Физического воспитания в семье на общую физическую подготовку учащихся младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Дети постоянно окружены заботой и любовью родителей. И это очень верно – ведь у детей есть право на счастливое детство. Родительская самоотверженная любовь не знает границ, но часто она бывает неразумной. Стремясь предоставить максимум благ и удовольствий, некоторые родители окружают ребенка чрезмерной роскошью, балуют его и тем самым создают множество трудностей, как для себя, так и для него самого – в школе, а позже и в самостоятельной жизни. Воспитание ребенка в семье является важнейшим звеном в подготовке ребенка к школе и к жизни в коллективе и предъявляет к родительской заботе и любви особые требования.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 462.00 Кб (Скачать файл)

2.  Научить ребенка пускать пузыри в воду. Сначала глубоко вдохнуть, потом окунуть лицо в воду и выпустить воздух.  Упражнение выполняется 2—4 раза каждый день.

3.  Научить задерживать дыхание в воде на 3—10 с  (в зависимости  от  возраста  и  возможностей  ребенка),  не  глотая воду.

4.  Научить поворачивать голову вправо и влево (куда удобнее) и дышать, не отрывая головы от воды: при повороте головы   в   сторону глубоко   вдохнуть.   Повернув   голову   лицом вниз, выдохнуть воздух в воду. Упражнение выполняется 3—• 5 раз.

5.  Научить выполнять упражнение «поплавок». На мелком месте или в ванне глубоко вдохнуть, задержать дыхание, окунуться с головой и обхватить колени руками. Упражнение выполняется 3—5 раз.

б. Научить скольжению в воде. Выбрать мелкое место, где вода не выше груди ребенка. К концу круглой палочки длиной 15—20 см привязать веревку. Ребенок берет ее в руки и ложится на воду. Родители или старшие дети тянут «юного пловца» вдоль берега. Они идут, а малыш за ними «плывет», скользит. Нужно следить, чтобы тело ребенка было расслаблено, руки, ноги прямые. Вначале упражнение выполняется с поднятым для свободного дыхания лицом, в дальнейшем — с выдохом в воду и поворотом лица в сторону для вдоха.

Упражнение  выполняется 35 раз  по 20—60 с, интервалы  отдыха определяются индивидуально.

7.  Научить ребенка скользить по воде самостоятельно. Стоя на дне (вода доходит до пояса), повернуться лицом к

берегу, поднять руки вверх, глубоко вдохнуть и, оттолкнувшись  вперед и вверх  от дна ногами, лечь на воду. Тело выпрямлено, лицо в воде. Ребенок  по инерции двигается  к берегу (рис. 1). Упражнение выполняется 5—7 раз.

8.  Научить движениям ногами при плавании (рис. 2). Взяв надувной резиновый круг или мяч, ребенок ложится на грудь, руки вытянуты вперед. Поочередными ударами ног по воде, напоминающими удары  хлыста, поддерживается равновесие.  По мере усвоения движений длина проплывов увеличивается.

Необходимо  следить, чтобы тело было вытянуто. Упражнение повторяется 3—5 раз  по 13 м каждый день, пока движения ног  не станут автоматичными. 

9. Учить  ребенка взаимосвязанным  движениям руками  и головой. Голова  при выдохе опущена  в воду лицом  вниз, при вдохе—  повернута вправо или влево (кому как удобнее). Руки в это время работают поочередно. Конец выдоха и вдох делают под одну из рук, когда рука замахивается для очередного гребка. Последовательность обучения  этому  упражнению следую

щая: сначала движения выполняются на берегу, затем, стоя в воде по пояс, наклониться так, чтобы подбородок находился у поверхности воды. Правую руку вытянуть, а левую согнуть и подвести к плечу, при этом ладонь должна быть повернута вниз. Из этого положения нажать правой рукой на воду и загрести ее к себе. Закончив гребок у груди, подвести ладонь к плечу. Одновременно левая рука выдвигается вперед, в исходное положение. Таким способом производят поочередно нажимы на воду и загребающие движения руками. Дышать так, чтобы вдох происходил во время гребка одной рукой, а выдох — в остальное время (рис. 3).

Освоив  эти движения, ребенок  должен еще больше наклониться вперед и гребками рук  поддерживать себя в  этом положении, слегка опираясь о дно  пальцами ног. Теперь это упражнение можно  попробовать выполнить  в движении, лишь касаясь пальцами ног дна и с  поднятой над водой  головой. Постепенно ребенок сможет поднять  ноги и начать ими  работать.

На этой стадии обучения будьте особенно бдительны, соблюдайте меры предосторожности. Все упражнения следует  выполнять в направлении к берегу или вдоль него. Будьте готовы в любой момент оказать ребенку помощь.

При обучении плаванию не надо торопиться. Каждое  новое упражнение начинайте, повторив все предыдущие, в той же последовательности. Если родители запасутся терпением и придадут занятиям игровую форму, то дети не только освоят навык плавания в течение 20—30 занятий, но и укрепят свое здоровье.

Формы организации  физического воспитания дошкольника в  семье включают в  себя воспитательно образовательный комплекс   разнообразной   двигательной  деятельности   детей.

К формам организации физического  воспитания в семье  относятся: физкультурно-оздоровительные  мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутка  во время занятий  рисованием, лепкой, чтением и т. п., закаливающие процедуры  в сочетании с  физическими упражнениями); ежедневное физическое воспитание детей  в форме прогулок, подвижных игр, самостоятельных  занятий детей  различными видами физических упражнений; специально организованные занятия  физической культурой.

Каждый  день должен начинаться с утренней гимнастики, которая недаром  называется зарядкой, так как прогоняет  остатки сопливости и дает заряд бодрости  на весь предстоящий день.

Утренняя  гимнастика усиливает  дыхание и кровообращение, укрепляет мышцы  и как бы дает рабочую  «настройку» центральной  нервной системе.

Гигиеническая гимнастика приносит пользу лишь тогда, когда  ею занимаются систематически, ежедневно, из месяца в месяц, из года в  год и когда  она становится привычкой, потребностью.

При подборе  упражнений предусмотрены: воздействие их на группы мышц и суставы; определенная последовательность и очередность  работы различных  частей тела, создающая  лучшие условия для  повышения эффективности  мышечных усилий; постепенное  увеличение интенсивности (нагрузки), а также постепенное, с учетом возраста, нарастание сложности  упражнений.

Комплексы составлены по определенной схеме:

1)   Ходьба.  Дозировка — 0,5—1,5   мин.  Темп  средний.  Движения энергичные.

2)   Упражнения в «потягивании» с движениями рук (иногда ног). Дозировка от 4 до 8 повторений. Темп медленный. Движения спокойные, плавные.

3)   Упражнения для мышц туловища  (наклоны, повороты и вращения),  ног   (приседания, выпады, сгибания  и  разгибания, махи), плечевого пояса и рук (поднимания и опускания, круги, рывки, сгибания и разгибания) в различных сочетаниях и чередованиях. Дозировка — от 4—6 до 10—12 повторений. Темп: в упражнениях для мышц туловища (спины и живота) медленный или средний; для мышц рук и плечевого пояса — средний; при маховых движениях руками и ногами — средний, с ускорением до быстрого.

4)    Упражнения   в   прыжках  и  беге.   Дозировка — до  30— 40 прыжков или 20—30 с бега. Темп быстрый. После прыжков и бега — спокойная ходьба 0,5—1,5 мин.

. Начинать  следует с минимальной  дозировки, постепенно  увеличивая ее. Каждый  комплекс зарядки  рассчитан на две-три  недели ежедневных  упражнений. Частая  смена комплексов  нецелесообразна,  но вполне возможна  замена, одних упражнений  другими. Комплексы  следует периодически  повторять. Полюбив

шиеся детям упражнения можно давать чаще. Если дети 6— 7 лет еще не занимались утренней гимнастикой, слабо подготовлены или отстают в физическом развитии, им следует предложить более простые упражнения.

Обязательно приобретите для  ребенка короткую скакалку, большой  и маленький мяч, гимнастический обруч (лучше  пластмассовый), гимнастическую палку. Палку (длина 90—100 см, диаметр 2,5—3 см) можно изготовить самим. Для занятий  утренней гимнастикой  нужен также небольшой  коврик (60 X 150 см), так  как некоторые  упражнения выполняются  сидя или лежа на полу.

В зимнее время года утреннюю гимнастику проводят в проветренной комнате  или при открытой форточке, а летом  — на воздухе.

Чтобы заинтересовать детей и привлечь их. кзанятиям утренней гимнастикой, рекомендуется делать упражнения вместе с ними. Коллективные упражнения (всей семьей) проходят всегда интересно, весело, е задором и, безусловно, приносят пользу и взрослым.

Кроме этого, рекомендуем проводить  физкультминутки  во время занятий  рисованием, лепкой. Сначала в речение 1—2 мин походить по комнате, затем проделать  упражнение типа «потягиваний»  с подниманием  рук вверх и  глубоким вдохом, потом  два упражнения для. мышц туловища (повороты и наклоны), одно упражнение для ног (приседание или маховые движения). Закончить разминку глубоким дыханием с отведением плеч на» зад и сближением лопаток. Каждое упражнение повторять 3— 5 раз, в зависимости от трудности движений.

Если  у ребенка слабая мускулатура корпуса  и признаки сутулости, желательно прерывать  сидение за столом кратковременным  выпрямлением корпуса (3—6 раз) с потягиванием й напряженным  выгибанием спины  сидя.

Прекрасной  формой организации  физического воспитания детей в семье  являются прогулки на свежем воздухе, на природу» Длительность прогулок зависит от возраста детей и колеблется от 30 до 60 мин ходьбы в один конец.

При проведении с детьми пешеходных прогулок и экскурсий  в теплое время  года руководствуйтесь следующими рекомендациями.

Рельеф  местности, по которому проходит маршрут, и  природные условия  стоянок, привалов выбирайте  такими, чтобы было удобно проводить  с детьми намеченные упражнения и игры.

Средние и большие привалы  лучше устраивать у опушек леса или  рощи, недалеко от реки, озера — мест, пригодных для  купания.

На прогулки и экскурсии в  теплое время года дети могут выходить в легких повседневных костюмах. Головные уборы обязательны. Лучшая обувь —  легкие полуботинки  со шнуровкой, кеды. Сандалии менее удобны, так как легко  попадающие в них  камешки, песок затрудняют ходьбу. Обувь не следует надевать на босую ногу, носки предохранят от ссадин и потертостей.

Проводя однодневную экскурсию (рассчитанную более чем на 6 час), надо запастись  питанием. Каждый экскурсант (включая  и старших) должен иметь с собой  фляжку или бутылку  с кипяченой водой, чаем. Для экскурсии  нужно приобрести один или два котелка, цепочку для подвешивания котелка; ложки, кружки. Можно взять с  собой перевязочный бинт или пластырь, немного ваты и  йод. Все это разместить в рюкзаках.

Если  будет возможность  приобрести продовольствие недалеко от места  привала, то продукты можно с собой  и не брать. Однако следует иметь  в виду, что экскурсия  принесет детям большую  пользу, если они  во время похода практически  познакомятся с тем, как приготовить  место для костра, как разложить  и разжечь костер, сварить кашу или  испечь в золе картошку.

Перед тем  как выходить на экскурсию, надо рассчитать время  так, чтобы первая половина пути была пройдена до наступления  наиболее жаркого  времени дня (12—13 час). В, пути полезно  проводить с ребятами упражнения и игры, которые развивали  бы у них способность  передвигаться экономным  шагом, ловко преодолевать встречающиеся на пути препятствия, ориентироваться  на местности.

Наблюдайте  за осанкой детей. Плохая привычка многих ребят — смотреть при ходьбе себе под  ноги или, наоборот, глядеть вверх. Смотреть надо перед собой. Туловище держать  прямо, без напряжения.

Не сдерживайте  лишний раз желание  детей перепрыгнуть через небольшой  ров, преодолеть прыжком  поваленное дерево, спрыгнуть с гребня песчаного оврага и т. д.

Следите только за тем, чтобы  упражнения не представляли бы для ребят явной  опасности сильно ушибиться, получить травму. Маленькие  неприятности в виде ссадины или синяка, которые может  получить прыгун, пусть  не смущают; они сторицей окупятся той пользой, которую принесут упражнения в прыжках, развивающие уверенность  в своих силах, отвагу и ловкость.

В условиях пересеченной местности  широки возможности  для разнообразных  упражнений   в   метаниях.   Сосновые  и   еловые шишки, палочки, прутики, камешки — отличные метательные снаряды! Их всегда можно найти под рукой. Девочкам труднее, чем мальчикам, даются метания на дальность и в цель. Поэтому упражнения в разнообразных метаниях для девочек особенно полезны.

Задания по выполнению различных  метаний лучше  предлагать детям  с установкой на соревнование: кто точнее, дальше бросит метательный  снаряд. Это заинтересует ребят.

Проводите с ребятами упражнения, развивающие наблюдательность. Покажите им веточку  и предложите внимательно  осмотреть ее в  течение 30 с. Затем  веточку спрячьте. Дети должны постараться возможно правильнее ответить на ваши вопросы: сколько на ветке сучков, сколько из них сломанных и т. п.

Упражнения  на развитие наблюдательности можно предлагать и во время передвижения. Например, пусть малыш  постарается как  можно правильнее и быстрее ответить на разнообразные  вопросы, касающиеся находящихся на данном участке пути объектов или происходящих на нем событий. Сколько  труб на том доме? Кто там идет вдали  — мужчина или  женщина?

Если  на прогулке встретился прохожий, то через  некоторое время  спросите детей: что  он нес в руках, какая у него была обувь?

Основной  формой систематического обучения физическим упражнениям являются физкультурные занятия, которые в условиях семьи могут проводиться  от 2 до 6 раз в неделю.

Информация о работе Физического воспитания в семье на общую физическую подготовку учащихся младшего школьного возраста