стержневая в определении личности. Ее содержание обусловлено нормами морали, господствующей в обществе.

 

Занятия спортом развертываются на фоне общения, в коллективе, под руководством учителя. Именно общение является самым могучим фактором формирования нравственных качеств занимающихся, с самого начала занятий спортом они начинают сознавать причастность к коллективу и в соответствии с правилами и распоряжениями, учатся управлять своими действиями, соотносить их с действиями других. Так укрепляется воля, вырабатывается дисциплинированность, формируется привычка к соблюдению норм нравственного поведения.

 

В играх и спортивных соревнованиях заключены богатые возможности для формирования норм коллективного поведения. Овладевая различными командными функциями, воспитуемые учатся не только организовывать свое поведение, но и активно влиять на действия своих товарищей, воспринимать задачи коллектива как свои собственные, мобилизовывать деятельность других в интересах команды. Под руководством тренера укрепляются такие важные нравственные качества, как ответственность перед коллективом, чувство долга, гордость за успехи команды, школы и т.д.

 

 Соревнования позволяют  решать педагогические, спортивно-методические  и общественно политические задачи. Во время спортивных соревнований  решаются те же педагогические  задачи, что и на занятиях физической  культурой и спортом в целом, т.е. совершенствование физической, технической, тактической, психической  и теоретической подготовленности. Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, превосходят  уровень, характерный для тренировочных  занятий. Соревнования – одна  из действенных мер повышения  тренированности спортсмена. Особенно  велико значение спортивных соревнований  для формирования волевых черт  характера. Они также способствуют развитию в целом физкультуры и спорта и позволяют педагогически воздействовать на зрителей.

3. Культура здоровья –  важнейшая составляющая общей  системы

 

культуры.

В эпоху бурного развития ноосферы   культура здоровья приобретает

 

ведущее значение среди глобальных проблем современности, определяющих

 

будущее человечества. Это обусловлено тем, что эволюция возможна только

 

в здоровом обществе. 

 

         Под  культурой здоровья следует понимать  степень совершенства, достигаемая  в овладении теорией и практикой  оптимизации жизнедеятельности  человека, направленной на адекватную  реализацию его генетического  потенциала, укрепления и развития  резервных возможностей организма, с одной стороны, и оздоровления  окружающей его биосоциальной  среды, с другой, что в конечном  итоге, будет способствовать успешному  выполнению функций индивида  и прогрессу человечества в  целом. Культура здоровья – важнейшая  составляющая общей системы культуры.

 

  Таким образом, переход  на новый уровень видения проблемы  здоровья человека требует активации  мощи науки и формирования  культуры здоровья через валеологическое  образование: индивидуальное, массовое  и государственное.

 

Исходя из принципа единства организма и среды, индивидуальное здоровье формируется на протяжении всей жизни в конкретных условиях социального окружения, которое носит динамический характер. Это окружение представляет собой поэтапную смену одной педагогической системы другой: семейной, дошкольной, школьной, вузовской.

 

Здоровье – это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий

 

успешного социального и экономического развития. 

 

         С  точки зрения ведущих российских  ученых,  здоровье - это целостное  многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные  показатели), которое развивается  в процессе реализации генетического  потенциала в условиях конкретной  социальной и экологической среды  и позволяющее человеку в различной  степени осуществлять его биологические  и социальные функции.

 

В своей трактовке понятия «здоровье» отечественные ученые акцентируют внимание на интегративных показателях индивидуума, подчеркивая, что здоровье человека – это, прежде всего, процесс сохранения

 

и развития его психических и физических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

 

Современные жизненные условия выдвигают повышенные требования

 

к здоровью выпускников вуза. И поэтому главное для них – быть здоровыми.

 

Особенно это касается студентов педагогических специальностей, которые

 

должны быть не только здоровыми, но и нести знания своим ученикам о том,

 

как стать здоровыми.

 

Ситуация усугубляется тем, что в период обучения в ВУЗе организм

 

студента претерпевает интенсивные морфофункциональные и психофизиологические преобразования, связанные с половым созреванием,

 

что само по себе приводит к напряжению механизмов регуляции процессов

 

его жизнедеятельности, вследствие нарушения оптимального баланса

 

взаимоотношений функций центральной нервной системы и гормональной

 

сферы.

 

         В  иерархии потребностей, лежащих  в основе поведения студента, здоровье, как правило, находиться  далеко не на первом месте. Это связано с низкой индивидуальной  и общей культурой общества. Формирование  мотивации здоровья должно базироваться  на двух важных принципах: возрастном  и деятельностном.

 

Первый принцип гласит: воспитание мотивации здоровья необходимо начинать с раннего детства.

 

Второй принцип утверждает: мотив здоровья следует создавать через

 

оздоровительную деятельность по отношению к себе, т.е. формировать новые качества путем упражнений.  Отсюда опыт оздоровительной деятельности и упражнения в ней создадут соответствующую мотивацию и установку (готовность к деятельности) на здоровье. На основе этой осознанной мотивации и формируется собственный стиль здорового поведения. В связи с этим, формирование мотивации здорового образа жизни у студента требует усилий. Поскольку эффект этих усилий проектируется

 

на будущее, и не каждый студент в состоянии решить эту задачу самостоятельно, необходима нацеленность системы вузовского воспитания и образования на формирование у студента культуры здоровья. С чего начать? С формирования установки на здоровый образ жизни.

 

 

 

4. Значение двигательной  активности для организма студента

Согласно современным представлениям, двигательную активность (ДА) следует рассматривать естественным, эволюционно сложившимся фактором биопрогресса, определившим развитие организма и обеспечившим не только формирование наиболее совершенных механизмов его адаптации к окружающей среде в процессе длительного филогенеза, но и оптимизацию его жизнедеятельности в онтогенезе. Это обусловлено тем, что в структуре механизма ДА в элементарной форме представлен принцип саморегуляции, отражающий сущность всеобщего закона оптимизации, проявляющийся в стремлении живых систем к достижению максимального жизненноважного результата с минимальными энергетическими и пластическими затратами. На уровне целостного организма происходит интеграция этой универсальной формы в функциональную систему высшей регуляции адаптационных механизмов, расшифрованную П.К. Анохиным.

Информация о работе Движенье -это жизнь