Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 14:40, лекция
Вступні визначення. Про джерела і визначальні риси спорту.
Різноманіття видів спорту.
Спортивні результати як атрибут спорту. Фактори і тенденції їхньої динаміки. Типи критеріїв спортивних результатів. Історичні тенденції динаміки спортивних досягнень.
Основні функції і функціональні зв’язки спорту в системі соціальних явищ. Профілюючи напрямки і розділи в соціальній практиці спорту, їхньої особливості і взаємозв’язку.
Это предусматривает не только совершенствование всех ее компонентов, значимых на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей, но и создание соответствующего функционального фундамента на ранних этапах многолетней подготовки. Пр этом необходимо учитывать, что в структуре соревновательной деятельности на уровне высшего спортивного мастерства значимыми часто оказываются компоненты, которые на ранних этапах в силу возрастных особенностей спортсменов и закономерностей становления спортивного мастерства не влияют существенно на уровень результата.
При создании функционального фундамента на этапах предварительной и специализированной базовой подготовки необходимо ориентироваться на те составляющие, которые обеспечивают успех на уровне высших спортивных достижений. Ошибки, допущенные в этом отношении, очень трудно компенсировать на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей.
Девятое направление – совершенствование системы управления тренировочным процессом на основе объективизации знаний о структуре соревновательной деятельности и подготовленности с учетом как общих закономерностей становления спортивного мастерства в конкретном виде спорта, так и индивидуальных возможностей спортсменов.
Здесь предусматривается ориентация на групповые и индивидуальные модельные характеристики соревновательной деятельности и подготовленности, соответствующую систему подбора и планирования средств педагогического воздействия, контроля и коррекции тренировочного процесса.
Анализ показывает, что это направление, опирающееся на возможности современной диагностической и вычислительной техники, в настоящее время является одним из основных резервов совершенствования системы спортивной тренировки, так как позволяет создать необходимые условия для рационального управления состоянием спортсмена и протекания адаптационных изменений, обеспечивающих соответствие уровня подготовленности планируемой структуре соревновательной деятельности и заданному спортивному результату.
Десятое направление – динамичность системы подготовки, ее оперативная коррекция на основе постоянного изучения и учета как общих тенденций развития олимпийского спорта, так и особенностей развития конкретных видов спорта – изменение правил соревнований и условий их проведения, применение нового инвентаря и оборудования, расширение календаря и изменения значимости различных соревнований и т.п.
Закономірності і принципи підготовки спортсменів в олімпійському спорті: загальні положення.
Целью спортивной подготовки является достижение максимально возможного для данного индивидуума уровня технико-тактической, физической и психической подготовленности, обусловленного спецификой вида спорта и требованиями достижения максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.
Основные задачи, решаемые в процессе подготовки:
Данные задачи в наиболее общем виде определяют основные стороны (направления) спортивной подготовки, имеющие самостоятельные признаки:
Из содержания каждой из этих сторон вытекают конкретные задачи подготовки.
1. Задачи технического совершенствования:
2. Задачи тактического совершенствования:
3. Задачи физической подготовки.
4. Задачи психологической подготовки.
5. Интегральные задачи подготовки – объединение в единое целое качеств, умений, навыков, накопленных знаний опыта, преимущественно связанных с различными сторонами подготовленности.
Разделение процесса подготовки на относительно самостоятельные стороны (техническую, тактическую, физическую, психологическую, интегральную) упорядочивает представления о составляющих спортивного мастерства, позволяет в определенной мере систематизировать средства и методы их совершенствования, систему контроля и управления процессом спортивного совершенствования. Однако, в тренировочной и особенно в соревновательной деятельности ни одна из этих сторон не проявляется изолированно, а объединяются в сложный комплекс, направленный на достижение наивысших спортивных показателей.
Следует учитывать, что каждая из сторон подготовленности зависит от степени совершенства других ее сторон, определяется ими и, в свою очередь, обусловливает их уровень.
Возникающие в процессе спортивной тренировки задачи конкретизируются применительно к однородным группам спортсменов, командам, отдельным спортсменам с учетом этапа многолетней подготовки, типа занятий, уровня спортивного мастерства, состояния здоровья, подготовленности и других причин.
.
Средства спортивной подготовки.
Средства спортивной подготовки – это разнообразные физические упражнения, прямо или опосредовано влияющие на совершенствование мастерства спортсменов. Состав средств спортивной подготовки формируется с учетом особенностей конкретного вида спорта, являющегося предметом спортивной специализации.
Средства спортивной тренировки – это физические упражнения. Они условно могут быть подразделены на четыре группы:
Общеподготовительные. К этой группе относятся упражнения, служащие всестороннему функциональному развитию организма спортсмена. Они могут как соответствовать особенностям избранного вида спорта, так и находиться с ним в определенном противоречии (при решении задач всестороннего и гармоничного физического воспитания).
Вспомогательные (полуспециальные). Данные упражнения предполагают двигательные действия, создающие специальный фундамент для последующего совершенствования в той или иной спортивной деятельности.
Специально-подготовительные. Этой группе упражнений принадлежит центральное место в системе тренировки квалифицированных спортсменов и охватывают круг средств, включающих элементы соревновательной деятельности и действия, приближенные к ним по форме, структуре, а также по характеру проявляемых качеств и деятельности функциональных систем организма.
Соревновательные. Использование соревновательных упражнений предполагает выполнение комплекса двигательных действий, являющихся предметом спортивной специализации, в соответствии с существующими правилами соревнований. Соревновательные упражнения характеризуются рядом особенностей.
Во-первых, при их выполнении достигаются высокие и рекордные результаты; определяется предельный уровень адаптационных возможностей спортсмена, которого он достигает в результате применения в своей подготовке общеподготовительных, вспомогательных и специально-подготовительных упражнений.
Во-вторых, сами соревновательные упражнения можно рассматривать как наиболее удобные и объективные наглядные модели резервных возможностей спортсмена.
Средства спортивной тренировки разделяются также по направленности воздействия. Можно выделить средства, преимущественно связанные с совершенствованием различных сторон подготовленности – технической, тактической и т.п., а также направленные на развитие различных двигательных качеств, повышение функциональных возможностей отдельных органов и систем организма.
Методы спортивной подготовки.
Понятие «методы спортивной подготовки» включает способы работы тренера и спортсмена, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, развиваются необходимые качества, формируется мировоззрение.
На практике все методы условно делят на три группы:
В процессе спортивной тренировки все эти методы применяются в различных сочетаниях. Каждый метод используют не стандартно, а постоянно приспосабливают к конкретным требованиям, обусловленным особенностями спортивной подготовки. При подборе методов необходимо учитывать, чтобы они строго соответствовали:
В спорте основная роль отводится практическим методам в силу специфических принципов спортивной деятельности.
Словесные методы, применяемые в спортивной тренировке:
Особенно широко эти методы используют при подготовке квалифицированных спортсменов. Этому способствует специальная терминология, а также сочетание словесных методов с наглядными методами. Эффективность тренировок во многом зависит от умелого использования указаний, команд, замечаний, словесных оценок и разъяснений.
Наглядные методы:
Методы практических упражнений. Данные методы условно делят на две группы:
В любом виде спорта, особенно в сложнокоординационных, единоборствах и играх, техническая подготовка является сложным и постоянным процессом освоения новых элементов, связок, приемов или совершенствования техники с относительно стабильной структурой движений.