Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 19:40, контрольная работа
Первые известные нам следы физической культуры Древнего мира были обнаружены в районе, примыкающем с востока к Средиземному морю, а также в Месопотамии в IV тыс. до н.э. К сожалению, сохранились лишь разрозненные сведения о физической культуре государственных образований, часто сменявших друг друга в результате войн. Активное участие в поддержании и развитии физической культуры принимало свободное сельское население, из которых набирали простых воинов.
Важную роль в развитии физической культуры Месопотамии, а затем и в странах Ближнего Востока сыграло изобретение во втором тысячелетии до н.э. колесницы на конной тяге.
У городского населения система физической подготовки была связана с борьбой за независимость от феодалов. Физическими упражнениями занимались в цеховых отрядах, школах, обществах, объединениях. Занятия носили специфику отраслевой и военной подготовки. Во главе стояли капитаны, проводящие занятия. Проводились городские состязания, результаты которых оценивали «арбитры». В зависимости от отрасли популярными были фехтование, кулачные бои, гребля, плавание, игры с мячом. Большой резонанс имели массовые городские праздники с использованием упражнений физической культуры. Опыт в их организации ляжет в основу спортивно-массовых мероприятий современной цивилизации.
Физическая культура народов средневековой Азии (Япония, Китай)
Средневековая Япония. Современная японская цистография датирует феодальное государственное построение с конца VII века. В этот период из слоя самураев сформировался «институт японского рыцарства». Кодекс поведения содержал традиционные нормы поведения и требования физической подготовки - стрельба из лука, искусство фехтования с 1 и 2 мечами, владение копьем и секреты психологического воздействия на противника. Одной из привилегий самураев была борьба сумо. Состязанию предшествовали ритуальные обряды. Первое публичное состязание по сумо состоялось в 1629 г. в Иедо. В физической культуре других правящих классов Японии сказывалось влияние китайских обычаев и буддизм, ставший государственной религией. Это танцы, конное поло, японское кемари (игра на ловкость и быстроту). По приказу императора в 1603 г. в школах Японии был введен обязательный предмет по обучению плаванию. Среди средних слоев (горожан, крестьян) особой популярностью пользовались также различные упражнения, как: перетягивание каната, серсо, пятнашки, качели, хождение на ходулях, фехтование на палках. К народной физической культуре Японии относились вольная охота, пешее поло, игра в мяч с перьями, деревянными ракетками. Возникновение различных видов борьбы в целях самообороны (каратэ) связано с историей классовых конфликтов.
В XIV веке на Окинаве, считавшейся центром крестьянских волнений, с особой жестокостью была осуществлена «охота с мечом». Восставших убили или загнали в лес. В этой обстановке с 1360 г. стали зарождаться системы физического воспитания, связанные с самообороной, так называемые «школы в зарослях». Система складывалась из: медитации и психологической настройки; развитию выносливости и быстроты в бегах по крутым лесным и холмистым тропам; прыжков с грузом на плечах; упражнений на кисти рук; различные виды ударов руками и ногами в наиболее чувствительные точки; приемы обезоруживания; приемы удушения. Таким образом, сложилась манера ведения борьбы каратэ.
В XV веке систему «руки
окинавы» взяли в число методов
секретной подготовки самураев. А
в текст клятвы было введено новое
положение о неразглашении
Средневековый Китай. В V веке правящая династия в Китае Чин издала указ о сдаче оружия. Это «безоружное» состязание способствовало формированию в среде китайских крестьян, купцов и мелких дворян своеобразной физической культуры, в основе которой лежали способы самообороны: техника борьбы чиан-шу (борьба с тенями), техника тайных ударов руками и ногами. До совершенства были доведены фехтование на палках и водные состязания. Свой след в физической культуре высших слоев общества оставили обычаи завоевателей-кочевников - тибетские соревнования по бегу, конные состязания, борьба на поясах. От маньчжуров китайцы заимствовали катание на коньках, у индийцев - хаткайогу и метаигры. Позднее высшие слои общества отказались от прежних физических упражнений, увлекаясь конным поло, и перешли на «рыцарские привычки». В XIII веке китайский рыцарь Лун-Ван возродил китайскую игру типа гольфа. Им же были разработаны обязательные «рыцарские добродетели» для различных игр. Экономическая политика в этот период (X-XIII в.) благоприятствовала развитию физической культуры городского населения. В городах проводились упражнения по балансированию на ходулях и бамбуковых шестах, массовые перетягивания каната, атлетика, игры в мяч с перьями. Продолжала свое развитие система подготовки к самообороне. В XVII веке она включала уже свыше 150 движений. Под эгидой буддийской государственной религии распространялась система йоги, заимствованная в Индии. В эпоху правления монгольской династии Юан (XIII-XIV в.) на первый план в физической культуре вышли состязания борцов, лучников, конников. Начиная с XIV-XVII в. постепенно физическая культура стала вытесняться изобразительным искусством и литературой. Она сохранилась только в народной среде.
Окончательный закат
физической культуры в средневековом
Китае начался после
Физическая культура народов Америки (до европейской колонизации)
На протяжении XV столетия на территории современной Мексики господствовали племена ацтеков, на полуострове Юкатан - племена майя. Воины этих 2-х народов проходили систематическую военную подготовку, физическая часть которой была связана с фехтованием на палках, техникой пользования копьем, щитом и набрасывания лассо. Много внимания уделялось рукопашной схватке. Проводимые состязания имели ритуальную окраску и сопровождались играми в мяч, состязанием в беге и человеческими жертвоприношениями. Например, после поединков на томагавках и копьях, носивших название «игра цветов», победители приносили в жертву побежденных. Археологи обнаружили множество площадок для игры в мяч. Проводимые на них соревнования походили на игру в баскетбол, где потеря мяча стоила жизни игроку.
На территории современного Перу проживали племена инков, физическая подготовка которых ежегодно контролировалась состязаниями в ловкости, силе, стойкости и выносливости (бег на 4 км). По исполнению 16 лет дети высших слоев проходили специальное испытание: бег на 8 км, метание камня и копья, прыжки в высоту и длину, стрельба из лука, борьба. Победители получали звания и соответствующие привилегии в обществе взрослых. В отличие отмайя, игры инков были более организованы.
Среди других племен распространение получили игры с ракеткой, спуск на санях, игры в мяч на льду, состязания в беге, игры на воде, техника владения копьем под названием «снежная змея». Физическая подготовка американских народов была выше, чем у европейцев.
Физическая культура Русского централизованного государства
К концу XV столетия в Северо-восточной
Руси сложилось Русское
В быту народных масс были распространены разнообразные физические упражнения и игры, развивающие силу, выносливость, ловкость, мужество и упорство. Большой популярностью пользуются стрельба из лука, верховая езда, кулачные бои. У народов, живущих по берегам рек, озер, морей - плавание, гонки на лодках и челнах. К числу упражнений, играющих большую роль в физическом воспитании народных масс, относились ходьба на лыжах, катание на коньках, салазках, палочные бои на льду, взятие снежных крепостей. Физическое воспитание городского населения было скромнее и проходило в форме «потех» и ярмарочных гуляний: фехтование на пиках и шпагах, акробатика, прыжки, метание камней в цель и на дальность. Физические упражнения дополнялись обязательно средствами закаливания: купание, обливание холодной водой после жаркой бани, обтирание снегом. Физической культурой простые люди в Русском государстве занимались в воскресные дни и по престольным праздникам. Начиная с XVI века феодалы преследовали крестьян и низы городского населения за увлечения физическими упражнениями. В 1664 г. царь Алексей Михайлович издал специальный указ, запрещающий народные игры и физические упражнения. Однако, народ продолжал культивировать свои любимые игры и забавы. Содержание и методы физического воспитания феодалов определялись задачами подготовки к военному делу. Физические упражнения носили прикладной характер. Детей феодалов с малых лет начинали готовить к военной службе, которая с 1550 г. считалась наследственной обязанностью. Детей царской фамилии и привилегированных сословий с 11-12 лет приучали к военным потехам. Это - стрельба из лука, верховая езда, упражнения на навыки стратегического и тактического боя. В зрелые годы феодалы занимались охотой на крупного зверя (медведь, кабан, лось, волк) и соколиной. Для Российского государства большое значение имела физическая подготовка русского войска. Главными отрядами считались конница с умением владения топором, саблей, кинжалом, луком и пехотные отряды. Грозным были введены городовые полки, позже стали создаваться лыжные рати. До XVII века регулярного обучения войск не проводилось. С 1647 г. (полководец Скопин-Шуйский) ввел специальное обучение крестьянского ополчения. Была издана книга с рядом указаний по физической и строевой подготовке бойцов. Привлечение в конце XVII в. иностранных специалистов в физическое воспитании армии сыграло негативный характер и сводилось к строевой муштре.О значительной роли физической культуры в средневековом Русском государстве говорят т первые педагогические сочинения, затрагивающие физическое воспитание молодежи - книга ученого монаха ЕпифанияСлавинецкого «гражданство обычаев детских», в которой он классифицировал упражнения на пригодные и непригодные (игры в карты, кости и т.п.). Большое внимание автор уделил подвижным играм в воспитании детей. Славинецкий явился первым русским теоретиком физического воспитания.
Первые теоретики системы физического воспитания эпохи Возрождения
С XV по XVII вв. ускоренными темпами стали развиваться естествознание, философия, литература, искусство, педагогическая мысль и физическая культура, и они приобрели общественное влияние, и городская буржуазия готовилась сменить строй. Конец феодального строя ознаменовался прекрасным периодом эпохи Возрождения.
Эпоха Возрождения дала
физической культуре Западной Европы
и мира первые теоретические трактаты
по организации физического воспит
Их принципы и цели имели профессиональное отличие и общие сходства:
они отвергали отношение к телу как тюрьме;
наряду с отдельными физическими упражнениями (бег, ходьба, фехтование и т.п.) значительная роль отводилась ими подвижным играм;
они воскресили и распространили передовые методики физического воспитания древности;
благодаря им восторжествовал идеал гармонично развитого человека;
пришли к пониманию использования в физическом воспитании средств вольной природы;
признали взаимосвязь между физическими и духовными усилиями;
обратили внимание на возрастные особенности занятий физическими упражнениями.
Благодаря этим трактатам в конце XVII века появились первые Реформаты, благодаря деятельности которых были сделаны попытки введения физического воспитания в учебные заведения. Среди них особого внимания заслуживают директор лондонской торговой школы Ричард Малкастер (1530-1611 г.) и чешский мыслитель-гуманист Ян Амос Коменский (1592-1670 г.).
Р. Малкастер в своей книге «Исследование всех обстоятельств, обязательных в деле обучения детей, идет ли речь о воспитании духа или тела» анализирует около 45 различных ситуаций, связанных с воспитанием, причем 2/3 - под углом морали и физического воспитания. Новаторский характер его размышлений обусловлен тем, что физические упражнения и игры трактуются как продукт участия в потреблении культурных благ, с помощью которых можно вести (ничем другим не заменимую) подготовку подрастающего поколения. Малкастер также отмечает, что выполняя задачи физического воспитания, одновременно решается целый ряд других педагогических проблем. Автором также отводится ведущей роли преподавателя. К сожалению, победившая буржуазия смогла использовать только отдельны элементы новаторского учения Ричарда Малкастера.
В работе чешского мыслителя-гуманиста Яна Амоса Коменского «Великая дидактика» были рассмотрены вопросы:
воспитание детей дошкольного возраста и подготовки подрастающего поколения;
правильности избрания и дозирования физических упражнений для сохранения здоровья и переноски усталости, связанной со школьными занятиями;
о включении в плановую программу обучения физической подготовки;
на правильность формирования физических упражнений (т.е. полезные);
на значимость подвижных игр в физическом воспитании;
на важную духовную и эстетическую роль физических упражнений, а не только физически подготавливать.
Работа Я.А. Коменского нашла широкий отклик в новый и новейший период в проведении и организации спортивных состязаний и создание основ современного физического воспитания в школах.
История развития физической культуры в средние века"
Физическая культура в средневековой Западной Европе
Современная историческая наука использует термин «средние века» применительно к периоду общественного развития с конца V до XVII века, когда в наиболее развитых районах мира определяющую роль играл феодализм. К новым формам физической культуры, соответствующей общественному строю, народы пришли в разное время. Рассматривая историю физической культуры стран Западной Европы, следует учитывать физическую культуру периода становления феодализма (V-X вв.), расцвета феодализма (XI-XV вв.) и заката феодализма (XV-XVII вв.). На первом этапе огромную негативную роль на дальнейшее развитие физической культуры в Западной Европе сыграло теологическое учение средневековой христианской церкви, т. к. некоторые ее направления проповедовали идеал физического тела в соответствии с телом распятого Христа. Это был не символ физической силы и гармонично развитого тела (как в Древней Греции). Идеалом человека раннего Средневековья стал святой образ аскетического монаха, несшего на своем челе отражение страданий и лишений во имя спасения души. Поэтому проповедовалось презрение физических влечений. Вследствие чего в ряде европейских учебных заведений были отменены занятия физической культурой, оттеснено на задний план гигиеническое воспитание, преданы забвению античные принципы физического и духовного развития. Подвижные игры, проводимые с детьми младшего возраста, считались источником греха. Ссылаясь на церковника Тертуллиана, теологическое учение объявило физические упражнения и игры действием дьявола. Были забыты заветы христианских источников, где пренебрежительное отношение к культуре тела грешно и недопустимо. «Вы - свет мира… Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна», - можем прочесть мы в Евангелие от Матфея. Приветствие занятий физическим воспитанием можно найти и в такой канонической работе, как Послания Коринфянам: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище, бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить». С превращением христианства в государственную религию началась борьба церкви с язычеством, а, значит, со всеми формами физической культуры, связанных с ритуальными состязаниями, играми, танцами, видами упражнений, выполняемых в честь языческих богов. С другой стороны, полностью придать анафеме физические упражнения было невозможно, т. к. для укрепления власти феодалов были необходимы сильные, выносливые воины, что послужило формированию в период развитого феодализма в Западной Европе физической культуры господствующего класса и физической культуры народных масс (горожан и крестьян).
Информация о работе Физическая культура в странах Древнего Востока