Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:24, дипломная работа
Цель исследования: совершенствование системы профессиональной подготовки спортсменов и команд в игровых видах спорта на основе инновационных технологий.
Задачи исследования:
1. Разработать комплекс модельных характеристик игроков различных квалификационных групп, позволяющий определить направление тренировочного процесса на различных этапах подготовки баскетболистов.
2. Определить факторы, влияющие на результативность соревновательной деятельности студенческой команды и разработать методики, позволяющие усовершенствовать тренировочный процесс.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
1 Психологические факторы, способствующие успешной спортивной деятельности баскетбольной команды………………………………………….
1.1 Психологический климат и межличностные отношения в команде баскетболистов………………………………………………………………….
1.2 Сплоченность команды и ее измерение ……………………………………...
1.3 Сплоченность баскетбольной команды и эффективность деятельности….
1.4 Факторы, влияющие на сплоченность команды……………………………..
1.5 Психологическая совместимость……………………………………………...
1.6 Формы психологического воздействия тренера на спортсменов…………...
1.7 Общение тренера с членами баскетбольной команды, имеющими разный социометрический статус………………………………………………………
1.8 Выводы…………………………………………………………………………..
2 Инновационные подходы к совершенствованию системы подготовки баскетболистов……………………………………………………………………..
2.1 Адаптационная подготовка ……………………………………………………
2.2 Введение программирования в тренировочный процесс….............................
2.3 Внедрение сопряженной подготовки баскетболистов……………………...
2.4 Моделирование тренировочного процесса……………………………………
2.5 Выводы…………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….
Поэтому тренер должен стремиться к тому, чтобы каждый спортсмен чувствовал на занятии, что он находится в поле внимания тренера. Это достигается путем установления различных контактов-обращений к учащимся в форме вопросов:
«Как ты себя чувствуешь?», «Не ушибся?», «Не больно?» или путем выражения согласия, одобрения, просьбы. Множество контактов-обращений создает у учащегося впечатление постоянного контроля над ним. При этом важно, чтобы тренер в начале знакомства с новичками не путал их имена и фамилии.
Почувствовав к себе внимание, спортсмен становится раскованным и доверчивым. Ему льстит проявление внимания со стороны тренера, и он отвечает взаимностью, старается выполнить задание как можно лучше.
Учитывая поощрительную функцию внимания, преднамеренное его отсутствие может использоваться как мера наказания за плохое поведение и проявление лености на занятии. Например, при опросе тренер может каждый раз как бы не замечать провинившегося спортсмена.
Просьба как форма воздействия на спортсмена может использоваться в том случае, когда тренер не хочет из педагогических соображений придавать общению официальный характер. Спортсмену льстит, что вместо требования используется форма обращения, в которой проявляется некоторый момент зависимости тренера от спортсмена. Это сразу меняет отношение спортсмена к воздействию тренера: ему хочется показать, что и он что-то значит в возникшей ситуации.
Требование является жестким воздействием. Его использование обусловлено более высоким статусом тренера. Надо учитывать, что смысл ряда требований может быть непонятен сразу спортсменам и тренер может встретиться с их скрытым или явным сопротивлением. Поэтому выдвигаемые требования тренер должен аргументировать. Аргументация снимает с требования окраску волюнтаристского воздействия тренера на спортсменов («Потому, что я так считаю», «Потому, что я тренер, а не вы»), придает им целесообразность.
«Конечный эффект всякого индивидуального воздействия на спортсмена — в педагогических либо психогигиенических и психотерапевтических целях — определяется не только личностными качествами этого спортсмена, но в большей степени качествами его непосредственного окружения. Если спортсмен упорно отклоняется от определенного задания тренера, то причина может заключаться в отрицательном отношении к занятиям авторитетного члена этой команды или спортсменов из других видов спорта, чье мнение по какой-то причине значимо для данного индивида». Морозов А. С. В сб.: Проблемы психологии спорта. М.: ВНИИФК, 1971. С. 42
Каждое требование может быть аргументировано по-разному в зависимости от обстоятельств. Все зависит от творчества, выдумки тренера. При этом следует учитывать, что:
1) аргументация не должна
превращаться в постоянное
2) аргумент, хотя и может быть заготовлен тренером, для спортсменов дол-
жен выглядеть экспромтом, поэтому нельзя повторять уже раз высказанную аргументацию;
3) строя аргументацию, необходимо
учитывать возрастные и
«К сожалению, очень хороший человек не бывает выдающимся тренером. Тренер должен быть жестким и требовательным.» Федун Л. Черчесов — моя кандидатура. Спорттэкспресс. 2007. 26 ноября.
Убеждение. Его основой служит разъяснение причинно-следственных связей и отношений, выделение социальной и личностной значимости решения того или иного вопроса. Убеждать можно не только словом, но и делом, личным примером.
В психологическом отношении убеждение наиболее надежно. Чтобы переубедить спортсменов в чеммто и не толкать их при этом к конфликту, всегда начинайте разрешение спорного вопроса, неудачного поведения с похвалы, с тезисов, с которыми они согласны, и только найдя общий язык, приступайте к разбору конфликтной ситуации, спорного вопроса. Практика убеждает: лучше сначала одобрить высказанные молодым человеком мысли, совершенные поступки, а потом сказать: «Но можно и по другому…» или «А как вы думаете, если попробовать иначе, например вот так…» Станкин М. И. Учитель физической культуры: личность, общение. М., 1993. С. 49
Внушение — это психологическое воздействие одного человека на другого (или одного человека на группу лиц, или наоборот), которое осуществляется с помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики и т. п.) и отличается сниженной аргументацией. Внушение адресовано не к разуму и логике, а к чувствам. Спортсмены при внушении верят в те доводы, которые высказываются тренером даже бездоказательно. В этом случае они ориентируются не столько на содержание внушения, сколько на его форму и источник, то есть на то лицо, которое дает советы или указания. Внушение, принимаемое спортсменами, становится их внутренней установкой, которая направляет, регулирует и стимулирует их психическую и физическую активность.
По критерию наличия цели и усилий, применяемых тренером для внушения, выделяются непреднамеренное и преднамеренное внушения. Первое характеризуется тем, что тренер не ставит перед собой цель внушить спортсмену ту или иную мысль, например неверие в свои силы. Однако такое отрицательное внушающее действие может оказать поведение тренера, связанное с сильным переживанием исхода предстоящего соревнования.
Один из тренеров по боксу, когда не был уверен в победе своего спортсмена, перед выходом того на ринг все время от волнения поправлял свой галстук. Спортсмен, несколько раз проиграв бои, обратил на это внимание и теперь, прогнозируя свои шансы на успех, стал обращать внимание на эту особенность поведения тренера. В результате, как только он замечал, что тренер поправляет свой галстук, его победная мотивация снижалась и появлялась неуверенность.
Характерной особенностью непреднамеренного внушения является то, что внушающий человек может сам этого не подозревать. Преднамеренное внушение характеризуется наличием конкретной цели: тренер знает, что и кому он хочет внушить. В зависимости от особенностей спортсмена внушающий подбирает наиболее эффективный в данной ситуации прием.
По содержанию того, что внушается, выделяют специфическое и неспецифическое внушения. Первое связано с конкретными мыслями, действиями и поступками, второе — с теми или иными психическими состояниями, хорошим или плохим настроением, эмоциональным подъемом или спадом и т. п.
По способу воздействия внушения делятся на прямое (открытое) и косвенное (закрытое). Первое характеризуется открытостью цели внушения и прямой направленностью на конкретного спортсмена: «Ты совершенно спокоен... Твои руки тверды и послушны, а глаз точен... При игре ты покажешь хороший результат». Второе обладает свойством опосредованного воздействия на спортсмена. Можно, например, сказать спортсмену, что какой-то сильный спортсмен проиграл относительно слабому спортсмену. В этом высказывании будет скрыто присутствовать внушение, что данный спортсмен в состоянии обыграть этого сильного спортсмена. Отрицательная же сторона внушения подобного типа будет в том случае, когда спортсмену предстоит встреча со слабым спортсменом, обыгравшим до этого сильного противника. Такое сообщение может вызвать у спортсмена неуверенность в своих силах. Косвенное, или закрытое, внушение является, таким образом, как отмечает А. Г. Ковалев, внушением «окольным путем».
Условия успешности прямого внушения. Поскольку при внушении общение происходит как минимум между двумя людьми — внушающим (суггестером) и внушаемым (суггерентом), успех этого процесса зависит прежде всего от особенностей того и другого. Внушение протекает более успешно, если тренер обладает авторитетом и высоким социальным статусом. Способствует успешному внушению доброжелательное отношение тренера к спортсмену. Следует также учитывать, что возбужденное, эмоционально приподнятое состояние способствует положительному внушению.
Кроме того, тренер должен чувствовать психологическое превосходство над спортсменом. От этого во многом зависит уверенность/неуверенность тренера в достижении цели внушения. Уверенность/неуверенность тренера при внушении сказывается в интонации голоса, мимике и т. д. и через них передается внушаемому спортсмену.
Успешность внушения определяется также психологическими особенностями спортсменов: внушаемость выше у спортсменов со слабой нервной системой и высокой тревожностью. Имеет значение и отношение спортсмена к тому, что ему внушается. Трудно преодолеть внутреннее сопротивление человека внушению, если оно касается его мировоззрения. Даже в гипнозе, когда критичность человека снижена, ему трудно внушить то, что противоречит его взглядам и убеждениям. Хуже воспринимается и то, что вызывает сомнение, недоверие. Неуверенность спортсменов повышает внушающие воздействия тренеров. Высокой внушаемостью обладают дети, поскольку у них сильно выражена эмоциональность и недостаточно развиты волевые качества и критичность мышления.
В группе внушающее воздействие на каждого ее члена оказывается более
сильным, чем при индивидуальном воздействии. Тренеру следует учитывать и свои возможности в осуществлении внушения. Если авторитет тренера достаточно высок, он может внушать от своего имени, если же нет, то может прибегнуть к имени другого человека, являющегося для ученика спортсмена более авторитетным. Можно опираться и на мнение команды.
Помимо внушения существуют и другие способы словесного воздействия на спортсменов.
Воздействие через противопоставление: один спортсмен противопоставляется другому, с которым он соревнуется. В этом случае делается ставка на то, что спортсмен не захочет уступить в заочном соревновании. Например, тренер говорит подопечному : «Вряд ли у тебя хватит смелости, чтобы сделать это упражнение. Вот X. (спортсмен, с которым спортсмен соревнуется) наверняка не побоялся бы». Эффек- тивность этого приема зависит от ряда условий. Во-первых, спортсмен не должен знать истинных намерений тренера; во-вторых, необходимо, чтобы противопоставляемый действительно являлся для спортсмена конкурентом; в-третьих, спортсмен должен верить, что конкурент действительно может сделать то, о чем говорит тренер.
Воздействие через запрет: словесная формула выглядит как запрещение совершать то или иное действие, но запрет совершенно не аргументирован. В этом случае при наличии у спортсмена негативизма, то есть скрытого противодействия приказаниям, запрет может явиться стимулом к совершению запрещенного действия. Если из формулы запрета аргументация не будет исключена, то запрет может принять форму аргументированного убеждения и тренер не достигнет положительного эффекта.
Принуждение. Эта форма воздействия должна использоваться тренером в тех случаях, когда другие формы не действенны или когда нет времени, чтобы использовать убеждение, уговоры. Принуждение выражается:
1) в прямом требовании тренера к спортсменам согласиться с его мнением и предлагаемым решением;
2) в выполнении распоряжения тренера.
Постоянное использование принуждения малопригодно, но полностью отказываться от него тоже неразумно. Во-первых, принуждение способствует снятию конфликта на данный отрезок времени и выполнению учащимися необходимых действий. Во-вторых, спортсмен, не научившийся принуждать себя делать то, чего не хочется, вряд ли достигнет высоких спортивных результатов. Добиться повиновения можно призывом к совести и сознательности, созданием безвыходной ситуации. Наличие авторитета у тренера облегчает выполнение распоряжений.
Оценивание действий и поступков спортсменов. Оценивание спортсменов тренером имеет три функции:
1) контроль за результатами
тренировочного процесса и
действий (что является и обратной связью, говорит об эффективности ра-
боты тренера);
2) управление поведением и деятельностью спортсменов;
3) получение спортсменами информации о правильности их действий и поступков (обратная связь для учащихся).
Чтобы оценка имела воздействие, она должна удовлетворять следующим требованиям:
· осуществляться систематически, но не слишком часто, так как большое количество текущих оценок сковывает самостоятельность спортсменов, не позволяет развиться самоконтролю;
· быть объективной, непредвзятой;
· носить дифференцированный характер в зависимости от прилежания, способностей и характера спортсменов;
· быть разнообразной по форме.
Оценки могут быть прямыми и опосредованными, положительными (одобрение) и отрицательными (порицание).
Порицание (упрек, осуждение) может оказывать на спортсмена двоякое действие. Если оно раскрывает перспективу перед спортсменом («Смотри, какие у тебя способности! А ты их не реализуешь»), то является положительной стимуляцией спортсмена, если же порицаются его способности, интересы, то это вызывает отрицательный эффект, а именно снижение активности и уровня притязаний ученика. Кстати, чаще всего порицаются именно «бесперспективные» в глазах тренера спортсмены. Правда, если спортсмен имеет высокий уровень притязаний, выраженное самолюбие, то после порицания он может мобилизоваться, чтобы доказать тренеру его неправоту.