Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 21:49, автореферат
Актуальность проблемы и темы исследования. В многочисленных публикациях последних лет отмечается тревожная тенденция прогрессивного ухудшения в состоянии здоровья детей. В разных публикациях количественные данные значительно варьируются, но практически все авторы отмечают негативную тенденцию увеличения числа детей, имеющих недостатки в физическом развитии и ухудшение здоровья (Е. А. Бабенков, Г. Н. Лезжова, Е. З. Пужаева, В. И. Усаков, С. О. Филиппова и др.) .
Наши наблюдения показывают, что при поступлении в детские образовательные учреждения значительное число детей, до 50 %, имеют низкие и ниже средних возрастно-половые показатели развития основных двигательных качеств – скорости, выносливости и мышечной силы. Почти треть дошкольников имеет неблагоприятные реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку, низкую устойчивость организма к гипоксии.
Экспериментальная база, этапы и методика исследования. Исследование проводилось с 2005-2010 годы на кафедре педагогики Уральского государственного университета физической культуры. Основная опытная работа осуществлялась на базе дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 87» г. Стерлитамака. Дополнительной базой реализации авторской методики выступило дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад № 83» г. Стерлитамака.
В опытно-экспериментальной работе приняли участия дети старшего дошкольного возраста, посещающие дошкольные образовательные учреждения. Всего на разных этапах было задействовано 125 воспитанников, а также 156 педагогов и 325 родителей.
Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов (2005-2010 гг.). На каждом этапе в зависимости от его задач применялись адекватные им методы исследования (таблица 1).
Таблица 1 – Этапы, содержание и методы исследования
Этапы |
Содержание |
Методы |
Поисково-диагностический (2005-2006 гг.) |
Осуществлялось изучение философских, психолого-педагогических литературных источников, диссертационных работ по проблеме изыскания; уточнялись основные понятия. Определялись цель, объект, предмет, задачи и гипотеза исследования. Осуществлялся подбор экспериментальных площадок. Определялось содержание и ход экспериментальной работы. Разрабатывался спецкурс по индивидуализации процесса физического воспитания старших дошкольников для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Был проведён констатирующий эксперимент |
Анализ и обо-бщение литературных источников; педагогическое наблюдение; экспертная оценка; антропометрия; констатирующий эксперимент; педагогичес-кое тестирование; анкетирование |
Экспериментально-аналитический (2006-2008 гг.) |
Происходила разработка модели индивидуализации процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Разрабатывалась методика физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с учётом их индивидуально-типологических особенностей. Проводился формирующий эксперимент. Была изучена и выявлена эффективность предложенной модели и методики |
Моделирование; педагогическое наблюдение; формирующий эксперимент; педагогическое тестирование
|
Контрольно-обобщающий (2008-2010 гг.) |
Был проведён контрольный эксперимент. Осуществлялись анализ и интерпретация полученных результатов, их теоретическое обоснование. Оформлялись выводы диссертационного исследования. Были разработаны практические рекомендации |
Контрольный эксперимент; статистическая обработка данных; обобщение; сравнение результатов исследования; методы наглядного представления результатов |
Научная новизна исследования
1 Разработана
модель индивидуализации
2 Определены
и апробированы педагогические
условия, повышающие эффективно
3 Разработаны критериальные основания социально-педагогического мониторинга, позволяющие диагностировать состояние педагогического процесса и готовность педагогов к осуществлению индивидуализации физического воспитания старших дошкольников.
Теоретическая значимость исследования
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что его результаты дополняют и конкретизируют современные представления о процессе физического воспитания старших дошкольников. В системе организации занятий детей старшего дошкольного возраста, разработанная модель представлена как средство повышения физической подготовленности и уровня здоровья старших дошкольников в процессе занятий физическим воспитанием. Полученный материал дополняет раздел теории и методики физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования
В работе системно представлены различные аспекты индивидуализации процесса физического воспитания старших дошкольников, в частности, рассмотрены различные основания для осуществления индивидуального подхода, возможности вариативного построения процесса физического воспитания.
Практическое значение имеет содержание методики физического воспитания основанной на учете индивидуально-типологических особенностей старших дошкольников, критерии индивидуализации процесса физического воспитания. Результаты исследования могут быть использованы в качестве основы для совершенствования профессиональной подготовки и повышения уровня профессионализма педагогов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях.
Основные положения, выносимые на защиту
1 Модель индивидуализации
процесса физического
2 Эффективность
индивидуализации процесса
а) в образовательном процессе дошкольного учреждения реализована модель индивидуализации процесса физического воспитания старших дошкольников на основе учёта особенностей телосложения;
б) реализована методика физического воспитания старших дошкольников с учетом их индивидуально-типологических особенностей, позволяющая значительно повысить физическую подготовленность воспитанников, уровень их здоровья;
в) для педагогов дошкольного учреждения разработан и введен обязательный спецкурс по индивидуализации процесса физического воспитания старших дошкольников.
3 Критериальная
система способствует оценке
уровня готовности педагога к
осуществлению
Личный вклад автора состоит в: осуществлении научно-теоретического анализа исследуемой проблемы и выявлении особенностей индивидуализации процесса физического воспитания старших дошкольников; организации и проведении опытно-экспериментальной работы по апробации методики физического воспитания старших дошкольников с учетом их индивидуально-типологических особенностей; интерпретации полученных данных, обобщении результатов исследования, их внедрении в практику работы образовательных учреждений.
Достоверность и обоснованность научных результатов обусловлены представительной базой литературных источников, включающей в себя как философские, психолого-педагогические, так и государственно-правовые документы; методологической основой исходных параметров исследования проблемы индивидуализации процесса физического воспитания старших дошкольников; использованием комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных целям и задачам; подтверждением гипотезы исследования конкретными теоретическими и практическими результатами физической подготовленности детей; воспроизводимостью результатов изыскания и репрезентативностью объёма экспериментальной выборки, а также количественным и качественным анализом данных, их статистической значимостью.
Апробация
и внедрение полученных результатов. Основные положения и результаты
проведенного изыскания докладывались
и обсуждались на: региональных научно-методических
конференциях «Оптимизация учебно-воспитательного
процесса в образовательных учреждениях
физической культуры» (Челябинск, 2007-2010
гг.); «Физическая культура и спорт в XXI
веке: опыт, современный подход, проблемы
и перспективы» (Стерлитамак, 2006 г.); «Профессионально-
Материалы исследования являлись предметом выступления и обсуждения на методологических семинарах научной Школы «Интеграция высшего профессионального образования в сфере физической культуры» Уральского государственного университета физической культуры в 2006-2010 гг. (рук. проф. А. Я. Найн).
Архитектоника диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трёх глав, заканчивающихся краткими выводами, заключения, в котором показано, как решены поставленные во «Введении» задачи и приложений. Список использованных источников включает 198 позиций, в том числе шесть на иностранном языке. Текст диссертации иллюстрирован схемами и таблицами.
Во «Введении» обоснована актуальность проблемы и темы исследования, степень её теоретической разработанности; сформулированы цель, объект, предмет и задачи исследования. Охарактеризованы этапы и методы исследования. Сформулирована научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; определены положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретическое обоснование процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с учетом их индивидуальных особенностей» приведён исторический анализ проблемы в теории и методике физического воспитания; аргументирована целесообразность индивидуального подхода к детям старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания; показана модель индивидуализации процесса физического воспитания старших дошкольников.
Во второй главе «Методические особенности физического воспитания старших дошкольников в зависимости от типа телосложения» описаны особенности физического развития старших дошкольников различных типов телосложения, приведена методика физического воспитания старших дошкольников с учетом их индивидуально-типологических особенностей.
В третьей главе «
В «Заключении» отражены обобщающие выводы, соответствующие задачам исследования, представленным во «Введении».
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1 Предпосылки
развития проблемы
Исключительная сложность данной проблемы и её важность для практики вызвали в жизни множество работ, посвященных этой теме (З. В. Выдрич, Е. В. Давиденко, Ю. В. Демьянко, М. В. Загуменов, М. Д. Маханева, В. Н. Шебеко и др.). В рассмотренных работах даны различные определения индивидуализации, но все они объединены специфическими признаками этого феномена.
Во-первых, индивидуализация
рассматривается как неповторим
Рассматривая в целом научные предпосылки развития проблемы индивидуализации в образовании, следует отметить ее значимость, которая особенно возросла в последнее десятилетие. Подтверждение тому содержится в соответствующих законодательных и нормативных актах. Так, в Законе Российской Федерации «Об образовании» указывается, что одним из принципов государственной политики в области образования является адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников
Определенное внимание проблеме индивидуального подхода уделяется и в исследованиях зарубежных представителей психолого-педагогических наук. В частности, в исследованиях Б. Скиннера, на основе разработанных им и другими учеными методов изучения поведения, показаны возможности индивидуализации содержания образования, темпа работы и управления познавательной деятельностью.
Индивидуальность обусловлена общими законами развития человека, законами функционирования его организма, законами отражения и регуляции. К этому типу можно отнести индивидуальность формально-динамическую (скорость, темп, сила, интенсивность, подвижность, уравновешенность не только нервных процессов, но и всех процессов жизнедеятельности организма и любых процессов психического отражения и регуляции). К этому же типу относится все многообразие индивидуальных задатков, детерминирующих развитие способностей.
С другой стороны, индивидуальность
обусловлена социальными
В рамках данного исследования индивидуализация предполагает создание условий для максимально свободной реализации задатков старших дошкольников и заключается в акцентированном воздействие на «сильные» и «слабые» стороны их подготовленности.
Анализируя теорию и педагогическую практику дошкольного физического воспитания необходимо обратить внимание, что индивидуализация может проводиться по различным основаниям в зависимости от того, ради достижения каких целей она осуществляется. Современная научная литература располагает большим фактологическим материалом, в котором индивидуальный подход обеспечивается на основе соотношения между двигательными способностями и типологическими особенностями (О. Ф. Жуков, Е. А. Козин, С. П. Левушкин, Ю. О. Лобанова и др.).