Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 21:48, контрольная работа
Цель курсовой работы – исследовать и проанализировать формы построения занятий в физическом воспитании.
Задачи курсовой работы:
1) дать классификацию форм построения занятий в физическом воспитании;
2) охарактеризовать урочные формы занятий;
3) дать характеристику занятиям неурочного типа.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Классификация форм занятий в физическом воспитании…………….4
2 Урочные формы занятий………………………………………………...7
3. Занятия неурочного типа………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………..28
Библиография…………………
При построении урока необходимо определить последовательность физических упражнений как конкретных учебно-воспитательных ситуаций в каждой части урока. При этом нужно понимать, что физические упражнения взаимодействуют между собой, поскольку эффект каждого следующего упражнения в определенной степени предопределен последствиями предыдущих. Это понимание важно, потому что взаимодействие упражнений может быть как положительным, способствующим повышению эффективности очередного упражнения, так и отрицательным, снижающим и даже нейтрализующим его эффективность.
Содержание конкретных уроков весьма многообразно, поэтому определение последовательности физических упражнений требует творческого и при этом разумного подхода. Так, сложные по координации упражнения рекомендуется разучивать в начале основной части урока – «на свежую голову». Но если цель урока – совершенствование двигательных навыков и умений в условиях повышенных психофизических нагрузок и накапливающегося утомления, то тогда такие упражнения целесообразнее применять в конце основной части урока.
Каждая учебно-воспитательная ситуация на уроке должна складываться путем оптимального сочетания ее элементов. Основным является такое упорядочение и согласование действий педагога и занимающихся, которое обеспечивает наиболее эффективное решение частных задач каждого упражнения.
Для этого необходимо тщательно продумать методы и приемы педагога и занимающихся. Если ситуация построена неправильно, эффекта от применяемых упражнений может и не быть. Как пример – педагог может сам показать изучаемое движение, затем предложить выполнить его занимающимся и после этого объяснить. Или он может начать с описания физического упражнения, выяснения его назначения и формулировки задания, после чего, дав выполнить его и опираясь уже на результат самостоятельных действий занимающихся, прибегнет к некоторым словесным уточнениям, а в конце образцово покажет, как следует выполнять в совершенстве.
Последний вариант предпочтительнее и эффективнее, потому что в первом случае педагог лишь поможет занимающимся запомнить готовый образец изучаемого двигательного действия, причем лишь с внешней его стороны. Выполнение ими этого упражнения будет носить подражательный характер и мало коснется существа техники. Последующее объяснение педагога будет выслушано поверхностно и перекроется уже запечатлевшимся, подкрепленным личным опытом предыдущих попыток, поверхностным представлением.
Зато во втором случае учебная деятельность окажется более содержательной, а ее результаты значительней, поскольку с самого начала были сознательно исключены недостаточно осмысленные, узкоподражательные действия. Для того чтобы представить себе задаваемое движение, занимающиеся должны будут специально концентрировать на нем свое внимание, мысленно охватывать его различные стороны и элементы техники, самостоятельно создать целостный образ движения силой воображения. Наблюдая затем образцовый показ, сравнивая свое выполнение с показанным, они извлекут больше нужной информации, а осмыслив ее, лучше используют для совершенствования изучаемого.
Особенно же ценным во втором случае будет воспитательный эффект – сознательность и интеллектуальная активность занимающихся в учебной работе, развитие мышления и воображения, инициативности и самостоятельности.
Это, впрочем, не значит, что всегда целесообразен лишь второй подход к построению учебно-воспитательной ситуации. В ряде случаев может оказаться целесообразным и первый. Поэтому педагог, будучи по факту создателем учебно-воспитательного процесса, всегда должен находиться в творческих поисках и обоснованно создавать различные варианты обучения.
Построение занятий физическими упражнениями находится в определенной зависимости от внешних факторов. Оно по-разному складывается при занятиях в гимнастическом зале, на спортплощадке, на стадионе, в плавательном бассейне, на катке, по-разному – в зависимости от температуры окружающей среды, состояния оборудования и количества инвентаря, по-разному – в зависимости от физического состояния занимающихся.
Каждое из этих условий по-особому влияет на психику и потенциал занимающихся, на их работоспособность и поведение. Каждого члена группы приходится «загружать» неодинаково, варьировать расстановку фронтальной, групповой и индивидуальной работы, дозировать и уплотнять нагрузки, вводить вспомогательные упражнения.
3. занятия неурочного типа
Одна из отличительных особенностей физического воспитания та, что оно в очень значительной мере осуществляется в форме неурочных занятий. Это естественно и нормально, потому что учеба как педагогически организованный процесс занимает относительно небольшое по времени место в жизни человека. Прежде всего это детские, подростковые и юношеские годы. Взрослые же и пожилые люди занимаются физическими упражнениями в основном самостоятельно.
Невзирая на некоторую кажущуюся «несерьезность» внеурочных занятий, очень важно привести их в научно обоснованную систему, органически связанную с режимом всей жизни человека, и, таким образом, действенно способствовать его труду, оптимизации повседневного быта, отдыха. Кроме того, важное значение имеет доступность для занимающихся различных спортсооружений (в жилых кварталах, местах отдыха населения). Важно также дальше развивать массовое физкультурное движение, усиливать и качественно улучшать пропаганду неурочных форм занятий физическими упражнениями.
Для неурочных занятий физическими упражнениями характерна самостоятельная организация занимающимися своей деятельности. Цели их при этом могут быть разные – укрепление здоровья, сохранение и повышения работоспособности, закаливание, лечение, воспитание физических и волевых качеств, освоение определенных физических действий.
Неурочные формы занятий предполагают повышенную самодисциплину, инициативу и самостоятельность занимающихся ими. Конкретные задачи и содержание неурочных занятий зависят в значительной мере от склонностей и увлечений участников.
Нужно отметить, что в методике построения неурочных занятий много общего с методикой построения уроков. Их структура также обязана обеспечивать постепенную врабатываемость организма, хорошие условия для выполнения основной работы и ее завершения. Используются также многие правила и приемы, которыми руководствуется преподаватель на уроке: дозирование нагрузки, оказание помощи и страховки (при групповых занятиях), самоорганизация занимающихся, и т.п.
Однако, невзирая на общие признаки, внеурочные формы занятий, безусловно, отличаются от урочных. Это связано прежде всего со спецификой их содержания и характером руководства ими.
По характеру руководства принято выделять следующие формы неурочных занятий:
- индивидуальная на самодеятельных началах,
- групповая на самодеятельных началах,
- групповая и массовая на официально организованных началах.
В физическом воспитании широкое распространение получили такие неурочные формы организации занятий:
1) утренняя гимнастика;
2) вводная гимнастика (перед уроками в школе, перед работой);
3) физкультурные паузы и «минутки»;
4) спортивные развлечения (игры, катания на коньках, велосипедах);
5) прогулки, туристские походы, соревнования и др.
Эти занятия могут быть как эпизодическими, даже однократными (например, походы, спортивные развлечения, соревнования), так и систематическими (утренняя вводная гимнастика, физкультурные минутки, паузы, гигиенические прогулки и др.).
Неурочные формы занятий предоставляют больше возможностей для выбора, поэтому более доступны для широких масс населения. Они могут применяться как отдельными лицами в виде индивидуальных самостоятельных занятий физическими упражнениями, так и группами различной численности.
Неурочные занятия различаются по своей направленности, задачам, содержанию и структуре, по составу занимающихся, регулярности, времени и условиям проведения, а также в зависимости оттого, проводятся под чьим-либо руководством или самостоятельно. Чаще всего они характеризуются относительно ограниченным содержанием и упрощенной структурой (оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, физкультурные минутки и паузы), но при этом требуют проявления личной инициативы и самостоятельности.
Задачи, содержание и выбор каждой конкретной формы неурочного занятия в значительной степени определяются интересами, потребностями и склонностями самих занимающихся.
Большинство неурочных занятий самодеятельны и проводятся с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или восстановления работоспособности, развития физических способностей, совершенствования в спортивных движениях и т.д.
Неурочные формы занятий различаются также по целевой направленности – например, общеподготовительная и специализированная.
Занятия общеподготовительной направленности направлены на решение самых разных задач и делятся на три вида.
1. Занятия общегигиенического характера. К ним относятся такие формы занятий как гигиеническая гимнастика, прогулки, бег трусцой, купание, плавание. Все эти разновидности служат целям активизации, улучшения и поддержания на оптимальном уровне физического состояния.
2. Занятия учебно-
- самостоятельные занятия, связанные с выполнением заданий преподавателя по общей физической подготовке, тренера и т.п.;
- репетиции к выступлениям, физкультурным праздникам, парадам.
Первые обычно носят индивидуальный характер, вторые – групповой или массовый.
3. В занятиях смешанного характера представлены различные элементы занятий. Сюда можно отнести
- туристские прогулки выходного дня;
- туристские походы; подвижные и спортивные игры рекреационного типа;
- спортивные развлечения рекреационного типа.
Можно охарактеризовать некоторые из таких занятий:
Гигиеническая гимнастика – пожалуй, наиболее простой и доступный для организации вид индивидуальных занятий. Обычно состоит из ходьбы, бега и нескольких общеразвивающих гимнастических упражнений, которые выполняются в течение 8-10 мин.
Гигиенической гимнастикой люди занимаются для того, чтобы включиться в повседневную деятельность, поддержать работоспособность, а также для активного отдыха. Упражнения выполняются в помещении или на открытом воздухе. Часто используются отягощения – гантели, гири, эспандеры. Заканчиваются гимнастические занятие обычно водными процедурами. Подбирать и дозировать упражнения при этом надо так, чтобы организм постепенно втягивался в работу, и чтобы этой работой были охвачены все основные группы мышц. Со временем комплексы упражнений нужно обновлять и усложнять.
Утренней зарядкой и гигиенической гимнастикой люди могут и, в общем-то, даже должны заниматься с раннего возраста до глубокой старости. Эти виды индивидуальных занятий обычно широко популяризируются по радио, телевидению, в печати и лекциях и занимают видное место в любой системе физического воспитания.
Несколько более сложна самостоятельная физическая подготовка (общая, спортивная, профессионально-прикладная). Ей присущи достаточно строгие система занятий, постановка задач и подбор упражнений. Такая подготовка предполагает значительные затраты времени, а иногда и специализированный режим жизни. Это, в свою очередь, требует определенных знаний теории и методики физического воспитания. В идеале самостоятельная физическая подготовка должна строиться по типу урочных форм занятий, только без преподавателя.
Самостоятельная физическая подготовка имеет довольно большое распространение, хотя и менее широкое, чем гигиеническая гимнастика. Это один из ярких примеров внедрения физической культуры и спорта в народный быт. В общем-то, практически каждый «организованный» физкультурник и спортсмен в той или иной мере занимается самостоятельно, в рамках самостоятельной физической подготовки.
Следует особо подчеркнуть, что индивидуальные занятия физкультурой приносят пользу только при наличии специальных методических знаний, умений и навыков, которые приобретаются в первую очередь на урочных занятиях физическими упражнениями. Большую роль в формировании таких знаний, умений и навыков самостоятельного построения занятий играют популярная методическая литература, интернет, телевидение, радио, СМИ, доклады, консультации специалистов.
Особое и, в принципе, решающее значение для успеха индивидуальных физических занятий имеет самоконтроль занимающегося. Он основывается на анализе самочувствия и некоторых учитываемых объективных показателей морфологического и функционального состояния организма.
Неурочные формы обычно играют вспомогательную роль в решении задач физического воспитания и часто дополняют уроки. Однако нередко они приобретают и вполне самостоятельное значение, полностью обеспечивая физкультурные потребности определенных людей или категорий населения (утренняя гимнастика, прогулки, оздоровительный бег).
Неурочные занятия преследуют в основном оздоровительные цели, однако заметное место в них занимают также общеобразовательные и воспитательные элементы. Часть из них любой человек вполне может провести самостоятельно, но некоторые все же требуют квалифицированного руководства как минимум на начальном уровне занятий (к примеру, комплексные занятия с отягощениями).
По форме руководства различают организованные и самодеятельные неурочные занятия. Нередко одни и те же формы могут носить как организованный, так и самостоятельный характер (например, утренняя гигиеническая гимнастика может проводиться в домашних условиях, а может – в условиях оздоровительного лагеря или дома отдыха).
Информация о работе Классификация форм занятий в физическом воспитании