Физическое развитие ребенка до 3 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 13:11, реферат

Описание работы

Под термином «физическое развитие ребёнка» понимают динамический процесс роста (увеличение длины, массы, отдельных частей тела) в разные периоды детства. На физическое развитие детей влияет множество факторов, что иногда чрезвычайно затрудняет выявление причин его нарушения. К основным критериям физического развития относят массу и длину тела, окружность готовы и грудной клетки, пропорции тела (телосложение, осанку).

Файлы: 1 файл

Физическое развитие ребенка до 3 лет.docx

— 48.04 Кб (Скачать файл)

В 2,5 года ребенок в состоянии  приспосабливать двигательные навыки к различным условиям. Это можно  наблюдать, когда он, играя, ходит  на цыпочках, переступает одновременно через 2 предмета на полу, идет по узкой  доске, положенной на пол, ставя одну ногу на доску, а другую на пол. При  спуске с лестницы он попеременно  выносит вперед то одну, то другую ногу и спускается довольно легко, держась за перила.

К концу 3-го года жизни координация  движений у ребенка уже достаточно развита. Это проявляется как  в совершенствовании ходьбы, так  и в других видах деятельности. Например, малыш может лазать по шведской лестнице, кататься на маленьком  трехколесном велосипеде. Он уже может  произвольно начать и прекратить движение, обойти препятствие, резко  повернуться, чтобы обежать какой-нибудь предмет. При ходьбе вверх по лестнице он ставит ноги попеременно на каждую ступеньку и сохраняет равновесие, не держась за перила. Однако если он спускается по лестнице без поддержки, то идет приставным шагом.

Во время игры 3-летний ребенок  все еще пользуется преимущественно  одной рукой (ведущей), наиболее часто -- правой. Большинство действий он начинает одной рукой, а другую использует для поддержки предметов, которыми манипулирует.

В 3 года малыш осваивает достаточно тонкое манипулирование предметами: он может нанизывать бусы, застегивать "молнию" на одежде, делает попытки  расстегивать пуговицы, вынимать шнурки из обуви, завязывать бант. Кроме этих довольно сложных манипулятивных действий малыш начинает овладевать навыками одевания и раздевания.

Таким образом, благодаря интенсивному развитию двигательных функций ребенок  к 3 годам уже владеет способами  употребления многих предметов, а также  начальными навыками самообслуживания.

Нормальное развитие моторики имеет  важное значение для становления психических функций, формирования игровой деятельности и речи.

Зрение.

За два года у ребенка формируется  образ предмета, который обладает набором признаков: форма, цвет, твердый, мягкий,... В начале раннего детства ребенок воспринимает предмет ситуативно. Вот он сидит с мамой и ест ложкой суп. А вот эта же ложка на другом столе совершенно новая для него, и ему интересно ее изучить.

К концу третьего года с помощью  предметно-манипулятивной деятельности малыш выделяет основные признаки и как следствие отходит от непосредственной ситуации. К этому прибавляется еще и формирование обобщения как мыслительной операции.

В 2 года ребенок может узнавать и называть не только цвет, но и форму: квадрат, круг, треугольник; размер предмета. Все это происходит благодаря  обучению и многократным действиям. Также очень важно и обучение во время общения, т.е. словесное  называние предмета и его характеристик  во время игры с предметом взрослого  и ребенка.

Физкультура для детей до года жизни.

Физкультура для детей до года жизни  невероятно благоприятным образом  влияет на физическое и психическое  развитие. Физкультура для детей  способствует своевременному возникновению  двигательных и речевых навыков, их правильному развитию и совершенствованию.

Особенно необходима физкультура  для детей с плохим аппетитом, малоподвижных, недоношенных, находящихся  на искусственном вскармливании, нервно возбудимых, перенесших болезни. А также  физкультура для детей особенно необходима тем, кто имеет какие-либо отклонения в физическом или психическом  развитии.

Физкультура для детей до года жизни  включает рефлекторные, пассивные и  активные упражнения. Рефлекторные упражнения - это неосознанные движения, которые  совершает ребенок в ответ  на какое-либо раздражение. Пассивные  упражнения - это когда занимающийся с ребенком сам делает упражнения за него. А активных упражнения - это те, которые ребенок выполняет самостоятельно. А также физкультура для детей сопровождается массажем.

Физкультура для детей от 1,5 до 3-х  месяцев. В этом возрасте у детей  повышен тонус мышц, выявляются некоторые  врожденные рефлексы. В это время  используют только рефлекторные упражнения. Физкультура для детей рекомендует  следующие упражнения:

· разгибание позвоночника - рефлекс  вызывают, проводя двумя пальцами по обеим сторонам позвоночника от ягодиц до плечевого пояса, при этом ребенок лежит на боку (выполнять  по 2-3 раза на каждом боку);

· поднимание головы - рефлекс вызывают, поднимая ребенка, лежащего на животе на одной ладони, придерживая за стопы и голени другой (1-2 раза);

· сгибание и разгибание пальцев  стопы - рефлекс вызывают, захватив ноги ребенка одной рукой, а другой сначала надавливая на подошву у  корней пальцев, а потом проводя  пальцем по наружному краю стопы (3-4 раза);

· «пританцовывание» - рефлекс вызывают, поддерживая ребенка под мышки и ставя на стол (4-6 раз)

Физкультура для детей от 3-х  до 4-х месяцев. В этом возрасте устанавливается  равновесие тонуса сгибательных и разгибательных мышц рук. Вводят пассивные упражнения. Физкультура для детей рекомендует:

· скрещивание рук на груди - пассивное  упражнение, совершаемое в положении  ребенка на спине (4-6 раз);

· поворот со спины на живот вправо и в влево - пассивное упражнение, для которого удерживают ребенка  одной рукой за стопы, а другой за согнутую в локте сначала одну, затем другую руку (1-2 раза);

· разгибание позвоночника и ног - рефлекторное упражнение, для которого нужно, удерживая ребенка одной  рукой под живот, а другой за ноги, поднимать его над столом (2-3 раза);

· отведение и приведение стоп - рефлекторное упражнение, для которого нужно положить ребенка на спину  и пальцем проводить с легким нажимом по краю и вокруг стопы (2-3 раза);

· «пританцовывание» (6-8 раз).

Физкультура для детей от 4-х  до 5 месяцев. В этом возрасте устанавливается  тонус мышц ног и шеи. Физкультура  для детей этого возраста рекомендует  следующие упражнения:

· скрещивание рук на груди со сгибанием и рзгибанием - пассивное упражнение дополняют сгибанием и разгибанием рук (6-8 раз);

· сгибание головы, позвоночника и  ног в положении ребенка на спине - рефлекторное упражнение, при  котором нужно взять ребенка  под спину и ягодицы и удерживать над столом (1-2 раза);

· «топание» - пассивное упражнение, для которого нужно обхватить голени ребенка руками, сгибать ноги в тазобедренных и коленных суставах, опускать стопы на стол попеременно и обе сразу (8-12 раз);

· поворот со спины на живот вправо и влево - рефлекторное упражнение (1-2 раза);

· разгибание позвоночника и ног - рефлекторное упражнение, при котором  ребенка приподнимают, держа под  живот (1-2 раза);

· «присаживание» - пассивное упражнение, для которого берут руки лежащего на спине ребенка выше кисти, отводят в стороны и слегка тянут (2-3 раза);

· приподнимание ребенка на ноги - пассивное упражнение, для которого ребенка кладут на живот, а затем  отводят руки, согнутые в локтях, назад (2-3 раза);

· «переступание» - активное упражнение, для которого держат ребенка под  мышки и приставляют стопами  к столу (1 раз).

Физкультура для детей от 6-ти до 9-ти месяцев. В этом возрасте развиваются  произвольные движения. В комплекс вводят активные упражнения, побуждающие  ребенка ползать, сидеть и стоять. Физкультура для детей рекомендует:

· поднимание прямых рук и круговые движения в плечевых суставах - пассивное  упражнение, которое делается из положения  на спине (4-6 раз);

· поднимание прямых ног - пассивное  упражнение, для которого нужно руками зафиксировать колени и поднимать  ноги до вертикального положения (4-6 раз);

· круговые движения ног в тазобедренных  суставах - пассивное упражнение, делается из положения на спине (4-6 раз);

· поворот со спины на живот вправо и влево - рефлекторное упражнение (1-2 раза);

· отведение плеч назад до сведения лопаток - пассивное упражнение, для  которого нужно положить ребенка  на живот и отводить его руки назад (1-3 раза);

· сгибание и разгибание ног - пассивное  упражнение, делается из положения  на спине (3-5 раз);

· ползание - активное упражнение, для  которого перед ребенком нужно положить яркую игрушку, а стопы зафиксировать  так, чтобы ноги были согнуты в  коленных и тазобедренных суставах (4-6 раз).

· ультура для детей от 9-ти до 12-ти месяцев. В этом возрасте развиваются координированные движения, стремление ребенка к ходьбе. Физкультура для детей рекомендует использовать следующие упражнения:

· сгибание и разгибание ног - активное упражнение, выполняется из любого положения (5-6 раз);

· вставание на ноги - активное упражнение, для него нужно лишь поддерживать и направлять ребенка, (1-2 раза);

· наклон и выпрямление туловища в положении стоя - активное упражнение, для которого ребенка прислоняют спиной к взрослому, у ног кладут игрушку, и предлагают ребенку ее поднять (2-3 раза);

· доставание игрушки - активное упражнение, аналогичное предыдущему, с той  лишь разницей, что игрушку располагают  на уровне плеч ребенка (4-6 раз);

· сгибание и разгибание рук - активное упражнение, для которого ребенку  предлагают обхватить кольца и тянут за них, сгибая и разгибая руки (5-6 раз);

· приседание - активное упражнение, при  котором предлагают ребенку присесть, придерживая и помогая;

· ходьба - активное упражнение (1-2 минуты).

Физкультура для детей должна иметь  ежедневный характер и доставлять ребенку  радость. Попросите педиатра показать вам все эти упражнения, и только затем выполняйте их дома сами.

Что касается детей с отклонениями в здоровье, то, чтобы физкультура  для детей дала положительные  результаты, необходимо проводить их в строгом соответствии с рекомендациями лечащего врача, то есть с учетом особенностей патологии, возраста и индивидуальных особенностей ребенка.

2 Средства и методы физического воспитания

К средствам физического воспитания относятся гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. На физическое развитие ребенка  оказывают также влияние разнообразные  движения, входящие в различные виды деятельности (труд, лепка, рисование, одевание и др.), безусловные рефлексы, массаж.

Полноценное решение задач физического  воспитания достигается только пр комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм.

Гигиенические факторы. (режим занятий, отдыха, сна и питания, гигиена помещения, площадки, одежды, обуви, физкультурного инвентаря и др.) повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм. Если упражнения проводятся в чистом, светлом помещении, то у ребенка возникают положительные эмоции, повышается работоспособность, облегчается усвоение этих упражнений и развитие физических качеств.

Гигиенические факторы имеют и  самостоятельное значение: они способствуют нормальной работоспособности всех органов и систем. Например, доброкачественное  и регулярное питание обеспечивает своевременную доставку всем органам  необходимых питательных веществ, содействует нормальному росту  и развитию ребенка, а также положительно влияет на деятельность пищеварительной  системы и предупреждает ее заболевание. Нормальный сон обеспечивает отдых  и повышает работоспособность нервной  системы. Правильное освещение предупреждает  возникновение заболеваний глаз (близорукость и т.д.) и создает  наиболее благоприятные условия  для ориентировки детей в пространстве. Чистота помещения, физкультурного оборудования, инвентаря, игрушек, атрибутов, а также одежды, обуви, тела детей  служит профилактикой заболеваний. Соблюдение режима дня приучает детей  к организованности, дисциплинированности.

Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливают эффективность  влияния физических упражнений на организм ребенка. Во время занятий физическими  упражнениями на воздухе, при солнечном  излучении у детей возникают  положительные эмоции, больше поглощается  кислорода, увеличивается обмен  веществ, повышаются функциональные возможности  всех органов и систем. Солнце, воздух и вода используются для закаливания  организма, для повышения приспособляемости  организма к повышенной и пониженной температуре. В результате упражняется  терморегулирующий аппарат и организм человека приобретает способность своевременно реагировать на резкие и быстрые изменения метеорологических факторов. При этом сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивает эффект закаливания. Естественные силы природы используются и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи от загрязнения, для расширения и сужения ее кровеносных сосудов, механического воздействия на тело человека. Воздух лесов, садов, парков, содержащий особые вещества (фитонциды), способствует уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом. Солнечные лучи благоприятствуют отложению витамина С под кожей, охраняют человека от заболеваний. Важно применять все естественные силы природы, наиболее целесообразно сочетая их.

Физические упражнения - специфическое  средство физического воспитания, используемое для решения оздоровительных, образовательных  и воспитательных задач. Поэтому  физические упражнения широко применяются  в разные периоды жизни человека.

Танцевальные упражнения, сопровождаемые музыкой, способствуют формированию правильной осанки, развитию физических качеств (ловкость, быстрота, глазомер и др.), а также  ритмичности, плавности, непринужденности, выразительности движений, вызывают положительные эмоции.

Примерный комплекс упражнений для  детей в возрасте от 1 года до 1 года и 2 месяцев.

1. Ходьба. Взрослый стоит перед  ребенком и манит его к себе  яркой игрушкой, подбадривая ласковыми  словами. для укрепления мышц туловища, ног и плечевого пояса

2. Малыш охватывает обруч сверху  двумя руками, взрослый держит  его с другой стороны и со  словами: “приседаем” - приседает  на корточки вместе с ребенком. Обруч опускается вниз, потом  со словами: “встаем” - оба выпрямляются, поднимая обруч вверх.

3. Ползание. Ползание (1-2 раза) под палку с последующим выпрямлением туловища (для укрепления мышц туловища, рук, ног, кистей, развития координации, внимания, смекалки). Ребенок ползет за игрушкой под палку, поднятую на высоту 30-35 см от пола. Потом игрушку кладут на табуретку высотой 45 см, малыш должен встать, чтобы взять ее.

Информация о работе Физическое развитие ребенка до 3 лет