Классификация форм занятий в физическом воспитании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 21:48, контрольная работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать и проанализировать формы построения занятий в физическом воспитании.
Задачи курсовой работы:
1) дать классификацию форм построения занятий в физическом воспитании;
2) охарактеризовать урочные формы занятий;
3) дать характеристику занятиям неурочного типа.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Классификация форм занятий в физическом воспитании…………….4
2 Урочные формы занятий………………………………………………...7
3. Занятия неурочного типа………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………..28
Библиография…………………

Файлы: 1 файл

Физвос курсовая.docx

— 64.24 Кб (Скачать файл)

Содержание                                                                                      Стр.

 

Введение…………………………………………………………………….3

1. Классификация форм  занятий в физическом воспитании…………….4

2 Урочные формы занятий………………………………………………...7

3. Занятия неурочного типа………………………………………………21

Заключение………………………………………………………………..28

Библиография…………………………………………………………….29

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Физическое воспитание – это непрерывный и системно организованный процесс, сочетающий в себе разнообразные формы занятий. Протяженность этих занятий зависит от режима жизни занимающихся, характера их основной деятельности, динамики восстановительных процессов и других факторов. Существуют разнообразные формы построения занятий физического воспитания: урочные, соревновательные, малые формы занятий и т.д.

Актуальность темы исследования. При реализации педагогических целей на практике важно четко знать, какие формы физического воспитания лучше применять в том или ином случае. Этого нельзя правильно сделать, если не разбираешься в том, каковы конкретные особенности и проявления отдельных форм физического воспитания

Объект исследования – физическое воспитание.

Предмет исследования – формы построения занятий в физическом воспитании.

Цель курсовой работы – исследовать и проанализировать формы построения занятий в физическом воспитании.

Задачи курсовой работы:

1) дать классификацию форм построения занятий в физическом воспитании;

2) охарактеризовать урочные формы занятий;

3) дать характеристику занятиям неурочного типа.

В соответствии с задачами построена структура работы, состоящая из трех глав, каждая из которых раскрывает отдельную задачу.

Работа базируется на научной и учебной литературе.

 

1. Классификация  форм построения занятий

в физическом воспитании

 

Форма построения занятий физическими упражнениями – это способ организации учебно-воспитательного процесса с определенным типом взаимосвязи преподавателя и занимающихся и соответствующими условиями занятий.

Построение физических занятий всегда имеет свои особенности и на практике не может быть всегда одинаковым, потому что пол, возраст, физическое состояние и прочие характеристики занимающихся всегда разные, также как и конкретные условия, в которых происходит процесс физического воспитания. От них зависят задачи и содержание педагогического процесса, поэтому и построение занятий всегда приобретает разнообразные формы.

В настоящее время сложилось несколько характерных форм построения физических занятий. Их принято подразделять на две группы

По особенностям организации занимающихся и способам руководства ими занятия по физическому воспитанию подразделяются на две группы:

1) урочные – занятия, проводимые преподавателем (тренером) с постоянным составом занимающихся;

2) неурочные – занятия, проводимые как специалистами (организованно), так и самими занимающимися (самостоятельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и т.д.

В свою очередь, к урочным формам построения занятий относятся:

1) уроки физической культуры. Они проводятся преподавателями по государственным программам в образовательных учреждениях, где физическая культура является обязательным предметом (школа, профессиональное училище, техникум, институт, университет и др.);

2) спортивно-тренировочные  занятия. Проводятся тренерами, с направленностью на совершенствование занимающихся в избранном ими виде спорта.

К неурочным формам построения занятий относятся:

1) малые формы занятий (утренняя гимнастика, физкультпауза, физкультминутка и т.п.) – краткие по времени и используемые для оперативного (текущего) управления физическим состоянием. В силу своей кратковременности эти формы, как правило, не могут решать и не решают задачи развивающего, тренирующего характера;

2) крупные формы занятий – относительно продолжительные по времени, одно- и многопредметные (комплексные) по содержанию (занятия фитнесом, аэробикой, атлетической гимнастикой и т.д.). Они направлены на решение задач тренировочного, оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера;

3) соревновательные формы  занятий – формы физкультурно-спортивной деятельности, в ходе которых в соревновательной борьбе определяются победитель, место, физическая или техническая подготовленность и другие характеристики (система официальных соревнований, отборочные соревнования, первенства, чемпионаты, контрольные прикидки или соревнования и др.).

Несмотря на значительные различия между собой, все эти формы построения физических занятий имеют характерные общие элементы – в задачах и содержании, средствах и методах, влиянии на занимающихся. Поэтому все они подчинены общим закономерностям и педагогическим требованиям.

В педагогическом отношении наиболее целесообразная и основная форма построения занятий физического воспитания – это урочная форма, оправдавшая себя в длительной практике. Она проверена в результате столетий педагогической практики огромным количеством педагогов и давно доказала свою реальную высокую эффективность и результативность.

В ходе урока взаимодействие педагога и занимающихся основано на непосредственном контакте. Это позволяет преподавателю своевременно контролировать и направлять познавательную двигательную деятельность всех занимающихся в нужное русло.

Учебно-воспитательный процесс на уроке – это система непрерывных взаимодействий педагога и постоянной по составу группы занимающихся. Урок представляет из себя наиболее экономную и эффективную форму организации систематических занятий как в общем физическом воспитании, так и в спортивной тренировке или прикладной физической подготовке.

Главная особенность урока – руководство педагогом в течение точно установленного времени, в специально отведенном месте и в соответствии с планом коллективной двигательной деятельностью относительно однородной по составу группы занимающихся с учетом их особенностей и индивидуальных возможностей.

У уроков физического воспитания есть свои важные достоинства и преимущества. Это прежде всего:

1) непрерывность и четкость организации и руководства учебно-воспитательным процессом;

2) близкие контакты и возможность лучшего изучения педагогом занимающихся, а ими – друг друга;

3) стимулирующее влияние организованного коллектива на каждого своего участника.

Эффективность уроков зависит от соблюдения норм наполняемости группы. Поэтому для физического воспитания различных категорий населения установлены определенные нормы количества одновременно занимающихся. Их соблюдение позволяет педагогу руководить учебно-воспитательным процессом группы с учетом особенностей каждого занимающегося. Превышение норм на практике обычно снижает возможности полноценного использования урока как формы организации занятий.  
2. УРОЧНЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

 

Урок – это занятие, проводимое преподавателем (тренером) с постоянным составом занимающихся с определенной целью и по определенному плану. Как правило, урок – это лишь один из элементов учебно-воспитательного процесса, обладающий всеми признаками, свойственными этому процессу в целом.

Для урока физического воспитания характерны следующие особенности.

1. Задачи и состав физических  упражнений (учебный материал) определяются целью и направленностью учебно-воспитательного процесса в целом. Как правило, уроки физического воспитания направлены на развитие двигательной активности занимающихся.

2. Действия занимающихся  прямо или косвенно обусловлены  деятельностью преподавателя. Он сообщает и разъясняет цели и задачи урока, формулирует конкретные задания, организует их выполнение, наблюдает за действиями занимающихся, анализирует, обобщает и оценивает эти действия, регулирует нагрузки, управляет поведением отдельных учеников и коллектива занимающихся в целом, корректирует взаимоотношения занимающихся и т.д. Деятельность педагога требует мастерства и усилий. Она является важной и необходимой стороной содержания урока физического воспитания.

3. Деятельность занимающихся – также важная часть урока. К ней относятся: слушание педагога, наблюдение показываемого, осмысливание воспринятого, проектирование и выполнение заданных двигательных действий, самоконтроль и самооценка, взаимоконтроль, взаимооценка и взаимопомощь, обсуждение возникающих вопросов и пр.

4. Физиологические и психические  процессы занимающихся в процессе урока приводят к желаемым изменениям в состоянии их организма. Улучшаются и совершенствуются знания, умения и навыки, качество поведения занимающихся. Показатели текущих (итог каждого урока) и оперативных состояний (итог каждого упражнения или учебной ситуации) отражают результативность совместных действий педагога и занимающихся, служат важными ориентирами для построения дальнейших действий.

Все стороны содержания урока физического воспитания взаимосвязаны и взаимообусловлены. Задача педагога – обеспечить на уроке такую согласованность между сторонами, которая приводила бы к высокой эффективности занятия. Это достигается правильным построением урока, правильной и разумной организацией его структуры.

Для урочных форм занятий характерно, что деятель­ностью занимающихся управляет педагог по физической культуре и спорту, который в течение строго установлен­ного времени, в специально отведенном месте руково­дит процессом физического воспитания относительно постоянной по составу учебной группой занимающихся (класс, секция, команда). При этом строго соблюдается частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь.

Типичные признаки урока по физической культуре.

1. Урок – основная форма занятий, имеющих образовательно-воспитательную направленность, содержание, время и место которых предопределяется программой, планом и расписанием.

2. Деятельностью занимающихся управляет педагог по физическому воспитанию, который организует занятие, обучает, воспитывает занимающихся, направляет их деятельность.

3. Строго соблюдается частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь.

4. Поведение и взаимоотношения участников урока, а также внешние условия его проведения (обстановка, инвентарь и оборудование) регламентируются так, как это необходимо для решения его главных задач.

5. Контингент занимающихся, как правило, постоянен и относительно однороден.

Занятия, характеризуемые такими признаками, наиболее широко представлены в программах образовательных учреждений, особенно в школьных. Аналогичные признаки имеют спортивно-тренировочные занятия, организуемые тренерами в ДЮСШ, спортклубах, командах и т. п. Однако они характеризуются при этом направленностью на совершенствование в избранном виде спорта и широкой вариативностью занятий в спорте.

Эффективность любого урока связана, прежде всего с четкой, правильной постановкой задач, решаемых в его основной части.Уроки физического воспитания всегда проводятся с различными категориями населения по разным программам, рассчитанными на разные направления и задачи. Практически всегда преподавателю (тренеру) приходится иметь дело с серьезными различиями в уровне подготовки и физического состоянии занимающихся, с неоднородностью их интересов и возможностей, с разнообразными внешними условиями. Поэтому совершенно закономерно то, что на практике физического воспитания урочные занятия всегда являются многообразными по содержанию, структуре и методическим особенностям.

Для того, чтобы преподаватель (тренер) мог правильно выбрать и спланировать урок физического воспитания, существуют классификации таких уроков.

Так, по целевой направленности физического воспитания уроки делятся на следующие группы.

1. Уроки общего физического  воспитания (обшей физической подготовки). Их цель – создание фундамента  физического развития. Они делятся, в свою очередь, на два вида:

а) уроки широкого общего физического воспитания (направлены на всестороннюю общую подготовку к любой двигательной деятельности и поэтому отличаются богатством содержания, разнообразием построения и сложностью методической разработки; характерны для физического воспитания детей;

б) уроки относительно ограниченной общей физической подготовки (применяются в специализированном физическом воспитании в целях более узкой общей физической подготовки к ограниченной деятельности).

2. Уроки специализированного  физического воспитания. Их цель  – подготовка занимающихся к  конкретной двигательной деятельности.

Они подразделяются на три вида:

а) уроки спортивной тренировки (основная форма занятий со спортсменами всех разрядов для их подготовки к соревнованиям);

б) уроки военно-прикладной физической подготовки и

в) уроки профессионально-прикладной физической подготовки.

Две последних группы уроков развивают двигательную активность занимающихся в зависимости от особенностей их профессии.

3. Занятия урочного типа  с лечебной направленностью, используемые  в целях содействия восстановлению  здоровья. Их цель, содержание, методика  и особенности зависят от характера  заболевания и лечебных процедур.

По основному предмету и программному содержанию занятий уроки делятся на две группы.

1. Узкопредметные (видовые) уроки характеризуются однородностью учебного материала (уроки танцев, гимнастики, легкой атлетики, плавания, футбола, бега и т.п.).

Информация о работе Классификация форм занятий в физическом воспитании