Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:14, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать влияние занятий атлетической гимнастикой на функциональное состояние систем организма мужчин после 40 лет.
В соответствии с целью сформулированы задачи курсовой работы:
характеризовать функциональные системы организма;
выявить влияние физических упражнений на их совершенствование;
рассмотреть классификацию видов гимнастики;
исследовать значение каждого из видов гимнастики на развитие функциональных систем организма;
сделать выводы.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Функциональная система организма и ее совершенствование под воздействием направленной физической тренировки…………………………….5
1.1.Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулируемая биологическая система………………………………………………………………5
1.2.Характеристика функциональных систем организма мужчин после 40 лет и влияние физических упражнений на их совершенствование……………………..7
1.3.Роль активной мышечной деятельности (физической нагрузки) в расширении функциональных возможностей организма мужчин после 40 лет.18
Глава 2. Гимнастика в системе физических упражнений и ее влияние на организм человека………………………………………………………………….21
2.1.Сущность атлетической гимнастики как средства физического развития и укрепления здоровья……………………………………………………………….21
2.2.Ритмическая гимнастика (аэробика) и ее воздействие на организм человека……………………………………………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………….32
Список литературы…………………
Фаза автоматизации
В образовании двигательного навыка участвуют различные анализаторы: двигательный, вестибулярный, кожный и др. Анализатор – это структурная целостность рецептора и нерва, проводящего возбуждение в центр, находящийся в коре головного мозга. Изменение функции того или иного анализатора тесно связано со спецификой физических упражнений. У занимающихся физическими упражнениями совершенствуется глазодвигательный анализатор, увеличивается поле зрения (норма – 15°, при специальной тренировке до 30°) и совершенствуется глубина восприятия. При исследованиях кожного анализатора в процессе тренировок установлено, что те области тела, которые подвергаются соприкосновениям и ударам, имеют пониженную тактильную и болевую чувствительность.
В процессе занятий физическими упражнениями нервная система человека совершенствуется, осуществляя более тонко взаимодействие процессов возбуждения и торможения различных нервных центров. Тренировка позволяет органам чувств более дифференцированно осуществлять двигательное действие, формирует способность к более быстрому усвоению новых двигательных навыков. [17, c. 72]
Мышечная деятельность является непременным условием развития двигательных и вегетативных функций организма человека на всех этапах его жизнедеятельности. Значение мышечной деятельности в биологии и физиологии человека настолько велико, что ее совершенно справедливо расценивают как главенствующий признак жизни. [20, c. 4]
Природа в болезнях нашего сердца, как правило, ничуть не виновата. Научно-технический прогресс вовсе не лишает человека физической активности, а, напротив, предоставляет ему возможность делать это в самой целесообразной и концентрированной форме – в форме физической культуры.
Это,
в первую очередь, относится к
молодежи, так как известно, что
причины большинства
Известно, что после 25 лет максимальное потребление кислорода снижается каждые 10 лет на 8%, что обусловлено главным образом ограничением физической активности. У физически же активных людей этот показатель может ограничиться 4%, т.е. у них тормозятся процессы старения. Регулярное использование средств физической культуры с целью медицинской реабилитации позволяет снизить число хронических заболеваний на 15–25%, а также обращаемость за медицинской помощью в 2–4 раза по сравнению с остальной частью населения. В механизме адаптации к физическим нагрузкам имеют значения усиленное образование метаболитов и гормонов, а также адаптивный синтез белка. Благодаря этому увеличивается функциональная мощность работающих клеточных структур, что указывает на переход от срочной к устойчивой, долговременной, неспецифической адаптации. При систематическом воздействии физических упражнений их действие постепенно ослабевает в связи с повышением устойчивости центральных регуляторных механизмов, а также периферических клеточных структур (изменение биохимических и биофизических свойств клеток), расширением резерва функциональных систем и адаптационных возможностей организма (Ф.З. Меерсон, 1986). [13]
Специальные исследования показали, что эффективность умственной деятельности в условиях низкой физической активности уже на вторые сутки снижается почти на 50%, при этом резко ухудшается концентрация внимания, растет нервное напряжение, существенно увеличивается время решения задач, быстро развивается утомление, апатия и безразличие к выполняемой работе, человек становится раздражительным, вспыльчивым.
Почему именно физические упражнения являются в этом случае самым лучшим «лекарством» от утомления? Дело в том, что импульсы от опорно-двигательного аппарата резко повышают тонус клеток коры головного мозга за счет улучшения в них обменных процессов.
Одновременно существенно
Таким образом, самый верный и эффективный путь к высокой работоспособности, творческой активности, физическому совершенству и долголетию – высокая физическая активность.
Физическая нагрузка, повышая окислительные, обменные процессы в организме, задерживает развитие атеросклероза. Врачебные наблюдения показывают, что атеросклероз сосудов головного мозга, сосудов, питающих мышцы сердца, у людей физического труда, а также у лиц, занимающихся физической культурой и спортом, встречается сравнительно редко, как и повышенное содержание холестерина в крови.
Тонус и работоспособность головного мозга поддерживается в течение длительных промежутков времени, если сокращение и напряжение различных мышечных групп ритмически чередуется с их последующим растяжением и расслаблением. Такой режим движений наблюдается во время ходьбы на лыжах, бега, катания на коньках и многих других физических упражнений, выполняемых ритмично с умеренной интенсивностью. [7, c. 42]
Ежедневная утренняя гимнастика – обязательный минимум физической тренировки. Она должна стать такой же привычной, как и умывание по утрам.
Ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение 1–1.5 часа является одним из важных компонентов здорового образа жизни. При работе в закрытом помещении особенно важна прогулка в вечернее время, перед сном. Такая прогулка как часть необходимой дневной тренировки полезна всем. Она снимает напряжение трудового дня, успокаивает возбужденные нервные центры, регулирует дыхание. Прогулки лучше выполнять по принципу кроссовой ходьбы: 0,5–1 км медленным прогулочным шагом, затем столько же – быстрым спортивным шагом и т.д.
Таким образом, разностороннее физическое развитие способствует лучшей приспособленности организма к изменяющимся условиям внешней среды. Расширение двигательных и функциональных возможностей организма разрешается выполнением упражнений из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, борьбы, тяжелой атлетики и разнообразных игр.
В соответствие с целью курсовой
работы более подробно рассмотрим возможности
совершенствования
Современные системы физических упражнений представляют собой совокупность специально подобранных физических упражнений, направленных на комплексное или избирательное воздействие на определенные функциональные системы организма. [10, c. 6]
Гимнастика – вид спорта; система специально подобранных физических упражнений, предназначенная для укрепления здоровья, физического развития и совершенствования двигательных навыков. [9, c. 311]
Гимнастика как средство физического развития, укрепления здоровья, военно-прикладной подготовки и лечения была известна еще в глубокой древности. Термин «гимнастика» появился примерно в V в. до н.э. в Древней Греции и означал комплекс физических упражнений для образовательных, военных и оздоровительных целей. Древние греки считали, что гимнастика придает телу гибкость, силу, ловкость, стройность, развивает чувство красоты, храбрости, благородства. Древние греки использовали гимнастические упражнения не только для физического развития, но и в военной подготовке воинов, а также в системе подготовки атлетов-олимпийцев. [2, с. 6]
В Древнем Риме применяли в подготовке легионеров гимнастические упражнения на деревянном коне, лестницах и специальных бревнах для обучения штурмовым приемам. В гладиаторских школах гимнастику использовали для развития ловкости, силы и выносливости гладиаторов.
Гимнастика содержит сотни тысяч
различных развивающих и прикла
Гимнастика, как комплекс специализированных физических упражнений обеспечивает повышенную двигательную активность. Систематическое выполнение гимнастических упражнений улучшает кровообращение, укрепляет сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга.
Атлетическая гимнастика – относительно самостоятельный вид гимнастики, применяемый в физическом воспитании людей разных возрастов для общего физического развития и укрепления их здоровья. Атлетическая гимнастика представляет собой систему разносторонних силовых упражнений, направленных на развитие силы, формирование пропорциональной фигуры и укрепление здоровья. Отличие атлетической гимнастики от других гимнастик состоит в том, что она направлена на развитие силовых качеств человека или развитие человека через развитие его силовых качеств. Основным элементом атлетической гимнастики являются физические упражнения с отягощениями. [2, с. 21]
Занятия по гимнастике и атлетической подготовке направлены на развитие ловкости, силы и силовой выносливости, гибкости, устойчивости к укачиванию, пространственной ориентировки, прикладных двигательных навыков, воспитание смелости и решительности, настойчивости и упорства, совершенствование осанки.
Атлетическая гимнастика в той или иной степени может и должна быть дополнением к другим видам занятий физкультурой – бегу, плаванию, футболу, единоборствам и т.д. Заниматься могут мужчины и женщины, взрослые и дети. Она получила широкое распространение в работе с детьми дошкольного и школьного возраста, с учащимися различных учебных заведений и студентами вузов.
Занятия атлетической гимнастикой
вызывают выраженные морфофункциональные
изменения (преимущественно нервно-
Эти изменения связаны в основном с длительным увеличением кровотока в работающих мышечных группах в результате многократного повторения упражнений, что улучшает трофику (питание) мышечной ткани.
Атлетические упражнения можно рекомендовать в качестве средства общего физического развития в сочетании с упражнениями, способствующими повышению аэробных возможностей и общей выносливости. Так, например, при сочетании упражнений с отягощениями со спортивными играми отмечено повышение физической работоспособности по тесту PWC170 с 1106 до 1208 кгм/мин, а с беговой тренировкой – до 1407 кгм/мин, тогда как при занятиях «чистым» атлетизмом такого эффекта не наблюдалось. Люди более зрелого возраста могут использовать лишь отдельные упражнения атлетического комплекса, направленные на укрепление основных мышечных групп (мышц плечевого пояса, спины, брюшного пресса и др., в качестве дополнения после тренировки на выносливость в циклических упражнениях. [20, c. 5]
Многолетняя атлетическая тренировка может быть разделена на три самостоятельных цикла:
1) оздоровительный с
2) развивающий – направленный на достижение определенного уровня силовых качеств;
3) формирующий – направленный на создание желаемого рельефа телосложения и коррекцию фигуры.
П.Ф. Лесгафт, анализируя систему гимнастики в школе, писал: «Умственное и физическое образование так тесно связаны между собой, что должны составлять нераздельную задачу школы; все одностороннее развитие непременно нарушает гармонию в образовании и не создает условий для развития цельного человека». [2, с. 25]
Таким образом, в процессе занятий основной гимнастикой можно успешно осуществлять общую всестороннюю физическую подготовку, формировать основные жизненно необходимые двигательные навыки и обучать основам техники многих движений. Основная гимнастика по праву считается подготовительной ступенью, обеспечивающей переход к спорту.
Образовательно-развивающее
Занятия с гантелями в сочетании
с другими оздоровительно-
Простота упражнений, применяемых в атлетической гимнастике, умеренный темп их выполнения с достаточными паузами для отдыха и восстановления, возможность индивидуальной дозировки нагрузок делают их доступными широкому кругу людей различного возраста и уровня физической подготовленности.
Популярность и доступность атлетической гимнастики связана с широким выбором комплексов упражнений, средств отягощения, с возможностью точной дозировки величины отягощения, объема и интенсивности силовой нагрузки в соответствии с индивидуальными особенностями телосложения, уровнем физического развития и функциональными возможностями организма.
Положительное влияние атлетической гимнастики умножается, если сочетать силовые упражнения с упражнениями на выносливость (бег, лыжи, плавание, велосипед). [9, с. 211]
Спортивная атлетическая гимнастика – один из основных видов спорта. Включает учебно-тренировочную работу и соревнования в выполнении вольных упражнений, опорных прыжков и упражнений на снарядах – коне, кольцах, брусьях и перекладине – для мужчин, на разновысоких брусьях и бревне – для женщин.
Специфика атлетической гимнастики как
вида спорта заключается в наращивании
путем специальных тренировок гармонично
развитой, объемной и рельефной мускулатуры
с тончайшей проработкой
Информация о работе Гимнастика в системе физических упражнений и ее влияние на организм человека