Инновационные средства и технологиии подготовки баскетболистов различной квалификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:24, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: совершенствование системы профессиональной подготовки спортсменов и команд в игровых видах спорта на основе инновационных технологий.
Задачи исследования:
1. Разработать комплекс модельных характеристик игроков различных квалификационных групп, позволяющий определить направление тренировочного процесса на различных этапах подготовки баскетболистов.
2. Определить факторы, влияющие на результативность соревновательной деятельности студенческой команды и разработать методики, позволяющие усовершенствовать тренировочный процесс.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
1 Психологические факторы, способствующие успешной спортивной деятельности баскетбольной команды………………………………………….
1.1 Психологический климат и межличностные отношения в команде баскетболистов………………………………………………………………….
1.2 Сплоченность команды и ее измерение ……………………………………...
1.3 Сплоченность баскетбольной команды и эффективность деятельности….
1.4 Факторы, влияющие на сплоченность команды……………………………..
1.5 Психологическая совместимость……………………………………………...
1.6 Формы психологического воздействия тренера на спортсменов…………...
1.7 Общение тренера с членами баскетбольной команды, имеющими разный социометрический статус………………………………………………………
1.8 Выводы…………………………………………………………………………..
2 Инновационные подходы к совершенствованию системы подготовки баскетболистов……………………………………………………………………..
2.1 Адаптационная подготовка ……………………………………………………
2.2 Введение программирования в тренировочный процесс….............................
2.3 Внедрение сопряженной подготовки баскетболистов……………………...
2.4 Моделирование тренировочного процесса……………………………………
2.5 Выводы…………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

дипл раб аббасова азяки.docx

— 223.95 Кб (Скачать файл)

        В это время основное внимание уделялось психологической подготовке, средствами которой решались следующие задачи:

- моделирование психологических условий участия в олимпийском турнире,

постановка двигательных и интеллектуальных задач, превышающих по трудности соревновательные,

- формирование готовности  к достижению высокого спортивного результата.

опережающей подготовки показала свою эффективность, но на современном этапе возникла необходимость ее диалектического развития. Нами эта идея была реализована как концепция «адаптирующей подготовки». Она предусматривает пе только наличие «базовых» элементов опережения основных соперников, но и наличие «звена замедленного воздействия» на определенньк этапах предсоревновательной подготовки. Благодаря этому появляется возможность использовать специально провоцируемые подъемы и спады «спортивной формы» команды. Такое адаптирующее воздействие оптимизирует достижение высшего уровня готовности команды к моменту решающих игр турнира. Оно было внедрено в практику подготовки женской сборной команды к чемпионату Европы 2005 года.

 

 

          2.2 Введение программирования в тренировочный процесс

         Термин «программирование» пришел в педагогические науки из области эксплуатации электронно-вычислительных машин. В классическом определение он подразумевает автоматическое регулирование управляемости изучаемой программы. В процессе спортивной подготовки происходит целенаправленное управление активной деятельностью спортсменов. В этом плане программирование открывает большие перспективы, поскольку всякое преобразование информации связано с процессом управления целенаправленной деятельностью. Отсутствие же целенаправленности воздействий означает по сути дела отсутствие управления процессом подготовки. Чем конкретнее поставлена цель и задачи ее выполнения, тем наиболее вероятность эффективности подготовки [28].

         Как известно, наличие целевой установки, как необходимого признака всякой управляемой системы, и постоянное изменение состояния управляемого объекта в процессе управления, требует программы действия (операции) для управляемой системы [23, 227].

          Именно такая программа действий и определяет особенности процесса

программирования.

          Принято различать разомкнутое и цикличное управление системами. Первый вид - управление без обратной связи и, следовательно, без регуляции хода управляемого процесса со стороны управляющей системы. Второй вид предполагает и то и другое [40, 155]. Это более эффективный способ управления и наиболее характерный для управления процессом спортивной подготовкой.

            При циклическом управлении обеспечиваются следующие функции:

а) указание цели управления;

б) установление исходного  состояния управляемой системы;

в) программу воздействий, предусматривающую основные переходные состояния системы, определяемые спецификой управляемого процесса;

г) получение информации по определенной системе параметров о состоянии управляемой системы в каждый момент управления (обратная связь);

д) переработку информации, полученной по каналу обратной

связи, и выработку корректирующих (регулирующих) воздействий;

е) реализацию регулирующих воздействий [13, 129, 252].

         Таким образом, программирование - это система действий, целью которых является нахождение наиболее эффективных способов перевода состояния спортсмена на новый максимально доступный и устойчивый уровень. По отношению к тренировочному процессу, программирование - это упорядочение содержания тренировочного процесса в соответствии с целевыми задачами подготовки спортсмена и специфическими принципами, определяющими рациональные формы организации тренировочных нагрузок в рамках конкретного времени [28].

         Большинство положений теории спорта относится к области неформализуемых задач, поэтому отличается неполнотой и противоречивостью, что вынуждает строго подходить к выбору аппарата формализации средств подготовки. Это относится в равной мере и к основным положениям программирования. Известно, что для решения задач в неформализуемых областях знаний одним из наиболее перспективных подходов является экспертная технология [260, 261], которая в нашем случае использована для оценки эффективности методов тестирования физической подготовленности и для оценки адекватности методов развития двигательных способностей.

         По отношению к тренировочному процессу, «программирование - это упорядочение содержания тренировочного процесса в соответствии с целевыми задачами подготовки спортсмена и  специфическими принципами, определяющими рациональные формы организации тренировочных нагрузок в рамках конкретного времени» [28].

         Программированный метод подготовки спортсменов, являясь одним из главных составляющих управления, решает задачи нахождения наиболее эффективных способов перевода систем и функций организма спортсмена на максимально доступный уровень устойчивого функционирования с учетом гетерохронности их развития и совершенствования в рамках конкретного времени в целях достижения единой функциональной системой организма общего полезного результата [31, 80, 252].

          Предпосылками программирования спортивной подготовки выступают причинно-следственные связи, лежащие в основе сочетания технико-тактических средств и методов, специально организованных упражнений, предназначенных для целенанравленного совершенствования систем и функций организма спортсменов, а также воздействия «внетренировочных» средств оптимизации деятельности спортсменов и команд.    Многокомпонентность данной системы, составляющей базу знаний для программирования спортивной подготовки, в силу ограниченности действия известных закономерностей спортивной тренировки, затрудняет определение цели и способов ее достижения и снижает прогностичность принятия решения [13].

             Программирование спортивной тренировки представляет собой упорядоченные логические операции и основывается на базе знаний, в большой своей части не поддающихся формализации. Решение задачи эффективного программирования тренировки возможно за счет формализации самого процесса программирования и разработки алгоритмов, составляющих технологию программирования. Объектами программирования спортивной деятельности, составляющими его структурную модель, являются следующие логические операции:

- определение исходного  состояния;

- постановка главной цели  подготовки;

- разработка системы периодизации  годичного цикла;

- разработка принципов построения тренировочных нагрузок;

- формирование блоков  тренировочных средств и методов  их

использования;

- формирование микроциклов  [13].

          По отношению к спортивной деятельности цель управления выражается в достижении конкретного результата или конкретного уровня подготовленности. Один из примеров использования метода программированного обучения в спорте - работы С.В.Малиновского [138, 139]. Автор основывается на теории поэтапного формирования умственного действия советского психолога П.Я.Гальперина [40]. Разработанные им универсальные контрольные программы, состоящие из нескольких уровней трудности, способствовали ускорению освоения навыками игровой деятельностью.

 

              2.3 Внедрение сопряженной подготовки  баскетболистов

             В теории и методике спорта до настоящего времени перспективным представляется направление, связанное с оптимизацией интегрального процесса совершенствования различных сторон спортивного мастерства. В общих чертах оно должно представлять собой на взаимосвязанное (сопряженное) применение (параллельное или последовательное) средств тренирующих в процессе спортивной  подготовки.

Идея применения сопряженных  воздействий на различные стороны подготовленности спортсмена принадлежит выдающемуся специалисту в этой области В.М.Дьячкову [72-75]. Он обосновал теоретически принцип сопряженных воздействий и разработал методические положения сопряженного воздействия на процесс развития физических качеств и повышения технического мастерства спортсменов высокой квалификации. По В.М.Дьячкову, сопряженность необходимо рассматривать как оптимальную взаимосвязь нагрузок различной преимущественной направленности, развивающих или поддерживающих уровень физических качеств. Очевидно, можно добавить, что речь может идти не только о физических, но и психических качествах.

          Технология реализации сопряженной подготовки. Выбору конкретных средств сопряженных воздействий предшествует комплексный (педагогический) анализ содержания тренировочной деятельности членов команды (что было проделано?) и соревновательной деятельности (к чему привела проделанная работа?), а также уровня подготовленности членов команды (за счет чего можно добиться сопряженного эффекта?). После этого подбираются конкретные средства сопряженной тренировки, направленные на одновременное или последовательное развитие физических и психических качеств баскетболиста, сопряженное совершенствование технико-тактических навыков и, что не менее важно, формирование готовности спортсмена к конкретной деятельности. Каждое упражнение или действие, всегда требуют проявления большего или меньшего комплекса различных компонентов мастерства. Управление динамикой подготовленности спортсмена представляет собой сложный интегрированный педагогический процесс, направленный на объединение в единую систему подготовки отдельных ее компонентов. Чем больше средства подготовки соответствуют основной деятельности человека, тем выше сопряженность [28]. В последние годы исследования методического содержания сопряженного подхода занимают большое место в теории и методике спортивной тренировки, а также двигательных психокоррекционных тренингах [67, 87, 171, 196].

            С понятием «сопряженная» подготовка тесно связан способ объединения нагрузок, который назван сопряженно-последовательным. Этот способ предусматривает последовательное возрастание нагрузок, основанных на сопряженном их применении, отражающем структурные особенности спортивного движения. Интенсификация режима работы организма должна предусматривать морфологические и другие качественные и количественные изменения, которые составляют материальную основу его долговременной адаптации к условиям спортивной деятельности. Такие изменения не только

стабилизируются функциональные возможности спортсмена на достигнутом и используемом уровне, но и выступают в качестве предпосылки к дальнейшему его повышению. В полной мере это может быть обеспеченно только при той организации физической подготовки, которая учитывает специфические закономерности развития процесса адаптации организма к данному режиму мышечной работы, а также уровень физических возможностей спортсмена, на котором он в данный момент находится [72].

             Тренировка с преимущественным сопряженным воздействием на физическую и техническую подготовленность баскетболистов осуществляется в двух основных формах:

а) выполнение легкоатлетических упражнений на фоне жонглирования, ведения и передача мяча;

б) выполнение упражнений по совершенствованию техники владения мячом на дорожке стадиона, в парке и т.д.

           Тренировки с преимущественным сопряженным воздействием на физическую и тактическую подготовку представляют собой вариант, когда скоростные тактические воздействия в двойках, тройках, пятерках выполняются поперек или вдоль футбольного поля, т.е. на увеличенной площади для взаимодействия.

           Третий вариант мы здесь не рассматриваем по той причине, что, как уже подчеркивалось, техническая и тактическая подготовка баскетболистов сливается в неразрывное целое - технико-тактическое мастерство. Поэтому практически любое упражнение по совершенствованию техники или тактики обладает сопряженным эффектом [170].

 

           2.4  Моделирование тренировочного процесса

          Суть моделирования, которое предпринято в нашем исследовании, заключается в том, что баскетболист с помощью инструкции, а также системы сигналов ставился в условия, имеющие те же структурно- логические характеристики, как и в реальной игровой деятельности. Больше того, решая условные «игровые» задачи, он не просто видит, «чувствует» определенный набор признаков моделируемой ситуации, но и объединяет эти признаки в некую структуру и неосознанно обозначает такую структуру как модель игровой ситуации. Такие модели стимулировали выполнение конкретных моделируемых игровых действий в реальном масштабе времени.

           По существу в процессе эксперимента мы создавали условия для формирования образа конкретной игровой ситуации, который стимулировал регуляцию сознательной целенаправленной деятельности - решению оперативных задач. Судя по эмоциональной реакции испытуемых на собственные успешные или неуспешные действия, они решали задаваемые оперативные задачи с полной мобилизацией и ответственностью за результат решения.

Информация о работе Инновационные средства и технологиии подготовки баскетболистов различной квалификации