Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 21:49, автореферат
Актуальность проблемы и темы исследования. В многочисленных публикациях последних лет отмечается тревожная тенденция прогрессивного ухудшения в состоянии здоровья детей. В разных публикациях количественные данные значительно варьируются, но практически все авторы отмечают негативную тенденцию увеличения числа детей, имеющих недостатки в физическом развитии и ухудшение здоровья (Е. А. Бабенков, Г. Н. Лезжова, Е. З. Пужаева, В. И. Усаков, С. О. Филиппова и др.) .
Наши наблюдения показывают, что при поступлении в детские образовательные учреждения значительное число детей, до 50 %, имеют низкие и ниже средних возрастно-половые показатели развития основных двигательных качеств – скорости, выносливости и мышечной силы. Почти треть дошкольников имеет неблагоприятные реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку, низкую устойчивость организма к гипоксии.
В ходе опытно-экспериментального исследования также изучались показатели физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста (таблица 3).
Таблица 3 – Сравнительный анализ показателей физической подготовленности детей опытных групп после эксперимента
Показатели, единицы измерения |
КГ (n=20) (X ± σ) |
ЭГ (n=20) (X ± σ) |
t расч. |
р |
Бег на 10 м. с хода, с. |
2,6±0,4 |
2,4±0,4 |
2,35 |
<0,05 |
Бег на 30 м. с высокого старта, с. |
8,0±0,4 |
7,7±0,2 |
2,59 |
<0,05 |
Бег 500 м., с. |
190,8±13,2 |
179,3±13,0 |
2,15 |
<0,05 |
Челночный бег 3х10 м., с. |
11,2±0,5 |
10,9±0,4 |
5,20 |
<0,05 |
Прыжок в длину с места, см. |
115,0±9,7 |
120,1±8,5 |
2,21 |
<0,05 |
Прыжок вверх с места, см. |
18,4±6,6 |
21,5±0,5 |
4,56 |
<0,05 |
Наклон вперед из положения стоя, см. |
3,1±1,0 |
4,6±1,1 |
2,21 |
<0,05 |
Подъем из положения лежа на спине, раз |
16,1±5,1 |
18,1±4,5 |
2,11 |
<0,05 |
Статистическое равновесие, t |
16,0±9,2 |
21,0±10,2 |
8,66 |
<0,05 |
Примечание: КГ – контрольная группа, ЭГ – экспериментальная группа |
Сформированность двигательных действий (техническая подготовленность) оценивалась по трехбалльной системе. Оценка соответствовала уровню овладения двигательным действием («3» – высокий, «2» – средний, «1» – низкий) (рисунок 2, 3).
Установленная в исследовании взаимосвязь между уровнем физического развития и состоянием здоровья детей подтвердилась результатами анализа общей заболеваемости. За время проведения эксперимента в экспериментальной группе количество заболеваний на одного ребенка в год сократилось с 18 дней в 2008 году до 9 дней в 2009 году. За данный период сократилось число пропущенных по болезни дней – от 186,7 дней до 114,3; индекс здоровья возрос от 75 % до 89 %. Резко снизилась встречаемость острых заболеваний ( с 87 % до 61 %), что свидетельствует о повышении адаптационных возможностях детского организма. Изменилась доля остро-респираторных и респираторно-вирусных заболеваний, по сравнению с констатирующим экспериментом она уменьшилась в 2,1 раза.
Рисунок 2 – Гистограмма результатов оценки уровня физической
подготовленности
детей экспериментальной и
до эксперимента
Рисунок 3 – Гистограмма результатов оценки уровня физической
подготовленности детей экспериментальной и контрольной группы
после эксперимента
Опытно-экспериментальная работа показала, что разработанная и апробированная методика физического воспитания старших дошкольников с учетом их индивидуально-типологических особенностей способствует повышению уровня физической, технической подготовленности воспитанников, а также повышению уровня их здоровья. Результаты экспериментальной группы достоверно выше показателей контрольной группы.
Таким образом, можно констатировать, что индивидуализация процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста оказывается достаточно эффективной при реализации разработанных педагогических условий.
Основные выводы по материалам исследования
1 Актуальность
проблемы индивидуализации
2 Совершенствованию физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях способствует разработанная в исследовании модель, которая обеспечивает индивидуализацию процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста
3 Установлено, что для повышения эффективности процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста необходимо создать следующие педагогические условия: в образовательном процессе дошкольного учреждения реализована модель индивидуализации процесса физического воспитания старших дошкольников на основе учёта особенностей телосложения; реализована методика физического воспитания старших дошкольников с учетом их индивидуально-типологических особенностей, позволяющая значительно повысить физическую подготовленность воспитанников, уровень их здоровья; для педагогов дошкольного учреждения разработан и введен обязательный спецкурс по индивидуализации процесса физического воспитания старших дошкольников.
4 Разработаны методические
рекомендации для педагогов дошкольных
образовательных учреждений по индивидуализации
процесса физического воспитания старших
дошкольников. Основной акцент при работе
с детьми данного возраста в обозначенных
условиях делается на использование индивидуально-
Проведённое исследование не претендует на исчерпывающую полноту разработки проблемы. Актуальными остаются вопросы преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой в вопросах индивидуализации процесса физического воспитания; обоснование оптимальной системы критериально-ориентированного тестирования и диагностирования физической подготовленности воспитанников дошкольных учреждений.
Основные положения исследования представлены в следующих
публикациях автора
1. Попкова, Н.
В. Индивидуализация как
2. Попкова, Н. В. Индивидуализация процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе учета особенностей телосложения / Н. В. Попкова // Теория и практика физической культуры. – 2010. − № 5. – С. 36-38 (реестр ВАК Минобрнауки РФ).
3. Попкова, Н. В. Комплекс педагогических условий оздоровления детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры / Н. В. Попкова // Образование. Спорт. Наука : материалы юбилейной науч.-практ. конф. : в 2 ч. / гл. ред. – проф. Л. М. Куликов. – Челябинск : УралГУФК. – 2005. − Ч. II. – С. 258-261.
4. Попкова, Н. В. Теоретические обоснования исследования компенсации негативных влияний микросреды школьников / Н. В. Попкова // Педагогическая наука и образование : тематический сб. науч. тр. / отв. ред. А. А. Найн. – Челябинск : ЧелГНОЦ УрО РАО, 2005. − Вып. 5. − С. 47-51.
5. Попкова, Н. В. Технология формирования основ физической культуры учащихся в процессе валеологического образования / Н. В. Попкова, С. Н. Лютова // Управление качеством образовательного процесса на основе информационных технологий : материалы науч.-практ. конф., Магнитогорск, 13 янв. 2006 г. – Магнитогорск : МГППК, 2006. – 149-152 с.
6. Попкова, Н. В. Технология реализации индивидуального подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста / Н. В. Попкова // Физическая культура и спорт в XXI веке : опыт, современный подход, проблемы и перспективы : материалы юбилейной науч.-практ. конф. : в 2 ч. – Стерлитамак, СИФК, 2006. – Ч. II. – С. 152-157.
7. Попкова, Н. В. Проблема повышения квалификации специалистов ДОУ в условиях модернизации российского образования / Н. В. Попкова // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры : материалы XVI региональной науч.-методич. конф. – Челябинск : ИЦ «Уральская академия», 2006. – С. 95-97.
8. Попкова, Н. В. Подготовка специалистов в области физического воспитания детей дошкольного возраста как фактор и условие совершенствования физкультурно-оздоровительной деятельности в современном обществе / Н. В. Попкова // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры : материалы XVII региональной научно-методической конференции / под ред. проф. О. А. Сиротина. – Челябинск : УралГУФК, 2007. – С. 67-69.
9. Попкова, Н. В. Образовательная среда ДОУ : условия повышения качества дошкольного образования / Н. В. Попкова // Организационно-управленческие проблемы физкультурно-оздоровительной работы : сб. науч. тр № 11. – Челябинск : УралГУФК, 2007. – С. 45-49.
10. Попкова, Н. В. Особенности физического воспитания детей дошкольного возраста : методические рекомендации / Н. В. Попкова, Л. А. Шмидт. – Стерлитамак : Спринт, 2007. – 52 с.
11. Попкова, Н. В. Программа индивидуализации процесса физического воспитания детей 5-7 лет / Н. В. Попкова // Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта : материалы Всероссийской науч.-практ. конф. – Ижевск : «Удмурский государственный университет», 2008. – С. 104-106.
12. Попкова, Н. В. Модель индивидуализации процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Попкова // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры : материалы XVIII региональной науч.-метод. конференции. – Челябинск : УралГУФК, 2008. – С. 62-64.
13. Попкова, Н. В. Проблема осуществления индивидуализации процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Попкова // Актуальные проблемы теории и методики физической культуры, восстановительной медицины и экономических аспектов : сб. науч. тр. молодых ученых УралГУФК. – Челябинск : УралГУФК, 2008. − Вып. 7. − С. 72-74.
14. Попкова, Н. В. Оценка готовности будущих специалистов осуществлять индивидуализацию процесса физического воспитания детей дошкольного возраста / Н. В. Попкова // Профессионально-педагогическая подготовка специалиста в условиях производственной практики : материалы региональной науч.-практ. конф. / под ред. Л.М. Куликовой. – Челябинск : УралГУФК, 2009. – С. 31-33.
15. Попкова, Н. В. Методические особенности оптимизации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении / Н. В. Попкова, С. Н. Ротач // Проблемы формирования и реализации потенциала личности в современной России : материалы VI междунар. заочной науч.-практ. конф. – Уфа : «Восточный университет», 2009. – С. 354-356.
16. Попкова, Н. В. Технология организации оздоровительно-физкультурной работы с детьми дошкольного возраста : учебное пособие / Н. В. Попкова, П. И. Ключник. − Стерлитамак : Фобос, 2009. – 258 с.
17. Попкова, Н.
В. Подготовка студентов вуза
физической культуры к педагоги
18. Попкова, Н.
В. Реализация индивидуального
подхода в физическом воспитани
19. Попкова, Н.
В. Подготовка специалистов в
области ФК и спорта как
фактор и условие
20. Попкова, Н. В. Интегрированные занятия по физической культуре в дошкольных образовательных учреждениях / Н. В. Попкова, С. В. Попков // Профессионально-педагогическая подготовка современного специалиста в условиях производственной практики : материалы региональной науч.-практ. конф. студентов, преподавателей и методистов практики / под ред. Л. М. Куликовой, М. В. Проломовой. – Челябинск : ИЦ «Уральская академия», 2010. – С. 74-76.
21. Попкова, Н.
В. К вопросу о