Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 14:55, курсовая работа
Целью курсовой работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о физических упражнениях, технике их выполнения.
Задачи курсовой работы:
Определить средства физического воспитания.
Рассмотреть факторы, определяющие важность и эффективность физических упражнений.
Дать классификацию физическим упражнениям.
Определить содержание и форму физических упражнений.
Изучить и описать технику физических упражнений.
Дать характеристику технике физических упражнений.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ - ОСНОВНОЕ И СПЕЦИФИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ………...4
1.1. Средства физического воспитания…………………………………..…4
1.2. Факторы, определяющие важность и эффективность физических упражнений…………………………………………………………………...9
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ТЕХНИКИ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ……………………………………….……….11
2.1. Классификация физических упражнений………………………….…11
2.2. Содержание и форма физических упражнений………………………13
2.3. Техника физических упражнений и её характеристика……………...14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2.1. Классификация физических упражнений
Классифицировать физические упражнения — значит логически представлять их как некоторую упорядоченную совокупность с подразделением на группы и подгруппы согласно определенным признакам.
В теории и методике физического воспитания создан целый ряд классификаций физических упражнений.
1. Классификация физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания. Исторически в обществе сложилось так, что всё многообразие физических упражнений постепенно аккумулировалось всего в четырёх типичных группах: гимнастика, игры, спорт, туризм.
Каждая из этих групп физических упражнений имеет свои существенные признаки, но главным образом они различаются педагогическими возможностями, специфическим назначением в системе физического воспитания, а также свойственной им методикой проведения занятий.
В нашей системе физического воспитания гимнастика, игра, спорт и туризм дают возможность:
— во-первых, обеспечить всестороннее физическое воспитание человека;
— во-вторых, удовлетворить индивидуальные запросы и интересы многих людей в сфере физического воспитания;
— в-третьих, охватить физкультурными занятиями людей практически на протяжении всей жизни — от элементарных детских подвижных игр до занятий упражнениями из арсенала лечебной физической культуры в пожилом возрасте.
2. Классификация физических упражнений по их анатомическому признаку. По этому признаку все физические упражнения группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д. С помощью такой классификации составляются различные комплексы упражнений (гигиеническая гимнастика, атлетическая гимнастика, разминка и т.п.).
3. Классификация физических упражнений по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств. Здесь упражнения классифицируются по следующим группам:
а) скоростно-силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (например, бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т.п.);
б) упражнения циклического характера на выносливость (например, бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и т.п.);
в) упражнения, требующие высокой координации движений (например, акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и т.п.);
г) упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (например, спортивные игры, борьба, бокс, фехтование).
В любой классификации упражнений предполагается, что каждое из них обладает относительно постоянными признаками, в том числе по эффекту воздействия на выполняющего упражнение.
2.2. Содержание и форма физических упражнений
«Содержание физического упражнения составляют входящие в него двигательные действия и процессы, которые происходят в функциональных системах организма по ходу упражнения, определяя его воздействие. Эти процессы многообразны и могут рассматриваться в психологическом, физиологическом, биомеханическом и других аспектах.»¹
В психофизиологическом аспекте физические упражнения рассматриваются как произвольные движения, которые, по выражению И.М.Сеченова, «управляются умом и волей» (в отличие от «невольных», безусловно, рефлекторных движений).
Выполнение физических упражнений предполагает сознательную установку на достижение результата действия. Он соответствует конкретным задачам физического воспитания, при этом значительно активизируются мыслительные процессы, двигательные представления, память, внимание, воображение и т.д.
Результативность физических упражнений зависит от предвидения результатов, выбора способов выполнения движений.
Физические упражнения активизируют работу сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем. Они требуют волевых усилий, развивают эмоции, сенсомоторные функции.
Понимание педагогом содержания физических упражнений позволяет определить их значение в реализации образовательных, воспитательных и оздоровительных задач (формирование двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств).
Форма физических упражнений представляет собой внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура характеризуется взаимосвязью
_______________
¹ Степаненкова Э. Я. “Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка”. 2006. С.45
различных процессов в организме во время выполнения упражнения.
Внешняя структура — это видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных, динамических параметров движения. Содержание и форма физических упражнений взаимосвязаны.
2.3. Техника физических упражнений и её характеристика
Техника физических упражнений — это способ выполнения движения, с помощью которого решается двигательная задача. Например, выполнять бег можно с разной скоростью, разными способами (на носках, с высоким подниманием бедра, спиной вперёд и т.д.). Выбор способа передвижения влияет на результативность использования его в различных жизненных ситуациях.
Техника физических упражнений совершенствуется под воздействием систематических тренировок. Критерием оценки эффективности техники движения являются качественные и количественные результаты выполнения двигательной задачи. Совершенствованию техники движения способствует применение спортивного инвентаря, учёт биомеханических закономерностей.
«В технике физических упражнений выделяют основу, определяющее звено и детали.
Основа техники — это совокупность элементов (операций), необходимых для решения двигательной задачи определённым способом. Дело в том, что любое целостное движение складывается из ряда взаимосвязанных составных элементов, без которых данное физическое упражнение не исполняется. К примеру, техника прыжка в высоту с разбега состоит из четырёх элементов, и, чтобы быть именно таковым, ни один из них выбросить нельзя.
Определяющим звеном техники является совокупность тех цементов техники (или один из них), которые определяют эффективное решение двигательной задачи. В прыжке в длину с разбега таким звеном является отталкивание одной ногой с одновременным выносом другой ноги и рук вперед — вверх: при выполнении нападающего удара в волейболе — удар по мячу в высшей точке прыжка и т.д. Исполняются основные цементы техники обычно в короткие промежутки времени, что требует значительных мышечных усилий. Поэтому в процессе освоения движения следует уделять большое внимание именно определяющему звену техники, акцентируя при этом проявление движущих сил в нужные моменты.
Детали техники представляют собой особенности исполнения основных элементов техники упражнения. К примеру, разбег при прыжке в длину человек может выполнить разной длины, полёт осуществить согнувшись, прогнувшись или сделать шаговые движения ногами и т.д. Вот все эти особенности выполнения того или иного элемента основы техники считаются её деталями. Детали в целом обусловлены индивидуальными особенностями и возможностями человека (анатомическими, физиологическими, двигательными). При этом индивидуальные особенности выполнения упражнения не нарушают целостной основы, но приспосабливают её к манере исполнителя. В определенной мере детали техники зависят также от изменения условий выполнения двигательной задачи. Человек, бегущий против ветра, будет больше наклоняться вперёд, чем при его отсутствии и т.д»¹
В процессе обучения технике физических упражнений целесообразно также выделять её процессуальные составляющие, такие как подготовительные, основные и заключительные фазы целостного движения. Каждая из этих фаз имеет свое назначение.
Функция подготовительной фазы состоит в том, чтобы создать наиболее выгодные условия для проявления необходимых усилий в основной фазе движения.
Функция основной фазы — качественно решить двигательную задачу. Для этого важно оптимально использовать движущие силы в соответствующем месте и в нужный момент.
_______________
¹ Максимеко А. М. “Теория и методика”. 2005. С.101
Функция заключительной фазы — сохранить устойчивое положение тела или занять выгодное положение для продолжения движения.
Обычно эти три фазы в полной мере характерны для ациклических или смешанных движений. Например, в технике толкания ядра подготовительной фазой будет скачок, основной — резкое разгибание ног с продвижением туловища вперёд, заканчивающееся финальным усилием (толчком ядра), заключительной — сохранение устойчивого положения тела в пределах круга. В циклических движениях обычно заключительная фаза смазана или частично совпадает по своей функции с подготовительной фазой.
Таким образом, техника движения складывается из целого ряда составляющих, образуя тем самым достаточно сложную структуру движения, которую можно определить как органическую взаимосвязь основных характеристик движения как единого целого.
Эффект физических упражнений существенно зависит от биомеханических характеристик отдельных движений. Различают кинематические характеристики (пространственные, временные, пространственно-временные), динамические характеристики (внутренние и внешние силы), ритмические и обобщенные (качественные) характеристики.
Пространственные характеристики
Включают положение тела, траекторию (путь) движения.
Положение тела. Какое бы двигательной действие ни совершал человек, он должен придать своему телу определенное положение в пространстве. Различают исходные, промежуточные, конечные положения тела.
Исходное положение принимают с целью создания наиболее выгодных условий для начала последующих действий, лучшей ориентировки в окружающей обстановке, сохранение устойчивости, обеспечение свободы движения, соответствующего воздействия на определенные органы и системы организма. Низкий старт легкоатлета, стойка боксера, вратаря являются внешним выражением готовности к действию. Все эти позы можно отнести к тем состояниям, которые академик А. А. Ухтомский назвал «оперативным покоем». Хотя в них нет внешних движений, но нигде так ярко не проявляется единство концентрированной целеустремлённости организма, как в этих вступительных к движению позах.
Промежуточное положение. Эффективность многих физических упражнений зависит не только от исходного положения, но и от сохранения наиболее выгодной позы тела или его частей в процессе выполнения самого движения. Так, низкая посадка конькобежца уменьшает сопротивление внешней среды, что влечёт за собой повышение скорости передвижения.
Конечное положение. В отдельных физических упражнениях конечные положения играют большую роль. Например, приземление в прыжках на лыжах с трамплина. Но есть двигательные действия, в которых конечное положение тела не влияет на результат. Например, поза баскетболиста после передачи мяча.
Траектория движения - это путь, совершаемый той или иной частью тела в пространстве. Траектория движения характеризуется формой, направлением, амплитудой.
Форма траектории может быть прямолинейной и криволинейной. Прямолинейные движения в практике встречаются крайне редко и применяются тогда, когда требуется развить наибольшую скорость какой- либо части тела на коротком пути (укол в фехтовании, удар в боксе). Криволинейные движения встречаются горазда чаще и их сложность зависит от движущейся массы тела: чем она больше, тем форма проще и наоборот. Например, в области тазобедренного сустава мышц больше, расположены они разнообразнее, а все же движения ногой беднее, чем рукой.
Направление - это изменение положения тела и его частей в пространстве, относительно какой-либо плоскости (фронтальной, сагиттальной, горизонтальной) или какого-либо внешнего ориентира (партнёра, спортивного снаряда). Различают направления основные (вверх- вниз, вперёд-назад, направо-налево) и промежуточные (вперёд-кверху, вперёд-книзу и др.)
Направление движений играет важную роль для обеспечения высокой точности выполняемых действий, экономии сил, выигрыша времени, более или менее благоприятных условий в деятельности органов дыхания и кровообращения. Даже небольшие отклонения в направлении движений, например у боксёров, баскетболистов, футболистов, ведут к тому, что они не достигают конечной цели в своих действиях.
Амплитуда движения - величина пути перемещения частей тела (Л.П.Матвеев определяет амплитуду как «размах движений). Она измеряется в угловых градусах, в линейных мерах (длина шага), условных обозначениях (полуприсед, шпагат) или внешними ориентирами (наклониться, достать носки ног). Амплитуда зависит от строения костей, суставов, эластичности связок и мышц и её величина оказывает влияние на скорость перемещения тела, полноту растягивания мышц, точность движения и т. д.
Движения большой амплитуды называют обычно размашистыми, а малой - мелкими. Если амплитуда движений не соответствует решаемой двигательной задаче, то их называют неточными.
Информация о работе Классификация физических упражнений и техники их выполнения