Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 13:11, реферат
Под термином «физическое развитие ребёнка» понимают динамический процесс роста (увеличение длины, массы, отдельных частей тела) в разные периоды детства. На физическое развитие детей влияет множество факторов, что иногда чрезвычайно затрудняет выявление причин его нарушения. К основным критериям физического развития относят массу и длину тела, окружность готовы и грудной клетки, пропорции тела (телосложение, осанку).
4. Ползание. Ползание (1-2 раза) через
обруч с последующим
Примерный комплекс упражнений для детей в возрасте от 1 года и 2 месяцев до 1 года и 6 месяцев.
1. игра “Беги ко мне” (2-3 раза)
служит для повышения
2. Ходьба (1-2 раза) по коврику (длиной
2 м, шириной 35 см), лежащем на
полу. Упражнение помогает малышу
развить чувство равновесия, внимание.
В дальнейшем ширину коврика
можно уменьшить до 25 см. Возле
другого конца коврика кладут
игрушку и предлагают ребенку
принести ее, пройдя по дорожке
приставным шагом или обычным
шагом. Можно также провести
ребенка по коврику,
3. Перешагивание через палку,
лежащую на полу (2-3 раза). Упражнение
необходимо для развития
Примерный комплекс упражнений для детей в возрасте от 1 года и 6 месяцев до 2 лет.
1. игра “Догони собачку” (2-3 раза)
служит для повышения
2. Ходьба с разведенными в
стороны руками по наклонной
доске развивает чувство
3. Ползание на четвереньках по
лавке (1-2 раза) помогает укреплению
мышц туловища, развитию координации
движений рук и ног, внимания.
Малыш ползет по
Примерный комплекс упражнений для детей в возрасте 2-3 лет.
Идеальный вариант - именно с этого возраста начинать приучать детей к физкультуре. В 2-3 года дети импульсивны, легко возбуждаются и утомляются, поэтому длительность занятий должна быть 3-5 минут, включая 4-5 упражнений. Каждое упражнение надо повторять 4-6 раз, большое количество повторений будет утомлять ребёнка. Все упражнения должны показывать родители и делать вместе с детьми
.«Птички». Ноги слегка расставлены, руки опущенные висят вдоль тела. Развести руки в стороны, помахать ими и опустить.
«Птички пьют». Ноги шире плеч, руки внизу. Наклон вперёд, руки отвести назад, выпрямиться
.«Прыг - скок». Ребёнок стоит
произвольно и выполняет
«Хлопки». Ноги слегка расставлены, руки опущены, висят вдоль тела. Поднять руки вперёд, хлопнуть, опустить.
«Пружинки». Ребёнок стоит произвольно. Мягкие пружинистые полуприседания на месте.
Движения, входящие в различные виды деятельности, оказывают положительное влияние на организм ребенка, если соблюдается правильная осанка, а также дозировка физической нагрузки.
Массаж, воздействуя на кожу, влияет на весь организм человека. В коже в ответ на раздражение нервных окончаний возникают сосудистые рефлексы и расширяются капилляры кожи, усиливается кровообращение, увеличивается теплоотдача. В связи с этим массаж может предохранить организм от перегревания в жаркую погоду. Под влиянием массажа улучшается секреторная функция сальных и потовых желез, усиливаются окислительные, восстановительные процессы в мышцах и повышается их сократительная способность; быстрее проходит утомление мышц и восстанавливается работоспособность.
Безусловные (врожденные) рефлексы проявляются у ребенка с первых дней жизни. Так, если ребенка положить на живот, то он поднимает и поворачивает голову (защитно-оборонительный рефлекс): в положении на весу на животе - голову отклоняет назад, а на спине - вперед, на правом боку - влево, на левом - вправо (рефлексы положения и расположения частей тела; при прикосновении к коже ног ребенок начинает ползать (кожно-ножной рефлекс), а коже спины - выгибает позвоночник (спинной рефлекс). Таким образом, безусловные рефлексы вызывают сокращение мышц и могут быть использованы для их развития, а также организма в целом. Ценность безусловных рефлексов заключается в том, что они могут быть применены в первые недели жизни ребенка, когда из-за гепертонтт мышц сгибателей рук и ног невозможно еще ипользовать физические упражнения
Обязательным условием полноценного
решения задач физического
Также в работе с малышами применяются наглядные, словесные и практические методы физического воспитания.
3 Методики проведения занятий
Методика проведения общеразвивающих упражнений.
В методику проведения упражнений входят:
организация детей, подготовка, раздача
пособий и непосредственно
Организация детей для проведения общеразвивающих упражнений имеет существенное воспитательное значение. В процессе организации ребенок учится быстро реагировать на указания, ориентироваться в пространстве, появляется психологическая настроенность на выполнение занятий.
Раздача пособий. Для проведения упражнений могут использоваться различные предметы: погремушки, флажки, ленточки, платочки, колечки, кубики, мячики средних размеров, стулья.
Необходимо приготовить
Методы и приемы обучения. В работе с малышами особенно ярко выражено комплексное применение наглядных, словесных и практических методов и приемов обучения. Детям нужен постоянный образец для подражания. Словесные методы и приемы в работе с маленькими детьми направлены на то, чтобы усилить действие показа, добиться яркости, убедительности образа, создать у него радостное настроение.
Все упражнения усваиваются малышами только в процессе многократного повторения, каждое упражнение повторяется целиком, в неизменном виде.
Правильно выполнять движения помогают зрительные ориентиры, которыми служат предметы находящиеся в комнате. Это дается в игровой, занимательной форме. Например, можно сказать: «Повернись, посмотри, где мишка сидит. Мишенька пришел к нам заниматься. А теперь повернись ко мне. Количество ориентиров разного типа должно быть ограничено, так как дети быстро отвлекаются.
При проведении каждого упражнения нужно пользоваться оценкой. Она должна носить положительный характер независимо от того, как ребенок выполнил движение.
Методика проведения подвижных игр.
Выбор игры. Игры выбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия.
Создание интереса к игре. Прежде всего нужно создать у ребенка интерес к игре. Тогда он лучше усвоит ее правила, более четко будет выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать ребенку предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Ребенку можно показать флажок, мишку, зайчика и тут же спросить: «Хочешь поиграть с ним?». Хороший результат дает и короткий рассказ, рассказанный непосредственно перед игрой.
Объяснение игры. Все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, перемещать ребенка, рассказывать как нужно действовать.
Проведение игры. Игровой деятельностью ребенка руководит взрослый. Играя с ребенком он действует на равнее с ним, и в то же время руководит игрой. Непосредственное участие взрослого в игре делает ее поднимает интерес к ней, делает ее эмоциональнее.
Взрослый подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры: удар в бубен, барабан, погремушку, хлопки в ладоши, взмах рукой. Звуковые сигналы не должны быть слишком громкими: сильные удары, резкие свистки возбуждают маленьких детей.
Следует делать указания как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение ребенка. Однако не следует злоупотреблять указаниями на неправильность выполнения движений: замечания могут снизить положительные эмоции, которые возникают в процессе игры. Указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу - все это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры.
Нужно подсказывать, как целесообразнее выполнять движение, ловить, увертываться. Необходимо следит за действиями ребенка и не допускать длительных статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге, поднятие рук вперед, вверх), вызывающих сужение грудной клетки и нарушение кровообращения, наблюдать за общим состоянием и самочувствием ребенка.
Необходимо регулировать нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Если, например, при первом проведении игры ребенку разрешают бегать 10 секунд, то при повторении ее несколько повышают нагрузку; на четвертом повторении она достигает предельной нормы, а на пятом-шестом - снижается. Нагрузку можно увеличить изменением темпа выполнения движений.
Игры большой подвижности
Окончание игры. Закончить игру следует предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера.
4 Роль родителей в физическом воспитании
Не во всех семьях уровень организации физической культуры соответствует требованиям времени. К сожалению, многие родители считают занятия физическими упражнениями и спортом пустой тратой времени. Они радуются, если их ребенок с утра до вечера занят умственным трудом, музыкой, рисованием. А ведь недостаточность двигательной активности создает предпосылки к ослаблению организма, к развитию всевозможных заболеваний. Обычно это сказывается на здоровье позднее, после 25- 30 лет, когда исправить положение бывает значительно труднее.
При рациональной организации суточного режима ребенка можно найти время для занятий различными видами деятельности. Но чем бы ни занимался и чем бы ни увлекался ребенок (музыка, живопись, литература, техника), занятия физическими упражнениями должны найти место в его режиме дня.
В последнее время много внимания уделяется вопросам воспитания детей в семье: книги, статьи в газетах и журналах, лектории, кино, радио и телевидение дают родителям советы, приказывают, информируют и предостерегают, как сделать воспитание ребенка более радостным с помощью движений. Доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка, на развитие всех органов и тканей, а если эти занятия проводятся на свежем воздухе - то и закаливают организм. Правильно проводимые физические упражнения способствуют развитию таких положительных качеств, как самостоятельность и самообладание, внимание и умение сосредоточиваться, находчивость и мужество, выносливость и др. Для здоровья ребенка очень важно, когда он научится определенным двигательным действиям, как будет их выполнять и сможет ли он правильно использовать их в игре или в повседневной жизни.
Своевременное развитие основных двигательных
навыков почти так же важно, как
и своевременное
Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе - главная социальная задача, решаемая обществом и семьей. Семья - это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений благодаря которым он постигает нормы общественного поведения. Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, наполненные полезным содержанием, совместный досуг и отдых, поэтому организация совместного досуга не только важное средство воспитания ребенка, но и средство укрепления здоровья семьи. Физическое воспитание имеет большое значение для семьи. Понятие «Физическое воспитание» - о чем говорит уже сам термин, входит в общее понятие «воспитание» в широком смысле. Отличительные особенности физического воспитания определяются прежде всего тем, что этот процесс направленный на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, укрепление здоровья. Родители во многом определяют отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность (обсуждения успехов спортивной жизни страны, переживания при просмотре телевизионных спортивных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.). Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Личный пример родителей, совместные физкультурные занятия, здоровый образ жизни - главные составляющие успеха физического воспитания в семье.