Феномен Спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 14:40, лекция

Описание работы

Вступні визначення. Про джерела і визначальні риси спорту.
Різноманіття видів спорту.
Спортивні результати як атрибут спорту. Фактори і тенденції їхньої динаміки. Типи критеріїв спортивних результатів. Історичні тенденції динаміки спортивних досягнень.
Основні функції і функціональні зв’язки спорту в системі соціальних явищ. Профілюючи напрямки і розділи в соціальній практиці спорту, їхньої особливості і взаємозв’язку.

Файлы: 1 файл

Лекція тема- Феномен спорту.doc

— 544.50 Кб (Скачать файл)

- утомления и восстановления при мышечной деятельности и т.п.

В результате была сформирована не только система соответствующих  знаний, имевших как теоретическое, так и практическое значение, но и определены перспективы дальнейших исследований в сфере разработки медико-биологических основ спорта высших достижений. Эти возможности были широко использованы в 80-е и 90-е годы во многом благодаря интенсивному развитию электроники и появлению принципиально новых диагностических комплексов, позволивших интенсифицировать и объективизировать процесс научных исследований. Наибольший  вклад в разработку медико-биологических основ олимпийского спорта в последние годы внесли специалисты научных лабораторий Швеции, Финляндии, Канады, Германии, Италии, США, ЮАР и ряда других стран. Материалы этих исследований нашли отражение в ряде обобщающих трудов. Среди них фундаментальные издания, подготовленные по инициативе Медицинской комиссии МОК – «Олимпийская книга спортивной медицины» (под ред. А. Дирикса, Х.Г.Кнуттгена и К. Титтеля) – 1988 г., «Профилактика спортивного травматизма» (под ред. Р. Ренстрема) -1992г.

Параллельно с формированием  медико-биологических основ спорта высших достижений интенсивно разрабатывались  теоретико-методические аспекты подготовки спортсменов высшей квалификации в  различных видах спорта.

Необходимость интеграции знаний, относящихся к подготовке спортсменов и накопленных в  различных областях науки хорошо осознавалась как представителями  медико-биологических, так и спортивно-педагогических дисциплин. Это явилось толчком  к появлению ряда обобщающих работ, в которых были предприняты успешные попытки увязать медико-биологические и психологические знания с практическими задачами подготовки спортсменов.

Большой вклад в разработку основных теоретико-методических проблем  спортивной подготовки внесли советские специалисты, которые в 50-79-х годах объективно занимали ведущие позиции в мире. Среди огромного количества научно-практических разработок, выполненных в те годы, необходимо выделить работы Н.Г.Озолина и Л.С.Хоменкова – формирование общей концепции олимпийской подготовки, Л.П.Матвеева – система периодизации спортивной тренировки, Н.Ж.Булгаковой – система спортивного отбора и многолетней подготовки, В.П.Филина – подготовка юных спортсменов и т.д.

Необходимость комплексного и всестороннего осмысления и обобщения полученных многообразных знаний требовала выделения новой научной и учебной дисциплины – общей теории и методики спортивной тренировки или, что несколько шире, спортивной подготовки. Многочисленные закономерности и принципы тренировки, ее формы, методы, система построения и т.д. позволили оформить общую теорию спортивной тренировки в самостоятельную систему знаний с четко очерченной предметной областью, показать ее тесную взаимосвязь с большим количеством смежных дисциплин.

Ситуация усложнилась в связи с интенсивным развитием материально-технической базы спора (тренажеры, оборудование и инвентарь, оказавшие принципиальное влияние на рост достижений во многих видах спорта), широким внедрением в практику тренировки и соревнований в условиях среднегорья и высокогорья, частым перемещением для участия в соревнованиях в различные климатические и географические зоны. Поэтому оказалась не случайной необходимость формирования более широкой системы знаний в области спорта, в которой соревнования и соревновательная деятельность спортсменов, система их подготовки, знания о внетренировочных и внесоревновательных факторах были бы увязаны в единое целое.

В целом к середине 90-х  годов сформировалась достаточно полная система достоверных знаний в  области подготовки спортсменов, в которой следует выделить основные разделы:

    1. Общие основы подготовки спортсменов.
    2. Стороны подготовленности спортсменов, определяющие уровень достижений спортсменов и их совершенствование.
    3. Методика построения процесса подготовки.
    4. Отбор, ориентация, контроль, управление, прогнозирование и управление в системе подготовки спортсмена.
    5. Внетренировочные и внесоревновательные факторы в системе подготовки спортсменов.

Содержание каждого  из этих разделов тесно связано с  представлениями о соревновательной деятельности спортсменов – ее технике, стратегии, тактике, факторах, влияющих на эффективность и др.

 

Відносна вибірковість і єдність різних сторін підготовки спортсменів в олімпійському  спорті.

.Популярность спорта в современном мире постоянно возрастает, что проявляется в повышении внимания к развитию спорта в подавляющем большинстве стран мира. Следствие этого – увеличение числа соревнований по различным видам спорта, расширение программы Олимпийских игр, чемпионатов мира и других крупнейших соревнований, увеличение числа стран-участниц этих соревнований, организационное и методическое совершенствование систем подготовки спортсменов, бурное внедрение в спорт достижений науки и техники и т.д. Все это приводит к резкому повышению конкуренции в крупнейших соревнованиях, постоянному обновлению мировых достижений.

За последние несколько  лет в различных видах спорта примерно в 1,5-2 раза возросло число  стран, спортсмены которых реально  претендуют на победу в крупнейших соревнованиях.

В основе этих достижений – постоянный творческий поиск специалистов различных стран в направлении совершенствования всех составляющих системы спортивной подготовки: ее организационных, материально-технических  и особенно научно-методических основ.

Обобщая анализ практики подготовки спортсменов высокого класса в развитых в спортивном отношении странах, результаты многочисленных исследований в области теории и методики спортивной тренировки, проведенных в последние годы, можно охарактеризовать основные направления, которые обусловили прогресс спорта в мире. В организации спортивной подготовки в первую очередь следует выделить ряд положений, позволяющих подчинить материально-технические, кадровые, финансово-экономические и другие предпосылки реализации возможностей современной методики подготовки:

    • органическую взаимосвязь организационно-методических основ подготовки в вышестоящих (сборные команды, спортивные центры) и нижестоящих (детско-юношеские спортивные школы и центры, школы-интернаты спортивного профиля) структурных компонентах системы спортивной подготовки в отношении ее целей, задач, кадрового, материально-технического, научно-методического обеспечения;
    • обусловленность системы спортивной подготовки и соревнований, материальной и моральной стимуляции труда тренеров и организаторов необходимостью достижения высшего спортивного мастерства, эффективной подготовки спортивного резерва;
    • создание организационных условий, обеспечива<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" text-decoration: none; letter-spacing:

Информация о работе Феномен Спорта