Классификация физических упражнений и техники их выполнения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о физических упражнениях, технике их выполнения.
Задачи курсовой работы:
Определить средства физического воспитания.
Рассмотреть факторы, определяющие важность и эффективность физических упражнений.
Дать классификацию физическим упражнениям.
Определить содержание и форму физических упражнений.
Изучить и описать технику физических упражнений.
Дать характеристику технике физических упражнений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3

ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ - ОСНОВНОЕ И СПЕЦИФИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ………...4
1.1. Средства физического воспитания…………………………………..…4
1.2. Факторы, определяющие важность и эффективность физических упражнений…………………………………………………………………...9

ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ТЕХНИКИ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ……………………………………….……….11
2.1. Классификация физических упражнений………………………….…11
2.2. Содержание и форма физических упражнений………………………13
2.3. Техника физических упражнений и её характеристика……………...14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 4курс.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

Во многих двигательных действиях максимальная, анатомически возможная амплитуда, как правило, не используется. Стремление чрезмерно увеличить амплитуду движений может привести к травмам суставно-связочного аппарата и мышц.

Временные характеристики

К временным характеристикам  движений относятся длительность и  темп движения.

Длительность движения - это время, затраченное на выполнение движения. В технике физических упражнений большое значение имеет длительность отдельных его частей (старт, поворот, финиширование в плавании), фаз (замах, удар в волейболе), циклов (скользящих шагов в беге на коньках), элементов движений. Продолжительность каждой выше перечисленной составляющей упражнения, может изменить и определить результат.

Темп движений - это частота относительно равномерного повторения каких-либо движений (циклов). При однократных движениях (прыжке, метании) темп, естественно не наблюдается.

Темп движений находится  в обратно пропорциональной зависимости от их длительности: чем длительность меньше, тем темп выше. Например, уменьшение длительности шага в беге на коньках на определённой дистанции ведёт к повышению частоты шагов.

Не следует отождествлять  понятие «темп» и «скорость» движений, хотя часто (но не всегда) скорость движения зависит от темпа и наоборот. Например, в беге, с увеличением темпа (при одной и той же длине шагов) неизбежно увеличивается скорость движений в каждом шаге, но если одновременно с увеличением темпа уменьшается длина шагов, то скорость движений может оставаться неизменной.

Темп движения зависит  от массы или моментов инерции  движущего тела. Так, при движениях пальцев рук можно поддерживать более высокий темп, чем при движения туловища. С изменением темпа нередко качественно изменяется вся структура движения. Так, если темп становится выше определенных пределов, нормальная ходьба переходит в бег.

Пространственно-временные  характеристики

Скорость движения - это отношение длины пути, пройденного телом (или какой-то частью тела), к затраченному на этот путь времени.

При определении скорости в поступательном движении её обычно измеряют в метрах в секунду (линейная скорость), а при вращательном - в радианах в секунду (угловая скорость).

Если скорость движений постоянна, то такое движение называют равномерным, а если она изменяется - неравномерным.

Ускорение - изменение скорости в единицу времени. Оно может быть положительным (скорость возрастает) и отрицательным (скорость убывает).

Понятие «скорость движения» не следует отождествлять с понятием «скорость передвижения». Скорость передвижения зависит не только от скорости соответствующих движений, но и от других факторов (частоты шагов в беге, сопротивления воздуха в беге на коньках).

При выполнении циклических упражнений (бег, плавание, гребля и др.) в соревновательных условиях большое значение имеет умение точно выдерживать заранее запланированную скорость. Это позволяет целесообразно распределить свои силы на дистанции и определять момент наступления утомления. Умение управлять скоростью движений называют «чувством скорости».

Силовые характеристики

В практике для силовой  характеристики движений пользуются понятием «сила движения».

Сила движения - Это мера физического воздействия движущейся части тела (или всего тела) на какие-либо материальные объекты, например, почву (при беге, прыжках и др.), какие-либо предметы (при поднимании, метании и др.).

Понятие «сила движения» является обобщённым, Хотя и сила зависит от прилагаемых мышечных усилий, её не следует отождествлять с мышечной силой.

Сила движения человека представляет собой результат совокупного взаимодействия внутренних и внешних сил. Знание сил, действующих на человека, облегчает понимание техники физических упражнений и поиска ее эффективных вариантов.

Внутренними силами являются:

- активные силы опорно-двигательного аппарата - силы тяги мышц;

- пассивные силы опорно-двигательного аппарата - эластичные силы мышц, вязкость мышц и др.;

- реактивные силы - отраженные силы, возникающие при взаимодействии звеньев тела в процессе движения.

 Внешними силами являются:

- силы тяжести собственного тела;

- силы реакции опоры;

- силы сопротивления внешней среды.

При овладении техникой двигательных действий нужно стремиться к возможно более полному использованию всех движущих сил при одновременном уменьшении сил тормозящих.

Ритмическая характеристика

 Одной из интегральных характеристик техники движений является ритм.

Ритм - соразмерность во времени сильных акцентированных движений, связанных с активными мышечными усилиями и напряжениями, и слабых, относительно пассивных движений.

Для двигательного ритма  характерно различное временное соотношение сильных, акцентированных частей движения, связанных с активными мышечными усилиями и напряжениями, и слабых, пассивных фаз движения. Все эти моменты присутствуют в любом целостном двигательном акте.

Ритм движений присущ как повторяющимся (циклическим) так  и однократным (ациклическим) двигательным действиям. Ритм обычно определяют путём измерения фаз, которые характерны для данного физического упражнения. Например, ритм в беге на коньках выражается ритмовым коэффициентом, который равен отношению времени отталкивания ко времени свободного скольжения, в беге - отношением времени опоры к времени полёта.

На изменение ритма при выполнении физического упражнения влияют внешние условия, состояние занимающегося. Например, при передвижении на лыжах переменным двухшажным ходом в плохих условиях скольжения происходит некоторая перестройка в характере временных соотношений фаз движений в цикле - уменьшается длительность фаз отдыха и увеличивается длительность рабочих фаз. Подобная вариативность ритма движений обеспечивает поддержание скорости передвижения в плохих условиях скольжения.

Обобщённые (качественные) характеристики

Наряду с характеристиками, имеющими достаточно точную количественную меру, при анализе техники используют качественные характеристики. При выполнении двигательного действия качественные характеристики отражают не один какой-либо признак, а их комплекс. Они придают движению определенное своеобразие, более яркую внешнюю выразительность. С определенной мерой условности можно выделить следующие обобщенные качественные характеристики техники: плавность, точность, экономичность, волнообразность, пружинность, угловатость, напряжённость, легкость, мягкость.

Эти качественные характеристики техники обычно оцениваются по их внешним проявлениям и могут  контролироваться без применения сложных  инструментальных устройств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В первой главе нашей  курсовой работы мы определили средства физического воспитания.

Мы выяснили, что к средствам физического воспитания относятся: 1) физические упражнения, 2) естественные силы природы, 3) гигиенические факторы. Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами – оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

В первой главе мы также  определили, что существуют различные  факторы, которые определяют важность и эффективность физических упражнений. Это такие факторы как индивидуальные особенности занимающихся, научные факторы, методические факторы, гигиенические факторы, метеорологические факторы, материальные факторы.

Во второй главе нашей  курсовой работы мы выяснили, что создан целый ряд классификаций физических упражнений:

- по признаку исторически  сложившихся систем физического  воспитания;

- по их анатомическому  признаку;

- по признаку их  преимущественной направленности  на воспитание отдельных физических  качеств;

- по признаку биохимической структуры движения;

- по признаку физиологических  зон мощности;

- по признаку спортивной специализации.

Далее мы рассмотрели  содержание и форму физических упражнений. Форма физических упражнений представляет собой внешнюю и внутреннюю структуру.

Здесь же мы изучили и описали технику физических упражнений. Мы определили, что в технике физических упражнений выделяют основу, определяющее звено и детали. Также в технике физических упражнений выделяют её процессуальные составляющие, такие как подготовительные, основные и заключительные фазы целостного движения.

Эффект физических упражнений существенно зависит от биомеханических  характеристик отдельных движений. Различают пространственные, временные, пространственно-временные, силовые, качественные и ритмические характеристики движений.

Таким образом, всё выше описанное позволяет нам сделать  вывод о том, что задачи, поставленные в начале курсовой работы, решены; цель достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Артемьев В.П., Шутов В.В. “Теория и методика физического воспитания”. - Могилев, 2004. С.284

2. Ашмарин Б. А. “Теория и методика физического воспитания”. 2001. С.234

3. Гужаловский А.А. “Основы теории и методики физической культуры”. 1986. С.366

4. Деминский А.Ц. “Основы теории и методики физического воспитания” 1986. С.366

5. Еркомайшвили И. В. “Основы теории физической культуры. – Екатеринбург” 2004. С.192

6. Железняк Ю. Д., Минбулатов  В. М. “Теория и методика обучению предмету «Физическая культура»”. 2004. С. 272

7. Кенеман А.В. Хухлаева Д.В. “Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста”. 1985. С. 198

8. Курамшина Ю.Ф. “Теория физической культуры”. 2003. С.464

9. Лях В. И. “Методика физического воспитания учащихся”. 2000.

10. Максименко А. М. “Теория и методика физической культуры”. 2005. С.544

11. Матвеев, Л.П. “Теория и методика физической культуры”. 1991. С.543

12. Матвеев Л.П., Новиков  А. Д. “Теория и методика физического воспитания”. 1976. - Т.1. С.304

13. Степаненкова Э.  Я. “Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка”. 2006. С.368

14. Харабуги Г.Д. “Теория и методика физического воспитания”. 1974.С.105

15. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. “Теория и методика физического воспитания и спорта”. 2000. С.480

16. Шиян Б.М., Ашмарин Б.А., Минаев Б.Н. “Теория и методика физического воспитания”. 1988. С.224

 

Для создания работы использована информация с сайтов:

http://www.fizkult-ura.ru/node/848

http://www.trenergold.ru/Upragnenia/Texnika.htm

http://www.i-gnom.ru/books/phizicheskoe_vospitaniye/p10.html

http://otherreferats.allbest.ru/sport/00012316_0.html

http://www.kmssport.ru/articles/view/8.htm

http://fk.kture.kharkov.ua/lec6src.htm

http://www.id4.ru/idea/sport/fizicheskie-uprazhneniya/

http://spinet.ru/public/24.php

http://www.v-detei.ru/sred8.html

http://www.fizkult-ura.ru/node/846

http://kihab.awax.ru/fizic.htm

http://www.iro.yar.ru/resource/distant/physic_culture/phys_aktiv3.htm

http://www.ambox.su/74-fizicheskie-uprazhnenija-primenjaemye-v-utrennejj.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Классификация физических упражнений и техники их выполнения