Использование средств физической культуры в коррекции психического развития воспитанников детского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 18:33, реферат

Описание работы

Ребенок, который растет и воспитывается вне своей семьи, всегда нежелательное и противоестественное явление. Конечно, бывает много различных трагических обстоятельств (война, стихийное бедствие, болезни и т.п.), в результате которых ребенок может оказаться без самых близких и необходимых ему людей – матери и отца, и тогда родственники или государство берут на себя заботу о нем.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 22.10 Кб (Скачать файл)

Реферат на тему:

Использование средств физической культуры в коррекции психического развития воспитанников детского дома

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая работа посвящена одной из наиболее острых, актуальных и мало разработанных проблем – сравнительной характеристике особенностей развития детей, воспитывающихся в семье и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в условиях детского дома и поиску коррекционных путей работы с ними.

Ребенок, который растет и воспитывается вне своей семьи, всегда нежелательное и противоестественное явление. Конечно, бывает много различных трагических обстоятельств (война, стихийное бедствие, болезни и т.п.), в результате которых ребенок может оказаться без самых близких и необходимых ему людей – матери и отца, и тогда родственники или государство берут на себя заботу о нем.

Дети ни в чем не виноваты, и общество должно обеспечить каждому из них благоприятные условия для всестороннего и полноценного развития.

В настоящее время приходится с сожалением констатировать, что по своему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен: их развитие и здоровье имеют ряд качественных негативных особенностей, которые отмечаются на всех ступенях детства – от младенчества до подросткового возраста и дальше. Все эти особенности чреваты серьёзными последствиями для формирования личности подрастающего человека и его последующей социальной адаптации.

Данная работа посвящена психологическому исследованию младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома, и детей из семьи. В результате этих исследований обнаружены специфические отклонения в развитии интеллектуальной и мотивационно-потребностной сфер их психики.

Они выражаются в задержке (или отсутствии) развития у детей образного мышления, требующего внутреннего плана действия, что приводит к последовательному нарастанию трудностей в усвоении учебного материала, дети характеризуются неразвитостью произвольности в поведении, саморегуляции, планировании действий. Следует отметить бедность речи воспитанников, отставание в овладении навыками письма, чтения, счета, пространственными представлениями и т.п.

Возраст детей и особенности разных сфер или линий учитывать в воспитания ребенка в детском доме. Что касается возраста, то нет сомнений, что чем младше ребенок и больше его беспомощность, тем сильнее он зависит от условий, в которых он живет. В последующие годы ребенок обретает всё больше самостоятельности, но тем не менее его развитие еще в огромной степени определяется теми условиями, в которых формируется его личность и деятельность.

Поэтому существует острая необходимость в раздельном психологическом исследовании детей каждой возрастной группы, воспитывающихся в детском доме.

Материалы, изложенные в работе, получены в ходе наблюдений и исследования детей, растущих без родителей в детском доме Республики Башкортостан. Это ученики 2-3 классов. Изучение проводилось путём сравнительного анализа психического развития воспитанников детского дома и детей, воспитывающихся в семье и обучающихся в массовой школе (средняя школа №5, 2 класс).

Младший школьный возраст был выбран для изучения в силу нескольких причин: во-первых, результаты исследований, проведенных в детском доме, могут служить основой для разработки коррекционных программ, для реализации которых у воспитателей, педагогов и психолога достаточно времени до выпуска детей из детского дома; во-вторых, этот возраст детей удобен для исследователя, так как младший школьник уже имеет определенные навыки, необходимые для участия в исследовании; в-третьих, это самая многочисленная группа детей одного возраста, проживающая в детском доме; и наконец, исследование проводилось исходя из запроса коллектива педагогов и воспитателей детского дома.

В нашей стране в настоящее время усилилось внимание к воспитанию детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей. Чтобы это внимание стало эффективным, необходимо обеспечить педколлективы детских воспитательных учреждений научно-обоснованными психологическими рекомендациями по созданию условий, способствующих психическому развитию и формированию личности детей. А для этого должны быть изучены психические особенности развития детей, оставшихся без попечения родителей.

Цель – определить специфику психического развития детей младшего школьного возраста, воспитывающихся вне семьи, на основании чего определить и эффективность апробированной программы коррекционной работы.

Объект исследования – психическое развитие детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – физическая коррекция.

Задачи работы состояли в следующем:

  • выявить особенности интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер воспитанников детского дома и сравнить полученные данные с соответствующими материалами по массовой школе;
  • установить специфику психического развития детей, оставшихся без родителей и воспитывающихся в детском доме;
  • определить эффективность коррекционной программы некоторых отклонений в психическом развитии воспитанников детского дома.

 

 

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ ВНЕ СЕМЬИ

    1. РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Значение семьи определяется теми условиями, которые в ней создаются для развития ребенка, для усвоения им общечеловеческого опыта. С самого раннего возраста ребенок учится у взрослых. Он учится не только ходить, говорить, правильно пользоваться предметами, играть, получать знания, трудиться, но и чувствовать, думать, переживать, относиться к другим людям и к себе самому. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни, так как «каждый день с утра и до вечера, а иногда и до поздней ночи, семья в лице родителей, старших братьев и сестер, бабушки и дедушки развертывает перед ребенком образы самых разнообразных норм поведения, своего рода


Информация о работе Использование средств физической культуры в коррекции психического развития воспитанников детского дома