Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:14, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать влияние занятий атлетической гимнастикой на функциональное состояние систем организма мужчин после 40 лет.
В соответствии с целью сформулированы задачи курсовой работы:
характеризовать функциональные системы организма;
выявить влияние физических упражнений на их совершенствование;
рассмотреть классификацию видов гимнастики;
исследовать значение каждого из видов гимнастики на развитие функциональных систем организма;
сделать выводы.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Функциональная система организма и ее совершенствование под воздействием направленной физической тренировки…………………………….5
1.1.Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулируемая биологическая система………………………………………………………………5
1.2.Характеристика функциональных систем организма мужчин после 40 лет и влияние физических упражнений на их совершенствование……………………..7
1.3.Роль активной мышечной деятельности (физической нагрузки) в расширении функциональных возможностей организма мужчин после 40 лет.18
Глава 2. Гимнастика в системе физических упражнений и ее влияние на организм человека………………………………………………………………….21
2.1.Сущность атлетической гимнастики как средства физического развития и укрепления здоровья……………………………………………………………….21
2.2.Ритмическая гимнастика (аэробика) и ее воздействие на организм человека……………………………………………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………….32
Список литературы…………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20–30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, – словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных проблем.
Все органы человеческого организма находятся в постоянном взаимодействии и являются саморегулирующей системой, в основе которой лежат функции нервной и эндокринной систем организма. Совершенное функциональное состояние систем – это бесперебойное согласованное протекание в них процессов жизнедеятельности.
Физическое совершенство – это исторически обусловленное представление об оптимальной мере гармонического физического развития и всесторонней физической подготовленности человека. Физическое совершенство обеспечивается одновременным повышением уровня деятельности его функциональных систем: опорно-двигательной, сердечной, дыхательной, нервной и других.
Вопросы совершенствования функциональных систем организма широко освещаются в научных трудах. Одним из основных направлений является применение физических упражнений, возможностей развития двигательной активности.
Активность – естественная и специально организованная деятельность человека, обеспечивающая жизнедеятельность человеческого организма. Как известно, активная мышечная деятельность способствует лучшей приспособленности организма к изменяющимся условиям внешней среды. Расширение двигательных и функциональных возможностей организма также осуществляется выполнением упражнений из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, борьбы, тяжелой атлетики и разнообразных игр.
Гимнастика – вид спорта; система специально подобранных физических упражнений, предназначенная для укрепления здоровья, физического развития и совершенствования двигательных навыков.
Цель курсовой работы – исследовать влияние занятий атлетической гимнастикой на функциональное состояние систем организма мужчин после 40 лет.
В соответствии с целью сформулированы задачи курсовой работы:
Методы исследования – анализ учебно-методической, научной литературы по теме исследования, а также материалов периодической печати, изучение передового педагогического опыта.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Организм человека – единая, сложная, саморегулируемая и саморазвивающаяся биологическая система, находящаяся в постоянном взаимодействии с окружающейся средой, имеющая способность к самообучению, восприятию, передаче и хранению информации.
Функциональная система организма – это группа органов, обеспечивающая согласованное протекание в них процессов жизнедеятельности. Выделение групп органов в организме человека в системы условно, так как они функционально взаимосвязаны между собой. Различают следующие системы человеческого организма: нервная, сердечнососудистая, дыхательная, опорно-двигательная, пищеварительная, эндокринная, выделительная и др. [1, c. 316]
Организм человека развивается под влиянием генотипа, а также факторов постоянно изменяющейся внешней природной и социальной среды.
Целостность организма обусловлена структурой и функциональной связью всех его систем состоящих из дифференцированных, высокоспециализированных клеток, объединённых в структурные комплексы, обеспечивающие морфологическую основу для наиболее общих проявлений жизнедеятельности организма.
Физиологическая регуляция процессов,
протекающих в организме, весьма
совершенна и позволяет ему постоянно
приспосабливаться к
Все органы и системы человеческого организма находятся в постоянном взаимодействии и являются саморегулирующей системой, в основе которой лежат функции нервной и эндокринной систем организма. Взаимосвязанная и согласованная работа всех органов и физиологических систем организма обеспечивается гуморальными (жидкостными) и нервными механизмами. При этом ведущую роль играет и центральная нервная система, которая способна взаимодействовать со внешней средой, включая взаимодействие психики человека, его двигательных функций с различными условиями внешней окружающей среды.
Отличительной особенностью человека является возможность созидательно и активно изменять как внешние природные, так и социально-бытовые условия для укрепления здоровья, повышения умственной и физической работоспособности.
Без знания строения человеческого тела, закономерностей деятельности отдельных систем, органов и всего организма в целом, процессов жизнедеятельности, протекающих в условиях воздействия на организм естественных факторов природы, невозможно правильно организовать и процесс физического воспитания. [9, c. 111]
Учебно-тренировочный процесс
Анатомия – наука, изучающая форму и строение человеческого организма, отдельных органов и тканей, выполняющих какую-либо функцию в процессе развития человека. Анатомия объясняет внешнюю форму, внутреннее строение и взаимное расположение органов и систем организма человека. [1, c. 4]
Физиология – наука о закономерностях функционирования целостного живого организма.
Функционально все органы и системы организма человека находятся в тесной взаимосвязи. Активизация деятельности одного органа обязательно влечет за собой активизацию деятельности других органов.
Функциональной единицей организма является клетка – элементарная живая система, обеспечивающая структурное и функциональное единство тканей, размножение, рост и передачу наследственных свойств организма. Благодаря клеточной структуре организма возможно восстановление отдельных частей органов и тканей организма. У взрослого человека число клеток в организме достигает порядка 100 триллионов.
Система клеток и неклеточных структур, объединенных общей физиологической функцией, строением и происхождением, которая составляет морфологическую основу обеспечения жизнедеятельности организма, называется тканью.
Учитывая механизм обмена и связи клеток с окружающей средой, хранения и передачи генетической информации, обеспечения энергией, различают основные типы тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную.
Эпителиальная ткань образует наружный покров тела – кожу. Поверхностный эпителий защищает организм от влияния внешней среды. Данной ткани свойственна высокая степень регенерации (восстановления). К соединительной ткани относят собственно соединительную ткань, хрящевую и костную. Группа тканей организма, обладающих свойствами сократимости, называется мышечной тканью. Различают гладкую и поперечно-полосатую мышечную ткань. Поперечно – полосатая ткань сокращается по желанию человека, гладкая – произвольно (сокращение внутренних органов, кровеносных сосудов и т.п.) Нервная ткань является основным структурным компонентом нервной системы человека.
Выделение органов в организме
человека в системы условно, так
как они функционально
Опорно-двигательный аппарат
Непосредственными исполнителями всех движений являются мышцы. Однако только они сами по себе не могут осуществлять функцию движения.
Механическая работа мышц осуществляется через костные рычаги. Опорно-двигательный аппарат включает в себя три относительно самостоятельные системы: костную (скелет), связочно-суставную (подвижные соединения костей) и мышечную (скелетная мускулатура).
Кости и их соединения в совокупности образуют скелет, выполняющий жизненно важные функции: защитную, рессорную и двигательную.
В основу классификации костей, которых у взрослого человека на – считывается более 200, положены форма, структура и функции костей. По форме кости разделяют на длинные, короткие, плоские или округлые; по структуре на трубчатые, губчатые и воздухоносные. В процессе эволюции человека длина и толщина костей увеличиваются и кости приобретают большую прочность. Эта прочность костей обусловлена химическим составом кости, то есть содержанием в них органических и минеральных веществ и ее механическим строением. Соли кальция и фосфора придают костям твердость, а ее органические компоненты – упругость и эластичность. С возрастом содержание минеральных веществ, в основном карбоната кальция, становится меньше, что приводит к снижению упругости и эластичности костей, обусловливая их ломкость (хрупкость).
Снаружи кость покрыта тонкой оболочкой – надкостницей, плотно соединяющейся с веществом кости. Надкостница имеет два слоя: наружный плотный слой насыщен сосудами (кровеносными и лимфатическими) и нервами, а внутренний костеобразующий – особыми клетками, которые способствуют росту кости в толщину. За счет этих клеток происходит и срастание кости при ее переломе. Надкостница покрывает кость почти на всем ее протяжении, за исключением суставных поверхностей. Рост костей в длину происходит за счет хрящевых частей, расположенных на краях.
Суставы обеспечивают подвижность
сочленяющимся костям скелета.
Суставные поверхности покрыты тонким
слоем хряща, что обеспечивает скольжение
суставных поверхностей с малым трением.
Каждый сустав полностью заключен в суставную
сумку. Стенки этой сумки выделяют суставную
жидкость, которая выполняет роль смазки.
Связочно-капсульный аппарат и окружающие
сустав мышцы укрепляют и фиксируют его.
Основными направлениями движения, которые
обеспечивают суставы, являются: сгибание
– разгибание, отведение – приведение,
вращение и круговые движения.
Скелет человека делится на скелет головы, туловища и конечностей. Скелет головы называется черепом, который имеет сложное строение. В черепе находится мозг и некоторые сенсорные системы: зрительная, слуховая, обонятельная. При занятиях физическими упражнениями большое значение имеет наличие опорных мест черепа – контрфорсов, которые смягчают толчки и сотрясения при беге, прыжках.
Правильно организованные физические упражнения не наносят ущерба развитию скелета, он становится более прочным в результате утолщения коркового слоя костей. Это имеет важное значение при выполнении физических упражнений, требующих высокой механической прочности (бег, прыжки и т.д.). [13, c. 57]
Неправильное построение тренировочных занятий может привести к перегрузке опорного аппарата. Однобокость в выборе упражнений также может вызвать деформацию скелета.
Информация о работе Гимнастика в системе физических упражнений и ее влияние на организм человека