Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 13:11, реферат
Под термином «физическое развитие ребёнка» понимают динамический процесс роста (увеличение длины, массы, отдельных частей тела) в разные периоды детства. На физическое развитие детей влияет множество факторов, что иногда чрезвычайно затрудняет выявление причин его нарушения. К основным критериям физического развития относят массу и длину тела, окружность готовы и грудной клетки, пропорции тела (телосложение, осанку).
В 2,5 года ребенок в состоянии приспосабливать двигательные навыки к различным условиям. Это можно наблюдать, когда он, играя, ходит на цыпочках, переступает одновременно через 2 предмета на полу, идет по узкой доске, положенной на пол, ставя одну ногу на доску, а другую на пол. При спуске с лестницы он попеременно выносит вперед то одну, то другую ногу и спускается довольно легко, держась за перила.
К концу 3-го года жизни координация
движений у ребенка уже достаточно
развита. Это проявляется как
в совершенствовании ходьбы, так
и в других видах деятельности.
Например, малыш может лазать по
шведской лестнице, кататься на маленьком
трехколесном велосипеде. Он уже может
произвольно начать и прекратить
движение, обойти препятствие, резко
повернуться, чтобы обежать какой-нибудь
предмет. При ходьбе вверх по лестнице
он ставит ноги попеременно на каждую
ступеньку и сохраняет
Во время игры 3-летний ребенок все еще пользуется преимущественно одной рукой (ведущей), наиболее часто -- правой. Большинство действий он начинает одной рукой, а другую использует для поддержки предметов, которыми манипулирует.
В 3 года малыш осваивает достаточно тонкое манипулирование предметами: он может нанизывать бусы, застегивать "молнию" на одежде, делает попытки расстегивать пуговицы, вынимать шнурки из обуви, завязывать бант. Кроме этих довольно сложных манипулятивных действий малыш начинает овладевать навыками одевания и раздевания.
Таким образом, благодаря интенсивному развитию двигательных функций ребенок к 3 годам уже владеет способами употребления многих предметов, а также начальными навыками самообслуживания.
Нормальное развитие моторики имеет важное значение для становления психических функций, формирования игровой деятельности и речи.
Зрение.
За два года у ребенка формируется образ предмета, который обладает набором признаков: форма, цвет, твердый, мягкий,... В начале раннего детства ребенок воспринимает предмет ситуативно. Вот он сидит с мамой и ест ложкой суп. А вот эта же ложка на другом столе совершенно новая для него, и ему интересно ее изучить.
К концу третьего года с помощью предметно-манипулятивной деятельности малыш выделяет основные признаки и как следствие отходит от непосредственной ситуации. К этому прибавляется еще и формирование обобщения как мыслительной операции.
В 2 года ребенок может узнавать и называть не только цвет, но и форму: квадрат, круг, треугольник; размер предмета. Все это происходит благодаря обучению и многократным действиям. Также очень важно и обучение во время общения, т.е. словесное называние предмета и его характеристик во время игры с предметом взрослого и ребенка.
Физкультура для детей до года жизни.
Физкультура для детей до года жизни невероятно благоприятным образом влияет на физическое и психическое развитие. Физкультура для детей способствует своевременному возникновению двигательных и речевых навыков, их правильному развитию и совершенствованию.
Особенно необходима физкультура для детей с плохим аппетитом, малоподвижных, недоношенных, находящихся на искусственном вскармливании, нервно возбудимых, перенесших болезни. А также физкультура для детей особенно необходима тем, кто имеет какие-либо отклонения в физическом или психическом развитии.
Физкультура для детей до года жизни включает рефлекторные, пассивные и активные упражнения. Рефлекторные упражнения - это неосознанные движения, которые совершает ребенок в ответ на какое-либо раздражение. Пассивные упражнения - это когда занимающийся с ребенком сам делает упражнения за него. А активных упражнения - это те, которые ребенок выполняет самостоятельно. А также физкультура для детей сопровождается массажем.
Физкультура для детей от 1,5 до 3-х
месяцев. В этом возрасте у детей
повышен тонус мышц, выявляются некоторые
врожденные рефлексы. В это время
используют только рефлекторные упражнения.
Физкультура для детей
· разгибание позвоночника - рефлекс вызывают, проводя двумя пальцами по обеим сторонам позвоночника от ягодиц до плечевого пояса, при этом ребенок лежит на боку (выполнять по 2-3 раза на каждом боку);
· поднимание головы - рефлекс вызывают, поднимая ребенка, лежащего на животе на одной ладони, придерживая за стопы и голени другой (1-2 раза);
· сгибание и разгибание пальцев стопы - рефлекс вызывают, захватив ноги ребенка одной рукой, а другой сначала надавливая на подошву у корней пальцев, а потом проводя пальцем по наружному краю стопы (3-4 раза);
· «пританцовывание» - рефлекс вызывают, поддерживая ребенка под мышки и ставя на стол (4-6 раз)
Физкультура для детей от 3-х до 4-х месяцев. В этом возрасте устанавливается равновесие тонуса сгибательных и разгибательных мышц рук. Вводят пассивные упражнения. Физкультура для детей рекомендует:
· скрещивание рук на груди - пассивное упражнение, совершаемое в положении ребенка на спине (4-6 раз);
· поворот со спины на живот вправо и в влево - пассивное упражнение, для которого удерживают ребенка одной рукой за стопы, а другой за согнутую в локте сначала одну, затем другую руку (1-2 раза);
· разгибание позвоночника и ног - рефлекторное упражнение, для которого нужно, удерживая ребенка одной рукой под живот, а другой за ноги, поднимать его над столом (2-3 раза);
· отведение и приведение стоп - рефлекторное упражнение, для которого нужно положить ребенка на спину и пальцем проводить с легким нажимом по краю и вокруг стопы (2-3 раза);
· «пританцовывание» (6-8 раз).
Физкультура для детей от 4-х до 5 месяцев. В этом возрасте устанавливается тонус мышц ног и шеи. Физкультура для детей этого возраста рекомендует следующие упражнения:
· скрещивание рук на груди со сгибанием и рзгибанием - пассивное упражнение дополняют сгибанием и разгибанием рук (6-8 раз);
· сгибание головы, позвоночника и
ног в положении ребенка на
спине - рефлекторное упражнение, при
котором нужно взять ребенка
под спину и ягодицы и
· «топание» - пассивное упражнение, для которого нужно обхватить голени ребенка руками, сгибать ноги в тазобедренных и коленных суставах, опускать стопы на стол попеременно и обе сразу (8-12 раз);
· поворот со спины на живот вправо и влево - рефлекторное упражнение (1-2 раза);
· разгибание позвоночника и ног - рефлекторное упражнение, при котором ребенка приподнимают, держа под живот (1-2 раза);
· «присаживание» - пассивное упражнение, для которого берут руки лежащего на спине ребенка выше кисти, отводят в стороны и слегка тянут (2-3 раза);
· приподнимание ребенка на ноги - пассивное упражнение, для которого ребенка кладут на живот, а затем отводят руки, согнутые в локтях, назад (2-3 раза);
· «переступание» - активное упражнение, для которого держат ребенка под мышки и приставляют стопами к столу (1 раз).
Физкультура для детей от 6-ти до
9-ти месяцев. В этом возрасте развиваются
произвольные движения. В комплекс
вводят активные упражнения, побуждающие
ребенка ползать, сидеть и стоять.
Физкультура для детей
· поднимание прямых рук и круговые движения в плечевых суставах - пассивное упражнение, которое делается из положения на спине (4-6 раз);
· поднимание прямых ног - пассивное упражнение, для которого нужно руками зафиксировать колени и поднимать ноги до вертикального положения (4-6 раз);
· круговые движения ног в тазобедренных суставах - пассивное упражнение, делается из положения на спине (4-6 раз);
· поворот со спины на живот вправо и влево - рефлекторное упражнение (1-2 раза);
· отведение плеч назад до сведения лопаток - пассивное упражнение, для которого нужно положить ребенка на живот и отводить его руки назад (1-3 раза);
· сгибание и разгибание ног - пассивное упражнение, делается из положения на спине (3-5 раз);
· ползание - активное упражнение, для которого перед ребенком нужно положить яркую игрушку, а стопы зафиксировать так, чтобы ноги были согнуты в коленных и тазобедренных суставах (4-6 раз).
· ультура для детей от 9-ти до 12-ти месяцев. В этом возрасте развиваются координированные движения, стремление ребенка к ходьбе. Физкультура для детей рекомендует использовать следующие упражнения:
· сгибание и разгибание ног - активное упражнение, выполняется из любого положения (5-6 раз);
· вставание на ноги - активное упражнение, для него нужно лишь поддерживать и направлять ребенка, (1-2 раза);
· наклон и выпрямление туловища в положении стоя - активное упражнение, для которого ребенка прислоняют спиной к взрослому, у ног кладут игрушку, и предлагают ребенку ее поднять (2-3 раза);
· доставание игрушки - активное упражнение, аналогичное предыдущему, с той лишь разницей, что игрушку располагают на уровне плеч ребенка (4-6 раз);
· сгибание и разгибание рук - активное упражнение, для которого ребенку предлагают обхватить кольца и тянут за них, сгибая и разгибая руки (5-6 раз);
· приседание - активное упражнение, при котором предлагают ребенку присесть, придерживая и помогая;
· ходьба - активное упражнение (1-2 минуты).
Физкультура для детей должна иметь ежедневный характер и доставлять ребенку радость. Попросите педиатра показать вам все эти упражнения, и только затем выполняйте их дома сами.
Что касается детей с отклонениями в здоровье, то, чтобы физкультура для детей дала положительные результаты, необходимо проводить их в строгом соответствии с рекомендациями лечащего врача, то есть с учетом особенностей патологии, возраста и индивидуальных особенностей ребенка.
2 Средства и методы физического воспитания
К средствам физического
Полноценное решение задач физического воспитания достигается только пр комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм.
Гигиенические факторы. (режим занятий, отдыха, сна и питания, гигиена помещения, площадки, одежды, обуви, физкультурного инвентаря и др.) повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм. Если упражнения проводятся в чистом, светлом помещении, то у ребенка возникают положительные эмоции, повышается работоспособность, облегчается усвоение этих упражнений и развитие физических качеств.
Гигиенические факторы имеют и
самостоятельное значение: они способствуют
нормальной работоспособности всех
органов и систем. Например, доброкачественное
и регулярное питание обеспечивает
своевременную доставку всем органам
необходимых питательных
Естественные силы природы (солнце,
воздух, вода) усиливают эффективность
влияния физических упражнений на организм
ребенка. Во время занятий физическими
упражнениями на воздухе, при солнечном
излучении у детей возникают
положительные эмоции, больше поглощается
кислорода, увеличивается обмен
веществ, повышаются функциональные возможности
всех органов и систем. Солнце, воздух
и вода используются для закаливания
организма, для повышения
Физические упражнения - специфическое средство физического воспитания, используемое для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому физические упражнения широко применяются в разные периоды жизни человека.
Танцевальные упражнения, сопровождаемые музыкой, способствуют формированию правильной осанки, развитию физических качеств (ловкость, быстрота, глазомер и др.), а также ритмичности, плавности, непринужденности, выразительности движений, вызывают положительные эмоции.
Примерный комплекс упражнений для детей в возрасте от 1 года до 1 года и 2 месяцев.
1. Ходьба. Взрослый стоит перед ребенком и манит его к себе яркой игрушкой, подбадривая ласковыми словами. для укрепления мышц туловища, ног и плечевого пояса
2. Малыш охватывает обруч сверху двумя руками, взрослый держит его с другой стороны и со словами: “приседаем” - приседает на корточки вместе с ребенком. Обруч опускается вниз, потом со словами: “встаем” - оба выпрямляются, поднимая обруч вверх.
3. Ползание. Ползание (1-2 раза) под палку с последующим выпрямлением туловища (для укрепления мышц туловища, рук, ног, кистей, развития координации, внимания, смекалки). Ребенок ползет за игрушкой под палку, поднятую на высоту 30-35 см от пола. Потом игрушку кладут на табуретку высотой 45 см, малыш должен встать, чтобы взять ее.