Индивидуализация процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 21:49, автореферат

Описание работы

Актуальность проблемы и темы исследования. В многочисленных публикациях последних лет отмечается тревожная тенденция прогрессивного ухудшения в состоянии здоровья детей. В разных публикациях количественные данные значительно варьируются, но практически все авторы отмечают негативную тенденцию увеличения числа детей, имеющих недостатки в физическом развитии и ухудшение здоровья (Е. А. Бабенков, Г. Н. Лезжова, Е. З. Пужаева, В. И. Усаков, С. О. Филиппова и др.) .
Наши наблюдения показывают, что при поступлении в детские образовательные учреждения значительное число детей, до 50 %, имеют низкие и ниже средних возрастно-половые показатели развития основных двигательных качеств – скорости, выносливости и мышечной силы. Почти треть дошкольников имеет неблагоприятные реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку, низкую устойчивость организма к гипоксии.

Файлы: 1 файл

Автореферат Попкова посл.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

 

2 Модель  и педагогические условия индивидуализации  процесса      физического воспитания детей старшего дошкольного возраста

 

Под педагогической моделью в данном диссертационном исследовании понимается такое методологическое средство, которое, отображая и репрезентируя, на основе отношения подобия существенные структурно-функциональные связи объекта педагогического исследования, способно воспроизводить эти связи, давая новое знание в исследуемом объекте.

На основе анализа  психолого-педагогической литературы (С. Я. Батышев, В. И. Попова, В. А. Штофф  и др.) были определены следующие требования к описываемой в исследовании модели:

а) модель должна давать корректное описание основ функционирования системы;

б) постулаты, используемые для построения должны соответствовать реальным свойствам, элементам моделируемых систем и взаимосвязям элементов;

в) уровень модели должен позволять делать выводы, проверяемые экспериментально;

г) предвидеть и  проектировать изучаемую систему.

В процессе изучения аспектов индивидуализации процесса физического  воспитания старших дошкольников была разработана структурно-функциональная модель как совокупность закономерных, функционально связанных компонентов, составляющих определенную целостную систему (рисунок 1). В ходе исследования приоритет был отдан личностно-ориентированному и деятельностному подходам, позволяющим реализовать идею развития индивидуальности ребенка в совместной деятельности со взрослым. Выделение компонентов в модели позволило разбить ее на блоки (целевой, диагностический, педагогический, результативный), которые обеспечивают возможность более четко представить целенаправленный процесс индивидуализации физического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Структура модели построена на единстве и взаимосвязи  составляющих её компонентов: социального  заказа, цели, методологических оснований педагогического процесса; педагогических  условий,   обеспечивающих   эффективность  

  

 



Цель: индивидуализация процесса физического

воспитания детей старшего дошкольного возраста





 


 

 

 

 

 

 

 


 

 






 

 


 


 



 

 

Рисунок 1 – Схема модели индивидуализации процесса физического

воспитания  детей старшего дошкольного возраста

индивидуализации  процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста; критериальных оснований как для детей старшего дошкольного возраста, так и для педагогов дошкольных образовательных учреждений; результата в виде успешного социального уровня.

Исходя из социального  заказа общества, была сформулирована цель образовательного процесса, которая заключалась в реализации и выполнении следующих задач: 1) развитие ведущих для конкретной типологической группы физических качеств; 2) стимулирование индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей воспитанников; 3) сохранение и укрепление здоровья старших дошкольников.

Научным обеспечением реализации заявленной модели явились  определенные методические принципы. Среди них следует отметить принцип позитивности (то есть ориентация на создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы, сотрудничества), принцип последовательности и целостности развития (от простого к сложному, от частного к общему), принцип развивающего обучения (обязывает педагога учитывать «зону ближайшего развития» ребенка, то есть предлагаемые упражнения должны опережать имеющийся у детей в данный момент уровень умений и навыков), принцип оздоровительной направленности (требует средствами физической культуры укреплять здоровье) и др.

Эффективное функционирование разработанной модели возможно лишь при наличии ряда педагогических условий.

Первое  педагогическое условие – в образовательном процессе дошкольного учреждения реализована модель индивидуализации процесса физического воспитания старших дошкольников на основе учёта особенностей телосложения – обеспечивает последовательное, целенаправленное развитие физических, интеллектуальных и духовных способностей воспитанников.

Второе  педагогическое условие – реализована методика физического воспитания старших дошкольников с учетом их индивидуально-типологических особенностей – способствует их гармоничному развитию и обеспечивает значимый социальный эффект. Реализация данной методики обеспечивает комплексный подход к организации и проведению занятий по физическому воспитанию с учётом индивидуально-типологических особенностей воспитанников.

Третье  педагогическое условие – для педагогов дошкольного учреждения разработан и введен обязательный спецкурс по индивидуализации процесса физического воспитания старших дошкольников. Разработанный авторский спецкурс способствует повышению компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в вопросах осуществления индивидуального подхода в физкультурно-оздоровительной работе со старшими дошкольниками.

При формировании педагогических условий были изучены  и зафиксированы изменения, возникающие в модели; выявлены взаимосвязанные условия и результаты; проанализированы тенденции, проявляющиеся в результате этой работы.

На  первом этапе (подготовительном) происходит планирование, конструирование индивидуализации процесса физического воспитания старших дошкольников. Первоначальная задача данного этапа носит диагностический характер.

На  втором этапе (организационном) реализуется методика индивидуализации физического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Воспитанники под руководством педагога приобретают знания, умения и навыки.

Третий  этап (этап реализации) связан с анализом результатов и определением необходимых коррекционных мер. На данном этапе осуществляется оценка изменений в уровне физической подготовленности  и состоянии здоровья воспитанников, произошедших в результате реализации разработанной методики индивидуализации физического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе учета типа телосложения.

В процессе обучения на данных этапах происходит развитие структуры процесса физического  воспитания  как динамичного системного образования, состоящего из ряда компонентов: мотивационного, когнитивного, деятельностного, оценочного.

В структурно-функциональной модели выделены критериальные основания (таблица 2)

Таблица 2 –  Критериальные основания

 

Критериальные основания

готовности  педагога к осуществлению индивидуализации процесса

физического воспитания

индивидуализации  процесса

физического воспитания старших 

дошкольников

Мотивации и  потребности к непрерывному повышению профессиональной компетентности в сфере осуществления индивидуализации процесса физического воспитания

Состояние основных физических качеств и связанных с ними способностей

Знания и  умения индивидуально- личностных особенностей дошкольни-ков при проведении физкультурно-оздоровительной работы

Сформированность  двигательных действий

Овладение навыками проведения физкультурных занятий  на основе систематизации и группировки типичных проявлений дошкольников

Физическая  подготовленность

Приобретение  умений медико-педагогического контроля и мониторинга функционального состояния и здоровья дошкольников

Уровень здоровья


Результатом реализации модели является индивидуализация процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, заключающаяся в достижении индивидуального уровня физической подготовки старшими дошкольниками, овладение широким арсеналом двигательных умений и навыков, повышение уровня их здоровья.

 

3 Методика индивидуализации процесса физического воспитания  старших дошкольников

 

В «Новейшем психологическом словаре» понятие «методика» трактуется как совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы; отрасль педагогической науки, исследующая закономерности, правила, методы и приёмы обучения определённому учебному предмету.

Авторская методика предполагала дифференциацию воспитанников по типам конституции, проведение занятий с ними по индивидуальным двигательным программам с преимущественным воздействием на ведущие для конкретной типологической группы физические качества.

В разработанной  методике 60 % времени занятия уделялось развитию ведущего для них двигательного качества: для воспитанников астено-торакального типа телосложения – выносливости, для мышечного типа – скоростно-силовых качеств и дигестивного типа – гибкости, скоростно-силовых качеств. Оставшиеся 40 % от общего объема занятий уделялось развитию остальных физических качеств.

Представителям  каждого конституционального типа предлагались типоспецифические физические нагрузки, которые в большей мере соответствуют врожденным задаткам занимающихся. Применялся в основном индивидуально-групповой способ проведения занятий.

Разработанная методика предполагала выделение инвариантной и вариативно-индивидуальной частей. В первую из них входили те средства физической культуры, которые могут быть использованы в физкультурно-оздоровительной работе со всеми детьми независимо от уровня их физической подготовленности и состояния здоровья, вторая – позволила реализовать индивидуальный подход за счет использования различных средств физической культуры, направленных на коррекцию физической подготовки отстающих детей и конкретных отклонений в состоянии здоровья того или иного дошкольника. Это позволило реализовать общие задачи физического воспитания детей старшего дошкольного возраста и добиться положительного результата для каждого конкретного ребенка, создать у него необходимый потенциал для дальнейшего обучения в школе.

Для повышения уровня здоровья детей старшего дошкольного  возраста использовали комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий, куда входили закаливающие процедуры, различные методы оздоровления, коррекционная работа. Также для повышения уровня здоровья проводились мероприятия рекомендованные детям всех типов телосложения: гимнастика для глаз, массаж биологически активных зон, психогимнастика, лечебная физическая культура, массаж и т.д.

Важной характеристикой  авторской методики является побуждение детей к самостоятельной двигательной активности, что обусловлено насыщением различными видами двигательной деятельности режима жизни ребенка, актуализацией его самостоятельной позиции в сохранении здоровья. Самостоятельная двигательная  активность приобрела такие характеристики как мотивируемость, целенаправленность, продолжительность, самостоятельность вариативность. Разработанная методика изменила не только качественные характеристики движений и двигательной деятельности детей, состояние их здоровья, но и благоприятно повлияла на создание социально-психологического климата в детском коллективе.

 

4 Анализ  материалов опытно-экспериментальной  работы, оценка и их интерпретация

 

В процессе проведения опытно-экспериментального исследования для выявления уровня готовности педагогов дошкольных образовательных учреждений осуществлять индивидуализацию процесса физического воспитания была разработана анкета, целью которой являлось определение типичных затруднений при осуществлении индивидуального подхода. Также определялось желание использовать в своей работе новые методики построения занятий физической культуры, учитывающие индивидуальные особенности каждого ребенка. Анкета включала в себя пять групп вопросов.

Проведенное анкетирование  показало, что многие педагоги затрудняются в вопросе о разделении детей  на подгруппы, а также не все знакомы  с теоретическими обоснованиями индивидуализации процесса физического воспитания дошкольников. В индивидуальной работе с воспитанниками 45,3 % педагогов учитывают факторы, характеризующие общие особенности контингента детей (возраст, пол, состояние здоровья), 31,1 % – учитывают динамику общих и индивидуальных изменений в физическом состоянии воспитанников  на занятиях физической культуры. На вопрос: «Знакомы ли Вы с методикой физического воспитания дошкольников основанной на учете особенностей типа телосложения детей?», 99,2 % педагогов затруднились ответить.

В ходе дальнейшего  опроса педагогов было выявлено, что многие из них хотели бы освоить новые методики, учитывающие индивидуальные особенности воспитанников, однако ощущают острую нехватку научно-методической помощи в этой области.

Оценивание  профессионально-педагогической компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения осуществлялось комиссией экспертов по разработанным критериям.

В результате экспертной оценки было выявлено, что наиболее высокий уровень профессионально-педагогических знаний, умений и навыков, после изучения программы спецкурса продемонстрировали педагоги обучающиеся в высших учебных заведениях или недавно их закончившие, а также педагоги, занимающиеся научно-практической деятельностью (средний балл экспертной оценки – 4,92). Все остальные категории педагогов имели средний балл экспертной оценки 3,84.

Информация о работе Индивидуализация процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста