Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 14:03, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть методику физическая подготовка допризывной молодежи в настоящих условиях.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности психического и физического развития допризывной молодежи;
- проанализировать методику физической подготовки допризывной молодежи;
- предложить методы совершенствования системы допризывной подготовки молодёжи.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Методика физической подготовки молодежи допризывного возраста…………………………………………………………………………….5
1.1 На уроках физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности..................................................................................................5
1.2 При проведении внеурочных занятий...................................................6
1.3 Принципы физического воспитания в системе допризывной подготовки…………………………………………………………………………8
Глава 2 Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе…………………………………………………………………………….14
Глава 3 Совершенствования системы допризывной подготовки молодёжи…………………………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………..28
Список использованных источников и литературы……………………30
Подготовка к армии начинается задолго до попадания на призывной пункт и до поступления в училище. Эта подготовка начинается, собственно, в школе. И, естественно, она касается и сферы образования, и сферы здоровья, причём как физического, так и нравственного здоровья.
Известно, что есть проблема с наличием подготовленных к военной службе молодых людей. Их становится не больше, а меньше. За последние 20 лет число годных к военной службе людей сократилось практически на треть. Причём у более чем 40 процентов допризывников здоровье и уровень физического развития не соответствует требованиям армейской службы.
Согласно утверждённой военной стратегии комплектование армии и флота на период 2020 года остаётся смешанным, причём трое из четырёх военнослужащих подлежат набору на основании призыва. И именно от их физической выносливости, от уровня ответственности, уровня образования будет зависеть, смогут ли они работать на современной технике, достойно переносить трудности воинской службы и, соответственно, быть готовыми к тем угрозам, с которыми сталкивается наша страна и на которые должна отвечать армия.
Президент Российской Федерации отметил, что нужно создавать действенную современную систему допризывной подготовки молодёжи. Чтобы её создать, нужны комплексные многоплановые решения. Необходима нормальная координация деятельности федеральных ведомств, регионов, муниципалитетов, учебных заведений и общественных организаций.
Во-первых, необходимо серьёзно
модернизировать системы
Ещё не так давно миллионы людей занимались в секциях ДОСААФ, получая в том числе знания и навыки по военно-учётным специальностям. Именно в кружках авиамоделей и автомоделистов делали свои первые шаги многие прославленные лётчики, конструкторы, инженеры.
К сожалению, за последние 10 лет число молодых людей, которые занимаются спортом в РОСТО, как правопреемнике ДОСААФ, сократилось почти в 25 раз. То есть, иными словами, можно считать, эта работа вообще и не ведётся в нормальных объёмах, хотя для подготовки призывников эта организация имеет и технику, и учебные площадки. Не хватает современных средств обучения, не хватает нового оборудования, не хватает тренажёров. Но очень многое зависит и от активности тех, кто работает в этих организациях.
На грани развала оказалась спортивная авиация. В упадке находится и планёрный, и парашютный спорт. И это, конечно, упущенные возможности для страны, для подрастающего поколения.
Второе, что необходимо
делать, на чём необходимо сконцентрироваться.
Грамотных и продуманных
Во многих субъектах страны накоплен интересный и полезный опыт работы в этой сфере. Необходимо разработать и принять региональные программы допризывной подготовки молодёжи с финансированием в том числе и за счёт региональных бюджетов. А эффективность деятельности исполнительной власти оценивать в том числе и по показателям подготовленности молодёжи к военной службе. Потому что в конечном счёте, это такой синтетический показатель, который, по сути, отражает и здоровье молодых людей.
Третья тема, на которую нужно обратить внимание, ключевой элемент допризывной подготовки, – это обучение молодёжи основам военной службы и военно-учётным специальностям. Тем более что из-за сокращения сроков срочной службы не всегда хватает времени на подготовку специалистов непосредственно в самой армии. Базовым курсом школьной программы в текущей ситуации сегодня на это отводится всего лишь 70 часов. Опыт ряда регионов показал, что даже в столь скромных временных рамках можно достичь довольно неплохих успехов. Необходимо использовать и такой резерв, как факультативные занятия, и действовать в соответствии с учебными программами, дополняя их вот этими факультативами.
Все вышеперечисленное - общие вопросы, вопросы предстоящей работы. Конечно, создание эффективной системы военно-патриотического воспитания – это дело не нескольких дней, даже не месяцев, тем не менее надо этим заниматься. Нетрудно заметить, как такого рода работа не формально, а весьма эффективно ведётся в других странах. Россия тоже когда-то такой опыт имела. Да, у него была, может быть, несколько иная идеологическая основа, но этот опыт был очень в целом позитивный. А служба в армии, защита Отечества, безусловно, относится к числу наших фундаментальных ценностей, которые мы должны отстаивать и защищать.
Вопросы допризывной подготовки молодёжи имеют многоуровневый и многоплановый характер, охватывают множество проблем – начиная со здоровья молодёжи, развития военно-прикладных видов спорта и заканчивая подготовкой по военно-учётным специальностям.
Очевидно, что без создания
современной, отвечающей потребностям
государства системы
Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере допризывной подготовки молодёжи характеризуется рядом негативных факторов. К основным из них можно отнести следующие:
- снижение показателей состояния здоровья и физического развития большей части призывников,
- отсутствие федеральной системы подготовки к службе в армии, начинающейся с дошкольного и школьного возраста и заканчивающейся подготовкой призывников непосредственно по военно-учётным специальностям,
- недостаточные объёмы спортивной подготовки,
- отсутствие единой программы военно-патриотического воспитания,
- недостаточное развитие военно-прикладных и технических видов спорта, о
- тсутствие единого органа, объединяющего координацию деятельности исполнительной власти всех уровней и общественных организаций в этом направлении.
Совершенно очевидно, необходимость создания новой общефедеральной системы допризывной подготовки молодёжи назрела. Первым шагом на этом пути должна стать разработка концепции общефедеральной системы подготовки молодёжи к военной службе на период до 2020 года. В рамках данной концепции следует разработать и определить перспективы развития системы допризывной подготовки молодёжи до 2020 года, новые программы подготовки призывников по военно-учётным специальностям, основные цели и задачи, стоящие перед государством в сфере развития допризывной подготовки с учётом качественных и количественных характеристик призывного контингента, необходимого также силовым ведомствам, систему взаимодействия федеральных, региональных органов исполнительной власти и общественных организаций, участвующих в подготовке молодёжи к службе в армии, направление развития и совершенствования базовых элементов допризывной подготовки, военно-патриотического воспитания, физической и морально-психологической подготовки молодёжи к службе в армии, развития военно-прикладных и технических видов спорта.
Как видно из представленных вам материалов и статистических данных, 2009 год стал переломным в отношении государства к вопросам допризывной подготовки. В этом году имелся максимум молодых людей, призванных на срочную службу. Дальнейшее развитие событий возможно по двум сценариям: либо резкий спад количества подлежащей призыву молодёжи, либо сохранение необходимого количества призывного контингента. Спад может произойти из-за совпадения целого ряда факторов, главными из которых, без всякого сомнения, станут демография и состояние здоровья призывников.
Состояние здоровья призывников стало фактором, напрямую влияющим на обороноспособность страны. Действительно, по данным Минобороны России, здоровье и уровень физического развития свыше 40 процентов допризывников не соответствует требованиям службы. При этом в начале 90-х годов этот показатель составлял всего 5 процентов.
Анализ данной проблемы показывает, что укрепление здоровья призывников требует реализации целого комплекса мер, наиболее важными и приоритетными из которых являются:
- расширение физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях;
- создание единой электронной базы данных о состоянии здоровья юношей призывного возраста (так называемый электронный паспорт призывника);
- разработка и внедрение ежегодного мониторинга состояния детей, юношей – начиная с 10-летнего возраста. Особое внимание следует уделить такому параметру, как уровень физической активности.
Вместе с тем абсолютно очевидно, что одними медицинскими мерами данную проблему не решить. И здесь мы опять возвращаемся к проблеме занятия молодёжи массовыми видами спорта. При этом применительно к тематике заседания президиума Госсовета основной упор необходимо сделать на массовом развитии военно-прикладных и технических видов спорта.
В советское время массовые, военно-прикладные и технические виды спорта, а также комплекс ГТО были неотъемлемой частью жизни большинства наших граждан. В спортивных общественных организациях, крупнейшей из которых являлся ДОСААФ, занимались люди от 14 до 60 лет, и как результат – призывной контингент в то время в целом отвечал требованиям военной службы. Сейчас же большая часть общественных спортивных организаций не решает данной задачи, поскольку в своей работе делают основную ставку на коммерческие виды спорта или спорт высоких достижений.
Для исправления ситуации в данной сфере предлагается создать систему массового детского и юношеского спорта.
Ещё одним важным элементом системы допризывной подготовки молодёжи является военно-патриотическое воспитание. Как отметил Президент России, из нашей жизни постепенно уходит такое понятие, как священный долг защитника Отечества, которое всегда считалось базовым для всей системы военно-патриотического воспитания. И общая задача - вернуть понятие и сделать его неотъемлемой частью жизни каждого молодого человека.
В первой половине 90-х годов, лишившись поддержки властных структур, система военно-патриотического воспитания была удалена из большинства государственных институтов, образовательной, культурной, научной, информационной и других сфер. В значительной степени утратили позиции и многие общественные организации, занимавшиеся ранее воспитанием допризывной молодёжи.
На региональном уровне военно-патриотическим воспитанием в рамках реализации программы патриотического воспитания занимаются органы по делам молодёжи и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, а также общественные организации, советы ветеранов и военные комиссариаты. Однако только этих усилий недостаточно. Тем более на сегодняшний день претерпевают также реформы комиссариаты, сокращаются и объединяются многие территории под одним комиссариатом.
Всё это требует увеличения также объёмов финансирования программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, концентрации выделенных в рамках программы финансов в основных министерствах и ведомствах, отвечающих за её реализацию, а также финансирования субъектов Российской Федерации.
Сейчас мы видим, что внимание к допризывной подготовке молодёжи со стороны региональных органов власти в большей степени зависит от субъективного понимания важности этой задачи руководством субъектов Российской Федерации и исторически сложившегося на данной территории отношения к армейской службе.
В итоге за последние 10 лет были потеряны главные составляющие допризывной подготовки молодёжи: это массовость (охват большей части молодёжи с 14 лет до 27 лет) и системность (комплексное развитие всех элементов допризывной подготовки). Это упущение сегодня не позволяет выстроить работу под единые общефедеральные задачи и стать обязательной для регионов.
Поэтому требуется создание
новой системы допризывной
Итак, проведенный анализ ситуации, складывающейся с допризывной подготовкой молодёжи, позволяет сделать следующие выводы.
Первое. Сложившаяся в Российской Федерации система допризывной подготовки молодёжи не отвечает современным требованиям, необходимым для обеспечения безопасности и обороноспособности страны, и требуют коренной модернизации.
Второе. Основным направлением данной модернизации должна стать новая федеральная система допризывной подготовки молодёжи, отдельные элементы которой необходимо внедрять начиная с дошкольного возраста.
Третье. Для формирования новой системы в первую очередь необходимо направить усилия на улучшение состояния здоровья призывников, восстановление системы массовых, военно-прикладных и технических видов спорта, военно-патриотическое воспитание и подготовку молодёжи по военно-учётным специальностям.
Четвертое. Координировать деятельность всех элементов допризывной подготовки молодёжи должна специально созданная межведомственная комиссия, наделённая необходимыми функциями и полномочиями. Аналогичные комиссии должны появиться и в регионах.