Физическая культура и спорт как средства сохранения здоровья студентов их физического и спортивного совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 19:49, реферат

Описание работы

Качественная профессиональная подготовка студентов в вузе невозможна без их активной учебно-трудовой, познавательной деятельности. Экономические и социальные причины, не позволяющие увеличить срок обучения, заставляют интенсифицировать его, что требует от студентов мобилизации воли, психофизических, духовных и физических качеств. Надо научить студентов здоровому образу жизни, создать необходимый оптимум деятельности центральной нервной системы организма. Если нельзя полностью освободить студента от психоэмоционального напряжения, то необходимо повысить устойчивость адаптационных механизмов организма к эмоциональным стрессам и упорядочить трудовую деятельность обучающегося.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Здоровье студента 4
1.1 Понятие «здоровье», его содержательные характеристики 4
1.2Физическое здоровье 4
1.3 Здоровье и образовательная среда 5
1.4Физическая культура и здоровье 7
Глава 2. Здоровый образ и стиль жизни студента 10
2.1 Образ жизни студентов в реалиях образовательного процесса 10
2.2 Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни 13
2.2.1 Режим труда и отдыха 13
2.2.2 Организация сна 13
2.2.3 Организация питания 14
2.2.4 Двигательная активность 15
2.2.5 Профилактика вредных привычек 16
2.3 Критерии эффективности использования здорового образа жизни 17
2.4 Самостоятельные занятия студентов по физической культуре 18
2.4.1 Утренняя гигиеническая гимнастика. 19
2.4.2 Общая физическая подготовка 20
2.4.3 Оздоровительная аэробика 20
2.4.4 Оздоровительная ходьба 21
2.4.5 Оздоровительный бег 21
2.4.6 Плавание 21
2.4.7 Лыжи 21
Приложение 23
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

ЗОЖ студента.docx

— 147.32 Кб (Скачать файл)

Минимальные границы должны определять объем движений, необходимых  человеку для нормального уровня функционирования организма. Этому  уровню соответствует двигательный режим оздоровительно-профилактического характера. Оптимальные границы определяют уровень физической активности, при котором достигается наилучшее функциональное состояние организма, высокий уровень выполнения учебно-трудовой и социальной деятельности. Такой режим носит оздоровительно-развивающий характер. Максимальные границы должны предостерегать от чрезмерно высокого уровня физических нагрузок, который может привести к переутомлению, перетренировке, резкому снижению уровня работоспособности. Назовем такой режим индивидуально адаптированным к максимальным возможностям студентов. Поэтому для студентов спортсменов, ориентированных на достижение высоких показателей, необходимо создавать индивидуальный режим обучения, жизнедеятельности и тренировки, обеспечивающий разумное сочетание всех его компонентов.

2.2.5 Профилактика  вредных привычек

Здоровый образ жизни  несовместим с вредными привычками, ибо употребление алкоголя, наркотических  веществ, курение табака препятствует его утверждению. Эти привычки входят в число важнейших факторов риска  многих заболеваний, негативно отражаются на здоровье студентов.

Установлено, что принятый алкоголь наиболее интенсивно поглощается  клетками головного мозга (концентрация здесь на 70-75% выше, чем в крови) и в печени (на 48% больше, чем в  крови). Первые субъективные признаки опьянения обнаруживаются уже после  приема 10-25 г алкоголя (0,5 л пива, 150-200 мл вина, 30-60 мл водки или коньяка). Алкоголь быстро всасывается в кровь, раздражающе действуя на проводящую систему сердца и его мышцы, нарушая  нормальный обмен веществ. Мышцы  сердца становятся дряблыми, их сокращения – вялыми, полости сердца растягиваются; на поверхности сердца и в пространствах  между мышечными волокнами начинает откладываться жир, что ограничивает его работоспособность. Повышается проницаемость кровеносных сосудов, теряется эластичность их стенок, повышается свертываемость крови, что может  стать причиной возникновения инфаркта миокарда, развития атеросклероза.

Страдают также органы пищеварения. Раздражая органы желудочно-кишечного  тракта, алкоголь нарушает секрецию желудочного  сока и выделение ферментов, что  приводит к развитию гастритов и  даже злокачественных опухолей, язвы желудка.

Воздействие табачного дыма на органы дыхания приводит к раздражению  слизистых оболочек дыхательных  путей, вызывая в них воспалительные процессы, сопровождаемые кашлем, особенно по утрам, хрипотой, выделением мокроты  грязно-серого цвета. Впоследствии нарушается эластичность легочной ткани и развивается  эмфизема легких. Именно поэтому курильщики в 10 раз чаще болеют раком легкого.

Следствием курения табака является  заболевание облитерирующим эндартериитом. Его симптомы: онемение нижних конечностей, мурашки, ломота в  начале в области стоп, затем голени, а позже в нижних конечностях  появляются боли, не дающие возможности  ходить, - так называемая «перемещающаяся  хромота». Курение нарушает также  деятельность эндокринных желез,  втом числе надпочечников, щитовидной и половых желез. У женщин может удлиняться менструальных цикл, у беременных – развиваться токсикоз и угроза выкидыша. Среди мужчин 11% случаев полового бессилия связаны с курением.

2.3 Критерии  эффективности использования здорового  образа жизни

Здоровый образ жизни  обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны  организма и личности человека. В поведении это проявляется в большой жизненной энергии, подтянутости, собранности, хорошей коммуникабельности; ощущении своей физической и психоэмоциональной привлекательности, оптимистичном настрое, умении обеспечить свой полноценный и приятных отдых, целостную культуру жизнедеятельности. В психологическом аспекте достоинства здорового образа жизни обнаруживаются  в качестве психического здоровья, хорошем самочувствии, в нервно-психической устойчивости, способностью успешно переносить последствия психических стрессов; в хорошо выраженной волевой организации (самообладании, целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели, решительности), уверенности в своих силах, меньшей подверженности депрессии, ипохондрии, мнительности. В функциональном проявлении можно отметить более высокое качество здоровья, улучшение адаптационных процессов, повышение работоспособности и тренированности; снижение заболеваемости и болезненных ощущений; более быстрое и полноценное восстановление после физической и умственной деятельности; усиление иммунных механизмов защиты организма; активность обменных процессов в организме; улучшение состояния сердечно-сосудистой системы в целом, в том числе увеличение ударного и минутного объема сердца; улучшение состояния дыхательной системы, в том числе максимального потребления кислорода, возрастание порога анаэробного обмена; улучшение работы пищеварительной системы; повышение устойчивости костной ткани; усиление половой потенции, благополучное течение беременности и родов.

2.4 Самостоятельные занятия студентов по физической культуре

По определению Всемирной  Организации Здравоохранения (ВОЗ) здоровье − это состояние полного  физического, психического и социального  благополучия. Движения, мышечные напряжения, физическая работа были и остаются важнейшим условием поддержания  здоровья. Физические упражнения действуют  не изолированно на какой-либо орган  или систему, а на весь организм в  целом, вызывая изменения не только в структуре мышц, суставов, связок, но и во внутренних органах и их функциях, обмене веществ, иммунной системе.

  Крепкое здоровье способствует успешности занятий любым видом деятельности, в том числе и умственной. От общего состояния здоровья и физических возможностей человека во многом зависит память, внимание, усидчивость и результативность умственной деятельности.

Систематическое, соответствующее  полу, возрасту и состоянию здоровья, использование физических нагрузок - один из обязательных факторов здорового  режима жизни. Физические нагрузки представляют собой сочетание разнообразных  двигательных действий, выполняемых  в повседневной жизни, а также  организованных или самостоятельных  занятий физической культурой и  спортом, объединенных термином «двигательная  активность».

Физическая культура в  Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в высших учебных  заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной  частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение периода  обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования. Образовательные  и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания.

Существуют две главные  формы организации физического  воспитания студентов: группа регламентированных форм, обеспечивающихся государственными программами и осуществляющихся за счет средств бюджета, и самостоятельные  или самодеятельные формы организации  физической активности.

Самостоятельно занимающиеся студенты должны знать правила проведения занятий, основные механизмы получения  тренировочного эффекта. Важны и  знания, и владения навыками самоконтроля.

Немаловажное значение имеют, подбор формы занятий, места их проведения, правильной экипировки, спортивного  инвентаря или его самодельных  аналогов. Самостоятельная работа студентов  по физическому воспитанию должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья; развитие несовершенных физических качеств; подготовку к выполнению зачетных нормативов.

Наиболее доступными и  эффективными средствами физического  воспитания в домашних условиях являются утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ), занятия по принципу ОФП (общая  физическая подготовка), аэробика, ходьба, бег, плавание, лыжи и т.д.

2.4.1 Утренняя гигиеническая гимнастика.

Упражнения УГГ как  одна из основных форм самостоятельных  занятий способствуют более быстрому приспособлению организма человека к ритму трудового дня. Это  достигается благодаря тому, что  в кору головного мозга поступает  поток нервных импульсов от множества  рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, связках, суставах, которые  благодаря временным связям обеспечивают более совершенное приспособление организма, сокращая период врабатывания. Лучше всего выполнять упражнения УГГ на свежем воздухе или в хорошо проветриваемом помещении и заканчивать водными процедурами, или душем, который способствует повышению сопротивляемости организма простудным факторам.

2.4.2 Общая физическая подготовка

Группы ОФП существуют при всех стадионах, плавательных бассейнах  и др. Студенты, занимающиеся в группах  ОФП, могут использовать примерную  схему занятий: от 10-15 до 30 мин общеразвивающие  упражнения (ОРУ) и беговые упражнения, затем плавание 20-30 мин., или подвижные  игры (волейбол, баскетбол, футбол и  др.). С точки зрения повышения  двигательной активности, использования  различных средств занятия в  таких группах позволяют повысить уровень здоровья и работоспособности.

К недостаткам занятий  в таких группах следует отнести  существенную текучесть состава, что  вынуждает инструктора, проводящего  занятия придерживаться сравнительно небольших нагрузок. Группы формируются, как правило, по возрастному принципу. Занятия по принципу ОФП являются наиболее эффективной формой подержания уровня здоровья.

2.4.3 Оздоровительная аэробика

Для организации самостоятельных  занятий необходимо заранее ознакомиться с упражнениями, которые будут  использоваться. В настоящий момент существует значительное количество видеокассет  с различными комплексами упражнений и студентки могут заниматься в свободное время.

Оздоровительная аэробика эффективное  средство для повышения уровня развития тренировки сердечнососудистой, дыхательной системы, всех физических качеств и в целом здоровья.

К положительным моментам в целом относят:

- эмоциональную окраску  нагрузки;

- разносторонность нагрузки, что позволяет добиться гармоничного  развития всех частей тела;

- повышение аэробной производительности.

К отрицательным моментам относят:

- сложность дифференцирования  нагрузки;

- определенную координационную  сложность упражнений.

Занятия проводятся 2-3 раза в неделю до 40-60 минут.

2.4.4 Оздоровительная ходьба

Используется как средство активной реабилитации. В оздоровительных  целях рекомендуется ходить 4-5 раз  в неделю по 40-60 минут. Длина дистанции  от 3 до 5 км.

2.4.5 Оздоровительный бег

Эффективное средство повышения  уровня здоровья организма. В оздоровительных  целях рекомендуется тренироваться 3-4 раза в неделю от 25 до 40 минут. Недельный  объем бега – 25-40 км. Бег наиболее доступен для индивидуальных тренировок.

К положительным моментам относят:

- эффективное воздействие  на сердечно-сосудистую и дыхательную  системы и уровень здоровья;

- доступность для различных  по полу и возрасту людей;

- эффект закаливания при  беге на воздухе.

К отрицательным моментам относят:

- перегрузки опорно-двигательного  аппарата;

- возможные болезни коленей,  голени и стопы.

 

2.4.6 Плавание

Относится к самым эффективным  средствам тренировки и поддержания  уровня здоровья. Рекомендуется тренироваться  не реже 3-4 раз в неделю от 30 до 45 минут. Помимо значительного эффекта от движений, положительные сдвиги оказывает  и просто пребывание в воде (энергетический обмен увеличивается в два  раза, так как вода плотнее воздуха  в 700 раз). Рекомендуется проплывать от 800 до 1500 метров, чередуя различные  способы плавания.

Плавание устраняет какие-либо перегрузки опорно-двигательного аппарата, позволяет тренироваться людям  с избыточной массы тела.

2.4.7 Лыжи

Одно из самых гармоничных  и эффективных средств развития организма человека. Спортсмены, занимающиеся лыжным спортом, показывают наибольшие показатели производительности сердечно-сосудистой системы и системы дыхания.

К отрицательным моментам можно отнести сезонный характер занятий, стоимость экипировки и  т.д. Лыжники-любители тренируются 3-4 раза в неделю, проезжая от 45 до 70 км в зависимости от этапа подготовки, способа передвижения (классический, коньковый и т.п.).

При проведении самостоятельных  занятий очень важен самоконтроль. Для объективизации контроля рекомендуется  вести дневник контроля. В дневнике отражают следующие показатели: тренировочную нагрузку (малая, средняя, большая или по объему 5,10,12, км и т.д.); утренний пульс (постоянство этого показателя и его снижение свидетельствуют о положительной адаптации на нагрузку, увеличение утреннего пульса свидетельствует о не довосстановлении организма); настроение (хорошее, среднее, плохое); желание тренироваться (сильное, среднее, отсутствует, апатия, сильное нежелание); аппетит (хороший, средний, плохой). Один раз в неделю проводят взвешивание (вес постоянен или с небольшими отклонениями – организм справляется с нагрузками, вес падает – возможно, ослабление иммунитета и болезнь). Один раз в 2-3 месяца можно проводить оценку уровня здоровья.

Самостоятельные занятия  студентов по физической культуре, способствуют повышению физической подготовленности, повышают интерес  к предмету "физическая культура", помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, укрепляют здоровье.

Информация о работе Физическая культура и спорт как средства сохранения здоровья студентов их физического и спортивного совершенствования