Физиология спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 18:39, курс лекций

Описание работы

Восстановление нормального функционирования организма и его работоспособности после проделанной работы (борьба с утомлением и быстрейшая ликвидация его последствий) имеет большое значение в спорте. Дело в том, что по мере роста подготовленности спортсмену нужна всё большая сила раздражителя (большие физические нагрузки) для обеспечения функционального непрерывного совершенствования организма и достижения нового, более высокого уровня его деятельности.

Файлы: 1 файл

физиология спорта.docx

— 96.45 Кб (Скачать файл)

 

В целях  роста спортивных достижений лыжников-гонщиков необходимо искать новые пути повышения  работоспособности спортсменов, в  частности, за счет средств восстановления работоспособности. Особое значение рациональное восстановление имеет при предельных и околопредельных физических и психических нагрузках - обязательных спутниках тренировок и соревнований современного спорта.

 

Восстановление - это биологическое уравновешивание  организма, его отдельных функций, органов, тканей, клеток после интенсивной  мышечной работы. Прежде чем говорить о восстановлении организма спортсмена после тренировочных нагрузок, следует  сказать о симптомах утомлении, недовосстановления. Ими являются: снижение работоспособности, быстроты и силы мышечных сокращений, ухудшение координации движений, отсутствие желания тренироваться, вялость, скованность в движениях, апатия; иногда боли в мышцах, плохой аппетит, сон и т.д. Возможен ряд нарушений в психической деятельности спортсмена: раздражительность, конфликтность, нетерпимость по отношению к товарищам, тревожность и др. Могут быть изменения со стороны сердечно-сосудистой системы, нервно-мышечного аппарата, биохимических показателей биологических жидкостей: крови, слюны. Происходит разлад в деятельности различных органов и систем организма.

 

Установлено, что восстановительные процессы в зависимости от их направленности в одних случаях могут обеспечить рост работоспособности, а в других привести к ее снижению. При этом в организме могут развиваться  два противоположных состояния: нарастание тренированности - если восстановление обеспечивает восполнение энергетических ресурсов, или переутомление - если восстановление энергетических ресурсов не происходит.

 

При современном  уровне физических нагрузок, нервного напряжения спортивных тренировок и  соревнований, восстановление и сохранение физической работоспособности спортсменов  является важной составной частью тренировочного процесса. Положительное воздействие  на адаптационные механизмы тренирующихся  спортсменов существенно влияет на готовность к участию в соревнованиях, рост мастерства и результатов. Доказано, что бесконтрольное повышение объема и интенсивности нагрузок, как  правило, не приводит к достижению более  высоких результатов, приводит к  развитию перетренированности и перенапряжению спортсменов. Анализ спортивной подготовки подтверждает актуальность рекомендаций многих научных коллективов и специалистов спортивной медицины о необходимости изыскания новых подходов повышающих устойчивость организма к утомлению, способствующих улучшению работоспособности и ускоряющих процессы восстановления спортсменов. Поэтому вполне объясним повышенный интерес к использованию для указанной цели различных средств и методов восстановления.

 

Актуальность  вопроса состоит в том, что  восстановление является составной  частью тренировки, поэтому интенсификация тренировочного процесса стала возможной  при условии широкого использования  восстановительных средств.

 

Проблема  состоит в том, что восстановление так же важно, как и сама тренировка, поскольку не возможно достичь высоких результатов только за счет увеличения объема и интенсивности нагрузок.

 

Объект  исследования - система восстановления в спорте.

 

Предмет исследования - средства и методы восстановления и повышения работоспособности  в тренировочном процессе лыжников - гонщиков при значительных физических нагрузках.

 

Цель - теоретический анализ вопросов, характеризующих  функциональные изменения, происходящие в организме в процессе тренировки и восстановления лыжников-гонщиков при значительных нагрузках.

 

Задачи:

 

1. Проанализировать  проблемы восстановления в современном  спорте.

 

2. Охарактеризовать  восстановительные процессы как  фактор резервных возможностей  организма.

 

3. Изучить  основные средства восстановления, применяемые в спорте.

 

4. Рассмотреть  тренировочные нагрузки в процессе  подготовки лыжников-гонщиков

 

5. Определить  влияние тренировочной нагрузки  на организм лыжника-гонщика

 

6. Выявить  особенности восстановления и  повышения работоспособности в  тренировочном процессе лыжников - гонщиков

 

Теоретико-методологическая база исследования:

 

- теоретические  основы организации тренировочного  процесса лыжников-гонщиков (Н.В.  Аникин, В.И. Каменский, И.Г. Огольцов, В.И. Шапошникова, С.К. Фомин  и др.);

 

- исследования  в области восстановления работоспособности  спортсменов (П.К. Анохин, В.Н. Васильев, А.Н. Воробьев, В.И. Дубровский, В.Н.  Платонов, Н.Н. Яковлев и др.);

 

- совокупность  теоретических положений о восстановлении  работоспособности лыжников-гонщиков (А.Н. Воробьев, В.П. Зотов, Ф.З.  Меерсон, С.Е. Павлов, С.Е. Павлов, Б.А. Полнев, В.И. Каменский, Т.Н. Кузнецова, С.К. Фомин и др.).

 

Метод исследования - анализ литературных источников.

 

Структура работы- ВКР состоит из введения, двух глав, выводов по главам , общего заключения, списка литературы.

 

Глава 1. Характеристика средств восстановления в современном спорте

 

 

1.1 Проблемы  восстановления в современном  спорте

 

 

Проблема  восстановления в современном спорте не может считаться даже относительно решенной. Спортивные педагоги в большинстве  своем сегодня не просто не знакомы  с последними разработками в области  медико-биологического обеспечения  спортивной деятельности, но и в  связи со своей абсолютной физиологической  невооруженностыо [22, с.23] не понимают необходимости углубленной интеграции спортивной педагогики, физиологии и медицины для решения задач, реально стоящих сегодня перед спортивной наукой. В качестве доказательства сказанного можно сослаться на коллективный труд достаточно авторитетных в нашей стране спортивных педагогов [30, с.24] под названием «Современная система спортивной подготовки», в котором проблему восстановления после тренировочных и соревновательных нагрузок предлагается решать средствами и методами времен «неразвитого социалистического реализма». При этом определенная часть вины за сложившуюся сегодня в медико-биологическом обеспечении спорта ситуацию лежит и на ведущих (в смысле занимаемых ими постов) специалистах по спортивной медицине и физиологии, слишком долгое время почивавших на лаврах «коллективных» побед.

 

Вместе  с тем общая практическая неудовлетворенность  состоянием того направления в спортивной науке, которое традиционно (и, как  правило, не по своей воле, изолированно от спортивной педагогики) занимается проблемами восстановления и повышения  общей физической и специальной  работоспособности в спорте, не могла  не инициировать исследований по указанным  проблемам. Однако обилие печатных работ, посвященных решению частных  задач применения отдельных восстановительных  средств в спорте, к сожалению, лишь в незначительной степени способствовало раскрытию в целом проблемы восстановления спортсменов после тренировочных и соревновательных нагрузок. Сказанное не означает, что необходимость решения проблемы восстановления в целом не осознавалась спортивными специалистами. Попытки обобщенного подхода к решению указанной проблемы зафиксированы в единичных работах отдельных исследователей [7, с.10]. Несколько чаще встречаются работы, в которых в целом проблему восстановления в спорте предлагается решать с использованием ограниченных, узких направлений (преимущественно фармакологического) спортивной реабилитации [5, 28, 29 и др.]. Однако все эти работы объединяет то, что исследования, на которых они базируются, носят внесистемный, аналитический [2,3], характер, что предопределяет порой глобальное «снижение процента попаданий» при переносе разработанных таким путем методик на целостную, функционирующую по вполне конкретным физиологическим законам систему, каковой собственно и является человеческий организм. Именно игнорирование в практике спорта физиологических законов, определяющих механизмы течения восстановительных процессов в организме, служит основным препятствием к созданию целостной концепции спортивной реабилитации.

 

Очевидно, что базой для создания такой  концепции может стать общая  теория развития человеческого организма [6, с.54] с теорией адаптации как  ее неотъемлемой составляющей. При  этом именно законы адаптации человеческого  организма являются определяющими  в формировании тех или иных результатов  любой деятельности человека, включая  и его деятельность в спорте [22, с.23]. Собственно, в этом утверждении  нет ничего принципиально нового. Большинство исследователей, занимавшихся проблемами восстановления в спорте, в своих работах в той или  иной степени уделяли внимание адаптации. Один из наиболее известных в спортивных кругах специалистов по адаптации В.Н. Платонов [26, с.34] в своей монографии особо отметил факт взаимосвязи  процессов адаптации и восстановления после тренировочных и соревновательных нагрузок. Проблема состоит лишь в  том, что процессы адаптации протекают  по иным законам, нежели это представлено Ф.З. Меерсоном, М.Г. Пшенниковой [15, с.12], В.Н. Платоновым [16, с.31] и их многочисленными последователями, а следовательно, господствующая сегодня теория адаптации не может служить физиологической основой для каких-либо концепций [22, с.23]. В противовес преимущественно неспецифическим позициям авторов вышеупомянутой теории адаптации [15, с.26] можно утверждать, что процесс адаптации строго специфичен, причем эта специфичность обусловлена в том числе и неспецифическим звеном адаптации и в целом определяется прежде всего специфичностью конкретной функциональной системы, формируемой организмом в ответ на всегда комплексное средовое воздействие. Процесс адаптации протекает на основе и по законам формирования функциональных систем организма, компоненты которых объединены по принципу взаимосодействия для получения конкретного конечного результата [1, 2, 3, 4 и др.]. При этом любой поведенческий акт может рассматриваться исключительно как предельно специфичная функциональная система с вполне конкретными промежуточными и конечным результатами, окончательное формирование которой и будет свидетельствовать об адаптированности организма к требованиям, предъявляемым к нему прежде всего конечным результатом работы системы.

 

Поскольку, как мы считаем, процесс адаптации  строго специфичен, столь же строго специфично должны протекать и восстановительные  процессы, по сути являющиеся неотъемлемой составляющей процесса адаптации. Иными словами, следует говорить не о восстановлении вообще, а о восстановлении конкретных израсходованных в процессе работы пластических, энергетических и других ресурсов конкретных компонентов конкретных функциональных систем.

 

В связи  с изложенным материализуется принцип функционального запроса организма, обуславливающий вполне конкретные требования субстратного обеспечения конкретной функции той или иной системы. Это же делает возможным использование конечного результата деятельности (со всеми характеризующими его параметрами) той или иной функциональной системы организма в качестве наиболее информативного критерия эффективности использования различных средств и методов восстановления в спорте [20, с.23].

 

Говоря  о средствах и методах восстановления, следует вспомнить о том, что  их принято делить на три группы: 1) педагогические; 2) медико-биологические; 3) психологические [10, с.35]. При этом к какой бы группе ни относились используемые в подготовке спортсмена средства восстановления, следует помнить, что эффекты их действия на организм всегда реализуются через уже существующие в нем физиологические механизмы [4, с.21], что исключает любые надфизиологические представления [13, с.14] о процессе подготовки спортсмена вообще и тем более о течении в его организме восстановительных процессов. Следовательно, когда мы говорим о принадлежности того или иного средства или метода восстановления к одной из трех указанных групп, мы всегда должны представлять, что приведенная выше классификация средств восстановления в значительной степени искусственна, хотя и необходима, в том числе и в практической деятельности тренера, поскольку позволяет акцентировать своё внимание на том или ином аспекте подготовки спортсмена. Но существует и оборотная сторона практического использования данной классификации: она открывает путь для представлений о возможности отдельно педагогической, медико-биологической и психологической подготовки спортсмена, что будет абсурдом по крайней мере в отношении двух последних. Однако любому серьезному специалисту, работающему со спортсменами, следует также задать себе вопрос: а не будет ли столь же абсурдно предположение о возможности использования в подготовке высококвалифицированного спортсмена лишь педагогических средств? И, возвращаясь к проблеме восстановления в спорте -- неотъемлемой части целостного процесса подготовки спортсмена, -- очевидно, следует любые попытки игнорирования, например, медико-биологических средств восстановления расценивать как проявление абсолютного дилетантизма.

 

Парадоксально, но на рубеже третьего тысячелетия  приходится доказывать необходимость  комплексного использования восстановительных  средств в подготовке спортсмена [25, с.27]. А ведь таковая с чисто медицинской точки зрения продиктована не только и не столько задачей максимальной реализации его потенциала в избранном виде спорта, сколько проблемой сохранения его здоровья в условиях напряженнейших тренировочных нагрузок. [28, с.29].

 

1.2 Восстановительные  процессы как фактор резервных  возможностей организма

 

 

В последние  годы проблема резервных возможностей организма весьма активно обсуждается  в физиологии спорта. Она тесно  связанна с представлениями об адаптационных  возможностях организма. Адаптация, в  том числе и адаптация организма  к интенсивной мышечной деятельности, осуществляется через мобилизацию  его резервов. Физиологические процессы, происходящие в организма при мышечной деятельности, рассматриваются с позиций взаимодействия двух функциональных систем, входящих в систему физиологических резервов спортсмена подсистемы, обеспечивающей специальную сложнокоординированную двигательную деятельность на основе вовлечения в работу того или иного количества мышц (двигательных единиц) и подсистемы, обеспечивающей поддержание основных параметров гомеостаза в пределах, допустимых для успешного функционирования первой из упомянутой систем.[28, c.28]

Информация о работе Физиология спорта