Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 18:40, реферат
Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной
деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических
способностей человека и использование их в соответствии с потребностями
общественной практики. Основные показатели состояния физической культуры в
Данный материал был загружен с сайта: http://iReferat.org/
История развития физической культуры
в древней Греции и Риме
ВОЛГОГРАДСКИЙ МЕДИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ
ТЕХНИКУМ
Реферат
По предмету «Физическое воспитание»
Группы БХ 511
По теме «История развития физической культуры в древней Греции и Риме»
Фоминой Оксаны Владимировны
2003Г.
История развития физической культуры в древней Греции и Риме
Введение
«Нет ничего
благороднее солнца,
дающего столько света
и тепла. Так
и люди прославляют те
состязания,
величественнее которых
нет ничего,
- Олимпийские игры.»
Пиндар
Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной
деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических
способностей человека и использование их в соответствии с потребностями
общественной практики. Основные показатели состояния физической культуры в
обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования
Физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту,
структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие
массового спорта, спортивные высшие достижения и др.
Основные элементы физической культуры: физические упражнения, их комплексы и
соревнования по ним, закаливание организма, гигиена труда и быта, активно-
двигательные виды туризма, физический труд как форма активного отдыха для лиц
умственного труда.
средством «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное
богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Она способствует
повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности
производства, физкультурное движение опирается на многостороннюю деятельность
государственных и общественных организаций в области физической культуры и
спорта.
Спорт — составная часть физической культуры, а также средство и метод физического
воспитания, система организации и проведения соревнований по различным
комплексам физических упражнений и подготовительных учебнотренировочных
занятий. Исторически сложился как особая сфера выявления и унифицированного
сравнения достижений людей в определённых видах физических упражнений, уровня
их физического развития. Спорт в широком смысле охватывает собственно
соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней (спортивную
тренировку), специфические социальные отношения, возникающие в сфере этой
деятельности, её общественно значимые результаты. Социальная ценность спорта
заключается в том, что он представляет собой фактор, наиболее действенно
стимулирующий занятия физической культурой, способствует нравственному,
эстетическому воспитанию, удовлетворению духовных запросов.
В сферу спорта исторически вошли разнообразные элементы человеческой
деятельности. Виды спорта, имеющие многовековую историю, развились из
самобытных физических упражнений, форм трудовой и военной деятельности,
использовавшихся человеком в целях физического воспитания ещё в глубокой
древности — бег, прыжки, метания, поднятие тяжестей, гребля, плавание и т. д.; часть
видов современного спорта сформировалась в 19—20 вв. на базе самого спорта и
смежных сфер культуры — игры, спортивная и художественная гимнастика,
современное пятиборье, фигурное катание на коньках, спортивное ориентирование,
спортивный туризм и др.; технические виды спорта— на базе развития техники: авто-,
мото-, велоспорт, авиационные виды спорта, подводное плавание и др.
Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно
важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет
значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и
умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях
различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической
культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны
быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в
хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.
Физическая культура народа является частью его истории. Ее становление,
последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые
воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности,
политической и духовной жизни общества. В понятие физической культуры входит,
естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает
его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие
отношения.
Слова древнегреческого поэта Пиндара, написанные два тысячелетия назад, не забыты
по сей день. Не забыты потому, что Олимпийские состязания, проводившиеся на заре
цивилизации, продолжают жить в памяти человечества.
Каждые Олимпийские игры превращались в праздник для народа, своего рода конгресс
для правителей и философов, конкурс для скульпторов и поэтов.
Дни олимпийских торжеств – дни всеобщего мира. Для древних эллинов игры были
инструментом мира, облегчавшим переговоры между городами, способствовавшим
Олимпиады возвеличивали человека, ибо Олимпиады отражали мировоззрение,
краеугольным камнем которого были культ совершенства духа и тела, идеализация
гармонично развитого человека – мыслителя и атлета. Олимпионику – победителю игр
– соотечественники воздавали почести, каких удостаивались боги, в их честь
создавались памятники при жизни, слагались хвалебные оды, устраивались пиры.
Олимпийский герой въезжал в родной город на колеснице, одетый в пурпур,
увенчанный венком, въезжал не через обычные ворота, а через пролом в стене,
который в тот же день заделывали, чтобы олимпийская победа вошла в город и никогда
не покидала его.
Предыстория физической культуры уходит корнями в тот период, когда вся физическая
и умственная деятельность человека ограничивалась непосредственным обеспечением
условий существования. Вопрос заключается в том, какие факторы в этих условиях, в
непрекращающейся борьбе с природой, побудили наших предков разработать комплекс
физических упражнений, служащих формированию человека.
Ясно, однако, что изучение примитивных форм физической культуры не позволяет
сформулировать такие понятия, как «излишек биологической энергии», «игра» и еще в
меньшей степени «магия». Для совершения простейшего движения необходим
определенный запас энергии. Элементы игры в какой-то форме с самого начала
скрываются в деятельности, моделирующей движения человека. А представление о
магии, как мы увидим в последующем, имела даже высокоразвитая греческая
физическая культура.
1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА АНТИЧНОЙ ГРЕЦИИ
1.1. ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
АНТИЧНОЙ ГРЕЦИИ (СО II
тысячелетия до н. э.)
В конце II тысячелетия до н. э. к западу от государств Ближнего Востока с
деспотическими режимами, в районе Эгейского моря, начала развиваться физическая
культура общества, совершенно отличного от указанных государств. На Востоке, на
огромных многонаселенных равнинах Междуречья, естественные условия вызывали
необходимость совместного труда, в централизованном порядке организованного и
управляемого. В Греции же населяющие закрытые грядами гор долины и
труднодоступные острова небольшие независимые общины самостоятельно, в полной
мере используя индивидуальные способности каждого члена, боролись за свое
существование и благополучие. Культура Междуречья отражала мир привязанных к
земле крестьян, деспотических царей и твердо придерживающихся древних традиций
священнослужителей. Духовный мир Греции стимулировал смелые начинания
исследование неизвестного, развитие умственных и физических способностей
человека. Общественным идеалом на Востоке было постоянство, покорность и
услужливость, а у греков — независимость, свобода, стремление к высшим
достижениям во всех областях жизни. Такой образ жизни, получивший развитие из
антропоморфной мифологии, привел к признанию общественной саморегулирующей
роли физической культуры, которое вплоть до наших дней является источником
развития физического воспитания, спорта и танцевального искусства
КРИТ И МИКЕНЫ
Насколько нам известно, в настоящее время, греческие племена заняли южную часть
Балканского полуострова и окружающих его островов в начале II тысячелетия до н. э.. В
древневосточной. С укреплением экономических и политических позиций
рабовладельческой аристократии, сформировавшейся в течение предыдущих столетий,
прежние общие турниры в честь посвящения в звание (с участием нескольких родовых
общин) все больше приобретали спортивно-зрелищный характер национальных
праздников. Судя по одеянию, их участники были, прежде всего, представителями
местного правящего класса. Однако турниры аристократов были не только публичным
выступлением, но вместе с тем и демонстрацией контроля, силы, ловкости и смелости,
с помощью которых они выражали свое превосходство над простым народом. Степень
трудности образцов движений, изображенных древними художниками (сваливание
быка на землю, подставив подножку, ритмика движений борцов и танцев воинов,
уверенный ритм кувыркания, через голову, исполнявшегося кносскими девушками на
спине быка), единодушно свидетельствует о том, что исполнявшие эти упражнения
проходили тщательную специальную тренировку. На турнирах, составлявших
акробатическую часть безудержных обрядов, совершавшихся ради получения хорошего
урожая, фигурировали такие элементы стиля ритуальных танцев, борьбы, бега с
оружием, метания копья, состязания на колесницах и кулачного боя, с законченными
формами которых мы встретимся в рамках поздней греческой агоностики.
Несколько фаз акробатической игры с быком, изображенной на настенной
росписи в Кносе (II тысячелетие до н. э.)
Простиравшийся к северу от Крита греческий полуостров оказался под властью ахейцев
и родственных им племен. После слияния групп ахейских и эгейских народов родились
известные в качестве элементов микенской культуры достижения в области
архитектуры, искусства и физического воспитания, опиравшиеся на первоначальные
рабовладельческие формации. Возникший в основном под влиянием критской
культуры новый центр развития достиг своего расцвета в XVI—XIV вв. до н. э. В
хронологическом отношении этот период означает заключительный этап развития
эгейской культуры и вместе с тем начало исторического формирования греческой
нации.
Однако в XIII в. до н. э. Балканский полуостров и Малую Азию захлестнула новая
волна воинственных племен, пришедших из Европы. Это вторжение решило судьбу
единовластия ахейского Пелопоннеса и микенской культуры. Застрявшие на уровне
племенного развития орды пришельцев уничтожили большинство коренного
населения. После них остались разбитые статуи и сожженные здания, а от некогда
процветавшей физической культуры — лишь росписи на стенах и вазах, относящиеся к
гомеровскому периоду. Не случайно, что археологические раскопки, относящиеся к
этому периоду, названному «гомеровским» по имени нереального ахейского
менестреля, желавшего с помощью созданного им героического эпоса «Троянские
сказания» предать забвению длившееся почти три века потрясение, свидетельствуют об
упадке экономической деятельности и культурной жизни.
Микенские геммы, изображающие игры с быком (II тыс. до н. э.)
Перестали даже изображать мифические древние олимпиады. Однако с конца X века,
когда завершилось заселение опустошенных и обезлюдевших территорий дорийцами,
начался этап нового расцвета. После установления мира развитие экономической
жизни и торговли ускорило классовое расслоение и оживление рабовладения. На месте
поселений различных племен и остатках прежних поселений началось создание
греческих городов-государств (полисов), которые являлись также культурными
центрами находящихся под их господством территорий.
1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ АНТИЧНОЙ
ГИМНАСТИКИ
упоминаниям, содержащимся в «Илиаде» и «Одиссее», отвечало требованиям военной
демократии. Однако сложившиеся в период IX—VIII вв. новые условия объективно
вызвали преобразование физической культуры. Самооборона полисов и удержание в
повиновении подвластных слоев сделали жизненно важным переход к физической
подготовке в специальных заведениях. Племенные формы несистематического
военного обучения были заменены подготовкой, соответствовавшей специфическим
особенностям полисов, их географическому положению, местным видам вооружения и
традициям культа. В течение VIII века местные особенности стали играть все меньшую
роль. Была создана эллинская система физического воспитания, или античная
гимнастика.
Слово «гимнастика», точнее, гумнастика, происходит от греч. «обнаженный».
Обнаженность связана с гомеровским периодом, когда проводившиеся на берегу рек,
ручьев и у моря занятия содержали много таких задач, для выполнения которых одежда
Информация о работе История развития физической культуры в древней Греции и Риме