Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:49, курсовая работа
Физическая подготовка направлена на развитие физических способностей организма. Выделяют общую и специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка пҏедусматривает всестороннее развитие физических способностей, специальная - развитие качеств и функциональных возможностей, специфических для футболистов. Цель специальной физической подготовки - достичь выполнения сложных приемов владения мячом на высокой скорости, улуҹшить маневренность и подвижность футболиста в играх, повысить уровень его морально-волевых качеств [11].
Введение
1.1. Историческая значимость футбола.
1.2. Возрастные особенности юных футболистов и изменения, происходящие в организме под влиянием занятий футболом.
1.3. Сущность начального этапа подготовки футболистов 11-12 лет.
1.4. Роль физической подготовки футболистов.
1.5. Физическая подготовка футболистов на начальном этапе подготовки.
Современный футбол в России узнали лет сто назад в портовых и промышленных городах. В порты его завозили моряки-англичане, а в промышленные центры иностранные специалисты, которых на заводах и фабриках России работало довольно много. Первые русские футбольные команды появились в Одессе, Николаеве, Петербурге и Риге, а несколько позже и в Москве.
Родоначальники футбола выиграли и три из четырех первых олимпийских турниров в 1900, 1908 и 1912 г. В канун V Олимпиады будущие победители футбольного турнира побывали в России и трижды всухую разгромили сборную Петербурга 14:0, 7:0 и 11:0. Первые официальные соревнования по футболу в нашей стране состоялись в начале века. В Петербурге футбольная лига была создана в 1901 г., в Москве в 1909-м. Еще через год-два лиги футболистов появились и во многих других городах страны. В 1911 г. лиги Петербурга, Москвы, Харькова, Киева, Одессы, Севастополя, Николаева и Твери составили Всероссийский футбольный союз [7].
1.2. Возрастные особенности юных футболистов и изменения, происходящие в организме под влиянием занятий футболом.
Многолетний процесс физического воспитания и спортивной тренировки может быть успешным только при тщательном учете возрастных особенностей развития человека, уровня его подготовленности, особенностей развития физических качеств и формирования двигательных навыков, а также специфики избранного вида спорта.
В настоящее время не подвергается
сомнению положение о том, что
для достижения высоких спортивных
результатов основы двигательной деятельности
и функциональной подготовки необходимо
заложить своевременно в детском
возрасте. Поэтому не случаен интерес
специалистов разных отраслей знаний
к всестороннему исследованию процессов,
происходящих в человеческом организме.
Проведено значительное количество
разнообразных исследований, позволяющих
рассмотреть анатомо-
Установлено, что темпы
естественного прироста физических
качеств на разных возрастных этапах
неодинаковы. При решении вопроса
о выборе методики тренировочных
воздействий необходимо учитывать
особенности изменений
Не следует также забывать,
что если организм футболиста будет
регулярно подвергаться влиянию
нескольких, равных по силе, воздействий
кратковременных и слабых программ
(например, на выносливость, силовые
координационные качества и т. д.),
то произойдёт равномерное и на низком
уровне приспособление ко всем программам,
которое может не обеспечить наивысший
из возможных уровней адаптации
ни к одному из тренирующих показателей.
Если же сила воздействия одной из
программ увеличивается и становится
по величине интенсивности или
Одно из основных условий высокой эффективности системы подготовки спортсменов заключается в строгом учете возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей [2, с. 20].
Это позволяет правильно решать вопросы спортивного отбора и ориентации, выбора средств и методов тренировки, нормирования тренировочных и соревновательных нагрузок, прогнозирования возможных достижений. Каждый возрастной период имеет свои особенности в строении и функциях отдельных систем, которые изменяются в процессе спортивной деятельности. Рост и развитие организма происходят неравномерно.
В возрасте от 11 до 12 лет продолжается развитие всех органов и систем. На это время приходится период полового созревания. В связи с этим происходит бурная перестройка работы всех органов и систем. Значительно увеличивается рост и вес тела. С увеличением мышечной массы растет и сила, причем максимум прироста силы наблюдается на год позже наибольшего увеличения прироста массы тела. Идут процессы формирования скелета, устанавливается постоянная кривизна позвоночника, мышечно-сухожильный аппарат приближается к взрослому. В юношеском возрасте происходит энергичный рост костной ткани.
Сравнительный анализ детей, занимающихся и не занимающихся футболом, в возрастных группах от 11 до 12-ти лет по ряду морфологических признаков, который был проведен Н. И. Савостьяновой и Т. И. Титовой (1999) показал следующее. Длина тела во всех названных возрастах больше у футболистов. Увеличение длины тела у футболистов в отличие от детей, не занимающихся футболом, происходит неравномерно:
в 10-11 лет наблюдается самый маленький прирост (значительно ниже, чем у детей, не занимающихся футболом), что, по-видимому, связано с адаптацией организма к нагрузкам в этом и предшествующих возрастах;
в 11-12 лет начинается бурный рост длины тела, и темпы прироста у футболистов и детей, не занимающихся футболом, совпадают;
в 13-14 лет футболисты по темпам прироста длины тела опережают сверстников не спортсменов.
Таким образом, у юных футболистов наблюдаются два ростовых скачка для длины тела в 11-12 лет ив 13-14 лет в отличие от практически равномерного изменения прироста этого показателя у детей, не занимающихся футболом. Прирост длины ноги у футболистов происходит также как и прирост длины тела: замедленный рост в 10-11 лет, скачкообразное повышение темпов прироста в 11-12 лет, и еще более ярко выраженное увеличение длины ноги в 13-14 лет. У детей, не занимающихся футболом, прирост ноги во всех возрастах от 10 до 14-ти лет происходит равномерно.
В периоде младшего школьного возраста работа сердца еще не совершена. Удовлетворение потребности организма в кислороде в покое требует более напряженной работы сердца (86-90 уд/мин). Во время занятий спортом сердечнососудистая система работает с очень большим напряжением, так как на каждый удар пульса приходится меньше кислорода, чем у взрослых. Однако артерии детей более эластичны, капилляры широки, поэтому процесс окисления идет активнее и период восстановления более короток. Значительные изменения в возрасте 11-12 лет претерпевает сердечнососудистая система. На этом этапе развития сердца свойственны наиболее выраженные и быстро нарастающие изменения. Особенно значительно нарастает масса желудочков, причем больше левого. Если у 11-летних объем сердца равен в среднем 458 мл, то у 12-летних он достигает уже 540 мл [5, с. 13].
Частота сердечных сокращений в покое у подростков достигает в среднем 76 уд/мин, а систолический объем крови с 25 мл увеличивается до 39,5 мл.
С 11 до 12-ти лет улучшается работа дыхательной системы. Частота дыхания уряжается. Возрастает дыхательный объем, увеличивается жизненная емкость легких. Несовершенство механизмов потребления, транспорта и утилизации кислорода является лимитирующим фактором адаптации детей этого возраста к длительной мышечной работе. От 12 лет значительно возрастает мощность дыхательного аппарата: дыхательные объемы увеличиваются более чем в 1,5 раза, скорость воздушного потока на вдохе и выдохе растет. [5, с. 20].
Кислородные режимы организма детей и юношей при мышечной деятельности менее экономичны и менее эффективны. Предел дыхания имеет большое значение для оценки возможностей детей и юношей в выполнении ими физической нагрузки. У юных спортсменов предел дыхания оказывается больше в 1,5-2 раза, чем у их сверстников, не занимающихся спортом. С увеличением предела дыхания нарастает и резерв дыхания, т. е. разница между максимальной вентиляцией легких (пределом дыхания) и минутным объемом дыхания (МОД) в данный момент.
Недостаточный уровень развития психических функций в 11-12 лет не позволяет юным футболистам добиваться высокой степени быстроты и точности движений. У подростков в этот период в связи с бурным развитием и началом полового созревания отмечается временная задержка в развитии способности овладевать движениями. Острота мышечного чувства, а вместе с ней и точность движения, от которых также зависит быстрота освоения технических приемов игры, развивается у подростков очень быстро до 13-14 лет.
В юношеские годы завершается развитие центральной нервной системы, значительно совершенствуется анализаторско-систематическая деятельность коры головного мозга [5, с. 23].
Нервные процессы отличаются
большой подвижностью, хотя возбуждение
все еще продолжает несколько
преобладать над торможением. Устанавливаются
гармоничные отношения коры и
подкорковых отделов. Высокого уровня
достигает развитие второй сигнальной
системы. Она приобретает все
большее значение в образовании
новых положительных и
По мнению В.Н. Платонова (1996), физическая подготовленность характеризуется возможностями функциональных систем организма спортсмена, обеспечивающих эффективную соревновательную деятельность, и уровнем развития основных физических качеств быстроты, силы, выносливости, ловкости (координационных способностей) и гибкости.
Динамика развития спортивно-значимых качеств у юных футболистов 11-12 лет имеет гетерохронный характер, обусловливаемый, прежде всего общебиологическими закономерностями возрастного развития. Вместе с тем занятия футболом оказывают специфическое воздействие на развитие двигательных способностей в зависимости от возраста [6, с. 98]. У детей в момент начала занятиями футболом основными факторами в структуре рассматриваемых показателей являются:
Весьма примечательна динамика факторов, определяющих и лимитирующих спортивное мастерство футболистов, выявленная А. П. Золотаревым (1996) [10, с. 15].
1.3 Сущность начального этапа подготовки футболистов 11-12 лет.
Опыт тренеров подсказывает, что за два года до начала учебно-тренировочной работы достаточно времени, чтобы выявить спортивную пригодность занимающихся футболом. И за этот срок тренеру необходимо сделать естественный отбор и обеспечить необходимый уровень разносторонней подготовки.
У каждого тренера складывается определенный стиль и подход к новой группе, и, как правило, несложно определить природную предрасположенность ребенка. Его отличает двигательная одаренность, быстрая свариваемость и приобретение двигательных навыков. Талантливого, очень способного маленького футболиста найти трудно. Такое утверждение правомерно. Без генетической одаренности - нельзя стать выдающимся футболистом. В коде заложены только возможности, а реализация зависит от человека. Наследственность определяет возможности, а тренировочная работа определяет, насколько мы ею воспользуемся. Стало быть, надо искать детей, которых природа наделила качествами, позволяющими подняться на высоту спортивного мастерства, а последующее развитие индивидуальности игрока только поможет прогрессу вашей команды [2].
Однако талант - залог, но не гарантия успеха. Чтобы был успех, надо тренироваться еще как минимум шесть - восемь лет. И поэтому хотелось бы этот вопрос рассмотреть с более широких позиций. Наблюдая за выдающимися игроками, специалисты отметили основные факторы, способствующие быстрому развитию футбольных качеств (кроме генетических). Это:
- раннее начало;
- большое время, уделяемое футболу;
- большое время, уделяемое индивидуальной работе.
К слову сказать, вся система современного воспитания и многие закономерности становления организма юных футболистов известны широкому кругу тренеров, а количество занимающихся с задатками потенциальных футболистов достаточно, проблема просматривается только одна - педагогическая. Футбольный опыт свидетельствует, что число футболистов, обладающих достаточными способностями и желающих достичь вершин, становится за время обучения еще меньше.
Современный тренер должен
знать если не все, то как можно
больше, только его знания и умения
могут обеспечить успех и полное
раскрытие потенциальных
На этапе начальной
подготовки необходима разносторонняя
подготовка, которая исключает
Информация о работе Физическая подготовка футболистов в возросте 11- 12 лет