Характеристика выносливости и её развитие в процессе физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:53, реферат

Описание работы

Время, которое мы живем, требует от всех нас высокой работоспособности, энергии, четкости, инициативности – качества, для воспитания которых вряд - ли можно обойтись без физической культуры. В наши дни особенно необходимы твердость характера, решимость, мобилизация волевых усилий, сознательная активность.
Физическая культура, спорт могут и должны стать эффективным средством воспитания и самовоспитания сильных, закаленных, творческих, мужественных людей.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3 стр.
Глава 1. Выносливость, и методика ее развития
1.1 Понятие о выносливости……………………………………………….10 стр.
1.2 Значение выносливости в системе физического воспитания школьников на уроках легкой атлетики…………………………………………………16 стр.
1.3 Средства развития общей выносливости……………………………...20 стр.
1.4 Методы развития общей выносливости………………………………25 стр.
1.5 Методика развития общей выносливости на уроках
легкой атлетики…………………………………………………………….31 стр.
Выводы………………………………………………………………………35 стр.
Список используемой литературы…………

Файлы: 1 файл

выносливость.курсовая.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

   При  повышении интенсивности выполнения  упражнения организм занимающегося достигает состояния, при котором потребность в энергии (кислородный запрос) будет равна максимальным аэробным возможностям. Такая интенсивность упражнения получила название критической.

     Интенсивность    упражнения     выше     критической  называют 

надкритической. При такой интенсивности упражнения кислородный запрос значительно превышает аэробные возможности организма, и работа проходит преимущественно за счет анаэробного энергообеспечения, которое сопровождается накоплением кислородного долга.

     Продолжительность упражнения имеет зависимость, обратную относительно интенсивности его выполнения. С увеличением продолжительности выполнения упражнения от 20—25 с до 4— 5 мин особенно резко снижается ее интенсивность. Дальнейшее увеличение продолжительности упражнения приводит к менее выраженному, но постоянному снижению его интенсивности. От продолжительности упражнения зависит вид его энергообеспечения.

Число повторений упражнений определяет степень их воздействия на организм. При работе в аэробных условиях увеличение числа повторений заставляет длительное время поддерживать высокий уровень деятельности органов дыхания и кровообращения. При анаэробном режиме увеличение количества повторений ведет к исчерпыванию бескислородных механизмов или к их блокированию ЦНС. Тогда выполнение упражнений либо прекращается, либо резко снижается интенсивность их.

   Продолжительность интервалов отдыха имеет большое значение для определения как величины, так и особенно характера ответных реакций организма на тренировочную нагрузку.

      Длительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач и используемого метода тренировки. Например, в интервальной тренировке, направленной на преимущественное повышение уровня аэробной производительности, следует ориентироваться на интервалы отдыха, при которых ЧСС снижается до 120—130 уд./мин. Это позволяет вызвать в деятельности систем кровообращения и дыхания сдвиги, которые в наибольшей мере способствуют повышению функциональных возможностей мышцы сердца. Планирование пауз отдыха, исходя из субъективных ощущений занимающегося, его готовности к эффективному выполнению очередного упражнения, лежит в основе варианта интервального метода, называемого повторным.

    При  планировании длительности отдыха  между повторениями упражнения  или разными упражнениями в рамках одного занятия следует различать три типа интервалов.

  1. Полные (ординарные) интервалы, гарантирующие к моменту 
    очередного повторения практически такое восстановление  
    работоспособности, которое было до его предыдущего выполнения, 
    что дает возможность повторить работу без дополнительного напряжения функций.
  2. Напряженные (неполные) интервалы, при которых очередная 
    нагрузка попадает на состояние некоторого недовосстановления. 
    При этом не обязательно будет происходить существенное изменение внешних количественных показателей (в течение известного времени), но возрастает мобилизация физических и психических резервов организма человека.
  3. Минимакс интервал. Это наименьший интервал отдыха между упражнениями, после которого наблюдается повышенная  
    работоспособность (суперкомпенсация), наступающая при  
    определенных условиях в силу закономерностей восстановительных процессов в организме.

    Характер отдыха между отдельными упражнениями может быть активным, пассивным. При пассивном отдыхе занимающийся не выполняет никакой работы, при активном — заполняет паузы дополнительной деятельностью.

   При  выполнении упражнений со скоростью,  близкой к критической, активный отдых позволяет поддерживать дыхательные процессы на более высоком уровне и исключает резкие переходы от работы к отдыху и обратно. Это делает нагрузку более аэробной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. МЕТОДЫ  РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ

 

Основными методами развития общей выносливости являются:

равномерный,  переменный, интервальный, круговой тренировки, игровой, соревновательный.

    Равномерный метод. Характеризуется непрерывным продолжительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. Продолжительность работы в зависимости от уровня подготовленности занимающихся составляет от 10-15 мин до 60-90 мин. Работа менее 4-5 мин малоэффективна, тка как не успевают развернуться дыхательные процессы и вывести кислородтранспортную систему (сердце, сосуды, дыхание) на максимальный уровень потребления кислорода.

      Интенсивность упражнений (скорость  передвижения) должна повышаться постепенно: от невысоких значений ЧСС (120-130 уд/мин) к оптимальным (140-170 уд/мин). Такая постепенность необходима для адаптации сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем организма. Малоинтенсивная работа не способствует активизации аэробного обмена, поэтому она малопродуктивна.

        По мере увеличения функциональных  возможностей организма занимающихся  продолжительность непрерывной  работы и ее интенсивность  постепенно возрастают. (4)

       Переменный метод. Отличается от равномерного последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например, бега) путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий и т.п. Его часто называют «фартлек» (игра скоростей). Он предполагает увеличение и снижение интенсивности через определенные промежутки времени. ЧСС к концу интенсивного участка работы увеличивается до 170-175 уд/мин, а к концу малоинтенсивного участка снижается до 140-145 уд/мин.

        Интервальный метод. Для него характерно выполнение работы в виде высокоинтенсивных, но кратковременных повторений, разделенных небольшими (строго дозированными) интервалами отдыха между нагрузками. Продолжительность работы для повышения аэробной производительности составляет 1-2 мин. Меньшее время не позволяет активизировать работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а большее – вызывает снижение интенсивности работы. Интенсивность работы должна способствовать росту ЧСС до 160-170 уд/мин. Как правило, интервалы отдыха между упражнениями составляют 1-3 мин. Характер отдыха должен быть активным в виде малоинтенсивной двигательной денятельности (например, медленной ходьбы), одновременно ускоряющей восстановление организма и поддерживающей его повышенное функционирование.

         Число повторений упражнения  зависит от индивидуальных возможностей  занимающегося осуществлять работу  в условиях значительного потребления  кислорода. Рекомендуется начинать  с трех-четырех повторений за  одно занятие и постепенно  повышать до десяти и более повторений.

        Тренирующее воздействие при  использовании данного метода  происходит не только и не  столько в момент выполнения  упражнения, сколько в период  отдыха. В течение первой минуты  отдыха после нагрузки потребление  кислорода увеличивается, повышается также систолический объем крови. Если очередная нагрузка выполняется в момент, когда эти показатели достаточно высоки, то от повторения к повторению будет постепенно увеличиваться потребление кислорода.

         Следует отметить, что интервальный метод на начальном этапе развития общей выносливости желательно не применять, так как он предъявляет серьезные требования к сердечно-сосудистой и дыхательной системам.

        Метод круговой тренировки. Предусматривает последовательное выполнение  специально подобранных упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. В определенных местах зала или пришкольной площадки (стадиона) по кругу располагаются несколько «станций» (чаще всего от 6 до 12). На каждой станции занимающийся выполняет одно из упражнений и проходит круг от одного до трех раз.

        Для круговой тренировки подбираются  такие упражнения, которые можно  повторять значительное число  раз(не менее 20-30). ЧСС при выполнении упражнений колеблется от 140 до 175 уд/мин,  а в паузах (во время отдыха) снижается до 110 уд/мин. Общая продолжительность времени выполнения упражнений круговым методом составляет 25-35 мин.

       Игровой метод. Суть его заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры. Он предусматривает выполнение разнообразных двигательных действий в условиях проведения спортивных и подвижных игр, требующих проявления выносливости.

       Этот метод позволяет обеспечить повышенную заинтересованность занимающихся  в двигательной деятельности и меньшую психическую утомляемость по сравнению с упражнениями монотонного характера (например, продолжительный бег в равномерном темпе).

       Нагрузку в игре можно повышать за счет:

  1. уменьшения количества игроков при сохранении размеров игрового поля (площадки);
  2. усложнения приемов игры и правил, при которых игроки не покидают поле, а остаются на площадке.

       Продолжительность нагрузки при  игровом методе должна составлять не менее 5-10 мин (без отдыха).

       Соревновательный метод. Это способ выполнения упражнений на выносливость в форме различных соревнований и соревновательных заданий, предусматривающих элементы соперничества. Он стимулирует максимальную мобилизацию физических и связанных с ними психических сил и способностей занимающихся.

       Обязательным условием соревновательного  метода является подготовленность  занимающихся к выполнению тех  упражнений, в которых они должны  соревноваться.

       Выбор методов в значительной  степени определяется уровнем  подготовленности занимающихся. Важным  требованием к применяемым методам  развития выносливости является  нахождение оптимального сочетания  продолжительности и интенсивности  нагрузки. На уроках физической культуры основным методом развития выносливости является равномерный метод как достаточно простой, доступный и позволяющий точно дозировать индивидуальную нагрузку. (Г.Колодницкий, В.Кузнецов).

        В последние десятилетия широкое  применение нашли специальные методические формы регламентации упражнений при комплексном содержании занятия. Основная из них – так называемая «круговая тренировка». Вообще говоря, ее нельзя отождествлять с каким-либо отдельным методом. По сути, это организационно-методическая форма занятий, включающая ряд частных методов строго регламентированного упражнения. (35)

        «Круговая тренировка» имеет  ряд методических вариантов, рассчитанных  на комплексное воспитание различных  физических качеств. К основным  вариантам относятся:

«круговая тренировка» по типу непрерывного длительного  упражнения (преимущественная направленность на развитие общей выносливости);

«круговая тренировка» по типу интервального  упражнения с напряженными интервалами  отдыха (преимущественная направленность на развитие силовой и скоростно-силовой выносливости);

«круговая тренировка» по типу интервального  упражнения с ординарными интервалами  отдыха (преимущественная направленность на развитие силовых и скоростных способностей в сочетании с воздействием на другие компоненты общей физической работоспособности). (38)

        Основу данного метода составляет  серийное (слитное или с интервалами)  повторение упражнений, подобранных  и объединенных в комплекс  в соответствии с поставленными  задачами тренировки. Данный метод по своей структуре и физиологическому воздействию на организм спортсмена является разновидностью повторного метода. Однако основным отличием является выполнение на одном занятии совершенно разных упражнений, которые выполняются на станциях, расположенных по кругу, что требует от спортсмена быстрого переключения с одного вида деятельности на другой и предъявляет высокие требования к возможностям ЦНС. Упражнения, применяемые в круговой тренировке, имеют локальный или региональный характер, т.е. когда в работу включаются соответственно до 1/3 до 2/3 мышц  от их общей массы, а также 1-2 упражнения общего воздействия. Всего подбирают 8-10 упражнений, каждое из которых должно преимущественно воздействовать на определенную мышечную группу (мышцы нижних конечностей, плечевого пояса, верхних конечностей, передней или задней поверхности тела). Число повторений каждого упражнения устанавливают индивидуально в зависимости от показателей «максимального теста» т.е. предельно возможного числа повторений. В качестве тренировочной нормы обычно применяют от ½ до 2/3 предельного числа повторений. Данный метод тренировки применяют для развития силы, быстроты и общей и специальной выносливости (силовой, скоростной, статической, игровой).

        Воспитание быстроты на станциях круговой тренировки заключается в развитии способностей учащихся к выполнению скоростных движений и быстрых двигательных реакций. Это достигается введением в программу специальных упражнений, таких, как бег на скорость, бег с ускорением, выполнение упражнений с элементами спортивных игр и игрового характера, различных прыжков и т.п. В каждом  движении есть две фазы: познотоническая, выражающаяся в небольшом изменении позы и перераспределении мышечного тонуса, и самодвижение. Способность реагировать уже на первую фазу основного движения нужно развивать на станциях круговой тренировки.

Информация о работе Характеристика выносливости и её развитие в процессе физического воспитания