Физическая работоспособность спортсменов в сложно-координационных видах спорта, на примере фитнес- аэробики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Выяснить ведущие факторы в обеспечении физической работоспособности спортсменок специализации фитнес- аэробика. На различных этапах спортивной подготовки.
Для достижения поставленной цели в исследовании, требуется решить следующие задачи:
- Установить значение различных категорий физиологических факторов в обеспечении физической работоспособности у спортсменок специализации фитнес- аэробика, на начальной этапе спортивной подготовки.
- Выяснить роль физиологических факторов в обеспечении физической спортсменок специализации фитнес-аэробика на этапе спортивного совершенствования.
- Изучить влияние факторов определяющих физическую работоспособность на адаптацию организма к мышечной деятельности в ходе систематических спортивных тренировок на заключительном этапе.

Содержание работы

Введение
Глава I. Литературный обзор.
Общая характеристика физической работоспособности .
Факторы, обуславливающие и определяющие физическую работоспособность.
Значения различных факторов в обеспечении физической работоспособности у спортсменов на разных этапах многолетней подготовки.
Методы исследования физической работоспособности.
Характеристика специфической мышечной деятельности в виде спорта фитнес- аэробика.
Глава II. Методы и организация исследования.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 361.00 Кб (Скачать файл)

Устойчивость  двигательной системы (устойчивость блока энергообеспечения) определяется как способность всей системы энергообеспечения функционировать длительное время в условиях постоянного изменения параметров внутренней среды и генерировать при этом необходимое количество энергии, требуемой для выполнения механической работы.

Понятие устойчивости тесно  связано с понятием гомеостаза. Практической оценкой степени устойчивости блока  энергообеспечения может служить  величина МПК, которая представляет собой интегральную характеристику, связанную с деятельностью сердечно-сосудистой системы, дыхания, транспорта газов крови и системы тканевой утилизации кислорода (В. С. Горожанин, 1984; С. Н. Кучкин, 1986).

Экономичность двигательной системы определяется как ее свойство надежно выполнять механическую работу при возможно меньших затратах энергии. Выделяются три компонента экономичности двигательной системы человека: 1) физиологический компонент экономичности, определяемый экономичностью функционирования физиологических функций; 2) биомеханический компонент, определяемый экономичностью выполнения движений (техникой); 3) антропометрический компонент, определяемый особенностями телосложения.

Предложенный методический подход к исследованию механизмов физической работоспособности открывает ряд  перспектив для практики спорта. В частности, определение и количественная оценка трёх характеристик двигательной системы – мощности, устойчивости, экономичности – позволяет с довольно высокой степенью точности прогнозировать потенциально возможные достижения в циклических видах спорта, требующих высокой работоспособности.

   Не менее важен учёт перечисленных характеристик и для ациклических видов спорта, в которых роль физической работоспособности хотя и не является первостепенной, однако также довольно велика. В этих видах спорта рост достижений в значительной мере будет определяться учётом точных оценок мощности и экономичности двигательной системы, а также разработкой средств и методов, направленных на их развитие (В. С. Горожанин, 1984).

Отмечается, что основными  факторами физической работоспособности являются функциональные резервы организма и качество их регулирования. Под функциональными резервами понимают возможности организма так изменять интенсивность его функций, а также взаимодействие между ними, чтобы достигался оптимальный для конкретных условий уровень функционирования организма (В. Н. Артамонов, 1989).

Как уже отмечалось, общая  физическая подготовленность спортсменов  зависит от целого ряда факторов, определяющих и лимитирующих ее. Достаточно хорошо изучены такие факторы, как энергетический (уровень развития аэробной и анаэробной производительности), двигательный (развитие основных двигательных качеств с акцентом на ведущее качество в зависимости от вида спорта), нейродинамический (определяемый состоянием центральной нервной системы). Эти компоненты в определенной мере специфичны для разных видов спорта (Ю. И. Смирнов, 1987).

Комплекс функциональных резервов организма включает следующие  составляющие:

1) предельная мощность функционирования организма, связанная с уровнем энергетического обмена, активностью гормональной и ферментативной деятельности, морфофункциональным развитием сенсорных и эффекторных систем – кардиореспираторной, мышечной. Мощность функционирования систем организма зависит от запасов источников энергии и активности развития аэробных и анаэробных механизмов энергообразования;

2) экономичность функционирования систем, определяющая функциональную и метаболическую «цену» данных уровней работы, транспорта газов и потребления кислорода и общую экономичность преобразования энергии (В. С. Мищенко, 1980, 1990). Развитие резервов мощности функционирования не исключает, а наоборот, предполагает экономичное, эффективное их использование;

3) широкий рабочий диапазон функционирования физиологических систем, определяющий способностью организма мобилизовать свои ресурсы при наличии низкого уровня оперативного покоя. Этот фактор объединяет высокую экономичность и высокую мобилизующую способность организма;

4) подвижность функционирования систем, определяемая скоростью развертывания функциональных и метаболических реакций при переменах интенсивности работы, свойственных спортивной деятельности, является важнейшим фактором, определяющим работоспособность. Этот фактор является наиболее специализированным, то есть связанным со спортивной специализацией (В. С. Мищенко, 1980).

Все перечисленные факторы  обусловливают стабильность (устойчивость) функционирования физиологических систем и всего организма в целом в течение того времени, которое требуется для эффективного выполнения конкретного двигательного действия. Стабильность функционирования систем определяет способность поддерживать высокий уровень энергетических функциональных реакций. В поддержании устойчивого функционирования важную роль приобретает стабильная аэробная производительность, отсрочивающая включение менее экономичных анаэробных источников энергообеспечения (В. Н. Артамонов, 1989).

Так, например, весьма важным фактором, характеризующим интегральное функциональное состояние, является точность дифференцировки полисенсорной информации, составляющей основу специализированных восприятий: «чувство усилия», «чувство мяча», «чувство времени» и др.

Известно, что эффективность  и надежность спортивной деятельности во многом зависит от точности, интенсивности  и надежности управления своими движениями. Саморегуляция движений определяется уровнем психомоторных и сенсорно-перцептивных функций спортсмена (А. Ц. Пуни, 1966; О. М. Шелков, В. А. Булкин, 1997). В свою очередь сенсорно-перцептивные функции человека определяют уровень развития специализированных восприятий спортсменов.

Специализированные  восприятия относятся к комплексным функциональным характеристикам подготовленности спортсменов и входят в число важнейших составляющих спортивного мастерства (А. Ф. Гринштейн, 1971; В. А. Коваленко, 1977; Ю. П. Замятин, В. П. Поймонов, 1981; W. E. Sime, 1985; И. Н. Солопов, 1998; И. Н. Солопов и др., 1999). Следует отметить, что точность дифференциации полисенсорной информации является информативным параметром в оценке функциональной подготовленности спортсменов практически во всех видах спорта (А. Ц. Пуни, 1966; В. Н. Платонов, 1984; А. П. Герасименко и др., 1988).

Показатели функциональной подготовленности характеризуются  комплексом свойств и качеств  спортсмена, определяющих эффективность  его тренировочной и соревновательной деятельности, его соответствия целевому назначению – специфическим требованиям спортивного достижения. В реальных ситуациях тренировочной работы и участия в соревнованиях функциональное состояние спортсмена изменяется под влиянием целого ряда как связанных между собой, так и независимых воздействий (Ю. И. Смирнов, 1975, 1987).

 

 

 

 

1.3. Значения  различных факторов в обеспечении  физической работоспособности у  спортсменов на разных этапах  многолетней подготовки.

Результаты в спорте зависят от многих факторов (педагогических, биологических, социальных), действующих самостоятельно и во взаимосвязи друг с другом.

Роли факторов, определяющих успех в спорте, отведено значительное место в ряде отечественных и  зарубежных работ (  Б.А. Ашмарин, 1978; Ю.В. Верхошанский, 1991; В.Г. Минченко, 1985) Озолин Н.Г показал, что к числу основных факторов следует отнести:

а) уровень материального  благосостояния народа,

б) эффективность организации  тренировочного процесса,

в) наличие спортивных баз.

Особое место Н.Г. Озолин отводит педагогическому руководству, планированию тренировки, гигиеническому режиму, врачебному контролю.

Наиболее существенными  факторами, влияющими на спортивный результат в большинстве видов  спорта, являются: возраст и стаж спортсмена, его внешние морфологические признаки, функциональные возможности, уровень важнейших столон его подготовки (физической, технической, тактической, психологической и теоретической), способность к восстановлению после больших тренировочных нагрузок (физических и психических), состояние здоровья (Н.Г. Озолин, 2003.).

Булкин В.А. отмечает три  группы факторов, влияющих на спортивный результат:

1) педагогически относительно  управляемые - функциональное состояние  физическая, техническая, тактическая,  психологическая подготовленность,

2) “промежуточные” - состояние здоровья, личностные  свойства, индивидуально-типологические,

3) педагогически мало  или совсем неуправляемые - возраст,  стаж, социальная среда, условия  соревнований.

Жмарев Н.В., рассматривая возможности, определяющие рост спортивных результатов в гребле, выделил три группы факторов:

1) генетическая (врожденная) или индивидуальная одаренность  к занятиям греблей,

2) система тренировок,

3) условия жизни и  быта.

Раскрывая особенности  первой группы факторов автор учитывает следующее:

а) степень мотивизации  к занятиям греблей,

б) психическую устойчивость,

в) способность спортсмена к адаптации,

г) показатели физического  развития занимающихся,

д) ритм и темп биологического созревания организма.

Ко второй группе факторов относятся все компоненты системы тренировки:

а) объем тренировочных  нагрузок,

б) сочетание нагрузок по направленности на преимущественное развитие общей (аэробной) или скоростной (анаэробной) выносливости,

в) воспитание физических качеств (силы, быстроты, силовой выносливости

г) ориентация на техническую  и психологическую подготовку,

д) рациональное распределение  тренировочных режимов.

В третью группу факторов, связанных с организацией быта и  условий жизни, автор включает:

а) ресурс свободного времени, необходимого для тренировки и отдыха,

б) сон, достаточный для  восстановления сил,

в) правильно организованное и сбалансированное питание.

Жмарев Н.В., завершая перечисление и характеристику факторов, определяющих рост результатов, утверждает, что, кроме перечисленных факторов, в процессе многолетней тренировки существует зависимость от стажа занятий спортом, уровня спортивного результата и возраста спортсмена. Исследования в большинстве случаев приводят к тому, что основными факторами, определяющими результат в различных видах спорта, являются факторы физической, технической и психологической подготовленности.

 

 

 

 

1.4. Методы определения  физической работоспособности.

Для определения уровня физической работоспособности используются следующие тесты:

Проба Руфье.

Оценка  работоспособности производится расчетом индекса Руфье (ИР).

Пульс считается в  течение 5 минут по 15 секунд с положением лежа на спине (Р1). Проба заключается в выполнении 30 приседаний за 45 секунд. Снова в положении лежа считается пульс за первые 15 с (Р2), и в конце 1-й минуты восстановления (45- 60 с), снова считается пульс за 15 с (Р3). Результаты оцениваются по формуле :

ИР= 4( Р1+Р2+Р3) -200/10

Результаты оцениваются:

0-3- высокая работоспособность;

4,0-6- хорошая;

7,0-9- средняя;

От 10 до 14 – удовлетворительная;

Более 15- плохая.

     Может быть использована другая формула: Индекс Руфье – Диксона (ИРД):

ИРД= (Р2 – 70) + (Р3-Р1)/ 10

По этой формуле пульс  переводится в количество ударов за 1 минуту ( Р1, Р2, Р3 умножается на 4).

Оценка ИРД: 0 - 2,9 - хорошая работоспособность; 3,0 – 6,0 – средняя; 6,1 – 8,0 – удовлетворительная; Более 8,1 – плохая.

     Гарвардский степ – тест.

Предложенный еще в 1942 году в лаборатории утомления  при Гарвардском университете США  тест приобрел мировую известность. Он является наиболее детально разработанным и используется для оценки физической работоспособности всех групп населения. Тест заключается в подъеме на ступеньки определенной высоты, в зависимости от возраста и пола, строго определенное время(см. таблицу 1)

Таблица 1

Высота ступеньки  и время восхождения в Гарвардском  степ - тесте

Контингент

Возраст, лет

Высота ступеньки, см

Время восхождения, мин

Мужчины

Взрослые

50

5

Женщины

«

43

5

Мальчики и юноши

12 – 18

50 (45) *

4

Девочки и девушки 

12 – 18

40

4

Мальчики и девочки

8 – 11

35

3

Мальчики и девочки

до 8

35

2


*При низком росте  применяется скамейка высотой  45 см.

   Ритм восхождения  у всех обследуемых одинаков  – 30 в 1 минуту. Метроном устанавливается  на 120 уд. / мин. Каждое восхождение  состоит из 4 шагов. На счет «раз» обследуемый ставит на ступеньку ногу; «два» встает на нее обеими ногами; выпрямляет их и занимает строго вертикальное положение; «три» - опускает на пол ногу, начавшую восхождение; «четыре» - становится на пол обеими ногами. Восхождение и спуск всегда начинаются с одной ноги и только в течении упражнения можно несколько раз поменять ногу.

   При утомлении,  выражающемся в отставании от  задаваемого ритма в течении  20 с, исследование прекращается  и останавливается секундомер, засекается время работы в секундах. В восстановительном периоде после выполнения теста подсчитывается пульс. В принятом Международной биологической программой варианте теста следует считать пульс в течении первых 30 с второй минуты ( Р2) после прекращения работы. По продолжительности выполнения работы ( t) и по количеству ударов пульса (Р1) вычисляют индекс Гарвардского степ- теста ( ИГСТ), показывающий результат пробы:

Информация о работе Физическая работоспособность спортсменов в сложно-координационных видах спорта, на примере фитнес- аэробики