Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 19:40, контрольная работа
Первые известные нам следы физической культуры Древнего мира были обнаружены в районе, примыкающем с востока к Средиземному морю, а также в Месопотамии в IV тыс. до н.э. К сожалению, сохранились лишь разрозненные сведения о физической культуре государственных образований, часто сменявших друг друга в результате войн. Активное участие в поддержании и развитии физической культуры принимало свободное сельское население, из которых набирали простых воинов.
Важную роль в развитии физической культуры Месопотамии, а затем и в странах Ближнего Востока сыграло изобретение во втором тысячелетии до н.э. колесницы на конной тяге.
1.Физическая культура в странах
Древнего Востока:
Вавилоне, Египте, Индии, Китае,
Персии
Первые известные нам следы физической
культуры Древнего мира были обнаружены
в районе, примыкающем с востока к Средиземному
морю, а также в Месопотамии в IV тыс. до
н.э. К сожалению, сохранились лишь разрозненные
сведения о физической культуре государственных
образований, часто сменявших друг друга
в результате войн. Активное участие в
поддержании и развитии физической культуры
принимало свободное сельское население,
из которых набирали простых воинов.
Важную роль в развитии физической культуры
Месопотамии, а затем и в странах Ближнего
Востока сыграло изобретение во втором
тысячелетии до н.э. колесницы на конной
тяге. Среди памятников, свидетельствовавших
об этом событии, основное место занимает
“Книга тренинга” митаннийцаКиккули,
которая является самым древним из известных
методических пособий по тренингу лошадей.
Из различных источников было установлено,
что в Месопотамии изготавливали палки
из очищенного стержня листа финиковой
пальмы, в дальнейшем служившие для игры
в мяч с битой, а затем и в конное поло.
Этому же району принадлежит самый древний
памятник культа борьбы на поясах, в основе
которой лежали боевые приемы пленения
противника, – бронзовая статуя, изготовленная
примерно в 2800 году до н.э. (сейчас она выставлена
в Багдадском музее).
О развитии физической культуры Вавилона
свидетельствуют терракотовые изображения
охоты, загона животных, стрельбы из лука,
кулачного боя и состязания на колесницах.
Из древней Персии до нас дошли записки
древнегреческих историографов Геродота
и Ксенофонта, которые красноречиво свидетельствуют
о том, что они обучали своих детей (в возрасте
7-16 лет) в воспитательных домах, действовавших
при дворах сатрапов, борьбе, бегу, верховой
езде, метанию копья, стрельбе из лука
и правдивости. (В дальнейшем из этих заведений
образовались так называемые дома развития
силы, которые сохранились вплоть до распространения
современного школьного физического воспитания
и спортивных организаций Ирана.)
Последующей подготовке юношей служили
обязательные охотничьи испытания на
смелость, состязания по конному пол и
игра индийского происхождения “шатрангшахматнах”,
воспитывавшая способность к стратегическому
мышлению.
В Древнем Египте примерно в 3000 году до
н.э. мифический царь Менес основал первую
единую империю. Наиболее древний из известных
рельефов на спортивную тематику изображает
победу Джосера (2778 – 2723 гг. до н.э.) в культовом
состязании по бегу. Бег древнеегипетского
царя-бога объясняется желанием победить
и быть достойным избранником.
Затем испытания в беге были вытеснены
борьбой, лучше показывающей превосходство
в силе и ловкости. Требование, чтобы цари
обладали всесторонней физической подготовкой,
соответствовало сущности примитивного
классового государства, где фараоны обладали
безграничной централизованной властью.
По мере распространения рабовладения
в физической культуре происходили важные
изменения. Магический обряд уходил на
второй план, все большее значение стал
носить эстетический аспект зрелищности.
Фараоны Среднего царства (2040 – 1730 гг.
до н.э.), чтобы повысить уровень развития
физических качеств у служащих им людей,
стали создавать училища для подготовки
и отбора храмовых танцовщиц и акробатов.
К этому периоду относятся и описания
парных игр с мячом. Все вышесказанное
свидетельствует о том, что фараоны и знать
меньше стали уделять внимание собственной
спортивной форме, но с большим удовольствием
наблюдали за ловкостью движений своих
рабов.
В период Нового и Позднего царства (1562
– 332 гг. до н.э.) физическая культура обогащается
новыми чертами. Появляются изображения
с соревнованиями гребцов и воинов, бегущих
за колесницами, а также состязания лучников
и кулачных бойцов.
На праздниках царя Рамзеса II (1290 – 1223
гг. до н.э.) проводятся соревнования по
борьбе и фехтованию на палицах с нубийцами,
ливийцами и др. народами, результат этих
соревнований оценивали судьи.
Египтяне не следовали обычаям других
народов. Этот факт подтверждается тем,
что среди памятников физической культуры
Древнего Египта не встречается следов,
свидетельствовавших о соревнованиях
на колесницах, играх в пешее и конное
поло, получивших распространение почти
у всех народов Древнего мира.
Население Древней Индии располагало
наиболее ценными традициями в области
ритуальной оздоровительной гимнастики,
танца и самообороны без оружия. Советы
по снятию боли в различных частях тела
с помощью нажимов и растирания свидетельствуют
о развитом искусстве массажа.
В древнеиндийских описаниях
впервые встречаются упоминания
и о таких формах поединка и единоборства,
стиль которых характеризуется нанесением
ударов рукой или ногой по чувствительным
к боли частям тела противника, а также
проведением удушающих приемов и создание
системы йоги. Установить точно происхождение
йоги пока не удалось. В то же время является
фактом, что в ходе раскопок в окрестностях
Гаранны в Пенджабе была найдена каменная
пластина-печатка, изготовленная в III тыс.
до н.э., в центральной части которой изображена
фигура человека, сидящего строго в соответствии
с позой “лотос” (падмасана). Характерной
особенностью физической культуры Древней
Индии является ее деление по кастовой
принадлежности – каста арийцев (привилегированные
касты): брахманов (священников), кшатриев
(военное дворянство), вайтья (занимавшиеся
почетными ремеслами). Неарийцы (сельские
жители) – каста шудров. Потомки рабов
парии (неприкасаемые) не принадлежали
ни к одной касте.
Так, для неарийских каст стали “неприкосновенными”
верховая езда, все упражнения с оружием,
йога. Кшатрии почитали неприемлемыми
для себя танцы шудров, упражнения с чучелами,
кубиками, обручами и др. видами состязаний.
О физической культуре арийских каст больше
всего можно узнать из Вед и древнеиндийских
эпосов, свидетельствующих об атлетических
соревнованиях, состязаниях по самообороне,
с оружием и без него, скачках и соревнованиях
на колесницах, игре в мяч с битой, игре
на доске чатуранга (чатур – 4 и анга –
боевой порядок). Ходы шахматных фигур
из этой игры – раджи (короля), боевых колесниц
(ладьи), кавалериста (коня), пехотинца
(пешки) – остались неизменными до наших
дней.
Система философии йоги основана на том,
что человеческий организм есть уменьшенная
копия вселенной, равновесие которой обеспечивается
праной (дыханием, жизненной силой). Внутри
человеческого тела находятся семь расположенных
один над другим центров праны (чакры),
в нижнем, в одном из нервных узлов поясничного
отдела позвоночника, свернувшись, дремлет
“источник жизненной силы”, так называемая
“змея кундалини”. Она под влиянием упорно
выполняемых человеком умственных и физических
упражнений просыпается и ползет вверх
от чакры к чакре, достигая макушки. В этот
момент йог достигает стадии самадхи,
т.е. состояния физического и психического
равновесия, покоя, далекого от земных
забот. После этого остается лишь одна
ступень, на которой кундалини покидает
последнюю чакру, в результате чего йог
– через покинувшее его тело “второе-Я”
– приобретает сверхъестественную оккультную
силу и начинает свое слияние с божеством.
В Китайских хрониках, относящихся к периоду
VIII – VI вв. до н.э., сообщалось, что первые
ростки физической культуры, получившие
развитие в долине Хуанхе и Янцзы, появились
в начале III тыс. до н.э.
В 2698 г. до н.э. была написана книга “Кунфу”,
в которой впервые систематизированы
распространенные среди народа, различные
упражнения лечебной гимнастики, болеутоляющего
массажа, ритуальных танцев, исцеляющих
от болезней, бесплодия, а также боевых
танцев.
Записи в хрониках свидетельствуют о том,
что в этот период мальчиков воспитывали
в специальных заведениях.
Судя по письменным памятникам и результатам
раскопок, можно сделать вывод, что древняя
китайская физическая культура достигла
расцвета во время господства династии
Чжоу (XI – III вв. до н.э.).
Народ, за исключением рабов, играл в игру
– предшественницу современного футбола
– “чжукэ”. Эта игра использовалась как
дополнительное средство для развития
скорости, ловкости и находчивости в подготовке
пеших воинов. В центре игровой площадки,
на расстоянии 4 м друг от друга, в землю
вкапывались 2 бамбуковые палки высотой
около 4 м, между которыми натягивали сетку.
В верхней части сетки вырезали отверстие
диаметром 60 см. Это были “ворота”. Игроки
передавали друг другу мяч, нанося по нему
удары ногами и руками, используя при этом
около 70 различных видов ударов по мячу.
Существовало и около 10 правил игры. Проходили
также соревнования по борьбе, кулачному
бою, поднятию тяжестей, перетягиванию
каната, танцам и соревнования на воде.
В Древнем Китае сложилась своя система
идеалов в области физической культуры,
которая нашла выражение в принципе “саньмэй”.
В этом принципе, как и в различных жанрах
искусства, нашли отражение требования
принесения пользы для общества, обладая
способствующей моральному воспитанию
волей и развитым вкусом. В соответствии
с принципом “цзинь и цзянь” “сань”
выражал внутреннее, а “мэй” – внешнее
совершенство. Особый упор делался на
формирование воли и характера. Если участник
игры в мяч или борец грубили, судьи и зрители
клеймили его как “сяоцзянь”, что означало
высокую степень общественного презрения.
Во время кулачного боя, носившего характер
борьбы теней, высоко ценилось не само
попадание в противника (цзянь), а ловкое
увертывание от ударов противника с тем,
чтобы вызвать у него внутреннее смятение
(цзинь).
2. Особенности спартанской и афинской систем.
Наивысшего развития
физическая культура и спорт достигли
в VIII – IV вв. до н.э. во время расцвета
рабовладельческих отношений в
Греции.
В зависимости от экономического, политического
и культурного развития, военной организации
и системы воспитания в том или ином греческом
государстве определялись задачи, средства,
формы и методы физического воспитания.
Наиболее типичными в этом отношении были
Спарта и Афины.
Физическая культура Спарты, упорно державшейся
за племенные традиции, достигла апогея
в VI в. до н.э. Центральной задачей физического
воспитания было формирование подрастающего
поколения, способного победить в любых
условиях, отважного, настойчивого и слепо
подчиняющегося взрослым. Спартанец-отец
должен был показать новорожденного ребенка
совету старейшин. Растить его дальше
разрешалось только в случае, если совет
находил его жизнеспособным. Слабых детей
сбрасывали в ущелье с горы Тайгет. Детей
с рождения не пеленали, чтобы они выросли
закаленными. Систему физического воспитания
Спарты освещают заметки Платона (427 –
347 гг. до н.э.). Детей, достигших 7-летнего
возраста, отнимали у родителей и передавали
в распоряжение государственных воспитателей.
Воспитатели закаляли детей, приучали
переносить холод, голод, жажду, выносить
боль, осуществляли общую физическую подготовку.
В этих условиях к 14 годам каждый ребенок
привыкал к физическим и душевным испытаниям
и получал представление об основах гимнастики
и орхестрики.
Чтобы убедиться в том, что дети растут
удальцами, устраивались состязания перед
открытыми могилами героев прошлого, воспитывая
тем самым чувство ответственности перед
свершениями предков.
Из ужесточенных форм испытаний перед
посвящением в подростки в 15-летнем возрасте
был выработан обычай – криптий. Он означал
испытательный год, в течение которого
30-40 будущих посвящаемых проходили боевые
учения в районе мятежных деревень. В ходе
таких акций молодежь вместе с руководителем
совершала ночные налеты, убивая и уводя
намеченные жертвы. По истечении испытательного
срока подростки попадали в группы эйренов.
В основу их обучения были положены строевые
занятия по овладению оружием, пятиборье,
кулачный бой (спартанская гимнастика).
Достигших 20-летнего возраста снова подвергали
испытаниям и переводили в группу эфебов.
Систематическое военное обучение длилось
до 30 лет.
До достижения 20-летнего возраста девушек
обучали, как и юношей, чтобы они в отсутствие
мужчин обеспечивали порядок, а также
для того, чтобы от них рождалось крепкое
потомство.
По иному осуществлялось
физическое воспитание в Аттике с центром в Афинах. Воспитательная и
образовательная системы в Афинах в V –
VI вв. до н.э. не ограничивались только
военно-физической подготовкой молодежи,
как в Спарте, а давали разностороннее
воспитание. Афиняне считали, что гармоническое
развитие человека должно состоять из
умственного, нравственного, эстетического
и физического воспитания.
Дети до 7 лет воспитывались в семье под
наблюдением раба или рабыни. После 7 лет
девочки продолжали воспитываться дома,
а юноши до 16 лет посещали государственную
или частную школу. Они проходили обучение
в мусической (от слова “муза”; давала
умственное, эстетическое и нравственное
воспитание) и гимнастической школах (гимнос
– обнаженный). В гимнастических школах
– палестрах (пале – борьба) – обучались
с 12 лет, с 14 лет продолжали обучение в
мусической школе.
С 16 – 18 лет юношей после гимнастических
и мусических школ определяли в гимнасий.
В Афинах было три гимнасии: Академия,
Ликей и Киносарг, где помимо занятий физической
культурой изучались политика, философия
и литература.
С 18 лет молодых людей определяли в государственную
военную организацию эфебию, где они несли
военную службу.
3.Содержание
греческой гимнастики и
В Древней Греции различали два метода
применения физических упражнений: гимнастику,
или общее физическое воспитание, и агонистику
– специальную подготовку и участие в
состязаниях.
Гимнастика состояла из палестрики, орхестрики
и игр.
В палестрику входили разнообразные упражнения,
обеспечивающие всестороннюю физическую
подготовку. Основу палестрики составляло
пятиборье (пентатлон), которое включало:
бег на одну стадию – стадиодром (около
200 м), прыжки в длину, метание копья и диска,
борьбу. В палестрику также входили: панкратион
(соединение борьбы с кулачным боем), плавание,
кулачный бой, верховая езда, фехтование,
стрельба из лука и др.
В орхестрику входили различные ритуальные
упражнения и танцы для развития пластики
и грации, формирования осанки, красивых
форм тела, красивых телодвижений, выполняемых
обычно под музыку.
Игры, в основном подвижные, использовались
главным образом при занятиях с детьми.
Были игры с мячом (сферистика), колесом,
клюшкой, палкой, в кости, перетягивания,
игры с преодолением сопротивления партнера,
удерживанием равновесия, качели и др.
С юных лет эллины познавали вкус победы
в состязаниях. Одной из задач физического
воспитания было привитие навыков борьбы,
состязания в силе, ловкости, быстроте,
выносливости. Этот подход лежал в основе
стройной системы соревнований, которую
греки называли агонистикой.
Агонистика распадалась на гимнастические
игры и состязания, а также мусические
соревнования (музыка, танцы, поэзия).
Соревнования – агоны – проводились ежегодно
во всех греческих полисах. Они были непременной
частью любого праздника и всегда проводились
в присутствии зрителей. Некоторые из
агонов переросли местное значение и приобрели
общегреческий – панэллинский – статус.
Древние греки были язычниками и посвящали
агоны своим любимым богам. Из гимнастических
агонов большой популярностью пользовались
Истмийские игры (в Дельфах) в честь бога
морей Посейдона, Панафинейские игры (в
Афинах) посвящались богине Афине Палладе.
Однако из всех игр наибольшее значение
имели Олимпийские игры, проводившиеся
в честь главного бога – Зевса Олимпийского.
Олимпийские игры проводились в Олимпии,
расположенной в западной части Пелопоннесского
полуострова. Здесь, у подножия горы Кронос,
в долине реки Алфей, до сих пор зажигается
олимпийский огонь современных Игр.
Происхождение Олимпийских и других игр
Древней Греции определялось материальными
условиями жизни общества, его политическим,
культурным, военным развитием. Одна из
главных причин возникновения игр – потребность
в воспитании воинов, демонстрация превосходства
военной и аристократической знати в области
военно-физической подготовки.
Первые известные истории Олимпийские
игры отмечены 776 г. до н.э. Эта дата взята
за основу потому, что удалось установить
с этого времени первого и последующих
победителей на играх. Некоторые авторы
отмечают, что в 776 г. до н.э. состоялись
уже 28-е игры. По версии ученых, между Ифитом
царем Элиды и Ликургом из Спарты был заключен
договор об обязательном сохранении божественного
мира во время Олимпийских игр, продолжительность
договора 27 Олимпиад. Договаривающиеся
стороны объявили Олимпию священным местом,
а месяц проведения состязаний – обязательным
периодом мира. На вопрос о том, почему
из всех союзов городов выдвинулась именно
Олимпия, можно дать в общих чертах следующий
ответ.
1. Алтий был ритуальным местом избрания
царей.
2. Святилище Геры считалось одним из древнейших
мест, где совершались культовые ритуалы
плодородия. Состязания по бегу на звание
“девушки года”, победительница олицетворяла
собой плодородие.
3. Олимпия была связана с культом предков,
именно здесь, по преданиям, находились
могилы Пелопса и Тараксиппа.
4. Это место связано с культом Зевса, наиболее
авторитетного греческого божества.
5. Олимпия была расположена в легкодоступном
и защищенном месте.
6. Ввиду малочисленности жителей Пизы
не грозила опасность, что в области отправления
культовых обрядов они попытаются достичь
политической гегемонии.
7. В эпоху расцвета игр Олимпия пользовалась
поддержкой Спарты – одного из наиболее
могущественных полисов.
В Олимпии к тому времени было построено
пять стадионов. Два первых – древнего
периода игр и ипподром для конных состязаний.
В 776 году до н.э. зафиксировано имя только
одного победителя – Короибоса, атлета
из города-полиса Элиды, который выиграл
состязания по бегу.
На Олимпийских играх древнего периода
не могли участвовать в состязаниях женщины,
неполноправные граждане, варвары и те,
против которых было возбуждено уголовное
дело.
В преддверии проведения Игр прекращались
все распри и войны. Никто не имел права
вступить на территорию Олимпии с оружием.
Нарушителя ждал суровый штраф – две мины
серебром (около 27 кг чистого серебра).
Но страшней разорительного штрафа было
проклятие, которое боги посылали на нарушителя
олимпийского перемирия. Строгому наказанию
подвергались и люди, оскорбившие путника,
идущего на олимпийский праздник, их ждало
отлучение от Игр на две Олимпиады!
Выступать на Играх – это была большая
честь и ответственность. Каждый атлет
должен был 10 месяцев готовиться дома
и еще месяц тренироваться в Олимпии. Да
не как-нибудь, а очень упорно. За будущими
олимпийцами внимательно и строго наблюдали
элладоники – судьи и распорядители Игр.
Они не только отвечали за подготовку
атлетов, но и следили за тем, чтобы места
соревнований были в надежном порядке.
Элладоники награждали победителей и
налагали штрафы на провинившихся.
Программа Игр была интересной и разнообразной.
На первых Олимпийских играх атлеты состязались
только в беге на дистанции 192,27 м. Она называлась
“стадий”. От этого слова произошло и
название “стадион”. От столетия к столетию
программа Игр пополнялась другими видами:
прыжки в длину, метания, кулачный бой
и борьба. Победители награждались венком
из оливковой ветви. Самым трудным и популярным
было пятиборье-пентатлон.
Методы подготовки и стиль состязаний
определялись особенностями тогдашнего
военного искусства и мистифицированными
представлениями о физических возможностях
человека.
Состязания по бегу проходили не по круговой
дорожке, а по прямой туда и обратно между
местом старта и находящимся в конце дистанции
алтарем.
Вначале вся программа соревнований укладывалась
в один день. Но постепенно, по мере того
как Игры становились все более важным
делом в жизни Греции, соревнования стали
длиться пять дней. В храмах перед открытием
Игр все участники давали олимпийскую
клятву и приносили жертвы.
Римская эпоха принесла Олимпийским играм
многонациональный характер, семь веков
в Играх участвовали только греки, а затем
в них получили право соревноваться атлеты
из Сирии, Александрии, Вавилона и др.
Олимпийские игры проводились непрерывно
1170 лет. На эти соревнования спортсмены
собирались 293 раза.
Признаки изменений в физической культуре
в Афинах обнаружились уже в V в. до н.э.
Именно тогда впервые оказалось поколебимым
господство главной классовой базы Олимпизма
– аристократии и его системы требований.
Все большее число городов начали нанимать
за деньги атлетов, чтобы поддерживать
ореол прежней славы. На 98 й Олимпиаде (388
г. до н.э.) разразился скандал, связанный
с подкупом спортсменов. Обнаружилось,
что соперники фессалийского кулачного
бойца Евнола за различные денежные вознаграждения
уступили ему дорогу к олимпийскому венку.
Позднее подкуп получил широкое распространение.
В обиход вошло новое понятие для обозначения
участников соревнований. Теперь их стали
называть атлетами (участвующие в состязаниях
за вознаграждение). Появление и распространение
христианской религии, боровшейся против
языческой веры и проповедовавшей аскетизм,
повлекло за собой прекращение Олимпийских
праздников. В 394 году Римский император
Феодосий первым издал эдикт о запрещении
Олимпийских игр. Спортсооружения были
разрушены, а землетрясение стерло Олимпию
с лица Земли. Идея Игр была предана забвению
на 1000 лет.
4. Олимпийские игры Древней Греции. Истоки, условия, место проведения Олимпийских игр.
Греческая цивилизация одна из самых древних в мире. Она оставила неизгладимый след в мировой истории. До сих пор восхищаются ее философами, поэтами, математиками, скульптурами, архитекторами и, конечно, атлетами.
Греки были одной из первых наций, у которых физические упражнения и спорт составляли повседневную жизнь.
Первые достоверные исторические данные о проведении Олимпийских игр относятся к 776 г. до н.э. Именно этот год выбит на найденной мраморной плите, на которой высечено имя Олимпийского победителя в беге эллийского повара Короибоса.
Зарождение Олимпийских игр в Древней Греции совпало по времени, когда историю делали мифы и легенды. По дошедшим до нас произведениям древнегреческих историков, философов и поэтов, мы узнаем, что Древние Олимпийские игры связывают с именами народного героя Геракла, легендарного царя Пелопса, спартанского законодателя Ликурга и эллинского царя Ифита.
Во второй оде древнегреческого поэта Пиндара говорится, что рождение Олимпийских игр связано с именем Геракла. В 1253 г. до н.э. эллинский царь Авгий отдал приказ Гераклу вычистить королевские конюшни, которые не убирались в течение года, за один день. Используя свою силу, Геракл изменил направление русел двух рек, пропустив их через конюшни, так что вода помогла ему сделать работу в срок. Когда царь отказался выполнять свое обещание и отдать Гераклу часть своих лошадей, то он убил царя и членов его семьи, устроив в честь этого большие состязания, посвященные Зевсу, которые якобы и положили начало Олимпийским играм.
Согласно другой легенде,
основателем Игр назывался
Но есть и третья, далеко не последняя, легенда возникновения Олимпийских игр. Легенда гласит, что эллинский царь Ифит после эпидемии чумы обратился к дельфийскому оракулу за предсказанием относительно дальнейших действий. Оракул ответил, что он должен воздерживаться от войн, укреплять связи с эллинскими городами и каждый год прибавлять к торжествам «Год радости». Так якобы возникла идея проведения Олимпийских игр.
Поскольку Эллада враждовала главным образом со Спартой Ифит предложил спартанскому народному законодателю Ликургу совместно последовать этому совету. После долгих споров они заключили в 884 г. до н.э. соглашение, текст которого был высечен на металлическом диске. Согласно договору их проведения, а также для того, чтобы дать возможность атлетам и гостям прибыть на соревнования, объявлялось священное перемирие на три месяца.
Информация о работе Физическая культура в странах Древнего Востока