История развития физической культуры в древней Греции и Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:39, реферат

Описание работы

Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и ис¬пользование их в соответствии с потреб-ностями общественной практики. Основ¬ные показатели состояния физической культуры в общест¬ве: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования Физической культуры в сфере воспитания и образования, в про¬изводстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, спортивные высшие достижения и др.

Файлы: 1 файл

История развития физической культуры в древней Греции и Риме.docx

— 186.22 Кб (Скачать файл)

История древнегреческой  физической культуры показывает тот  процесс развития, который происходил в условиях рабовладельческого общества в области физической подготовки человека. Обряды инициации превратили систему движений, заимствованную из ритуала культов плодородия и  умерших, в средство сплочения народа. Было признано общественное значение физической культуры, образованы устойчивые формы физкультурной и спортивной деятельности. Была открыта взаимосвязь  физической культуры, этики и эстетики. Впервые в истории осуществилось  требование создания системы разносторонней, гармонической подготовки человека. Греческая агонистика пережила падение  городов-государств. Однако постепенно рабовладельческое общество отвыкло  от труда и тяжелых физических испытаний. Атлетика, достигшая выдающихся результатов, уже не привлекала молодежь, которая завидовала ее славе, но в  то же время презиравшую ее. Спортивные достижения, превратившиеся в труд, в тех условиях уже отрицали сами себя.

Римские завоеватели не внесли никаких изменений в основные элементы греческой физической культуры. Они сыграли определенную роль в  ее распространении и сохранении, но не обогатили новыми мотивами. Римляне  переняли некоторые общие идеи греческих  теорий гигиенических движений, а  игры, проводившиеся по образцу Олимпиад, включили в арсенал своих политических средств. Значительная часть писателей  и историков той эпохи не понимала греческую физическую культуру либо сознательно искажала представление  о ней. Этим объясняется тот факт, что, когда в эпоху Возрождения вновь открыли и начали использовать наследие греческой физической культуры, одна из наиболее существенных составных ее частей — агонистика — оказалась утерянной в результате влияния авторитетных латинских посредников.

2. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА  ДРЕВНЕГО РИМА

Физическая культура в государстве, достигшем наивысшей  ступени развития в эпоху древнего мира, относится к числу наиболее противоречивых проблем истории  культуры.Именно здесь при рабовладельческом строе была армия, наилучшим образом подготовленная в физическом отношении. Беспрецедентными были масштабы и пышность состязаний, носивших характер народных развлечений. В Риме не было организованного школьного физического воспитания. Римский господствующий класс не чувствовал жизненной потребности в том, чтобы активно включаться в занятия спортом. Спорт вызывал некоторый интерес, но тех, кто участвовал в соревнованиях, презирали. Историки спорта объясняют этот подход принципом целесообразности и полезности, которым руководствовались римляне, таким образом, вольно или невольно противопоставляя физическую культуру идеалу практически мыслящего римлянина. Однако их утверждения чрезвычайно спорны. Намного вероятнее, что причины этого явления кроются не во взглядах, а, прежде всего в условиях развития Рима.

1.Многочисленные источники  указывают на то, что физическая  подготовка юношей до 16—17-летнего  возраста, т. е. до службы в  армии, являлась исключительно  задачей семьи. Правда, в IV веке  до н. э. было создано учебное  заведение под названием «лудус»,  однако из этого мы можем  сделать вывод только о том,  что и в Риме были стремления  к организации физического воспитания  подобно греческому. Но в III веке  до н. э. подготовка воинов  была уже сосредоточена в общих  лагерях. Физическая и духовная  подготовка были обособлены друг  от друга. В последнем столетии  существования республики большинство  граждан забросили физические  упражнения.

2.Основой, на которой  держалась Римская империя, ее  внутренней определяющей силой  являлись наводнявшие Рим народные  массы, на которые Рим в конечном счете всегда мог рассчитывать. (На Древнем Востоке, в Индии и Спарте о такой опоре даже речи быть не могло.) Однако народу нужен был не только хлеб, но и духовные наслаждения, соответствовавшие укладу жизни. Этой цели служили такие зрелища, как бои гладиаторов и состязания колесниц.

3.В отличие от греческих  полисов в Риме власть всегда  была сосредоточена в руках  немногочисленной группы людей.  В этой атмосфере не могло  возникнуть общественного движения, которое придало бы занятиям  физической культурой организованный  характер и поощряло бы к  этому народные массы. В этих  условиях   физические упражнения оставались средством удовлетворения личных потребностей и формой индивидуального развлечения.

4.Не могли принести  существенных изменений и попытки  отдельных государственных деятелей  и политиков, преклонявшихся перед  эллинизмом.

В период, когда граждане Рима познакомились с греческой  физической культурой, физическая сила и ловкость там не были в почете. «Глупость, дорогой Луций, — писал  Сенека, — и для образованного  человека менее всего подходящее дело тренировать мышцы рук, шеи, укреплять грудную клетку. Даже если твое тело увеличивается в объеме, растут твои мышечные связки, ни сила твоя, ни вес не достигнут силы и веса раскормленного быка». Не говоря уже о том, что греческая гимнастика и агонистика, предназначавшиеся служить образцом, также утратили престижные прежние ценности. Кстати, воспитатели не переняли из греческой физической культуры даже те элементы формы, которые применялись в Риме устроителями зрелищ.

Мальчик, прыгающий в воду (рисунок на гробнице, 480 г. до н. э.)

 

2.1. «Царский период»  (VIII—VI вв. до н. э.)

Крушение патриархата  и периода военной демократии создало в Италии условия для  развития физической культуры на классовой  основе. Рисунки на вазах и в  местах захоронения этрусков, обнаруженные в ходе раскопок, сохранили следы  состязаний по легкой атлетике, борьбе и плаванию в исторический период, предшествовавший Древнему Риму. Подобные же памятники сохранились из жизни греческих колоний в южной Италии с той разницей, что здесь были распространены гимнасии и палестры греческого типа. Таким образом, физическая культура Рима складывалась из особенностей, отличавших физическую культуру населявших Италию греков, создавших свое государство этрусков и латинских племен латинян.

Приблизительно  в VIII веке до н. э. Рим и окружающие его селения заключили союз городов во главе с Альба Лонга. Союз городов имел общие храмы, предположительно здесь устраивались общие состязания, сопровождавшиеся ритуальными церемониями. Спортивные игры, проводившиеся союзом, были самым тесным образом связаны с ритуалами, призванными обеспечить плодородие, успех в бою, с остатками тотемизма, родовыми культами, поклонением семейным божествам и почитанием предков. Согласно преданиям, в программу соревнований входили бег, гонки колесниц, фехтование и борьба. Образ главного бога-покровителя, ритуал и сами игры с изменением соотношения сил приобретали постепенно все более «римский» характер. На играх VIII—VII веков до н. э. соседние народы присутствовали только в качестве гостей. В истории описан случай, когда сабинян пригласили на культовые состязания и ограбили их.

По мере отмирания празднеств, устраивавшихся союзом городов, патриции стали демонстрировать свою силу во время военных игр. Они устраивались перед боевыми походами, по случаю победы или принятия присяги. Постоянное место проведения конных скачек и состязаний колесниц в долине между Палатином и Авентином получило название «цирка». Здесь проводились т. н. троянские игры, устраивались боевые пляски. Однако танцы этрусков и латинских племен того времени не имели прикладного значения, как средство физического воспитания. Возможно, этим объясняется и то, что классический жанр орхестрики не получил своего развития.

2.2. «Период республики»  (VI—I вв. до н. э.)

В конце VI века до н. э. власть этрусков ослабла. Рим прогнал последнего короля этрусков и стал республикой. После возникновения новой формы государственности Рим попал под перекрестный огонь нападавших на него соседних государств. Игры под названием Луди Магни, устроенные по случаю клятвоприношения и в память о победе, одержанной над бывшими союзниками, носили всенародный характер. Однако по мере обострения борьбы между патрициями и плебеями каждая из этих общественных групп образовала свои обособленные игры. В 287 году до н. э. плебеи, без которых не могла обходиться армия, торговля и мануфактурное производство, добились, наконец, предоставления им равных прав, чему способствовало и то обстоятельство, что римляне наряду с внутриполитическими баталиями к этому времени завоевали всю Италию.

Во времена  завоевательных походов постепенно менялась структура общества, а вместе с ней менялся и характер римской физической культуры. С арены цирка исчезли представления, во время которых молодые патриции и плебеи демонстрировали умение владеть оружием. Представители мужского пола лучшие свои годы проводили в военных лагерях. Вследствие этого отпала необходимость в организации обычных упражнений и соревнований. Прежние гимнастические традиции были забыты или перекочевали в военные лагеря в качестве элементов военной подготовки.

Военная подготовка в лагерях  была очень жесткой и всесторонней. Тренировки в беге, по прыжкам в  высоту, в длину, по преодолению препятствий, плаванию проводились вначале в  обнаженном виде, а затем при полной боевой выкладке. Наряду с овладением различными движениями очень важным считалось умение владеть оружием. При снаряжении весом в 20—25 кг устраивались переходы на 30—40 км со средней скоростью 6 км в час. Эти упражнения должны были выполнять не только новобранцы, но и легионеры-ветераны для того, чтобы сохранить бодрость и гибкость тела и чтобы тяготы и лишения  оставались для них привычным  делом. Конники проходили особую подготовку. Умение быстро вскакивать на лошадь отрабатывалось на деревянном коне.

Несмотря на все  это, мы погрешили бы против исторической правды, если бы утверждали, что граждане Рима в эпоху республики предали  забвению все формы физической культуры. В высших кругах, хотя и не повсеместно, сохранился обычай упражняться в беге, прыжках, с гантелями. В сферистериумах, построенных рядом с дворцами патрициев, проводились оздоровительные упражнения с мячом. Овладение искусством плавания также входило в число этических норм. Во всяком случае, об этом свидетельствуют те памятники письменности, в которых восхваляются успехи в плавании отдельных высокопоставленных государственных деятелей. Именно из них вышли те, кого высокая степень развития физической культуры в завоеванных греческих полисах побудила следовать их примеру. Для них в I веке до н. э. во многих городах Италии были сооружены гимнасии по образцу греческих. Многие известные римские граждане — среди них Цицерон — то или иное время проводили в греческих гимнастических залах. В то же время внимание средних слоев и т. н. античного пролетариата было привлечено только к игровым площадкам.

Здесь в любое время  дня всегда толпилось много народа. Одни упражнялись в верховой езде, другие отрабатывали навыки езды на колеснице, играли в мяч, занимались борьбой. Некоторые же плавали и занимались греблей в Тибре. «Каждое проявление ловкости и силы зрители встречали аплодисментами», — писали хроникеры. Особенно популярными были игры с мячом.

Цирковые состязания колесниц, символизировавшие круговое движение небесных тел, обрели новое содержание: стали средством развлечения  знати и разорившихся, хлынувших  в город народных масс, «античного пролетариата». А потому их цель теперь состояла уже не в том, чтобы оказать  магическое воздействие на природу  или в состязаниях публично продемонстрировать силу и ловкость, научиться владеть своим телом, а в том, чтобы завоевать расположение народа, заполучить голоса, сдерживать народный гнев и обогащаться! Цирковые представления стали более жестокими, поскольку эстетические и этические запросы бездельничающего населения Рима притупились; оно жаждало крови и острых ощущений. Осторожничающих владельцев колесниц освистывали. Кумирами становились те профессионалы, которые не щадили себя для того, чтобы завоевать симпатии капризной публики. Точно так же все более грубую форму принимали заимствованные у греков состязания по боксу.

Наряду с представлениями  в цирках в III веке до н. э. стали устраиваться новые зрелища: заимствованные у этрусков поединки гладиаторов. Вначале они являлись исключительно составной частью культа жертвоприношения усопшим. Со временем, по мере того как возрастал интерес к ним, они были отделены от похоронного церемониала и превратились в одно из средств борьбы за власть.

Характерным эпизодом в этом процессе явился жест Гая Сампориуса Гракха, который в эпоху народных трибунов значительно увеличил свою популярность тем, что разрушил ограду вокруг арены форума, и тем самым  народ получил бесплатный доступ к зрелищам (122 г. до н. э.). В I веке до н. э. поединки проходили уже на специальных, окруженных трибунами площадках — амфитеатрах.

Бои гладиаторов времен республики были намного более жестокими, чем  во времена империи. За исключением  нескольких отчаянных авантюристов, большинство гладиаторов выбрали  этот путь, подчиняясь силе. Это были похищенные жители, военнопленные, осужденные, преступники и т. д.

Пополнение гладиаторов  обеспечивалось благодаря трем видам  наказаний:

1) осуждение мечом гладиатора. Такого осужденного выставляли  против опытного гладиатора. Естественно,  что победителем в этих поединках  всегда выходил гладиатор, искусный  фехтовальщик, опытный, владеющий  приемами нападения и защиты  боец;

2) осужденного бросали  к диким зверям. В этом случае  осужденным давали примитивное  оружие, чтобы поединок мог протянуться  подольше;

3) согласно приговору,  осужденный зачислялся в школу  гладиаторов. Эта форма наказания  не означала обязательную смерть. После определенного количества  боев гладиатор освобождался  от обязанности участвовать в  поединках. В знак этого ему  вручался деревянный меч, и,  если он был рабом, он получал  свободу.

Информация о работе История развития физической культуры в древней Греции и Риме