Феномен Спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 14:40, лекция

Описание работы

Вступні визначення. Про джерела і визначальні риси спорту.
Різноманіття видів спорту.
Спортивні результати як атрибут спорту. Фактори і тенденції їхньої динаміки. Типи критеріїв спортивних результатів. Історичні тенденції динаміки спортивних досягнень.
Основні функції і функціональні зв’язки спорту в системі соціальних явищ. Профілюючи напрямки і розділи в соціальній практиці спорту, їхньої особливості і взаємозв’язку.

Файлы: 1 файл

Лекція тема- Феномен спорту.doc

— 544.50 Кб (Скачать файл)

Даже при относительной ограниченности индивидуально устанавливаемых  в сфере спорта отношений совокупность их так ил иначе играет определенную роль в «социализации» личности, то есть освоении индивидом социального  опыта. Такой опыт выражается в опыте межчеловеческого общения и социально оправдываемого поведения.

По мере развертывания спортивного  движения как массового человеческого  течения возрастает и его роль в социальной интеграции – объединении  людей в более или менее  сплоченные организации неформального и официального характера на основе общности интересов и совместной деятельности по их удовлетворению. Ведущие силы общества не безразличны к идейной и социально-формирующей направленности этого движения. Популярность спорта, эмоциональная доходчивость происходящего в нем и как бы сама собой возникающая связь спортивных успехов с престижными интересами масс, наций, государств делают его удобным каналом для воздействия на массовое сознание, который нередко активно используется политическими силами различного рода в своих целях. Однако, это не означает, что самому спорту внутренне свойственна некая конкретно-политическая или политико-идеологическая функция.

Спортивные связи издавна занимают одно из ведущих мест в международном  общении. Этот факт обусловлен особыми коммуникативными свойствами спорта, выраженными в интегральном характере «спортивного языка», понятного практически всем без перевода. Язык этот – общечеловеческая логика честного соревнования во имя гуманистических ценностей. Его законы одинаковы для всех и принципиально несовместимы с какими либо манипуляциями, ставящими соревнующихся в неравные условия. Иначе, международные спортивные связи не выросли бы в нашу эпоху до глобальных масштабов, а спортивное движение не стало бы широчайшим интернациональным течением современности.

Характеризуя крупные аспекты  социальной роли спорта как многостороннего  явления жизни общества, необходимо учитывать его экономическое значение. Материальные вложения общества в развитие спорта многократно «окупаются» приростом самого ценного из всех богатств любого общества – дееспособности и здоровья народа, уровнем его жизненной активности.

Экономически значимы и финансовые доходы, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений, продажи спортивного инвентаря, оборудования, экипировки и других источников, прямо или косвенно связанных со спортом.

Экономические отношения могут  становиться доминирующими в  некоторой части спорта, когда  он профессионализируется и становится отраслью бизнеса, подчиненной коммерческим интересам. Такое направление в спорте называется профессионально-коммерческим. Развиваясь по законам бизнеса, он приобрел черты, не характерные для чисто спортивных отношений. Некоторые из них вызывают негативные оценки. Однако, неизбежным свойством профессионального спорта в целом они не являются.

 

Литература

1. Матвеев Л.П. Основы спортивной  тренировки.- М.: Физкультура и спорт, 1977.- Гл. 1,С.15-21.

2. Платонов В.Н., Гуськов С.И. Олимпийский  спорт: В 2 кн.- Киев: Олимпийская литература, 1994.- Кн. 1, С. 9-17.

3. Родиченко В.С. Спортивные соревнования: информация, управление.- М.: Физкультура и спорт, 1978, С. 35-44.

4. Спорт в современном обществе. Всемирн. науч. конгр.: Сборник итоговых  материалов.- М.: Физкультура и спорт, 1982, С. 3-5.

5. Спорт, духовные ценности, культура.- М.: РГАФК, 1997.- Вып. 2, разд. 2, С. 14-18, Вып. 5, С. 27-31.

6. Теория спорта /Под общ. ред.  В.Н.Платонова.- Киев: Вища шк., 1987, С. 25-34.

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦІЯ 2.

 

Тема: Основні  положення системи підготовки спортсменів в олімпійському спорті.

 

План.

  1. Характеристика формування системи підготовки спортсменів в олімпійському спорті.
  2. Закономірності і принципи підготовки спортсменів в олімпійському спорті: загальні положення.
  3. Специфічні риси базових закономірностей спортивної підготовки і похідні від них принципи. Максимізація і заглиблена індивідуалізована спеціалізація в олімпійському спорті.
  4. Сполучення тенденцій поступовості і граничності, що визначають і стабілізують тенденції у процесі спортивної підготовки.
  5. Відносна вибірковість і єдність різних сторін підготовки спортсменів в олімпійському спорті.

 

Характеристика  формування системи підготовки спортсменів  в олімпійському спорті.

 

Популярность спорта в современном  мире постоянно возрастает, что проявляется в повышении внимания к развитию спорта в подавляющем большинстве стран мира. Следствие этого – увеличение числа соревнований по различным видам спорта, расширение  программ Олимпийских игр, чемпионатов мира и других крупнейших соревнований, увеличение числа стран-участниц этих соревнований, организационное и методическое совершенствование систем подготовки спортсменов, бурное  внедрение в спорт современных достижений науки и техники и т.д. Все это приводит резкому повышению конкуренции в крупнейших соревнованиях, постоянному обновлению мировых достижений.

За последние несколько лет  в различных видах спорта примерно в 1,5-2 раза возросло число стран, спортсмены которых реально претендуют на победу в крупнейших соревнованиях.

Представители стран Азии, Африки, Центральной и Южной Америки показывают высочайшие достижения в наиболее популярных видах спорта, стабильными и высокими результатами в которых традиционно отличались спортсмены стран Европы и США.

В основе этих достижений – постоянный творческий поиск специалистов различных  стран в направлении совершенствования  всех составляющих системы спортивной подготовки: ее организационных, материально-технических  и особенно научно-методических основ.

Обобщая анализ практики подготовки спортсменов высокого класса в развитых в спортивном отношении странах, результаты многочисленных исследований в области теории и методики спортивной тренировки, проведенных в последние годы, можно охарактеризовать основные направления, которые обусловили прогресс спорта в мире.

В организации спортивной подготовки в первую очередь следует выделить ряд положений, позволяющих подчинить  материально-технические, кадровые, финансово-экономические  и другие предпосылки реализации возможностей современной методики подготовки:

Органическую взаимосвязь организационно-методических основ подготовки в вышестоящих (сборные команды, спортивные центры) и нижестоящих (детско-юношеские  спортивные школы и центры, школы-интернаты  спортивного профиля) структурных компонентах системы спортивной подготовки в отношении ее целей, задач, кадрового, материально-технического, научно-методического обеспечения;

Обусловленность системы спортивной подготовки и соревнований, материальной и моральной стимуляции труда тренеров и организаторов необходимостью достижения высшего спортивного мастерства, эффективной подготовки спортивного резерва;

Создание организационных условий, обеспечивающих централизацию подготовки спортсменов, их постоянную конкуренцию  в тренировочных занятиях и использование ее в качестве фактора повышения работоспособности, более полной мобилизации функциональных резервов организма и оптимизации адаптационных процессов;

Поощрение результатов альтернативных организационных и научно-методических подходов к системе подготовки спортсменов высокого класса.

Велико влияние на рост спортивных достижений совершенствования материально-технических  основ тренировочной и соревновательной деятельности. Речь идет, в первую очередь, о современных спортивных базах, спортивном инвентаре, тренажерно-диагностическом оборудовании. Бурный прогресс достижений, отмечавшийся в последние годы в ряде видов спорта, в значительной мере определялся факторами материально-технического  и научно-методического порядка.

При всей важности для роста спортивных достижений организационных и материально-технических основ современной спортивной подготовки прогресс спорта прежде всего определяется совершенствованием системы спортивной тренировки в следующих основных направлениях.

Первое направление – резкий прирост объема тренировочной и соревновательной деятельности.

Значения основных показателей, характеризующих  эту сторону процесса спортивной тренировки, в первой половине 90-х  годов вдвое, а в отдельных  случаях и более, превысили данные 60-х годов. Особенно это коснулось объема соревновательной деятельности, которая в большинстве видов спорта возросла в несколько раз в связи с резким увеличением количества ответственных соревнований.

Тенденция к дальнейшему увеличению объемов тренировочной работы сохраняется. В частности, многие специалисты различных стран рекомендуют в ближайшие годы увеличить объем работы, затрачиваемой на подготовку спортсменов высокого класса, до 1700-2000 ч в год при 340-360 днях занятий и соревнований (сейчас эти цифры обычно не превышают соответственно 1100-1400 и 300-320). Вместе с тем практика подготовки спортивных команд в различных странах показала, что это направление совершенствования спортивной тренировки во многих видах спорта и отдельных дисциплинах практически исчерпало свои возможности.

 Многие спортсмены и целые  команды, излишне увеличившие объемы тренировочной работы:

  • не достигли ожидаемых результатов;
  • резко возросло число случаев перенапряжения функциональных систем организма и травматизма;
  • сократились сроки выступления на уровне высших достижений в силу исключительно высоких физических и психических нагрузок, исчерпания адаптационных возможностей организма спортсменов.

Чрезмерные величины объема работы вошли в противоречие с другими  компонентами тренировочной нагрузки, отрицательно сказались на эффективность процесса специальной физической и технической подготовки спортсменов.

Второе направление -  строгое соответствие системы тренировки спортсменов высокого класса со специфическими требованиями избранного для специализации вида спорта.

Это выражается в резком увеличении объема вспомогательной и особенно специальной подготовки в общем  объеме тренировочной работы. Общая  подготовка как неспецифическая  в ее традиционном понимании перестала  играть существенную роль в тренировке спортсменов высокого класса и используется преимущественно как средство активного отдыха.

Общая подготовка приобретает строго выраженный базовый характер, она  становится тесно взаимосвязанной  как по задачам, так и по содержанию с вспомогательной (полуспециальной) и специальной подготовкой.

Даже на ранних этапах многолетнего совершенствования необходимо строгое  увязывание средств и методов  тренировки, соотношения работы различной  направленности  т.д., требованиям  планируемой в дальнейшем узкой специализации.

Доказано, что выполнение спортсменами в детском и подростковом возрасте больших объемов общеподготовительной работы, не соответствующей требованиям  будущей специализации, способно подавлять  природные задатки юных спортсменов  и лишать их возможности достижения выдающихся результатов.

Третье направление – максимальная ориентация на индивидуальные задатки и способности каждого конкретного спортсмена при выборе спортивной специализации, разработке всей системы многолетней подготовки, определении рациональной структуры соревновательной деятельности и т.п.

Это требует значительного повышения  внимания к отбору и ориентации спортсменов  на всех этапах многолетнего совершенствования, разработке индивидуальных программ подготовки, умелого сочетания индивидуальной и групповой форм подготовки.

Четвертое направление – постоянное увеличение соревновательной практики как эффективного средства мобилизации функциональных ресурсов организма спортсменов, стимуляции адаптационных процессов и повышения на этой основе эффективности процесса подготовки.

Проявляется это в увеличении числа  соревновательных дней и продолжительности  соревновательного периода, числа  соревнований, стартов, игр, схваток  и т.д.

Пятое направление – стремление к строго сбалансированной системе тренировочных и соревновательных нагрузок, отдыха, питания, средств восстановления, стимуляции работоспособности и мобилизации функциональных резервов.

В настоящее  время отмечаются излишнее увлечение тренировочными и соревновательными  нагрузками, средствами стимуляции работоспособности и одновременно недооценка полноценного отдыха, питания, восстановительных мероприятий.

Именно здесь, особенно в рациональном питании, строго увязанном не только со спецификой вида спорта в целом, но и направленностью нагрузок в каждом структурном образовании тренировочного процесса, таятся значительные резервы повышения его эффективности.

Шестое направление – увязывание системы подготовки к главным соревнованиям с географическими и климатическими условиями мест, в которых планируется их проведение.

Следует постоянно иметь в виду, что проведение соревнований в условиях жаркого и холодного климата, среднегорья, при значительной смене  часовых поясов способно самым существенным образом повлиять на уровень достижений спортсменов. Учет этих факторов в системе подготовки позволяет нейтрализовать их отрицательное действие, добиться достижения наивысших результатов сезона в непривычных климатических и географических условиях.

Седьмое направление – расширение нетрадиционных средств подготовки:       использование приборов, оборудования и методических приемов, позволяющих полнее раскрыть функциональные резервы организма спортсмена;

применение тренажеров, обеспечивающих сопряженное совершенствование  различных двигательных качеств (например, силы и гибкости), физическое и техническое совершенствование;

проведение тренировки в условиях среднегорья и высокогорья, позволяющее  интенсифицировать процессы адаптации  к факторам тренировочного воздействия, повысить эффективность непосредственной подготовки к главным соревнованиям.

Восьмое направление – ориентация всей системы спортивной тренировки на достижение оптимальной структуры соревновательной деятельности.

Информация о работе Феномен Спорта