Физическая культура и спорт как средства сохранения здоровья студентов их физического и спортивного совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 19:49, реферат

Описание работы

Качественная профессиональная подготовка студентов в вузе невозможна без их активной учебно-трудовой, познавательной деятельности. Экономические и социальные причины, не позволяющие увеличить срок обучения, заставляют интенсифицировать его, что требует от студентов мобилизации воли, психофизических, духовных и физических качеств. Надо научить студентов здоровому образу жизни, создать необходимый оптимум деятельности центральной нервной системы организма. Если нельзя полностью освободить студента от психоэмоционального напряжения, то необходимо повысить устойчивость адаптационных механизмов организма к эмоциональным стрессам и упорядочить трудовую деятельность обучающегося.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Здоровье студента 4
1.1 Понятие «здоровье», его содержательные характеристики 4
1.2Физическое здоровье 4
1.3 Здоровье и образовательная среда 5
1.4Физическая культура и здоровье 7
Глава 2. Здоровый образ и стиль жизни студента 10
2.1 Образ жизни студентов в реалиях образовательного процесса 10
2.2 Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни 13
2.2.1 Режим труда и отдыха 13
2.2.2 Организация сна 13
2.2.3 Организация питания 14
2.2.4 Двигательная активность 15
2.2.5 Профилактика вредных привычек 16
2.3 Критерии эффективности использования здорового образа жизни 17
2.4 Самостоятельные занятия студентов по физической культуре 18
2.4.1 Утренняя гигиеническая гимнастика. 19
2.4.2 Общая физическая подготовка 20
2.4.3 Оздоровительная аэробика 20
2.4.4 Оздоровительная ходьба 21
2.4.5 Оздоровительный бег 21
2.4.6 Плавание 21
2.4.7 Лыжи 21
Приложение 23
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

ЗОЖ студента.docx

— 147.32 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Новосибирский Государственный  Университет Экономики и Управления

Кафедра физического воспитания и спорта

 

 

 

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«Физическая культура и спорт как средства сохранения здоровья студентов их физического и спортивного совершенствования»

 

 

 

Выполнила:

Студентка гр. 2081

Грекова Е.В.

Проверила:

Скворцова С.О.

 

 

 

 

Новосибирск 2012

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Здоровье студента 4

1.1 Понятие «здоровье», его содержательные характеристики 4

1.2Физическое здоровье 4

1.3 Здоровье и образовательная среда 5

1.4Физическая культура и здоровье 7

Глава 2. Здоровый образ и стиль жизни студента 10

2.1 Образ жизни студентов в реалиях образовательного процесса 10

2.2 Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни 13

2.2.1 Режим труда и отдыха 13

2.2.2 Организация сна 13

2.2.3 Организация питания 14

2.2.4 Двигательная активность 15

2.2.5 Профилактика вредных привычек 16

2.3 Критерии эффективности использования здорового образа жизни 17

2.4 Самостоятельные занятия студентов по физической культуре 18

2.4.1 Утренняя гигиеническая гимнастика. 19

2.4.2 Общая физическая подготовка 20

2.4.3 Оздоровительная аэробика 20

2.4.4 Оздоровительная ходьба 21

2.4.5 Оздоровительный бег 21

2.4.6 Плавание 21

2.4.7 Лыжи 21

Приложение 23

Список литературы 24

 

Введение

 

Качественная профессиональная подготовка студентов в вузе невозможна без их активной учебно-трудовой, познавательной деятельности. Экономические и социальные причины, не позволяющие увеличить  срок обучения, заставляют интенсифицировать  его, что требует от студентов  мобилизации воли, психофизических, духовных и физических качеств.  Надо научить студентов здоровому  образу жизни, создать необходимый  оптимум деятельности центральной  нервной системы организма. Если нельзя полностью освободить студента от психоэмоционального напряжения, то необходимо повысить устойчивость адаптационных механизмов организма  к эмоциональным стрессам и упорядочить  трудовую деятельность обучающегося.

В последнее время активизировалось внимание к здоровому образу жизни  студентов, что отражает озабоченность  общества здоровьем специалистов, выпускаемых высшей школой, ростом заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, снижение дееспособности в трудовой сфере. При здоровом образе жизни ответственность за свое здоровье формируется у студента как часть его общекультурного развития.

Обеспечить высокое качество подготовки специалистов в наши дни  невозможно без усиления познавательной активности самих студентов. Воспитать  у студента высокую требовательность к себе, жизненную потребность  трудиться, желание и умение работать творчески, пополнять и совершенствовать свои знания, умение вести здоровый образ жизни и заботиться о  своем здоровье – одна из главных  задач высшей школы. Здоровье не может  укрепляться и сохраняться долгие годы без труда и эмоций. Неправильно  считать, что студент «сгорит» от умственной перегрузки или от эмоциональных  переживаний. Его надо воспитывать  так, чтобы в труде и учебе  он находил смысл и счастье  жизни.

 

 

 

 

Глава 1. Здоровье студента

1.1 Понятие «здоровье», его содержательные характеристики

Здоровье – величайшая ценность. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком  его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности.

Жизнь человека зависит от состояния здоровья и степени  его психофизиологического потенциала. Все стороны жизни человека –  производственная, бытовая, духовная, проведение досуга, получение образования, определяются уровнем здоровья.

Здоровье представляет собой  весьма сложное явление, характерные  и значимые стороны которого нельзя выразить кратко и однозначно. В настоящее время существуют десятки различных определений здоровья. Современное научное определение должно основываться на факте, что состояние здоровья выступает как процесс, материальное явление в человеческом организме.

Отсутствие болезни -  традиционный взгляд. Например «здоровье - такое состояние организма, когда  функции всех органов и систем усовершенствованы с внешней  средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения». «Здоровье  – это нормальное физическое состояние, т.е. состояние целостности и свободы  от физических и психических заболеваний  или болезней».

Наиболее широко распространен  функциональный подход к понятию  здоровья, основанный на способности  индивида осуществлять биологические  и социальные функции, в частности  выполнять общественно полезную трудовую, производственную деятельность. Утрата этой способности является наиболее распространенным и

1.2Физическое здоровье

В самом общем виде физическое здоровье – это состояние организма  человека, характеризующееся возможностями  адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического  развития, физической и функциональной подготовленностью организма к  выполнению физических нагрузок.

К основным факторам физического  здоровья человека относятся:

    1. Уровень физического развития,
    2. Уровень физической подготовленности,
    3. Уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок,
    4. уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающие его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания.

Ясно, что физическое здоровье обуславливает жизнеспособность организма  человека.

Физическая подготовленность – одна из сторон подготовки в физическом воспитании, связанная с воспитанием  физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости, координационных  способностей, гибкости) и степени  владения двигательными умениями и навыками, необходимыми для успешного осуществления определенного рода деятельности человека (профессиональный труд, воинская служба, спорт).

Необходимый уровень физической подготовленности достигается  в  результате физической подготовки –  процессе воспитания физических качеств  и овладения жизненно важными  движениями. Этот термин подчеркивает прикладную направленность физического  воспитания к трудовой и иной деятельности.

Физическая подготовка и  ее результат – физическая подготовленность – могут носить как общий характер (общая физическая подготовка –  ОФП), так и направленный на определенный вид деятельности (специальная физическая подготовка – СФП).

Общая физическая подготовка направленна на достижение определенного  уровня развития физических качеств, на овладение жизненно необходимыми умениями и навыками и является одной из основных составляющих процесса физического  воспитания.

1.3 Здоровье и образовательная среда

Обучение в высшей школе  – сложный и достаточно длительный процесс, имеющий ряд характерных  особенностей и предъявляющий высокие  требования  к пластичности психики  и физиологических функций молодых  людей. При поступлении в высшее учебное заведение у вчерашних  школьников происходит нарушение жизненного стереотипа. Начальный период обучения играет существенную роль в развитии адаптационно-компенсаторных механизмов. От него во многом зависит, будет студент  здоровым или больным.

Сдача выпускных экзаменов  в школе, подготовка и поступление  в вуз происходят за короткий срок и связаны с большим умственным напряжением и нагрузкой  на центральную  нервную систему. Вчерашний школьник, становясь студентом, попадает в новые условия, характеризующиеся интенсивной учебной нагрузкой. Новыми жизненными ситуациями.

Считается, что для студентов  первого курса адаптация к  студенческой жизни не так уж сложна, особенно если речь идет о вчерашнем  школьнике. Изменение социальной среды  не очень-то существенно: меняется лишь степень образования («среднее» - «высшее»), но человек продолжает учиться, его  окружают опытные педагоги, состав его товарищей-студентов одинаков с ним по образованию и, как  правило, сравнительно однороден по возрасту.

Ломка привычных стереотипов  здесь не так уж велика. Но, как  свидетельствует практика, для многих адаптация является сложным делом. Подтверждает данный факт то, что успеваемость  у студентов первого курса ниже, чем оценки, которые они получают на вступительных экзаменах и которые получают студенты старших курсов. На долю первых курсов приходится до 80% студентов, получающих удовлетворительные оценки. В течении первых трех семестров, по сравнению с результатами вступительных экзаменов, у студентов происходит снижение среднего балла успеваемости. Низкая успеваемость на первом курсе объясняется такими признаками. Как усталость, эмоционально напряжение  в связи с адаптации к новым вузовским условиям учебы.

К трудностям адаптации следует  добавить состояние здоровья студентов. На основании изучения неврологического статуса и состояния сердечно - сосудистой системы 2142 студентов первого  курса выделено четыре группы:

    1. Практически здоровые студенты – 1509 чел.  (70,4%).
    2. Студенты с повышенным артериальным давлением – 254 чел. (11,9%).
    3. Студенты с явлениями гипертонии – 90 чел.  (4,2%).
    4. Студенты с функциональными неврологическими нарушениями – 289 чел. (13,5%).

Во вторую, третью и четвертую  группу вошло в общей сложности 29,6% студентов-первокурсников, имеющих  отклонения в состоянии здоровья (7 девушек – 46,9%). Анализ амбулаторных карт показал, что у подавляющего большинства студентов, ушедших  в академический отпуск (83,4%), заболевания  начинаются на первом-втором курсах. Причинами  заболевания являются нервное перенапряжение и перегрузка в процессе занятий.

Особое место в качестве фактора, влияющего на здоровье студента, является экзаменационная сессия. Стрессы, возникающие во время экзаменационной сессии, принимают хронический и комбинированный характер, их причиной следует считать одновременное действие нескольких экзаменационных стресс-факторов. Когда стрессовые воздействия неоднократны и следуют одно за другим продолжительное время, у студентов возникают симптомы хронического эмоционального стресса, который может формировать у них предпатологическое состояние. Кроме того подобные эмоции у студентов затрудняют целенаправленную умственную работу. Эмоциональный стресс всегда сопровождается более или менее значительными внешними двигательно-пантомимическими и вегетативно-эндокринными изменениями.

1.4Физическая культура и здоровье

Значение физической активности для поддержания и укрепления здоровья и, как лечебного средства известно, из древности. Особо актуальной проблема оптимизации двигательной активности людей стала в последнюю  четверть XX в. в связи с автоматизацией производства и очевидностью неблагоприятного влияния социально обусловленной гипокинезии.

Строение организма человека предопределило нормальное функционирование органов и систем в условиях активной двигательной деятельности. Снижение двигательной активности ведет к  функциональным и морфологическим  изменениям в организме, влияющим на сокращение продолжительности жизни. Двигательная активность сдерживает возрастные инволюционные изменения, способствует продлению периода активной творческой жизни. Снижение двигательной активности, обусловленное образом жизни, особенностями  профессиональной деятельности, постельным режимом, называется гипокинезией. Снижение двигательной активности рассматривается  в настоящее время как важнейший фактор риска многих заболеваний. Многочисленными экспериментальными и клиническими исследованиями установлено, что ограничение подвижности вызывает неблагоприятные изменения во всех органах и системах организма. Все это обуславливает необходимость разработки практических мер по профилактике и преодолению гипокинезии.

Многочисленными исследованиями убедительно доказано, что регулярные физические нагрузки – эффективное  средство профилактики и лечения заболеваний коронарных артерий, гипертонической болезни, атеросклероза, ожирения, хронических обструктивных заболеваний легких, диабета, заболеваний скелетно-мышечной системы, почек, тревожных и депрессивных состояний, стрессорных повреждений и многих других патологических состояний. Исследователи, изучающие значение движений в формировании здорового образа жизни, констатируют, что в настоящее время не существует метода стимуляции и оптимизации регуляторных систем организма, чем рациональная мышечная деятельность, т.е. движения.

Физические упражнения обладают специфическими и неспецифическими свойствами. Специфические свойства выражаются  в том, что физические упражнения вырабатывают способность  противодействовать изменениям внутренней среды организма. Неспецифические  свойства направлены на повышение защитной устойчивости организма.

Общий эффект регулярных занятий  физическими упражнениями заключается  в:

      • повышении устойчивости ЦНС: в состоянии покоя у тренированных лиц отмечается несколько более пониженная возбудимость нервной системы; во время работы возрастают возможности достижения повышенной возбудимости, и увеличивается лабильность периферической нервной системы;
      • положительных изменениях в опорно-двигательном аппарате: увеличивается масса и объем скелетных мышц, улучшается их кровоснабжение, укрепляются сухожилия и связочный аппарат суставов и др.;
      • экономизации функций отдельных органов и кровообращения в целом; в улучшении состава крови и т.п.;
      • уменьшении расхода энергии в состоянии покоя: из-за экономизации всех функций общий расход энергии у тренированного организма ниже, чем у нетренированного, на 10-15%;
      • существенном уменьшении периода восстановления после физической нагрузки любой интенсивности.

Информация о работе Физическая культура и спорт как средства сохранения здоровья студентов их физического и спортивного совершенствования