Физическая культура и спорт как средства сохранения здоровья студентов их физического и спортивного совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 19:49, реферат

Описание работы

Качественная профессиональная подготовка студентов в вузе невозможна без их активной учебно-трудовой, познавательной деятельности. Экономические и социальные причины, не позволяющие увеличить срок обучения, заставляют интенсифицировать его, что требует от студентов мобилизации воли, психофизических, духовных и физических качеств. Надо научить студентов здоровому образу жизни, создать необходимый оптимум деятельности центральной нервной системы организма. Если нельзя полностью освободить студента от психоэмоционального напряжения, то необходимо повысить устойчивость адаптационных механизмов организма к эмоциональным стрессам и упорядочить трудовую деятельность обучающегося.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Здоровье студента 4
1.1 Понятие «здоровье», его содержательные характеристики 4
1.2Физическое здоровье 4
1.3 Здоровье и образовательная среда 5
1.4Физическая культура и здоровье 7
Глава 2. Здоровый образ и стиль жизни студента 10
2.1 Образ жизни студентов в реалиях образовательного процесса 10
2.2 Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни 13
2.2.1 Режим труда и отдыха 13
2.2.2 Организация сна 13
2.2.3 Организация питания 14
2.2.4 Двигательная активность 15
2.2.5 Профилактика вредных привычек 16
2.3 Критерии эффективности использования здорового образа жизни 17
2.4 Самостоятельные занятия студентов по физической культуре 18
2.4.1 Утренняя гигиеническая гимнастика. 19
2.4.2 Общая физическая подготовка 20
2.4.3 Оздоровительная аэробика 20
2.4.4 Оздоровительная ходьба 21
2.4.5 Оздоровительный бег 21
2.4.6 Плавание 21
2.4.7 Лыжи 21
Приложение 23
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

ЗОЖ студента.docx

— 147.32 Кб (Скачать файл)

Как правило, повышение общей  тренированности к физическим нагрузкам  имеет и неспецифический эффект – повышение устойчивости организма  к действию неблагоприятных факторов внешней (стрессовых ситуаций, высоких и низких температур, радиации, травм, гипоксии), к простудным и инфекционным заболеваниям.

Регулярные физические нагрузки увеличивают прочность костной  ткани, повышают эластичность мышечных сухожилий и связок, увеличивают  выработку внутрисуставной (синовиальной) жидкости. Все это способствует возрастанию  амплитуды движений (гибкости). Заметные изменения происходят и в скелетных  мышцах. За счет увеличения количества и увеличения мышечных волокон происходит рост силовых показателей мышц.  У спортсменов и у не занимающихся физическими упражнениями они существенно различаются.

Подобные различия достигаются  за счет совершенствования нервно-координационного обеспечения работы мышц – способности  к одновременному участию в отдельном  движении максимального количества мышечных волокон и полному и  одновременному их расслаблению. При  регулярных физических нагрузках увеличивается  способность организма откладывать  в мышцах (и печени) запас углеводов  в виде гликогена и тем самым  улучшать так называемое тканевое дыхание  мышц. Если в среднем величина этого  запаса составляет у не тренированного человека 350г, то у спортсмена она  может достигать 500г. Это повышает их потенциальные возможности к  появлению не только физической, но и умственной работоспособности.

Таким образом, любая форма  двигательной активности: физический труд, танцы, занятия физической культурой, различными видами спорта – уже  сама по себе становится благоприятным  явлением для организма, поскольку  снижает дефицит двигательной активности, способствует нормальному функционированию разнообразных систем организма, укрепляет  здоровье.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Здоровый образ и стиль жизни студента

2.1 Образ  жизни студентов в реалиях  образовательного процесса

Здоровье – качественная предпосылка будущей самореализации молодых людей, их активного долголетия, способности к сложному и профессиональному  труду. Годы учебы  в вузе совпадают  со временем активного становления  организма и всех его подсистем, и именно в этот период происходят глубокие перемены в образе жизни, культуре и психологии, предопределяющие формирование профессионального, творческого и  социального потенциала будущего специалиста.

Изучение ценностных ориентаций показывает существенное различие в  структуре ценностей студентов  и студенток по составу классифицированных групп, уровням признаков для  одних и тех же ценностей, их ранговым местам. Первая группа включает в себя абсолютные общечеловеческие ценности, получившие у студенток высокую оценку (от 69 до 93%). К ним относятся: удачная семейная жизнь, мужество и честность, здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, сила воли и собранность, умение общаться, обладание красотой и выразительностью движений. Вторая группа – «преимущественных ценностей» (от 63 до 65%) включает в себя хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих. Третья группа ценностей (от 35,5 до 58,5%) получила наименование «противоречивых» за то, что в них одновременно представлены признаки большого и небольшого значения: наличие материальных благ, успехи в работе, удовлетворенность учебой, занятия физическими упражнениями и спортом, хороший уровень развития физических качеств, интересный отдых. Четвертая группа – «частные» ценности, так как ее содержанию студенты придают небольшое значение (от 17 до 28%) – знания о функционировании человеческого организма, физическая подготовленность к избранной профессии, общественная активность.

Приведенный данные свидетельствуют  о противоречии между абсолютной ценностью общих положений здорового  образа жизни и конкретными ценностями поддержания здоровья, в том числе профессионального. Разрешение этого противоречия – одна из главных целей биосоциального развития студентов.

При рассмотрении общей физической культуры студентов на вопрос, можно  ли культурным человека, не заботящегося о своем физическом состоянии, около 22% респондентов ответили, что считают  это возможным, 51% отрицали такую взаимосвязь, около 28% - затруднялись в определении своей позиции.

Оценка окружающими физического  здоровья и развития сильно волнует  около 32,5% опрошенных, не очень волнует  – 57,3% и совсем не тревожит – 10,3%. На стремление подчинить свои привычки интересам здоровья указали 24,3%, жить  в свое удовольствие, даже если это  повредит здоровью, пожелали 18,5%, за компромиссный  вариант высказались 29,7%, затруднялись с выбором решения 28,1%, отказались – 28,1%. На вопрос, ведете ли вы здоровый образ жизни, удовлетворительно  ответили 38,7%, отрицательно – 22,9%, затруднились ответить – 38,4%.

 Таким образом, менее половины студентов признают тесную взаимосвязь общей и физической культуры  в своем личностном развитии и в соответствии с эти строят свои поведенческие решения.

Для оценки влияния физической культуры на общекультурное развитие личности были выбраны три группы компонентов культуры. Абсолютные, на которые занятия физическими  упражнениями оказывают сильное  положительное влияние (от 55,6% до 91,5%): физические качества и двигательные способности, телосложение; волевые  качества, всестороннее развитие. Влияние (от 20,5% до 36,5%) занятия оказывают  не такие важные компоненты, как  успехи в труде, общительность, развитие эстетических способностей, уважение окружающих, уровень общей культуры. Влияние (от 11,2% до 18%) определяется студентами в воздействии на нравственный облик, общественную активность, подготовку к избранной профессии, интеллектуальное развитие.

Таким образом, суждения студентов  о влиянии физической культуры на общекультурное развитие личности относительно заужены и больше связаны с  ее телесным выражением. Это обусловлено  издержками физического воспитания в вузе, недостаточной полноты  реализации его гуманитарного содержания, негативным опытом предшествующих занятий, воздействием ближайшего окружения  и другими причинами.

Во внеучебной деятельности физкультурно-спортивная активность студентов  низка – не занимаются физкультурой 60% женщин и 46% мужчин. В мероприятиях внутри курса и факультета з-задействовано  лишь 36,5% женщин и 45,6% мужчин, а за сборные  команды вуза выступают соответственно 3,5 и 8,4%. Поэтому при оценке эффективности оздоровительной и спортивной работы в вузе неоправданно из поля зрения выпадает большинство студентов.

Самостоятельные занятия  физическими упражнениями и спортом  – одно из основных условий после  окончания вуза. Среди тех, кто  занимается спортом, большинство планируют  занятия на будущее – 60-83%; среди  не занимающихся такую позицию выбрали  не более 30%, но 23% не сожалеют, что не занимались в вузе.

Преобладают те формы двигательной активности, которые связаны с  бытовой деятельностью: передвижение пешком, пешие прогулки, посещение  магазинов, физический труд дома, танцы  и др. Характерно использование разнообразных видов спорта, предпочтительность которых часто определяется нежеланием, а  возможностями, предоставляемыми вузом.

Недостаточные знания о здоровом образе жизни существенно отражаются на реальной жизни. Так, к доступным  для использования в практике студенты относят умение составить  комплекс упражнений утренней гимнастики (85-89%); к труднодоступным – самоконтроль во время занятий физическими  упражнениями, оказание первой медицинской  помощи (35-48%); к практически недоступным  – проведение бесед о значимости физической культуры в жизни человека; рекомендации по режиму питания, закаливания; определение физической подготовленности; выполнение массажа; проведение учебно-тренировочного занятия по конкретному виду спорта (менее 30%).

Приведенные сведения характеризуют  мозаичность структуры знаний студентов, их недостаточную упорядоченность  и взаимосвязь. Сами знания не обладают необходимым функциональным характером для использования в повседневной жизнедеятельности, а студентам  не хватает поисково-познавательной активности для их выполнения.

 

 

 

 

 

 

2.2 Содержательные  характеристики составляющих здорового  образа жизни

2.2.1 Режим  труда и отдыха

Человек, соблюдая устоявшийся  и наиболее целесообразный режим  жизнедеятельности, способен в известных  пределах регулировать свой «хронометр», лучше приспосабливать к нему течение важнейших политических процессов. Только тогда, когда резервы  нашей адаптации исчерпываются, мы начинаем испытывать дискомфорт, утомляемость, ослабеваем, а то и заболеваем. Поэтому  необходимо вести четко организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим учебного труда, отдыха, питания, ежедневно в одни и те же часы ложиться спать, вставать, принимать  пищу, заниматься физическими упражнениями. При повторении изо дня в день обычного уклада жизни между этими  процессами довольно быстро устанавливается  связь, закрепленная цепью условных рефлексов. Благодаря этому предыдущая деятельность служит как бы толчком  к последующей, подготавливая организм к легкому и быстрому переключению на новый вид деятельности, обеспечиваю  ее лучшее выполнение.

Режим дня как нормативная  основа жизнедеятельности является общим для всех студентов. В то же время он должен соответствовать  конкретным условиям, состоянию здоровья, уровню работоспособности, личным интересам  и склонностям студента, т.е. быть индивидуальным. Важно обеспечить постоянство  того или иного вида деятельности в пределах суток, не допуская отклонений от заданной нормы. Режим будет реальным и выполнимым, если он гибок, учитывает  непредвиденные обстоятельства. Главное  – научиться быстро и правильно  перестраиваться, стараясь выполнить  все наиболее важное, не терпящее отлагательств, а второстепенное перенести на другой день, менее загруженный. Не исключено  при этом, что некоторыми, менее  важными, делами придется поступиться.

Режим приучает жить и работать не по жесткому приказу со стороны, а по законам мудрой соразмерности, внутренней необходимости. Такая необходимость  обязывает студента быть предельно  собранным и точным в своих  действиях и решениях.

2.2.2 Организация  сна

Сон – обязательная и  наиболее полноценная форма ежедневного  отдыха. Для студента следует считать  нормой обычного монофазного сна 7,5-8 часов. Часы, предназначенные для сна, нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто и безнаказанно использовать для других целей. Как правило, это отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии. Беспорядочный сон может привести к бессоннице, другим нервным расстройствам.

Напряженную умственную работу необходимо прекращать за 1,5 часа до отхода ко сну, так как она создает  в коре головного мозга замкнутые  циклы возбуждения, отличающиеся большой  стойкостью. Интенсивная деятельность мозга продолжается и после того, как человек кончил заниматься. Поэтому  умственный труд, выполняемы непосредственно  перед сном, затрудняет засыпание, приводит к ситуативным сновидениям, вялости  и плохому самочувствию после  пробуждения. Перед сном обязательно  проветривание комнаты, а еще  лучше спать при открытой форточке, даже зимой. Недопустимо накрывать  голову одеялом, глубоко зарываться лицом в подушку.

2.2.3 Организация  питания

Питание является одним из важных факторов, определяющих состояние  здоровья и работоспособность организма, выполняя энергетическую, пластическую, регуляторную, резистентную функции. Оно  обеспечивает построение и непрерывное  обновление клеток, тканей и органов  и создание биологически активных веществ, из которых образуются ферменты и  гормоны – регуляторы и катализаторы биохимических процессов, а также  способствует нормальному физическому  и психическому развитию организма. Повышает сопротивляемость к различным  инфекциям за счет формирования иммунитета.

Основными веществами, необходимыми для жизнедеятельности организма, являются белки, жиры, углеводы, минеральные  вещества витамины и вода. Отсутствие или недостаток любого из них приводит к нарушению функций организма. При этом белки, некоторые жирные кислоты, витамины, минеральные вещества и вода относятся к незаменимым  веществам и обязательно должны поступать в организм с пищей. Углеводы и жиры до известной степени  могут быть взаимозаменяемыми или  образовываться из белков. Однако длительная замена или взаимные преобразования приводят к нарушению обменных процессов, и поэтому введение углеводов и жиров с пищей также необходимо.

Вода – это наиболее важная составляющая пищевого рациона, потому что все биохимические  процессы в клетках организма  протекают в  водной среде. Недостаток воды организм переносит значительно  хуже, чем недостаток других пищевых  веществ. Потеря организмом более 10% воды угрожает его жизнедеятельности. Потребность  в воде зависит от возраста, деятельности, характера питания, состояния здоровья, климата.

Культура питания играет значительную роль в формировании здорового  образа жизни. Каждый студент может  и должен знать принципы рационального  питания, нормальную массу своего тела, уметь поддерживать ее. Рациональное питание – это физиологически полноценный прием пищи людьми  с учетом пола, возраста, характера  труда и других факторов. Оно строится на принципах: достижения энергетического  баланса; установления правильного  соотношения между основными  пищевыми веществами – белками, жирами, углеводами, между растительными  и животными жирами, простыми и  сложными углеводами; сбалансированности минеральных веществ и витаминов; ритмичности приема пищи.

2.2.4 Двигательная  активность

Одним из обязательных компонентов  здорового образа жизни студентов  является систематическое использование  физических нагрузок, соответствующих  полу, возрасту, состоянию здоровья. Сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, передвижениях, организованных и самостоятельных занятиях физическими  упражнениями и спортом, объединено термином «двигательная активность».

У большого числа людей, вовлеченных  в сферу интеллектуального труда, двигательная активность ограничена. У студентов соотношение динамического  и статического компонентов жизнедеятельности  составляет в период учебы по времени 1:3, а по энерготратам 1:1; во внеучебное время соответственно 1:8 и 1:2. То обстоятельство, что динамический компонент деятельности студентов во время учебных занятий  и во внеучебное время почти одинаков, указывает на низкий уровень двигательной активности значительного контингента  студентов. В то же время высокий  уровень достижений  в спорте связан  с довольно большими по объему и интенсивности физическими  нагрузками. Поэтому возникает важнейшая  социально-педагогическая задача –  определение оптимальных, а также  минимально и максимально возможных режимов двигательной активности.

Информация о работе Физическая культура и спорт как средства сохранения здоровья студентов их физического и спортивного совершенствования