Индивидуализация процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 21:49, автореферат

Описание работы

Актуальность проблемы и темы исследования. В многочисленных публикациях последних лет отмечается тревожная тенденция прогрессивного ухудшения в состоянии здоровья детей. В разных публикациях количественные данные значительно варьируются, но практически все авторы отмечают негативную тенденцию увеличения числа детей, имеющих недостатки в физическом развитии и ухудшение здоровья (Е. А. Бабенков, Г. Н. Лезжова, Е. З. Пужаева, В. И. Усаков, С. О. Филиппова и др.) .
Наши наблюдения показывают, что при поступлении в детские образовательные учреждения значительное число детей, до 50 %, имеют низкие и ниже средних возрастно-половые показатели развития основных двигательных качеств – скорости, выносливости и мышечной силы. Почти треть дошкольников имеет неблагоприятные реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку, низкую устойчивость организма к гипоксии.

Файлы: 1 файл

Автореферат Попкова посл.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

Экспериментальная база, этапы и методика исследования. Исследование проводилось с 2005-2010 годы  на кафедре педагогики Уральского государственного университета физической культуры. Основная опытная работа осуществлялась на базе дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 87» г. Стерлитамака. Дополнительной базой реализации авторской методики выступило дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад № 83» г. Стерлитамака.

В опытно-экспериментальной  работе приняли участия дети старшего дошкольного возраста, посещающие дошкольные образовательные учреждения. Всего на разных этапах было задействовано 125 воспитанников, а также 156 педагогов и 325 родителей.

Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов (2005-2010 гг.). На каждом этапе в зависимости от его задач применялись адекватные им методы исследования (таблица 1).

Таблица 1 –  Этапы, содержание и методы исследования

 

Этапы

Содержание

Методы

Поисково-диагностический

(2005-2006 гг.)

Осуществлялось изучение философских, психолого-педагогических литературных источников, диссертационных работ по проблеме изыскания; уточнялись основные понятия. Определялись цель, объект, предмет, задачи и гипотеза исследования. Осуществлялся подбор экспериментальных площадок. Определялось содержание и ход экспериментальной работы. Разрабатывался спецкурс по индивидуализации процесса физического воспитания старших дошкольников для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Был проведён констатирующий эксперимент

Анализ и  обо-бщение литературных источников; педагогическое наблюдение; экспертная оценка; антропометрия; констатирующий эксперимент; педагогичес-кое тестирование; анкетирование

Экспериментально-аналитический

(2006-2008 гг.)

Происходила разработка модели индивидуализации процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Разрабатывалась методика физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с учётом их индивидуально-типологических особенностей. Проводился формирующий эксперимент. Была изучена и выявлена эффективность предложенной модели и  методики

Моделирование; педагогическое наблюдение; формирующий эксперимент; педагогическое тестирование

 

Контрольно-обобщающий

(2008-2010 гг.)

Был проведён контрольный  эксперимент. Осуществлялись анализ и интерпретация полученных результатов, их теоретическое обоснование. Оформлялись выводы диссертационного исследования. Были разработаны практические рекомендации

Контрольный эксперимент; статистическая обработка данных; обобщение; сравнение результатов исследования; методы наглядного представления результатов


Научная новизна исследования

1 Разработана  модель индивидуализации процесса  физического воспитания старших дошкольников на основе личностно-ориентированного и деятельностного подходов.

2 Определены  и апробированы педагогические  условия, повышающие эффективность процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

3 Разработаны  критериальные основания социально-педагогического мониторинга, позволяющие диагностировать состояние педагогического процесса и готовность педагогов к осуществлению индивидуализации физического воспитания старших дошкольников.

 

Теоретическая значимость исследования

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что его результаты дополняют и конкретизируют современные представления о процессе физического воспитания старших дошкольников. В системе организации занятий детей старшего дошкольного возраста, разработанная модель представлена как средство повышения физической подготовленности и уровня здоровья старших дошкольников в процессе занятий физическим воспитанием. Полученный материал дополняет раздел теории и методики физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

 

Практическая  значимость исследования

В работе системно представлены различные аспекты  индивидуализации процесса физического  воспитания старших дошкольников, в  частности, рассмотрены различные основания для осуществления индивидуального подхода, возможности вариативного построения процесса физического воспитания.

Практическое  значение имеет содержание методики физического воспитания основанной на учете индивидуально-типологических особенностей старших дошкольников, критерии индивидуализации процесса физического воспитания. Результаты исследования могут быть использованы в качестве основы для совершенствования профессиональной подготовки и повышения уровня профессионализма педагогов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях.

 

Основные  положения, выносимые на защиту

1 Модель индивидуализации  процесса физического воспитания  старших дошкольников на основе  учёта особенностей телосложения  состоит из отдельных блоков (целевой, диагностический, педагогический, результативный), каждый из которых несет определённую смысловую нагрузку, что позитивно влияет на уровень физической подготовленности и здоровье воспитанников.

2 Эффективность  индивидуализации процесса физического  воспитания старших дошкольников  обеспечивается педагогическими условиями:

а) в образовательном  процессе дошкольного учреждения реализована  модель индивидуализации процесса физического воспитания старших дошкольников на основе учёта особенностей телосложения;

б) реализована  методика физического воспитания старших дошкольников с учетом их индивидуально-типологических особенностей, позволяющая значительно повысить физическую подготовленность воспитанников, уровень их здоровья;

в) для педагогов  дошкольного учреждения разработан и введен обязательный спецкурс по индивидуализации процесса физического воспитания старших дошкольников.

3 Критериальная  система способствует оценке  уровня готовности педагога к  осуществлению индивидуализации  процесса физического воспитания  старших дошкольников.

Личный  вклад автора состоит в: осуществлении научно-теоретического анализа исследуемой проблемы и выявлении особенностей индивидуализации процесса физического воспитания старших дошкольников; организации и проведении опытно-экспериментальной работы по апробации методики физического воспитания старших дошкольников с учетом их индивидуально-типологических особенностей; интерпретации полученных данных, обобщении результатов исследования, их внедрении в практику работы образовательных учреждений.

Достоверность и обоснованность научных результатов обусловлены представительной базой литературных источников, включающей в себя как философские, психолого-педагогические, так и государственно-правовые документы; методологической основой исходных параметров исследования проблемы индивидуализации процесса физического воспитания старших дошкольников; использованием комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных целям и задачам; подтверждением гипотезы исследования конкретными теоретическими и практическими результатами физической подготовленности детей; воспроизводимостью результатов изыскания и репрезентативностью объёма экспериментальной выборки, а также количественным и качественным анализом данных, их статистической значимостью.

Апробация и внедрение полученных результатов. Основные положения и результаты проведенного изыскания докладывались и обсуждались на: региональных научно-методических конференциях «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры» (Челябинск, 2007-2010 гг.); «Физическая культура и спорт в XXI веке: опыт, современный подход, проблемы и перспективы» (Стерлитамак, 2006 г.); «Профессионально-педагогическая подготовка специалиста в условиях производственной практики» (Челябинск, 2009); научно-образовательном семинаре преподавателей, руководителей и методистов практики «Систематизация процесса профессионально-педагогической подготовки специалистов физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования в Российской Федерации» (Стерлитамак, 2009 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта (Ижевск, 2008 г.); VI международной заочной научно-практической конференции «Проблемы формирования и реализации потенциала личности в современной России» (Уфа, 2009); итоговых научных конференциях молодых учёных «Актуальные проблемы теории и методики физической культуры, восстановительной медицины и экономических аспектов» (Челябинск, 2006-2010 гг.).

Материалы исследования являлись предметом выступления и обсуждения на методологических семинарах научной Школы «Интеграция высшего профессионального образования в сфере физической культуры» Уральского государственного университета физической культуры в 2006-2010 гг. (рук. проф.   А. Я. Найн).

Архитектоника диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трёх глав, заканчивающихся краткими выводами, заключения, в котором показано, как решены поставленные во «Введении» задачи и приложений. Список использованных источников включает 198 позиций, в том числе шесть на иностранном языке. Текст диссертации иллюстрирован схемами и таблицами.

Во «Введении» обоснована актуальность проблемы и темы исследования, степень её теоретической разработанности; сформулированы цель, объект, предмет и задачи исследования. Охарактеризованы этапы и методы исследования. Сформулирована научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; определены положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретическое обоснование процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с учетом их индивидуальных особенностей» приведён исторический анализ проблемы в теории и методике физического воспитания; аргументирована целесообразность индивидуального подхода к детям старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания; показана модель индивидуализации процесса физического воспитания старших дошкольников.

Во второй главе  «Методические особенности физического воспитания старших дошкольников в зависимости от типа телосложения» описаны особенности физического развития старших дошкольников различных типов телосложения, приведена методика физического воспитания старших дошкольников с учетом их индивидуально-типологических особенностей.

В третьей главе «Экспериментальное обоснование эффективности методики индивидуального подхода в процессе физического воспитания старших дошкольников» показана организация опытно-экспериментальной работы: цель, задачи, принципы и методы; представлены результаты экспериментальной работы, приведён анализ, оценка и обсуждение полученных данных.

В «Заключении» отражены обобщающие выводы, соответствующие задачам исследования, представленным во «Введении».

 

 

ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

1 Предпосылки  развития проблемы индивидуализации  в теории и    педагогической  практике дошкольного физического воспитания

 

Исключительная  сложность данной проблемы и её важность для практики вызвали в жизни  множество работ, посвященных этой теме (З. В. Выдрич,       Е. В. Давиденко, Ю. В. Демьянко, М. В. Загуменов, М. Д. Маханева, В. Н. Шебеко и др.). В рассмотренных работах даны различные определения индивидуализации, но все они объединены специфическими признаками этого феномена.

Во-первых, индивидуализация рассматривается как неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры. Во-вторых, трактуется как организация учебного процесса, при котором учитываются индивидуальные различия воспитанников, уровень развития их способностей к учению

Рассматривая в целом научные предпосылки развития проблемы индивидуализации в образовании, следует отметить ее значимость, которая особенно возросла в последнее десятилетие. Подтверждение тому содержится в соответствующих законодательных и нормативных актах. Так, в Законе Российской Федерации «Об образовании» указывается, что одним из принципов государственной политики в области образования является адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников

Определенное внимание проблеме индивидуального подхода уделяется и в исследованиях зарубежных представителей психолого-педагогических наук. В частности, в исследованиях Б. Скиннера, на основе разработанных им и другими учеными методов изучения поведения, показаны возможности индивидуализации содержания образования, темпа работы и управления познавательной деятельностью.

Индивидуальность обусловлена  общими законами развития человека, законами функционирования его организма, законами отражения и регуляции. К этому типу можно отнести индивидуальность формально-динамическую (скорость, темп, сила, интенсивность, подвижность, уравновешенность не только нервных процессов, но и всех процессов жизнедеятельности организма и любых процессов психического отражения и регуляции). К этому же типу относится все многообразие индивидуальных задатков, детерминирующих развитие способностей.

С другой стороны, индивидуальность обусловлена социальными условиями, обстоятельствами жизни или влиянием среды (Б. М. Теплов). К этому типу, в первую очередь, относятся индивидуальные особенности направленности личности, своеобразие черт характера.

В рамках данного исследования индивидуализация предполагает создание условий для максимально свободной реализации задатков старших дошкольников и заключается в акцентированном воздействие на «сильные» и «слабые» стороны их подготовленности.

Анализируя  теорию и педагогическую практику дошкольного  физического воспитания необходимо обратить внимание, что индивидуализация может проводиться по различным основаниям в зависимости от того, ради достижения каких целей она осуществляется. Современная научная литература располагает большим фактологическим материалом, в котором индивидуальный подход обеспечивается на основе соотношения между двигательными способностями и типологическими особенностями (О. Ф. Жуков, Е. А. Козин, С. П. Левушкин, Ю. О. Лобанова и др.).

Информация о работе Индивидуализация процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста