Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 14:40, лекция
Вступні визначення. Про джерела і визначальні риси спорту.
Різноманіття видів спорту.
Спортивні результати як атрибут спорту. Фактори і тенденції їхньої динаміки. Типи критеріїв спортивних результатів. Історичні тенденції динаміки спортивних досягнень.
Основні функції і функціональні зв’язки спорту в системі соціальних явищ. Профілюючи напрямки і розділи в соціальній практиці спорту, їхньої особливості і взаємозв’язку.
- утомления и восстановления при мышечной деятельности и т.п.
В результате была сформирована не только система соответствующих знаний, имевших как теоретическое, так и практическое значение, но и определены перспективы дальнейших исследований в сфере разработки медико-биологических основ спорта высших достижений. Эти возможности были широко использованы в 80-е и 90-е годы во многом благодаря интенсивному развитию электроники и появлению принципиально новых диагностических комплексов, позволивших интенсифицировать и объективизировать процесс научных исследований. Наибольший вклад в разработку медико-биологических основ олимпийского спорта в последние годы внесли специалисты научных лабораторий Швеции, Финляндии, Канады, Германии, Италии, США, ЮАР и ряда других стран. Материалы этих исследований нашли отражение в ряде обобщающих трудов. Среди них фундаментальные издания, подготовленные по инициативе Медицинской комиссии МОК – «Олимпийская книга спортивной медицины» (под ред. А. Дирикса, Х.Г.Кнуттгена и К. Титтеля) – 1988 г., «Профилактика спортивного травматизма» (под ред. Р. Ренстрема) -1992г.
Параллельно с формированием
медико-биологических основ
Необходимость интеграции знаний, относящихся к подготовке спортсменов и накопленных в различных областях науки хорошо осознавалась как представителями медико-биологических, так и спортивно-педагогических дисциплин. Это явилось толчком к появлению ряда обобщающих работ, в которых были предприняты успешные попытки увязать медико-биологические и психологические знания с практическими задачами подготовки спортсменов.
Большой вклад в разработку основных теоретико-методических проблем спортивной подготовки внесли советские специалисты, которые в 50-79-х годах объективно занимали ведущие позиции в мире. Среди огромного количества научно-практических разработок, выполненных в те годы, необходимо выделить работы Н.Г.Озолина и Л.С.Хоменкова – формирование общей концепции олимпийской подготовки, Л.П.Матвеева – система периодизации спортивной тренировки, Н.Ж.Булгаковой – система спортивного отбора и многолетней подготовки, В.П.Филина – подготовка юных спортсменов и т.д.
Необходимость комплексного и всестороннего осмысления и обобщения полученных многообразных знаний требовала выделения новой научной и учебной дисциплины – общей теории и методики спортивной тренировки или, что несколько шире, спортивной подготовки. Многочисленные закономерности и принципы тренировки, ее формы, методы, система построения и т.д. позволили оформить общую теорию спортивной тренировки в самостоятельную систему знаний с четко очерченной предметной областью, показать ее тесную взаимосвязь с большим количеством смежных дисциплин.
Ситуация усложнилась в связи с интенсивным развитием материально-технической базы спора (тренажеры, оборудование и инвентарь, оказавшие принципиальное влияние на рост достижений во многих видах спорта), широким внедрением в практику тренировки и соревнований в условиях среднегорья и высокогорья, частым перемещением для участия в соревнованиях в различные климатические и географические зоны. Поэтому оказалась не случайной необходимость формирования более широкой системы знаний в области спорта, в которой соревнования и соревновательная деятельность спортсменов, система их подготовки, знания о внетренировочных и внесоревновательных факторах были бы увязаны в единое целое.
В целом к середине 90-х годов сформировалась достаточно полная система достоверных знаний в области подготовки спортсменов, в которой следует выделить основные разделы:
Содержание каждого из этих разделов тесно связано с представлениями о соревновательной деятельности спортсменов – ее технике, стратегии, тактике, факторах, влияющих на эффективность и др.
Відносна вибірковість і єдність різних сторін підготовки спортсменів в олімпійському спорті.
.Популярность спорта в современном мире постоянно возрастает, что проявляется в повышении внимания к развитию спорта в подавляющем большинстве стран мира. Следствие этого – увеличение числа соревнований по различным видам спорта, расширение программы Олимпийских игр, чемпионатов мира и других крупнейших соревнований, увеличение числа стран-участниц этих соревнований, организационное и методическое совершенствование систем подготовки спортсменов, бурное внедрение в спорт достижений науки и техники и т.д. Все это приводит к резкому повышению конкуренции в крупнейших соревнованиях, постоянному обновлению мировых достижений.
За последние несколько лет в различных видах спорта примерно в 1,5-2 раза возросло число стран, спортсмены которых реально претендуют на победу в крупнейших соревнованиях.
В основе этих достижений – постоянный творческий поиск специалистов различных стран в направлении совершенствования всех составляющих системы спортивной подготовки: ее организационных, материально-технических и особенно научно-методических основ.
Обобщая анализ практики подготовки спортсменов высокого класса в развитых в спортивном отношении странах, результаты многочисленных исследований в области теории и методики спортивной тренировки, проведенных в последние годы, можно охарактеризовать основные направления, которые обусловили прогресс спорта в мире. В организации спортивной подготовки в первую очередь следует выделить ряд положений, позволяющих подчинить материально-технические, кадровые, финансово-экономические и другие предпосылки реализации возможностей современной методики подготовки: