Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 19:40, контрольная работа
Первые известные нам следы физической культуры Древнего мира были обнаружены в районе, примыкающем с востока к Средиземному морю, а также в Месопотамии в IV тыс. до н.э. К сожалению, сохранились лишь разрозненные сведения о физической культуре государственных образований, часто сменявших друг друга в результате войн. Активное участие в поддержании и развитии физической культуры принимало свободное сельское население, из которых набирали простых воинов.
Важную роль в развитии физической культуры Месопотамии, а затем и в странах Ближнего Востока сыграло изобретение во втором тысячелетии до н.э. колесницы на конной тяге.
Несмотря на воинственность греков, эта договоренность свято соблюдалось. В случае нарушения священного перемирия, называемого «экихирия», жители Эллады имели право наложить на нарушителя денежный штраф и лишить город или человека права участия в предстоящих Олимпийских играх.
Некоторые исследователи утверждают, что Олимпийские игры проводились в честь праздника урожая. Поэтому и победители награждались оливковой веткой и венком. Время проведения Игр - август-сентябрь как бы подтверждает эту версию.
Слава Олимпии в древнем мире была очень велика. Ее прославляли поэты, о ней говорили историки, философы и ораторы, о ней слагали мифы и легенды.
Пиндар посвятил Олимпии и играм многие из своих од. «Нет другой звезды благороднее солнца, дающей столько тепла и блеска в пустыне неба. Так и мы прославляем те, что из всех Игр благородней, - Олимпийские игры» писал поэт.
Олимпия находилась в Северо-западной части Пелопоннеса, в 20 км от Ионического моря, 275 км от Афин и 127 км от Спарты. С южной стороны ее омывала река Алфей, с западной - река Кладей, а с северной находилась гора Кронос. На востоке простиралась низина, заливаемая в половодье водами Алфея. Выбор для олимпийского стадиона у горы Кронос объясняется тем, что склоны служили естественной трибуной для зрителей на которой располагалось по 40 тыс. человек.
На территории Олимпии находились: ипподром (730-336 м) на котором устраивались конные скачки; олимпийский стадион с местами на 50 тыс. зрителей и ареной примерно 213х29 м; гимнасий, двор, окруженный колоннадой, с дорожками для бега, площадками для метаний, борьбы, для различных упражнений, игр с мячом, комнатами для гигиенических процедур, банями и др.; к гимнасию примыкали жилые помещения для участников Олимпийских игр.
На первых тринадцати
Играх греки соревновались
Итак, в программу древних
Олимпийских игр входили
Все желающие принять участие в Играх, за год от их открытия вносились в особые списки. Они давали клятву, что будут готовиться к предстоящим соревнованиям не менее десяти месяцев. Подготовка шла в специальных школах, пребывание в которых оплачивал сам участник. Затем за 30 дней до открытия
Игр все потенциальные их участники прибывали в Олимпию на централизованный сбор. Их размещали в помещениях, примыкавших к гимназии. Прибывшие на соревнования атлеты приступали к тренировкам подприсмотрам специальных судей («элланодиков»), которые затем занимались допуском спортсменов на Игры.
Первоначально в Олимпиадах принимали участие только жители Пелопонесса. Затем в них стали участвовать и представители соседних государств - Коринфа, Спарты и др. В период с УI до II в. до н.э. в Олимпийских играх могли участвовать только свободнорожденные греки. Рабы и люди негреческого происхождения, а также женщины к Играм не допускались.
Возрождение Олимпийских игр
Исторические
предпосылки возрождения
Историки называют много попыток
возрождения древних
Возрождению Олимпийских игр способствовали следующие предпосылки.
Во-первых, первые Олимпийские игры, за исключением средневековья, никогда не забывались. О них помнили. Интерес к ним особенно возрос после опубликования книги археолога И. Виккельмана о Древней Греции, а также о раскопках в Олимпии, начатых другим немецким археологом Э. Куртисом в 1875 г.
Во-вторых, в этот период времени
в разных странах уже складывались
свои системы физического
В-третьих, в 1960-1880 гг. начинаются широкие спортивные контакты, появляются национальные и первые международные спортивные объединения.
- 1863 г. в Англии, создается первое национальное объединение - футбольная лига;
- в 1864 г. состоялась встреча студенческих команд Кэмбриджского и Оксфордского университетов по легкой атлетике, включившие в себя бег на 440 ярдов, 200 и 120 ярдов с барьерами, стипль-чез, прыжки в длину и высоту;
- в 1881 г. создается Европейская ассоциация гимнастики;
- в 1888 г. в Америке создается любительский легкоатлетический союз и т.д.
В-четвертых, с выходом спорта на международную арену возникла необходимость проведения крупных комплексных соревнований. Появились предложения о включении спортивных организаций в программы международных ярмарок. Мысль о возрождении Олимпийских игр в конце ХIХ в. витала в воздухе. Эту идею смог воплотить в жизнь французский просветитель Пьер де Кубертен (1863-1937 гг.).
Пьер де Кубертен - инициатор возрождения Олимпийских игр.
5. Развитие физической культуры в Древнем
Риме.
Особенности ее развития
История физической культуры в Древнем
Риме, достигшем наивысшей ступени развития
в эпоху Древнего мира, относится к числу
наиболее противоречивых проблем истории
культуры.
Римский господствующий класс не чувствовал
жизненной потребности в том, чтобы активно
заниматься спортом. Спорт вызывал интерес,
но тех, кто участвовал в соревнованиях,
презирали. Это связано с рядом причин.
1. Физическая подготовка юношей до 16 –
17 лет до службы в армии являлась задачей
семьи. И только в IV в. до н.э. было создано
учебное заведение под названием “лудус”,
где велась физическая подготовка. Это
была попытка скопировать греческие учебные
заведения.
2. Для народных масс Римской империи основным
развлечением были бои гладиаторов и состязания
колесниц.
3. Физические упражнения были средством
удовлетворения личных потребностей и
формой индивидуального развлечения.
4. Греческая гимнастика и агонистика,
предназначавшиеся служить образцом,
утратили свои ценности. Римляне не переняли
из них ничего.
Древний Рим подарил миру классическую
систему военно-физической подготовки,
которую перенимали во многих армиях.
В римской армии существовала суровая
высокоорганизованная система тренировки
легионеров. Физическая подготовка римских
воинов достигалась главным образом в
процессе полевых учений и специально
организованных занятий в лагерях, где
воинов обучали выполнению тех упражнений,
приемов, действий, которые применялись
в боевых условиях. В систему подготовки
легионеров включались бег по местности
с преодолением препятствий, различные
прыжки, в том числе и с подручными средствами,
действия с холодным оружием и без него
– рукопашная схватка, борьба, скалолазание,
преодоление водных рубежей. Воины совершали
марш-броски, продолжительные походы в
полном боевом снаряжении, учились возводить
укрепления, пользоваться осадными машинами
и катапультами, что требовало большой
физической силы и выносливости. Для обучения
воинов применялись своеобразные тренажеры
– штурмовые лестницы, чучела для фехтования,
деревянная лошадь для обучения приемам
верховой езды.
Физическая и духовная подготовка воинов
были раздельными.
Каждому периоду истории существования
Древнего Рима были присущи свои особенности
развития физической культуры.
Царский период
(VIII – VI вв. до н.э.).
Название этого периода обусловлено названием
правящей верхушки в Древнем Риме, в этот
период государством правили короли этрусков.
Приблизительно в VIII в. до н.э. Рим и окружающие
его селения заключили союз городов, который
имел общие храмы, предположительно здесь
устраивались общие состязания, сопровождавшиеся
ритуальными церемониями.
Спортивные игры были связаны с родовыми
культами, поклонением семейным божествам
и почитанием предков, с ритуалами, призванными
обеспечить плодородие, успех в бою. В
состязания входили бег, гонки колесниц,
фехтование и борьба. Образ главного бога-покровителя,
ритуал и сами игры с изменением соотношения
сил приобретали постепенно все более
“римский” характер.
По мере отмирания праздников, устраивавшихся
союзом городов, стали устраиваться демонстрации
военной силы. Постоянное место проведения
конных скачек и состязаний колесниц в
долине между Палантином и Авентином получило
название “цирк”. Здесь проводились троянские
игры, устраивались боевые пляски.
Период республики
(Vi – I вв. до н.э.).
6.Этот период получил свое название
в связи с тем, что в конце VI в. до н.э. власть
этрусков ослабла, Рим прогнал последнего
короля этрусков и стал республикой.
Во времена завоевательных походов менялся
характер римской физической подготовки.
Гимнастические традиции были начисто
забыты и стали элементами военной подготовки.
Но тем не менее, граждане Рима не полностью
предали забвению все формы физической
культуры. Они занимались бегом, прыжками,
упражнялись с гантелями, плавали. В сферистериумах,
построенных рядом с дворцами патрициев,
проводились игры с мячом.
Наряду с представлениями в цирках в III
в. стали устраиваться поединки гладиаторов.
Вначале они являлись исключительно составной
частью культа жертвоприношения усопшим.
Со временем превратились в одно из средств
борьбы за власть. Поскольку в этот период
бои гладиаторов были самыми жестокими,
то именно в этот период произошло восстание
Спартака.
Бытовавшие в эпоху республики беспощадные
методы подготовки (владелец – мясник)
и постоянная боязнь смерти не раз приводила
гладиаторов к восстанию.
Императорский
период (71 г. до н.э. – 476 г. н.э.).
Название этого периода обусловила смена
правления в Риме, теперь во главе государства
встал император.
Физическая культура из средств военных
баталий превратилась в предмет “заботы”
императорской власти и стала носить репрезентативные
функции.
Императоры строили громадные купальни,
посреди которых размещались площадки
для посетителей, где знатные римляне
могли танцевать, бегать, бороться, поднимать
тяжести, играть в мяч и настольные игры.
Император Август попытался возобновить
троянские игры в цирке. Но только Доминициану
удалось с 86 года возобновить Капитолийские
игры.
Для удовлетворения потребностей народа
в развлечениях после Колизея был построен
цирк Максимус, трибуны которого в IV веке
были расширены до 350 тыс. мест. В конце
эпохи Римской империи продолжительность
развлекательных представлений достигала
175 дней в году. Громадные цирковые сооружения
и амфитеатры воздвигались не только в
Риме, но и в Помпее, Капуе, Вероне и Сиракузах.
В начале эпохи Римской империи поединки
гладиаторов были оттеснены на задний
план цирковыми представлениями и различными
состязаниями.
Для того чтобы сделать народные зрелища
разнообразными, арены крупнейших амфитеатров
переоборудовали в бассейны, которые можно
было заполнять водой, где устраивались
затем всевозможные поединки на воде с
участием судов. Обычно воспроизводились
те или иные наиболее запомнившиеся морские
сражения (в Саламисе), в ходе которых зрители
могли полюбоваться тем, как в этом бою
рабы душили друг друга и сталкивали в
воду.
Римская знать, утратившая потребность
в военно-физической подготовке в связи
с наличием наемной армии, предавалась
забавам и развлечениям, которые использовались
для достижения своих целей, т.е. в борьбе
за власть.
7. История развития физической культуры в средние века".1. Физическая культура в средневековой Западной Европе
Современная историческая наука использует термин «средние века» применительно к периоду общественного развития с конца V до XVII века, когда в наиболее развитых районах мира определяющую роль играл феодализм. К новым формам физической культуры, соответствующей общественному строю, народы пришли в разное время. Рассматривая историю физической культуры стран Западной Европы, следует учитывать физическую культуру периода становления феодализма (V-X вв.), расцвета феодализма (XI-XV вв.) и заката феодализма (XV-XVII вв.). На первом этапе огромную негативную роль на дальнейшее развитие физической культуры в Западной Европе сыграло теологическое учение средневековой христианской церкви, т. к. некоторые ее направления проповедовали идеал физического тела в соответствии с телом распятого Христа. Это был не символ физической силы и гармонично развитого тела (как в Древней Греции). Идеалом человека раннего Средневековья стал святой образ аскетического монаха, несшего на своем челе отражение страданий и лишений во имя спасения души. Поэтому проповедовалось презрение физических влечений. Вследствие чего в ряде европейских учебных заведений были отменены занятия физической культурой, оттеснено на задний план гигиеническое воспитание, преданы забвению античные принципы физического и духовного развития. Подвижные игры, проводимые с детьми младшего возраста, считались источником греха. Ссылаясь на церковника Тертуллиана, теологическое учение объявило физические упражнения и игры действием дьявола. Были забыты заветы христианских источников, где пренебрежительное отношение к культуре тела грешно и недопустимо. «Вы - свет мира… Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна», - можем прочесть мы в Евангелие от Матфея. Приветствие занятий физическим воспитанием можно найти и в такой канонической работе, как Послания Коринфянам: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище, бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить». С превращением христианства в государственную религию началась борьба церкви с язычеством, а, значит, со всеми формами физической культуры, связанных с ритуальными состязаниями, играми, танцами, видами упражнений, выполняемых в честь языческих богов. С другой стороны, полностью придать анафеме физические упражнения было невозможно, т. к. для укрепления власти феодалов были необходимы сильные, выносливые воины, что послужило формированию в период развитого феодализма в Западной Европе физической культуры господствующего класса и физической культуры народных масс (горожан и крестьян).
Ярким примером физического воспитания правящей элиты служит система подготовки рыцарей, началом которой послужило создание в IX веке французом ПрофансомГодфруа де Преи первого рыцарского ордена. В соответствии с требованиями к членам ордена, юношам из аристократических семей следовало научиться: ездить верхом, плавать, охотиться, стрелять из лука, сражаться. Эти 5 умений легли в основу физического воспитания рыцарей. Самым сложным упражнением считалось обучение верховой езде рыцаря, закованного в латы. Обучение плаванию сводилось к умению переплавляться через водные преграды на лошади, используя бурдюки и вязанки хвороста, чтобы не утонуть. При овладении навыками охоты обращалось основное внимание на «травлю» оружием крупных зверей: зубра, кабана, медведя, оленя. Соколиная охота и охота с луком устраивались в качестве развлечения и досуга. В навыках сражаться с противником долгое время уделялось техническому мастерству всадников, вооруженных копьем, мечом и щитом. С XIV века началось обучение рыцарей пешим военным действиям, где большую популярность приобрели умения самозащиты без оружия (напоминающие японскую «джиу-джицу»). С XIV века в 5 раздел были добавлены умения по стенам и штурмовать города. Кроме этого, список навыков увеличился до семи - добавилось овладение навыками развлекательных игр для службы при дворе и обучение придворным манерам (танцевальным движениям, искусству чтения стихов).
Наряду с перечисленными 7 рыцарскими навыками, рыцари обязаны были усвоить 7 рыцарских добродетелей: 1) верность церкви; 2) верность сюзерену; 3) личную храбрость; 4) соблюдение правил поединка; 5) святость данного слова; 6) великодушие к побежденным; 7) благородное отношение к аристократическим дамам. Однако далеко не всех рыцарей того времени можно было назвать высокообразованными. Большинство из них были невежественны, неграмотны. Много времени проводили в военных походах, грабили чужие земли и подавляли восстания собственного народа. Система подготовки рыцарей предусматривала следующую структуру. Оно начиналось с 7 лет. Рядовые феодалы отдавали сыновей в своеобразные школы при замках более состоятельных феодалов (сеньоров), где мальчики получали звание пажей и занимались для развития силы и ловкости метанием камней и копий, прыжками, бегом, верховой борьбой, танцами, стрельбой из лука. В 14 лет пажей производили в оруженосцы, и они получали право носить мечи и шпоры. Под руководством специальных преподавателей в этот период шло обучение бегу в тяжелых латах, фехтованию, штурму городских стен, преодолению рвов и заборов, дрессировке собак, игре в шахматы. В 21 год происходило посвящение в рыцари. В назначенный день кандидат подвергался испытаниям и давал клятву, что всю жизнь посвятит служению рыцарским добродетелям, после чего преклонял колени перед главным магистром ордена и своим сюзереном. После посвящения кандидат в рыцари получал шлем, меч, щит, рыцарский пояс и золотые шпоры. Так становились членами рыцарского ордена и рыцарями.
В течение XI-XII вв. институт рыцарей распространился на всю Западную Европу. Они получали за службу поместья, звания. За это воины-дворяне попадали в вассальскую зависимость от короля. Стали создаваться многочисленные самостоятельные рыцарские организации - ордена. Наиболее известными и влиятельными были иоанниты (1048 г.), тамплиеры (1119 г.), немецкий рыцарский орден (1198 г.). Основной формой военно-физической подготовки рыцарей являлись рыцарские турниры. Один из средневековых историков так объяснял значение турниров: «Рыцарь не может блестяще воевать, если он не подготовился к этому во время турниров. Нужно, чтобы у него пролилась кровь, чтобы трещали зубы под ударами противника. Нужно побывать распростертым на земле, чтобы почувствовать вес противника. Нужно, чтобы его 20 раз выбили из седла, и чтобы он 20 раз встал. Тогда рыцарь станет отчаянным в борьбе. Только тогда он сможет отправиться на тяжелую военную службу с надеждой стать победителем». Наибольшее распространение получили две основные формы рыцарских турниров: парные и групповые состязания. В первом случае это был поединок двух рыцарей в полном вооружении. Противники пытались с помощью острого или тупого копья выбить друг друга из седла. Отсюда происходит и название турнира. Второй этап «бодание» или схватка на рапирах. Если он заканчивался безрезультатно, то состязание завершалось силовой борьбой. Вторая форма - турнирная игра и массовая схватка. Массовая схватка была опасным развлечением и часто заканчивалась смертельными исходами, несмотря на разработанные правила и прочные латы. В течение XIV века, в целях предотвращения дальнейших несчастных случаев, борющиеся стороны стали разделяться барьерами. Были созданы специальные виды турнирного оружия. Если силы противников были равны, древко их оружия ломали. Отсюда выражение «ломать копья» (т.е. не наделать глупостей). Лошадей и оружие побежденных получали победители. С XII века победителям отдавались только воинские регалии побежденных и дарованные кубки, золотые венки, жезлы и… рука прекрасной дамы. Первые турниры начали проводить в Провансе, поэтому долгое время определяющими нормами рыцарского турнира были французские. Однако, физическая подготовка феодалов не ограничивалась формой турниров. Использовались и другие - многодневная охота, конное поло, состязания по бегу, прыжкам и метанию. С XV века большую популярность получили состязания по прыжкам через стол и на стену, а также заимствованный у народа парный танец с притопами и прыжками.
Среди крестьян средневековой Европы использовались упражнения, воспитывающие силу, быстроту, гибкость, смелость - бег на коньках, игры с битой, скачки, танцы, борьба с палками, метание камней и т.д. Большая часть элементов этих упражнений легла в основу будущих видов спорта в следующих столетиях. Проводились физические упражнения в период перерыва в сельскохозяйственных работах и приурочивались к религиозным христианским и языческим праздникам. Основные формы крестьянской физической культуры - состязания на ярмарках и свадьбах. В средневековый период была сформирована плебейская (народная) физическая культура.
Информация о работе Физическая культура в странах Древнего Востока