Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 21:49, автореферат
Актуальность проблемы и темы исследования. В многочисленных публикациях последних лет отмечается тревожная тенденция прогрессивного ухудшения в состоянии здоровья детей. В разных публикациях количественные данные значительно варьируются, но практически все авторы отмечают негативную тенденцию увеличения числа детей, имеющих недостатки в физическом развитии и ухудшение здоровья (Е. А. Бабенков, Г. Н. Лезжова, Е. З. Пужаева, В. И. Усаков, С. О. Филиппова и др.) .
Наши наблюдения показывают, что при поступлении в детские образовательные учреждения значительное число детей, до 50 %, имеют низкие и ниже средних возрастно-половые показатели развития основных двигательных качеств – скорости, выносливости и мышечной силы. Почти треть дошкольников имеет неблагоприятные реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку, низкую устойчивость организма к гипоксии.
На правах рукописи
ПОПКОВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
13.00.04 – теория
и методика физического
спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры
А В Т О Р Е Ф Е Р А Т
диссертация на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Челябинск 2010
Работа выполнена на кафедре педагогики Федерального государственного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Уральский
государственный университет
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, доцент
Карпова Ольга Леонидовна
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор
Сиротин Олег Александрович;
кандидат педагогических наук, доцент
Перевозников Александр Сергеевич
Ведущая организация:
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
Защита состоится 15 октября 2010 года в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 311.005.01 по присуждению учёной степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры в конференц-зале Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры» по адресу: 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 1.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры».
Текст автореферата
размещён на официальном сайте университета
Автореферат разослан 13 сентября 2010 года.
Ученый секретарь
диссертационного совета,
доктор педагогических наук,
профессор
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность проблемы и темы исследования. В многочисленных публикациях последних лет отмечается тревожная тенденция прогрессивного ухудшения в состоянии здоровья детей. В разных публикациях количественные данные значительно варьируются, но практически все авторы отмечают негативную тенденцию увеличения числа детей, имеющих недостатки в физическом развитии и ухудшение здоровья (Е. А. Бабенков, Г. Н. Лезжова, Е. З. Пужаева, В. И. Усаков, С. О. Филиппова и др.) .
Наши наблюдения показывают, что при поступлении в детские образовательные учреждения значительное число детей, до 50 %, имеют низкие и ниже средних возрастно-половые показатели развития основных двигательных качеств – скорости, выносливости и мышечной силы. Почти треть дошкольников имеет неблагоприятные реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку, низкую устойчивость организма к гипоксии.
Учитывая вышеизложенное, а также и то, что большинство программ по физическому воспитанию рассчитано на здоровых детей, необходимо отметить, что от 60 до 90 % дошкольников остаётся без адекватной физической подготовки. Такая ситуация требует внесения корректив в методические основы физического воспитания дошкольников (В. Г. Алямовская, Л. Д. Глазырина, Н. Н. Ефименко, Ю. Ф. Змановский, В. Т. Кудрявцев, Э. Я. Степаненкова, С. О. Филлиппова). Различия уровня здоровья, формы заболевания, физического развития и физической подготовленности дошкольников осложняют процесс физического воспитания и требуют осуществлять индивидуализацию на занятиях по физической культуре.
В научно-методической литературе индивидуализировать физическое воспитание рекомендуют: в зависимости от типологических свойств нервной системы, физического развития, физической подготовленности (Я. И. Ковальчук, М. Д. Маханева, В. Н. Шебеко и др.); в зависимости от состояния здоровья и морфофункциональных особенностей организма (Т. Л. Богина, И. И. Брехман, З. И. Кузнецова, Л. С. Усова и др.); в зависимости от биологического возраста (Л. И. Абросимова, С. Б. Тихвинский, А. Г. Щедрина и др.); в зависимости от уровня физической подготовленности (А. П. Антропова, Т. Ю. Кравчук, Г. А. Пташинская. О. Э. Сердюков и др.). Подобные проблемы для школьного возраста изучали Н. К. Акимова, А. Н. Беляев, А. Н. Борцова, О. Ю. Жарова, Т. Ю. Круцевич, Н. С. Лейтес, С. П. Ловушкин, Е. С. Рабунский, И. С. Якиманская. Однако применительно к физическому воспитанию дошкольников достаточной разработанности они не получили.
Ряд авторов (Г.
А. Единак, О. Ф. Жуков, Р. Р. Салимзянов и
др.) в своих исследованиях
Современные исследования (Е. А. Козин, Ю. О. Лобанова, С. П. Ловушкин) доказывают следующее: многие морфологические, функциональные и двигательные характеристики человека обусловлены типом его конституции. Установленный факт является медико-биологическим основанием дифференцированного подхода к системе дошкольного физического воспитания, который предполагает разработку педагогических нововведений с учетом индивидуально-типологических особенностей детей. Учет индивидуально-типологических особенностей индивида в процессе массового физического воспитания является наиболее доступным методом дифференциации. Это обстоятельство определило актуальность и тему настоящей диссертационной работы.
Степень
научной разработанности
Различным аспектам физического воспитания дошкольников уделяется существенное внимание в работах Ю. Е. Антонова, В. Г. Алямовской, Л. А. Венгера, Л. Д. Глазыриной, Т. Н. Дороновой, Н. Н. Ефименко, Ю. Ф. Змановского, И. М. Козловой, В. Т. Кудрявцева, Т. И. Осокиной, Э. Я. Степаненковой, Д. В. Хухлаевой, Г. П. Юрко.
Проблемам индивидуализации физического воспитания детей дошкольного возраста посвящены работы Е. А. Аркина, Ю. В. Демьянко, М. В. Загуменова, В. В. Зайцевой, М. Д. Маханевой, В. Н. Шебеко и др.
Данные подходы
к научной разработанности
Таким образом, проблемное поле исследования заключается в необходимости разрешения противоречий между:
а) низким уровнем физического развития детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью методик и программ, ориентированных на индивидуализацию процесса физического воспитания старших дошкольников;
б) необходимостью реализации индивидуализации в физическом воспитании детей дошкольного возраста и недостаточным уровнем готовности педагогов физической культуры осуществлять индивидуализацию.
Из указанных
противоречий вытекает проблема
Актуальность рассматриваемой проблемы, её недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили выбор темы исследования «Индивидуализация процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия индивидуализации процесса физического воспитания старших дошкольников с учетом их индивидуально-типологических особенностей.
Объект исследования: процесс физического воспитания старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия индивидуализации физического воспитания старших дошкольников.
Гипотеза исследования. Процесс физического воспитания детей старшего дошкольного возраста будет протекать более эффективно, если в педагогическом процессе реализованы следующие условия:
а) в образовательном процессе дошкольного учреждения реализована модель индивидуализации процесса физического воспитания старших дошкольников на основе учёта особенностей телосложения;
б) реализована методика физического воспитания старших дошкольников с учетом их индивидуально-типологических особенностей, позволяющая значительно повысить физическую подготовленность воспитанников, уровень их здоровья;
в) для педагогов дошкольного учреждения разработан и введен обязательный спецкурс по индивидуализации процесса физического воспитания старших дошкольников.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования.
1 Изучить состояние проблемы индивидуализации процесса физического воспитания старших дошкольников в теории и методике физической культуры.
2 Разработать и реализовать модель индивидуализации процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3 Экспериментально
апробировать эффективность
4 Разработать
методические рекомендации по
проблеме исследования для
Методологической основой исследования явились:
– учение о всестороннем развитии личности (Я. А. Коменский, П. Ф. Лесгафт, И. Г. Песталоцци и др.);
– теоретические идеи о двигательной активности детей и подростков, физиологические основы двигательной активности детей (В. П. Губа, А. А. Гужаловский, Н. А. Фомин);
– психолого-педагогические аспекты координационно-двигательной активности детей дошкольного возраста (Е. А. Аркин, Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, Л. И. Пензулаева, С. О. Филиппова и др.);
– основные научные положения дошкольной педагогики (С. П. Баранов, Л. Р. Болотина, О. Л. Карпова, Т. С. Комарова, Л. И. Пензулаева, Р. Б. Стёркина, С. Б. Шарманова и др.);
- разработки в области основ физического воспитания (В. С. Кузнецов, Л. П. Матвеев, Ж. К. Холодов и др.);
– научные подходы: личностно-ориентированный (Л. И. Божович, Э. Ф. Зеер, И. С. Якиманская) и деятельностный (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.);
– теория индивидуальности (А. Н. Леонтьев, В. Д. Небылицин, Б. М. Теплов, В. М. Русалов) и теория индивидуального стиля деятельности применительно к процессу обучения двигательным навыкам (Е. П. Ильин, Е. А. Климов);
– научные положения в области конституциональной типологии (Л.П. Додонова, С. А. Жафярова, В. В. Зайцева, Т. В. Панасюк, В. Д. Сонькин, М. В. Черноруцкий).
Теоретическую базу исследования составили следующие направления, разрабатываемые в современной педагогике: теория и методика физического воспитания (Л. П. Матвеев), теория педагогических систем (В. П. Беспалько), научные труды в области методологии и теории педагогических исследований физической культуры и спорта (Ю. К. Бабанский, В. К. Бальсевич, Н. В. Кузьмина, Л. М. Куликов, А. Я. Найн, В. Н. Платонов и др.), концепции физического воспитания дошкольников (В. Г. Алямовская, Т. Н. Доронова, О. М. Дьяченко, Н. Н. Ефименко, М. Д. Маханева, Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Д. В. Хухлаева и др.), физкультурного образования (А. П. Матвеев, В. Н. Непопалов); педагогические исследования в области индивидуализации процесса физической культуры (З. В. Выдрич, Ю. В. Демьянко, М. В. Загуменова, В. В. Зайцева, М. Д. Маханева, В. Н. Шебеко); исследования, посвященные разработке здоровьесберегающих технологий в образовании (Ю. Ф. Змановский, Е. З. Пужаева, С. С. Сериков, И. Ю. Соколова, И. В. Чупаха и др.); диссертационные исследования по физическому воспитанию дошкольников (Л. А. Драговоз, Н. А. Завалко, Г. К. Калугина, Е. А. Козин, Ю. О. Лобанова и др.).