Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 18:35, курсовая работа
Дети постоянно окружены заботой и любовью родителей. И это очень верно – ведь у детей есть право на счастливое детство. Родительская самоотверженная любовь не знает границ, но часто она бывает неразумной. Стремясь предоставить максимум благ и удовольствий, некоторые родители окружают ребенка чрезмерной роскошью, балуют его и тем самым создают множество трудностей, как для себя, так и для него самого – в школе, а позже и в самостоятельной жизни. Воспитание ребенка в семье является важнейшим звеном в подготовке ребенка к школе и к жизни в коллективе и предъявляет к родительской заботе и любви особые требования.
Систематические занятия определенным видом спорта оказывают большое влияние на телосложение, функциональное и физическое развитие детей. Вместе с тем для более успешного достижения высоких результатов в спорте немалое значение имеет правильное определение «пригодности», цель которой — выбрать такой вид спорта, который наиболее подходит физическим, функциональным и психологическим особенностям ребенка.
Начало спортивной подготовки детей определяется, во-первых, состоянием здоровья и общим уровнем развития и, во-вторых, физиологической характеристикой того или иного вида спорта. Уже с 5—6 лет можно начинать занятия фигурным катанием, художественной гимнастикой, лыжами, бадминтоном, велосипедом, настольным теннисом. Эти виды спорта требуют ловкости, гибкости и быстроты движений. Довольно рано можно начинать и систематические занятия плаванием. Особенно полезным и увлекательным видом спорта для детей любого возраста является фигурное катание. Оно вырабатывает замечательную координацию и красоту движений, стройную фигуру и хорошую осанку, приучает в совершенстве владеть своим телом. Все названные виды спорта формируют у детей очень ценные прикладные двигательные навыки и являются лучшими средствами для укрепления здоровья. Так, например, у лыжников и пловцов отмечается большая жизненная емкость легких, в полтора-два раза превышающая норму; подвижность грудной клетки увеличивается в два-три раза; сердце обладает удивительной мощностью — за каждое свое сокращение оно выталкивает крови на 50—60% больше, чем сердце нетренированного человека, и без всякого вреда для себя может в 4— 5 раз (!) увеличивать частоту сокращений.
Наконец, спорт приучает детей не бояться трудностей и упорно преодолевать все препятствия, стоящие на пути к достижению цели; он вырабатывает волю к победе, уверенность в своих силах. Насколько же ущемляется ощущение собственной красоты, своих возможностей среди товарищей, когда ребенок обнаруживает, что не может перепрыгнуть через канаву, подтянуться несколько раз на турнике. И как почитают того, кто дальше всех может забросить камень, далеко уплыть по реке.
Культивирование спорта в семье, где растут дети — разве
это плохо? Пусть свято чтится в вашем доме гимнастика и холодный, бодрящий душ. Пусть каждое воскресенье вся семья выходит за город на лыжную прогулку, в туристический поход и т. д. Пусть господствует в доме идеал выдающихся чемпионов, а их портреты напоминают детям о высочайших проявлениях мужества, выносливости, силы. Если это будет даже возведено в культ — ничего плохого в этом нет.
Очень хорошо, если дома хранятся спортивные реликвии. Дети очень восприимчивы к тому, что папа был в молодости отличным спортсменом, а мама получила в свое время грамоту за спортивные успехи. Даже если это небольшие, скромные успехи в спорте — все равно не пренебрегайте ими.
Родителям следует помнить, что прежде, чем разрешить детям заниматься каким-либо видом спорта, надо обязательно показать их врачу и тренеру спортивной Школы, посоветоваться с ними о том, какой вид спорта наиболее подходит для ребенка, какие дополнительные физические упражнения нужно выполнить дома и т. д.
Выдающийся советский педагог А. С. Макаренко, обращаясь к родителям по вопросам воспитания детей в семье, призывал их оборудовать для ребят «спортивную дорогу». Этот образный призыв сохраняет свою силу и в настоящее время.
Своеобразным средством физического воспитания являются гигиеническиефакторы, которые в дошкольном возрасте в сочетании с физическими упражнениями содействуют укреплению здоровья ребенка. Особое внимание следует уделять правила ному режиму дня. Соблюдение твердого режима дня имеет большое оздоровительное значение, а также приучает к организованности, дисциплинированности.
От того, насколько правильно организован режим дня, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность, настроение. В основе правильно организованного режима дня дошкольника лежит определенный ритм, строгое чередование отдельных элементов режима. При соблюдении режима легче перейти от одного вида деятельности к другому и выполнять их с наименьшей затратой энергии.
Правильно организованный режим дня предусматривает!
1. Чередование физической, умственной деятельности и отдыха.
2. Регулярный прием пищи.
3. Сон с точным временем подъема и отхода ко сну. Сон влияет на улучшение общего самочувствия детей. Продолжительность сна детей 4—7 лет должна быть не менее 12—11 часов с обязательным дневным сном не менее двух-полутора часов.
4. Комплекс гигиенических мероприятий.
5. Достаточную продолжительность прогулок и пребывания на открытом воздухе при высокой двигательной активности.
При составлении режима дня нужно обязательно учитывать возрастные особенности и прежде всего деятельность нервной системы.
Нередко родители, «жалея» детей,, разрешают им в выходной день позже вставать и соответственно позже ложиться. Тем самым нарушается и обычный режим приема пищи. Ломка режима отрицательно сказывается на здоровье ребенка, приводя к нарушению сложившегося благоприятного для организма динамического стереотипа. Выходной день нужно использовать для прогулок, игр, физкультурных развлечений, экскурсий, посещения театра (дневного спектакля), максимального пребывания на свежем воздухе.
Строгое соблюдение режима дня приучает ребенка не только к определенному порядку, но и экономит его силу, укрепляет здоровье, воспитывает твердость характера. Восточная мудрость гласит: «Посеешь поступок — пожнешь привычку. Посеешь привычку — пожнешь характер. Посеешь характер — пожнешь судьбу».
Наука уже выяснила, что к пяти-семи годам формирование личности человека в основном завершается, и то, что не сделано за первые годы, потом не наверстать.
Естественные силы природы, если их правильно использовать, усиливают положительное влияние физических упражнений на организм, способствуют закаливанию. В воспитании дошкольников солнце, воздух и вода — основные факторы в борьбе с простудными заболеваниями.
Важно использовать прирожденную способность организма самостоятельно защищаться от охлаждения, стараться развить эту способность и, таким образом, сделать организм устойчивым к переменам внешней температуры. Этот путь, безусловно, правильный, но нелегкий. Он требует сознательного и разумного проведения профилактических мероприятий и внимательного наблюдения за ребенком со стороны родителей и врача.
Наукой и практикой доказано, что путем настойчивого упражнения можно развить любые способности организма. Музыканты, спортсмены, гимнасты, мастера различных производств дают нам примеры такого высокого совершенства в своей специальности, и достигается это путем ежедневных упражнений — тренировки. Этот же способ надо применить, развивая в организме защитные приспособления, которые помогают в борьбе с простудой.
Для успешного проведения закаливания ребенка в дошкольном возрасте надо неуклонно соблюдать правила, установленные научными исследованиями и практикой.
Приведем основные из этих правил х.
1. Закаливание нужно начинать лишь в том случае, если ребенок здоров, лучше с наступлением теплого времени года. Температура воздуха в комнате не должна превышать +18°, вода для умывания — не выше +17 °.
Умываться ребенок должен без рубашки, чтобы он мог свободно мыть шею и верхнюю часть груди и потом насухо вытереться полотенцем. Температура при приеме ванны должна быть не выше 35 °. Особенно важно родителям побороть в себе привычку кутать ребенка, надевать на него шерстяные носки, платочки на шею, шарфы.
2. Закаливающие процедуры не должны вызывать у ребенка неприятного ощущения и тем более страха. Очень важно найти к ребенку индивидуальный подход.
3. Проводить процедуры надо постоянно, без больших перерывов и вводить их в режим дня так же, как утреннюю зарядку.
4. При закаливании водными процедурами регулярно, но медленно, через каждые 5—7 дней, снижать температуру воды на 1 °, внимательно следя за ощущениями ребенка и быстротой согревания его кожи после процедуры.
5. Обращать внимание на аппетит ребенка, полноценное питание, на его вес, сон, возбудимость, поведение и самочувствие и в случае нарушений советоваться с врачом.
Иногда приходится временно прерывать начатые закаливающие процедуры в связи с заболеванием детей. После выздоровления процедуры нужно начинать с более высокой (на 2—3 °) температуры и с меньшей продолжительности самой процедуры.
Хорошим средством закаливания являются воздушные ванны; они проводятся в комнате при обычной температуре ( + 18°— + 16°), причем дети, одетые только в трусики, все время должны находиться в движении.
Воздушные ванны, которые могут быть круглогодичными, принимают, начиная с температуры +18°, в течение 5—10 мин; постепенно в течение 10 дней их доводят до 20минутной продолжительности, а после этого температуру в комнате снижают на 1° каждые 5 дней. Принимать воздушные ванны, когда в комнате 10—12°, могут только уже закаленные дети. В весеннее и летнее время воздушные ванны принимают на открытом воздухе.
Более сильным закаливающим средством являются водные процедуры: обтирания, обливания (душ) и купание. Для детей, часто страдающих насморком, кашлем, допустимой подготовкой к водным процедурам являются сухие растирания тела грубой мохнатой варежкой, пока не покраснеет кожа. Проделывать их следует сразу же после зарядки. Через 2 недели можно перейти к влажным обтираниям. Варежку надо смочить водой (температура 30°), отжать и быстро увлажнить грудь и живот, а затем вытереть махровым полотенцем. Так же растереть спину, отдельно обтереть руки и ноги.
Каждые 5—7 дней температуру воды снижают на 1°, пока она не дойдет до 15°. Температуру ниже 15° снижать не следует. Если ребенку неприятно прикосновение мокрой варежкой, можно не снижать температуру воды ниже 20°. Такие обтирания нужно делать круглый год.
Обливания как закаливающее средство применяются часто, и многие дети переносят их лучше, чем обтирания. Обливания производятся в два приема (полведра воды на одно плечо и столько же на другое), а также в виде душа. Температура воды вначале 33—32 °; через 5—7 дней ее постепенно снижают на 1 °, доводя до 20 °. После обливания тело растирают докрасна.
Наилучшим способом закаливания является купание. Начинать купание детей следует при температуре воды не менее 18°. Первые 2—3 купания должны быть очень кратковременными: достаточно лишь войти в воду и окунуться 2—3 раза. После этого нужно хорошо растереть тело полотенцем. В дальнейшем находиться в воде следует 5 мин; постепенно прибавляя время, довести его до 20 мин. Если в воде или по выходе из нее ощущается озноб, это значит, что купание было слишком продолжительным. Иногда появляется «гусиная кожа», посинение губ и даже дрожь. Такие купания вместо пользы приносят вред, вызывают расстройство нервной системы, бессонницу, раздражительность, потерю веса и т. д.
Нельзя забывать еще одну хорошую водную процедуру закаливания организма ребенка, применяющуюся с целью предупреждения простудных заболеваний. Это ежедневное, систематически проводимое мытье ног холодной водой. Для этого в таз наливают воду, ребенок опускает туда ноги (вода выше щиколотки) и начинает топтаться в течение 2—5 мин, после чего насухо вытирает ноги. Вначале температура воды должна быть 34—35°, Через 3—5 дней снижать температуру на 1—2°, доводя
ее до 15° и даже до 10°. При этом нужно следить за тем, что бы не было ощущения озноба. После ванны тщательно растирать ноги. Эти процедуры должны быть ежедневными. Если ребенок заболел, их следует временно прекратить; после выздоровления — начинать с более теплой воды.
Прекрасным средством закаливания является плавание.
На земле, где родились олимпийские игры, в древние времена о невежественном и неспособном человеке говорили: «Он не умеет ни плавать, ни читать». В наши дни у нас в стране все умеют читать. А плавать? Плавать далеко не каждый.
Во имя здоровья миллионов людей, во имя предупреждения невосполнимых трагедий на воде медицинский комитет Международной федерации плавания принял такой девиз: «Плавать от года до ста лет!» Уже к семи-девяти месяцам ребенок может и должен уметь самостоятельно держаться на воде 8—10 мин. Надо лишь соблюдать два основных условия: оптимальная температура воды и постепенность обучения (при ежедневных занятиях ко времени пребывания в воде прибавлять каждый раз по 30—40 с)
Ниже приводим примерное содержание занятий по плаванию. Этими наставлениями могут воспользоваться родители для обучения детей плаванию в любом возрасте.
1. В чисто вымытый таз налить теплой воды. Поставить его на табуретку, бросить чайную ложку, зубную щетку или другой предмет. Показать ребенку, как можно достать предмет, погрузив лицо и уши в воду (глаза должны быть открыты). Не следует ребенка торопить, лучше в игровой форме заинтересовать малыша пловца, сравнив это упражнение с работой водолаза. Упражнение выполняется 3—7 раз в течение 2—5 дней.