Инновационные средства и технологиии подготовки баскетболистов различной квалификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:24, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: совершенствование системы профессиональной подготовки спортсменов и команд в игровых видах спорта на основе инновационных технологий.
Задачи исследования:
1. Разработать комплекс модельных характеристик игроков различных квалификационных групп, позволяющий определить направление тренировочного процесса на различных этапах подготовки баскетболистов.
2. Определить факторы, влияющие на результативность соревновательной деятельности студенческой команды и разработать методики, позволяющие усовершенствовать тренировочный процесс.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
1 Психологические факторы, способствующие успешной спортивной деятельности баскетбольной команды………………………………………….
1.1 Психологический климат и межличностные отношения в команде баскетболистов………………………………………………………………….
1.2 Сплоченность команды и ее измерение ……………………………………...
1.3 Сплоченность баскетбольной команды и эффективность деятельности….
1.4 Факторы, влияющие на сплоченность команды……………………………..
1.5 Психологическая совместимость……………………………………………...
1.6 Формы психологического воздействия тренера на спортсменов…………...
1.7 Общение тренера с членами баскетбольной команды, имеющими разный социометрический статус………………………………………………………
1.8 Выводы…………………………………………………………………………..
2 Инновационные подходы к совершенствованию системы подготовки баскетболистов……………………………………………………………………..
2.1 Адаптационная подготовка ……………………………………………………
2.2 Введение программирования в тренировочный процесс….............................
2.3 Внедрение сопряженной подготовки баскетболистов……………………...
2.4 Моделирование тренировочного процесса……………………………………
2.5 Выводы…………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

дипл раб аббасова азяки.docx

— 223.95 Кб (Скачать файл)

          Выводы.

          В спорте тренер, безусловно, самый главный наставник, причем для юного спортсмена он является еще и ориентиром в становлении личности. Так уж сложилось, что у нас в стране тренеру, кроме прямых  профессиональных  обязанностей,  приходится  выполнять функции селекционера, менеджера, администратора и, естественно, психолога.  Но,  как  сказал  Козьма  Прутков,  нельзя  объять  необъятное,  и серьезные  психологические  проблемы  должен  решать  специалист психолог. Это напоминает ситуацию с домашней аптекой – пока недомогание легкое, мы справляемся сами, а при осложнении болезни обращаемся к врачу.

          В  случае  с  психологией  существуют  дополнительные  «подводные камни». Это, во-первых, незаметность проблемы для неопытного глаза  до  возникновения  кризиса,  когда  спортсмен  вдруг  становится неуправляемым, не слушает никого, замкнувшись на собственных переживаниях. Во-вторых, базовые знания по психологии, которые получены в период обучения в ВУЗе или из популярной литературы, нередко создают иллюзию о способности разрешить любую психологическую проблему. Большинство тренеров, спортсменов пытаются решать свои психологические проблемы, основываясь в большей степени на «своем житейском опыте», без учета психологических закономерностей спортивной деятельности. И, как показала практика, это им удается достаточно редко.

          Чтобы эффективно оказывать психологическую помощь в спорте, осуществлять  психологическое  сопровождение  специалисту  нужносоздать атмосферу доверия и взаимопонимания, установить такие отношения со спортсменом, которые и позволят конструктивно воздействовать на его психику. Психологи хорошо знают, насколько тонкой и уязвимой бывает нить, связывающая его с клиентом, как осторожно нужно  строить  психотерапевтические  взаимоотношения,  когда  нет мелочей, и любой необдуманный жест или слово может разрушить то, что долго и кропотливо создавалось.

           Психика спортсмена, на ответственных этапах подготовки и выступлений  на  соревнованиях,  обладает  повышенной  чувствительностью, так как человек практически постоянно находится в экстремальных  условиях  и  предстрессовом  состоянии.  У тренера же  есть  свои задачи,  решение  которых  часто  требует  авторитарного  давления  на спортсмена  и  строгой  дисциплины,  а  конкурентность  спортивной жизни вынуждает спортсмена проявлять злость, агрессивность и другие, социально негативные качества. В этой ситуации спортивный психолог  является  своеобразным  буфером,  отдушиной,  помогая спортсмену удержаться на тонкой грани пика подготовленности. Особенно актуальным присутствие психолога становится в сборных командах и игровых видах спорта, как заинтересованного, но не участвующего в борьбе человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Инновационные подходы к  совершенствованию спортивной подготовки баскетболистов

 

         2.1 Адаптационная подготовка

        Адаптационная подготовка является дальнейшим развитием принципа опережающей подготовки. Идея последнего была сформулирована В.Г.Луничкиным, а разработана автором совместно с Е.Я.Гомельским, В.Г.Луничкиным, Ю.М.Нортновым и А.В.Родионовым в процессе научного обеспечения подготовки национальной женской команды к Играм Олимпиады 1996 года. Женская сборная команда на Олимпиаде 1988 года в Сеуле испытала на себе те перестройки, которые произошли в женском баскетболе под влиянием мужского профессионального баскетбола. Олимпиада показала возросшую роль активных форм игры; защитные действия стали заметно более контактными и жесткими, рационально организованными и эффективными. Просматривалась тенденция дальнейшего повышения интенсивности тренировочного процесса, увеличения роли атлетической подготовки, совершенствования так называемой скоростной техники. Значительно возросло физическое и психическое напряжение соревновательных режимов, повысились динамичность и маневренность всех играющих баскетболисток. Но большинству этик компонентов сборная команда уступала американской команде. Было очевидно, что в полной мере учесть все элементы развития игры и совершенствовать их в равной степени практически невозможно. Необходимо было применить такую систему подготовки, в которой приоритетными оказались бы ключевые элементы, позволяющие добиться решающего преимущества над конкретным соперником [15, 219,189, 52, 54, 191]. Этим требованиям отвечала система опережающей подготовки.

          Система опережающей подготовки - это совокупность элементов (направленность подготовки и её психологическое содержание, структура подготовки и её виды, средства и методы нодготовки), логически связанных между собой с определённой соподчинённостью с целевой установкой приоритетного воздействия на базовый элемент, за счет преимущественного воздействия которого достигается опережение основных соперников по уровню мастерства. При этом под соподчинённостью элементов понимается взаимосвязь управляющих воздействий и объектов воздействия, при которой заранееустанавливаются приоритетные элементы: нанример, если среди видов подготовки предпочтение отдаётся скоростно-силовой, то её средства акцентируются с опосредованным воздействием на иерархически подчинённый элемент технико-тактического мастерства – скоростную технику. Базовым элементом является главный элемент системы, на котором основывается смысловое содержание решающих направлений подготовки. Программу опережающей подготовки составляют средства и методы, связанные в единую структуру в виде блоков, расположенных в определённой временной последовательности [189].

          Американские баскетболистки побеждали за счет высокого уровня скоростно-силовых качеств, проявляющихся в быстроте бега и эффективных действиях при подборе мяча, отскочившего от щита, а также высокой техники владения мячом. Ясно, что команда, которая ставит перед собой цель победить американских баскетболисток, не должна считать главной задачей превзойти их но уровню скоростно-силовых качеств, или по совершенствованию таких технических элементов, как, например, скоростное ведение мяча. Это путь длинный и нерациональный. При значительных затратах всех ресурсов можно так и не достигнуть конечной цели, так как соперник тоже не стоит на месте и динамические характеристики его игры могут измениться.

         Технология принятия управленческих решений при подготовке к ответственному турниру с участием основного соперника в наиболее оптимальном варианте представляет собой применение алгоритма решения отдельных задач подготовки на основе сопоставления возможности команды и этого основного соперника. При этом целевое программирование опирается на концепции опережения в виде системы опережающей подготовки. Основное её направление заключается в своевременном и точном определении решающего («базового») элемента специальной подготовленности, который позволяет компенсировать отставание команды от основного соперника в отдельных разделах игры.

          Работа над этими базовыми элементами предусматривала построение тренировочного процесса в соответствии со следующими основными методическими линиями:

- атлетической подготовке – непрерывность  (работа над совершенствованием атлетических качеств на всех этанах годового цикла);

- в технической подготовке - индивидуальная вариативность (совершенствование ведущих компонентов техники - «коронных» приёмов - в направлении расширения их многообразия с учётом индивидуальных психофизиологических и морфофункциональных особенностей спортсменок);

- в тактической подготовке - адекватность (выбор тактических построений, максимально полно соответствующих особенностям ведения игры конкретным соперником);

- в игровой подготовке  - интенсивность (интенсификация тренировочного процесса, позволяющего повысить плотность, активность и эффективность игровых действий).

         Предусматривалось постоянное соблюдение своего рода главной «оси» подготовки: быстрота - скоростная техника - быстрый прорыв и раннее нападение. Для этого осуществлялось «сквозное» (на всех этапах работы) воздействие на быстроту игроков (сенсорную, мыслительную, моторную), скоростную технику, отличающуюся всеми признаками высокоскоростного типа организации двигательных актов. Развитие специальной выносливости обеспечивало при этом стабильность и устойчивость таких двигательных актов при лимите времени, недостаточности информации, активном противодействии соперника, значительном утомлении. Важную роль здесь играла и психологическая подготовка: каждый игрок должен был не только физически, но и психически готов к активному участию в быстром прорыве и к активной,  «прессинговой» игре в защите.

         Система подготовки предусматривала такое программирование тренировочного процесса, при котором команда была ориентирована на решение определённых целевых заданий по реализации отдельньгх подсистем подготовки по годам олимпийского цикла.

          В первом году олимпийского цикла - поисковом - решались задачи широкого отбора талантливых спортсменок и начального формирования основного состава сборной команды, способного бороться за олимпийское золото. Из состава команды, завоевавшей бронзовые медали Олимпиады 1988 года, остались только пять человек. Молодые спортсменки, в большинстве своём не проходившие школу национальной команды, проверялись на социально-психологическую совместимость, предрасположенность к решению тех технико-тактических задач, которые предполагалось решать сборной командой, а также на способность к перенесению больших нагрузок.

В тренировочном процессе решались задачи внедрения в игру технико-тактических схем, позволяющих вести быстрое, агрессивное нападение и жесткую, контактную защиту. На протяжении всего годового макроцикла особое внимание уделялось совершенствованию физической (атлетической) подготовленности спортсменок как фундамента для успешной реализации поставленных технико-тактических задач. Совершенствовалось также гибкое управление индивидуальными и командными действиями в ходе напряженных поединков.

          Контрольный ориентир - чемпионат Европы первого года олимпийского цикла (в рассматриваемом примере национальной женской команды образца 1989-1992 гг. этот турнир был выигран). Получено подтверждение того, что команда в целом находится на правильном пути реализации целевой программы.

          1990 год - год формирования - характеризовался направленностью всей работы на формирование команды как единого целого, а также качеств и навыков игроков, с помощью которых эффективная деятельность в соревнованиях любого уровня.

          Специфика этого года заключалась в том, что он содержал два главных турнира, в которых имелась возможность проверить потенциал команды: чемпионат мира и Игры Доброй Воли в Сиэтле.

          Мы стремились в этом году стабилизировать основной состав команды, проверить в основных соревнованиях претендентов на места в олимпийской сборной, а также проверить потенциал сильнейших баскетбольных команд, прежде всего сборной команды США.

          Конкретные задачи, которые ставились перед командой:

- увеличить количество  атак корзины,

- повысить процент попаданий бросков с игры, особенно дальних,

и штрафных бросков,

- увеличить количество  случаев быстрого прорыва.

        Именно в 1990 году была существенно повышена интенсивность и специализированность тренировочных нагрузок, так как предполагалось, что в два последующих года олимпийского цикла будут изменены не количественные характеристики тренировочных нагрузок, а соотношение между отдельными средствами и методами. Особое внимание уделялось повышению дистанционной скорости, повышения быстроты выполнения отдельных действий с мячом (так называемые «быстрые руки»), преодоление «скоростного барьера». В технической подготовке мы стремились к повышению скорости перемещений игроков с мячом за счёт варьирования амплитуды ведения в условиях жесткого сопротивления, а также к совершенствованию вариативности выполнения броска.

         В чемпионате мира, проиграв одно очко команде Чехословакии три очка в дополнительной пятиминутке команде Югославии, наша сборная команда не попала в четвёрку сильнейших, заняла 5-е место и не смогла решить поставленных задач. В турнире Игр Доброй Воли команда заняла 2-е место, вслед за сборной командой США, и на этом турнире определила реальные пути борьбы с данным составом американской команды.

1991 год - год совершенствования.  В этом году большинство спортсменок достигло, по данным тестирования, высшего уровня тренированности, что особенно ярко проявилось в ходе чемпионата Европы, который вновь был выигран, что создавало определённые психологические предпосылки для успешного участия команды в турнире Олимпиады.

         По итогам предпоследнего года олимпийского цикла отдельные подсистемы подготовки совершенствовались следующим образом:

- атлетическая подготовка: повышение уровня функциональной подготовленности, построение и реализация постоянных программ атлетической подготовки для различных этапов годового цикла с индивидуальными вариантами;

- техническая подготовка: совершенствование эффективности борьбы за отскок за счёт уменьшения предварительной фазы отталкивания, увеличение стабильности выполнения штрафных бросков за счёт овладения специальными навыками концентрации, формирование «помехоустойчивости» при выполнении дистанционных бросков; психологическая подготовка: оптимизация социально- психологического климата в команде, специализация и индивидуализация навыков саморегуляции в зависимости от уровня тренированности и состояния спортсменки.

        1992 год - год реализации, когда была практически реализована система подготовки, изложенная в Целевой комплексной программе.

Информация о работе Инновационные средства и технологиии подготовки баскетболистов различной квалификации