Гимнастика в системе физических упражнений и ее влияние на организм человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать влияние занятий атлетической гимнастикой на функциональное состояние систем организма мужчин после 40 лет.
В соответствии с целью сформулированы задачи курсовой работы:
характеризовать функциональные системы организма;
выявить влияние физических упражнений на их совершенствование;
рассмотреть классификацию видов гимнастики;
исследовать значение каждого из видов гимнастики на развитие функциональных систем организма;
сделать выводы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Функциональная система организма и ее совершенствование под воздействием направленной физической тренировки…………………………….5
1.1.Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулируемая биологическая система………………………………………………………………5
1.2.Характеристика функциональных систем организма мужчин после 40 лет и влияние физических упражнений на их совершенствование……………………..7
1.3.Роль активной мышечной деятельности (физической нагрузки) в расширении функциональных возможностей организма мужчин после 40 лет.18
Глава 2. Гимнастика в системе физических упражнений и ее влияние на организм человека………………………………………………………………….21
2.1.Сущность атлетической гимнастики как средства физического развития и укрепления здоровья……………………………………………………………….21
2.2.Ритмическая гимнастика (аэробика) и ее воздействие на организм человека……………………………………………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………….32
Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

гимнастика.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Функциональная система организма и ее совершенствование под воздействием направленной физической тренировки…………………………….5

1.1.Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулируемая биологическая система………………………………………………………………5

1.2.Характеристика функциональных систем организма мужчин после 40 лет и влияние физических упражнений на их совершенствование……………………..7

1.3.Роль активной мышечной деятельности (физической нагрузки) в расширении функциональных возможностей организма мужчин после 40 лет.18

Глава 2. Гимнастика в системе физических упражнений и ее влияние на организм человека………………………………………………………………….21

2.1.Сущность атлетической гимнастики как средства физического развития и укрепления здоровья……………………………………………………………….21

2.2.Ритмическая гимнастика (аэробика) и ее воздействие на организм человека……………………………………………………………………………..26

Заключение………………………………………………………………………….32

Список литературы…………………………………………………………………34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20–30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого  от всех болезней. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, – словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных проблем.

Все органы человеческого организма  находятся в постоянном взаимодействии и являются саморегулирующей системой, в основе которой лежат функции  нервной и эндокринной систем организма. Совершенное функциональное состояние систем – это бесперебойное согласованное протекание в них процессов жизнедеятельности.

Физическое совершенство – это исторически обусловленное представление об оптимальной мере гармонического физического развития и всесторонней физической подготовленности человека. Физическое совершенство обеспечивается одновременным повышением уровня деятельности его функциональных систем: опорно-двигательной, сердечной, дыхательной, нервной и других.

Вопросы совершенствования функциональных систем организма широко освещаются в научных трудах. Одним из основных направлений является применение физических упражнений, возможностей развития двигательной активности.

Активность – естественная и специально организованная деятельность человека, обеспечивающая жизнедеятельность человеческого организма. Как известно, активная мышечная деятельность способствует лучшей приспособленности организма к изменяющимся условиям внешней среды. Расширение двигательных и функциональных возможностей организма также осуществляется выполнением упражнений из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, борьбы, тяжелой атлетики и разнообразных игр.

Гимнастика – вид спорта; система специально подобранных физических упражнений, предназначенная для укрепления здоровья, физического развития и совершенствования двигательных навыков.

Цель курсовой работы – исследовать  влияние занятий атлетической гимнастикой на функциональное состояние систем организма мужчин после 40 лет.

В соответствии с целью сформулированы задачи курсовой работы:

  • характеризовать функциональные системы организма;
  • выявить влияние физических упражнений на их совершенствование;
  • рассмотреть классификацию видов гимнастики;
  • исследовать значение каждого из видов гимнастики на развитие функциональных систем организма;
  • сделать выводы.

Методы исследования – анализ учебно-методической, научной литературы по теме исследования, а также материалов периодической  печати, изучение передового педагогического  опыта.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

Глава 1. Функциональная система организма и ее совершенствование под воздействием направленной физической тренировки

1.1.Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулируемая биологическая система

 

Организм человека – единая, сложная, саморегулируемая и саморазвивающаяся биологическая система, находящаяся в постоянном взаимодействии с окружающейся средой, имеющая способность к самообучению, восприятию, передаче и хранению информации.

Функциональная система организма – это группа органов, обеспечивающая согласованное протекание в них процессов жизнедеятельности. Выделение групп органов в организме человека в системы условно, так как они функционально взаимосвязаны между собой. Различают следующие системы человеческого организма: нервная, сердечнососудистая, дыхательная, опорно-двигательная, пищеварительная, эндокринная, выделительная и др. [1, c. 316]

Организм человека развивается под влиянием генотипа, а также факторов постоянно изменяющейся внешней природной и социальной среды.

Целостность организма обусловлена  структурой и функциональной связью всех его систем состоящих из дифференцированных, высокоспециализированных клеток, объединённых в структурные комплексы, обеспечивающие морфологическую основу для наиболее общих проявлений жизнедеятельности организма.

Физиологическая регуляция процессов, протекающих в организме, весьма совершенна и позволяет ему постоянно  приспосабливаться к изменяющимся воздействиям внешней среды.

Все органы и системы человеческого организма находятся в постоянном взаимодействии и являются саморегулирующей системой, в основе которой лежат функции нервной и эндокринной систем организма. Взаимосвязанная и согласованная работа всех органов и физиологических систем организма обеспечивается гуморальными (жидкостными) и нервными механизмами. При этом ведущую роль играет и центральная нервная система, которая способна взаимодействовать со внешней средой, включая взаимодействие психики человека, его двигательных функций с различными условиями внешней окружающей среды.

Отличительной особенностью человека является возможность созидательно и активно изменять как внешние  природные, так и социально-бытовые  условия для укрепления здоровья, повышения умственной и физической работоспособности.

Без знания строения человеческого  тела, закономерностей деятельности отдельных систем, органов и всего  организма в целом, процессов  жизнедеятельности, протекающих в  условиях воздействия на организм естественных факторов природы, невозможно правильно  организовать и процесс физического воспитания. [9, c. 111]

Учебно-тренировочный процесс по физическому воспитанию базируется на ряде естественных наук. В первую очередь это анатомия и физиология.

Анатомия – наука, изучающая форму и строение человеческого организма, отдельных органов и тканей, выполняющих какую-либо функцию в процессе развития человека. Анатомия объясняет внешнюю форму, внутреннее строение и взаимное расположение органов и систем организма человека. [1, c. 4]

Физиология – наука о закономерностях функционирования целостного живого организма.

Функционально все органы и системы  организма человека находятся в  тесной взаимосвязи. Активизация деятельности одного органа обязательно влечет за собой активизацию деятельности других органов.

Функциональной единицей организма является клетка – элементарная живая система, обеспечивающая структурное и функциональное единство тканей, размножение, рост и передачу наследственных свойств организма. Благодаря клеточной структуре организма возможно восстановление отдельных частей органов и тканей организма. У взрослого человека число клеток в организме достигает порядка 100 триллионов.

Система клеток и неклеточных структур, объединенных общей физиологической  функцией, строением и происхождением, которая составляет морфологическую основу обеспечения жизнедеятельности организма, называется тканью.

Учитывая механизм обмена и связи  клеток с окружающей средой, хранения и передачи генетической информации, обеспечения энергией, различают  основные типы тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную.

Эпителиальная ткань образует наружный покров тела – кожу. Поверхностный эпителий защищает организм от влияния внешней среды. Данной ткани свойственна высокая степень регенерации (восстановления). К соединительной ткани относят собственно соединительную ткань, хрящевую и костную. Группа тканей организма, обладающих свойствами сократимости, называется мышечной тканью. Различают гладкую и поперечно-полосатую мышечную ткань. Поперечно – полосатая ткань сокращается по желанию человека, гладкая – произвольно (сокращение внутренних органов, кровеносных сосудов и т.п.) Нервная ткань является основным структурным компонентом нервной системы человека.

1.2.Характеристика функциональных систем организма мужчин после 40 лет и влияние физических упражнений на их совершенствование

 

Выделение органов в организме  человека в системы условно, так  как они функционально взаимосвязаны  между собой. Различают следующие  системы человеческого организма: опорно-двигательную, сердечнососудистую, дыхательную, нервную, эндокринную, выделительную, пищеварительную, лимфатическую и др. [13, c. 52]

Опорно-двигательный аппарат

Непосредственными исполнителями  всех движений являются мышцы. Однако только они сами по себе не могут  осуществлять функцию движения.

Механическая работа мышц осуществляется через костные рычаги. Опорно-двигательный аппарат включает в себя три относительно самостоятельные системы: костную (скелет), связочно-суставную (подвижные соединения костей) и мышечную (скелетная мускулатура).

Кости и их соединения в совокупности образуют скелет, выполняющий жизненно важные функции: защитную, рессорную и двигательную.

В основу классификации костей, которых  у взрослого человека на – считывается более 200, положены форма, структура и функции костей. По форме кости разделяют на длинные, короткие, плоские или округлые; по структуре на трубчатые, губчатые и воздухоносные. В процессе эволюции человека длина и толщина костей увеличиваются и кости приобретают большую прочность. Эта прочность костей обусловлена химическим составом кости, то есть содержанием в них органических и минеральных веществ и ее механическим строением. Соли кальция и фосфора придают костям твердость, а ее органические компоненты – упругость и эластичность. С возрастом содержание минеральных веществ, в основном карбоната кальция, становится меньше, что приводит к снижению упругости и эластичности костей, обусловливая их ломкость (хрупкость).

Снаружи кость покрыта тонкой оболочкой  – надкостницей, плотно соединяющейся с веществом кости. Надкостница имеет два слоя: наружный плотный слой насыщен сосудами (кровеносными и лимфатическими) и нервами, а внутренний костеобразующий – особыми клетками, которые способствуют росту кости в толщину. За счет этих клеток происходит и срастание кости при ее переломе. Надкостница покрывает кость почти на всем ее протяжении, за исключением суставных поверхностей. Рост костей в длину происходит за счет хрящевых частей, расположенных на краях.

Суставы обеспечивают подвижность  сочленяющимся костям скелета. 
Суставные поверхности покрыты тонким слоем хряща, что обеспечивает скольжение суставных поверхностей с малым трением. Каждый сустав полностью заключен в суставную сумку. Стенки этой сумки выделяют суставную жидкость, которая выполняет роль смазки. Связочно-капсульный аппарат и окружающие сустав мышцы укрепляют и фиксируют его. Основными направлениями движения, которые обеспечивают суставы, являются: сгибание – разгибание, отведение – приведение, вращение и круговые движения.

Скелет человека делится на скелет головы, туловища и конечностей. Скелет головы называется черепом, который имеет сложное строение. В черепе находится мозг и некоторые сенсорные системы: зрительная, слуховая, обонятельная. При занятиях физическими упражнениями большое значение имеет наличие опорных мест черепа – контрфорсов, которые смягчают толчки и сотрясения при беге, прыжках.

Правильно организованные физические упражнения не наносят ущерба развитию скелета, он становится более прочным  в результате утолщения коркового  слоя костей. Это имеет важное значение при выполнении физических упражнений, требующих высокой механической прочности (бег, прыжки и т.д.). [13, c. 57]

Неправильное построение тренировочных  занятий может привести к перегрузке опорного аппарата. Однобокость в  выборе упражнений также может вызвать деформацию скелета.

Информация о работе Гимнастика в системе физических упражнений и ее влияние на организм человека