Классификация физических упражнений и техники их выполнения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о физических упражнениях, технике их выполнения.
Задачи курсовой работы:
Определить средства физического воспитания.
Рассмотреть факторы, определяющие важность и эффективность физических упражнений.
Дать классификацию физическим упражнениям.
Определить содержание и форму физических упражнений.
Изучить и описать технику физических упражнений.
Дать характеристику технике физических упражнений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3

ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ - ОСНОВНОЕ И СПЕЦИФИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ………...4
1.1. Средства физического воспитания…………………………………..…4
1.2. Факторы, определяющие важность и эффективность физических упражнений…………………………………………………………………...9

ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ТЕХНИКИ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ……………………………………….……….11
2.1. Классификация физических упражнений………………………….…11
2.2. Содержание и форма физических упражнений………………………13
2.3. Техника физических упражнений и её характеристика……………...14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 4курс.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3

 

ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ - ОСНОВНОЕ И СПЕЦИФИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ………...4

1.1. Средства физического воспитания…………………………………..…4

1.2. Факторы, определяющие  важность и эффективность физических упражнений…………………………………………………………………...9

 

ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ  ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ТЕХНИКИ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ……………………………………….……….11

2.1. Классификация физических упражнений………………………….…11

2.2. Содержание и форма физических упражнений………………………13

2.3. Техника физических упражнений и её характеристика……………...14

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....23

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Возникновение физических упражнений уходит корнями в далёкое  прошлое. Они были непосредственно связаны с удовлетворением человеком жизненно важных инстинктов и потребностей в жилье, пище, тепле, продолжении рода, в движении и т. д.

По мере развития человека совершенствовались и его движения. Важную роль в возникновении физических упражнений сыграли трудовая деятельность, охота и даже войны. Чтобы выжить человеку приходилось совершенствовать свои психофизические качества: быстроту, силу, гибкость, выносливость, ловкость.

Сегодня физические упражнения являются чрезвычайно эффективным средством профилактики и коррекции психофизического состояния организма. Они используются для всестороннего развития личности. Также физические упражнения являются основным средством физического воспитания. И знание техники выполнения физических упражнений позволяет специалистам по физической культуре и спорту наиболее эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, которые они ставят в ходе своей работы. Этим и диктуется актуальность выбранной нами темы для курсовой работы.

Целью курсовой работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о физических упражнениях, технике их выполнения.

Задачи курсовой работы:

    1. Определить средства физического воспитания.
    2. Рассмотреть факторы, определяющие важность и эффективность физических упражнений.
    3. Дать классификацию физическим упражнениям.
    4. Определить содержание и форму физических упражнений.
    5. Изучить и описать технику физических упражнений.
    6. Дать характеристику технике физических упражнений.

ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ - ОСНОВНОЕ И СПЕЦИФИЧЕСКОЕ  СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

    1. Средства физического воспитания

 

Средствами в физической культуре называют совокупность предметов, форм и видов деятельности, используемых людьми с целью физического совершенства.

В настоящее  время выделяют следующие группы средств физической культуры:

- физические упражнения;

- естественные силы природы;

- гигиенические факторы.

Каждая из перечисленной группы средств отличается спецификой и многообразием воздействия, но основным средством в физической культуре принято считать физические упражнения.

Физические  упражнения — это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.

Слово физическое отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной), внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.

Слово упражнение обозначает направленную повторностъ действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.

Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной  стороны, как конкретное двигательное действие, с другой — как процесс многократного повторения.

Физические упражнения имеют оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность.

Оздоровительное значение. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект.

Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно  при гипокинезии, гиподинамии, сердечно-сосудистых заболеваниях.

Под воздействием физических упражнений можно существенно изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения физических упражнений, в одних случаях массу мышечных групп увеличивают, в других случаях уменьшают.

С помощью физических упражнений можно целенаправленно  воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы.

Образовательная роль. Через физические упражнения познаются законы движения в окружающей среде и собственного тела и его частей. Выполняя физические упражнения, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками. Это, в свою очередь, позволяет осваивать более сложные двигательные действия и познавать законы движений в спорте. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче он приспосабливается к условиям окружающей среды и тем легче он осваивает новые формы движений.

В процессе занятий физическими  упражнениями происходит освоение целого ряда специальных знаний, пополняются и углубляются ранее приобретённые.

Влияние на личность. Физические упражнения требуют зачастую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, человек вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и др.).

Занятия физическими  упражнениями, как правило, проводятся в коллективе. При выполнении физических упражнений во многих случаях действия одного занимающегося зависят или во многом определяют действия другого. Происходит как бы согласование своих действий с мотивами и действиями коллектива, подчинение личности под общую стратегию действий. Это проявляется во многих подвижных и спортивных играх. Умение быть сдержанным, подчинить себя воле коллектива, найти одно-единственное правильное решение и, не считаясь со своими личными амбициями, помочь товарищу. Эти и многие другие нравственные качества формируются при занятиях физическими упражнениями.

Содержание любого физического упражнения сопряжено, как правило, с комплексом воздействий на человека. Профессионально весьма важно для учителя физической культуры (тренера по спорту) умение всесторонне оценить содержание используемого упражнения в педагогическом аспекте, реально определить возможность использования его различных сторон в образовательно-воспитательных целях.

При выборе физических упражнений, как, впрочем, и других средств физического воспитания, необходимо руководствоваться прежде всего гуманными установками. Их сущность можно выразить в следующих принципиальных положениях.

1. Средства физического  воспитания должны быть, по крайней  мере, безопасными для здоровья человека. До недавнего времени в нашей стране были неприемлемы для женщин такие виды спорта, как бокс, борьба, марафон, хоккей с шайбой, футбол, штанга и некоторые другие упражнения. И это по большому счёту было гуманно. К сожалению, в настоящее время в стране активно культивируются многие из этих видов, которые с большой долей вероятности для женского организма малополезны, особенно если иметь в виду реализацию его основной природной функции. Правда, при этом удовлетворяются некоторые тщеславные, амбициозные и финансовые претензии определённой части спортивных руководителей, шоуменов, функционеров-коммерсантов и той части недостаточно зрелой молодежи, которая, не представляя будущих последствий подобных увлечений, идёт в такой спорт. Вполне очевидно, что здесь допускается грубая социальная и педагогическая ошибка. Специалисты не имеют права пропагандировать, поощрять и организовывать те виды спорта, которые небезопасны для здоровья человека. В то же время право на их запрет отсутствует. Выход один — давать объективную информацию о возможных негативных последствиях их использования и лично отказываться от соответствующих предложений.

2. Применение насильственных средств для решения задач физического воспитания в принципе недопустимо. К примеру, нежелательно применять для закаливания известный способ Рахметова — сон на гвоздях; хождение в колодках, как это практиковалось в некоторых странах Востока для того, чтобы нога девушки была маленькой и изящной; не рекомендуются корсеты для формирования тонкой талии или длинной шеи и т.д., т.к. подобные средства являются насильственными по отношению к естественному физическому развитию.

3. В отечественной системе физического воспитания не практикуются также средства не вполне эстетической направленности: катание яйца носом, плевки на дальность и точность и т.д. Именно в этом проявляется гуманность нашей физической культуры.

4. Применяемые на практике средства должны максимально способствовать всестороннему как физическому, так и духовному развитию личности занимающегося. В этих целях преимущественное развитие получают те виды физических упражнений, которые удовлетворяют данному требованию. Лёгкая атлетика, гимнастика, спортивные игры входят практически во все государственные программы общеобразовательной школы, ПТУ, техникумов, вузов. В то же время в этих программах отсутствуют фехтование, тяжелая атлетика, стрельба из лука и другие виды, обладающие несколько меньшим эффектом всестороннего совершенствования человека.

5. Средства должны быть высокоэффективными с точки зрения их применения в повседневной жизни (плавание, ходьба на лыжах, бег, прыжки, метания).

6. Определённый приоритет должны получать традиционно-популярные среди населения средства. Футбол, волейбол, хоккей, лыжи привлекательны как в России, так и во многих странах мира не только в связи с их зрелищностью, но также благодаря высокой гигиенической и развивающей ценности.

7. Последнее соображение связано с широким появлением в стране новых видов физических упражнений типа хатха-йога, ушу, каратэ-до, кикбоксинг, стретчинг и др. С учётом всего вышеизложенного для отечественной системы физического воспитания можно брать то ценное и положительное, что приходит в Беларусь из-за рубежа, однако при соблюдении как минимум следующей установки: активно внедрять эти «новинки», особенно в государственную форму организации, можно лишь после их серьезного всестороннего научного изучения, чтобы не нанести вреда ни физической, ни духовной сущности человека.

 

 

 

 

 

1.2. Факторы, определяющие важность и эффективность физических упражнений

 

При выполнении отдельно взятого упражнения практически невозможно достичь педагогических целей и развивающего эффекта. Необходимо многократное повторение упражнения с тем, чтобы усовершенствовать движение и развить физические качества. При этом при выполнении физических упражнений в организме занимающегося происходят физиологические, психические, биохимические и другие процессы, которые вызывают соответствующие изменения как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Но необходимо помнить, что выполнение физических упражнений может способствовать как положительным перестройкам в работе организма, так и нанести вред, в случае, если они применяются без учёта закономерностей физической культуры.

Следовательно, знание факторов, определяющих эффективность воздействия  физических упражнений, позволит повысить продуктивность их использования. Всё многообразие факторов, может быть сгруппировано следующим образом:

    1. Индивидуальные особенности занимающихся (возрастные, половые, уровень умственной, нравственной, физической и моральной подготовленности, уровня заинтересованности в двигательной деятельности, сформированности мотивов и др.). Одно и то же физическое упражнение в зависимости от индивидуальных особенностей производит различный эффект на занимающихся.
    2. Научные факторы. Чем больше научных исследований и внедрений их в практику, тем эффективней можно использовать физические упражнения.
    3. Методические факторы. Среди них особого внимания заслуживают такие как оптимальная дозировка и учёт явлений последствия. Оптимальная дозировка предполагает строгую избирательность характеристик нагрузки, таких как: продолжительность, интенсивность, количество и частота повторений, характера отдыха и др. в зависимости от конкретных задач и условий занятий, а также индивидуальных особенностей занимающихся. Учёт явлений последствия предполагает умение фиксировать, правильно понимать и оценивать те функциональные изменения, которые произошли под воздействием от предыдущего упражнения или занятия. Эффект от выполнения упражнений может быть срочным, который возникает после одного или серии упражнений в одном занятии; отставленным, появляющийся после нескольких занятий; кумулятивный (суммарный), который проявляется после серии занятий.
    4. Гигиенические факторы являются решающими в реализации принципа оздоровительной направленности. Нарушение режима дня, питания не приводит к положительному результату от использования физических упражнений.
    5. Метеорологические факторы. В зависимости от условий окружающей среды (температура, осадки, атмосферное давление и др.) должны изменяться состав используемых упражнений и параметры использования нагрузок.
    6. Материальные факторы. Использование более качественного оборудования, инвентаря, специальной одежды, обуви способствует повышению эффективности воздействия физических упражнений.

Правильный и постоянный учёт факторов, определяющих влияние физических упражнений, позволяет специалисту в области физической культуры успешно решать задачи физического образования и физического воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ  ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ТЕХНИКИ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ

Информация о работе Классификация физических упражнений и техники их выполнения