Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 21:48, контрольная работа
Цель курсовой работы – исследовать и проанализировать формы построения занятий в физическом воспитании.
Задачи курсовой работы:
1) дать классификацию форм построения занятий в физическом воспитании;
2) охарактеризовать урочные формы занятий;
3) дать характеристику занятиям неурочного типа.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Классификация форм занятий в физическом воспитании…………….4
2 Урочные формы занятий………………………………………………...7
3. Занятия неурочного типа………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………..28
Библиография…………………
2. Комплексные уроки, напротив,
отличаются разнообразием
В зависимости от того, какая из основных сторон процесса физического воспитания акцентируется или полностью составляет содержание занятия, уроки классифицируются на четыре вида.
1. Уроки образовательной
направленности направлены на
формирование и
2. Уроки специальной
3. Уроки с гигиенической
направленностью предназначены
для решения задач физического
развития и укрепления
4. Комбинированные уроки направлены на решение задач двух и более перечисленных сторон физического воспитания.
В зависимости от дидактических (учебных) задач уроки делятся на:
1) вводные;
2) уроки изучения нового материала;
3) уроки совершенствования изученного и применения в новых условиях двигательной деятельности;
4) контрольные (учетные, зачетные);
5) смешанные, когда учебные задачи сочетаются.
Уроки со специально-воспитательной направленностью имеют три основных вида:
1) с избирательными
2) с многосторонними (несколькими самостоятельными) воздействиями;
3) контрольные.
В практике физкультурных учебных заведений, а также на факультетах повышения квалификации, курсах и сборах преподавателей физвоспитания, тренеров и спортивных инструкторов проводятся так называемые методические уроки. Их цель – формирование методических умений и навыков будущих педагогов, повышение квалификации уже работающих. Отличительной особенностью методических уроков является направленность на профессионально-педагогическую подготовку.
Для того чтобы урок получил законченное стройное выражение, его многообразное содержание должно быть организовано, упорядочено во времени и облечено в необходимую форму.
Структура урока – это упорядоченность всех сторон и компонентов содержания урока с учетом закономерностей физического воспитания, имеющихся ресурсов времени и условий работы.
Для уроков физического воспитания характерны разнообразие и изменчивость содержания. Они не терпят застывших, стандартных структур. Дело в том, что задачи каждого урока могут меняться в процессе урока, поскольку и условия проведения урока, и его предметное содержание, и деятельность педагога и занимающихся находятся в непрерывном движении и развитии. То, что еще вчера было хорошо, интересно и целесообразно, сегодня уже не является таковым и не подходит для урока. Разному содержанию урока соответствует разная его форма. Поэтому в каждом случае форма (структура) урока должна чутко реагировать на изменения в содержании и постоянно соответствовать ему. Иначе должного эффекта не достичь.
Логика учебно-воспитательного процесса требует:
- последовательного включения занимающихся в деятельность и постепенного достижения ими необходимого уровня физической работоспособности;
- последовательного решения намеченных на данное занятие образовательных, оздоровительных и воспитательных задач;
- обеспечения хорошего послерабочего состояния организма, занимающихся, способствующего их успешной последующей деятельности.
Это обусловило разделение урока на части. Таких частей три:
1) вводная (подготовительная),
2) основная,
3) заключительная.
Это главная схема любых уроков физического воспитания. Она обусловлена закономерностями учебно-воспитательного процесса в двигательной деятельности. Всегда необходимо постепенно включать (вводить) занимающихся в учебно-воспитательный процесс, обеспечивая тем самым достижение необходимого уровня работоспособности. И только затем возможно развертывание учебной деятельности на фоне достигнутой оптимальной работоспособности. Завершать же учебно-воспитательный процесс приходится в условиях снижения работоспособности.
Вводная (подготовительная) часть урока выполняет служебную функцию, так как обеспечивает создание предпосылок для основной учебно-воспитательной работы. Ее продолжительность – 7-10% времени, отводимого на урок.
Типичные задачи вводной части урока:
- организовать занимающихся;
- активизировать их внимание;
- ознакомить занимающихся с содержанием урока;
- создать соответствующую психологическую установку и положительное эмоциональное состояние;
- подготовить организм занимающихся к предстоящим нагрузкам.
Конечно, в случае необходимости в первой части урока можно решать и некоторые учебно-воспитательные задачи, однако не в ущерб специфической функции – введению занимающихся в работу.
Для решения задач вводной части урока можно использовать разнообразные физические упражнения, но они должны быть простыми либо хорошо усвоенными. Наиболее специфичными формами упражнений являются:
- построения и перестроения;
- общеподготовительные и специальные упражнения;
- различные способы ходьбы, бега, ритмичные прыжки, танцевальные упражнения;
- хорошо знакомые игры (не требующие больших напряжений или длительных пауз в действиях учеников);
- упражнения с предметами (обручами, скакалками, гимнастическими палками и т.п.).
Формированию необходимой установки непосредственно в начале урока могут способствовать: сдача рапорта, специальные упражнения на внимание, сообщение задач урока и др. Во время начальной организации решается ряд частных образовательно-воспитательных задач: обучение строю, формирование правильной осанки, приучение к четкости выполнения команд, слаженности действий и т.д.
Последовательность упражнений, включаемых в эту часть урока, обусловлена как физиологическими факторами, так и логическими связями между упражнениями. Например, при выполнении комплексов упражнений «для разминки» часто придерживаются следующего порядка, в котором учтена необходимость поочередного воздействия на основные мышечные группы и постепенного увеличения нагрузки: потягивания; упражнения для рук и пояса верхних конечностей; упражнения для ног, приседания; упражнения для туловища; прыжки; дыхательные упражнения и упражнения «на расслабление».
В процессе основной части урока решаются все категории задач физического воспитания. К ним относятся:
1) формирование знаний в области двигательной деятельности;
2) обучение двигательным умениям и навыкам общеобразовательного, прикладного и спортивного характера;.
3) развитие общих и специальных функций опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем; формирование и поддержание хорошей осанки; закаливание организма;
4) воспитание нравственных, интеллектуальных, волевых и эстетических качеств.
Продолжительность основной части составляет 80—85% времени, отводимого на урок.
Для решения поставленных задач могут применяться любые физические упражнения, в зависимости от поставленных задач и предусмотренные соответствующими программами.
Состояние максимальной работоспособности, особенно психической, – явление довольно кратковременное. Этот факт и определяет в известной мере порядок решения основных задач урока. Обычно наиболее сложные задачи, связанные с овладением принципиально новым материалом, действиями большой координационной сложности, решают в самом начале основной части урока. При этом учитывают этапы обучения и придерживаются следующей последовательности в постановке задач: ознакомление, детализированное разучивание, совершенствование.
Упражнения для направленного воздействия на физические качества часто включаются в такой последовательности: скоростные упражнения, силовые упражнения, упражнения, требующие преимущественно проявления выносливости. Это характерно для комплексных уроков по общей физической подготовке. В уроках по различным видам спорта фаза оптимальной работоспособности используется часто для упражнений специфического характера.
В основной части урока, имеющего сложную структуру, несколько раз чередуются подготовительные, основные и другие упражнения. Каждому основному упражнению может предшествовать одно или несколько подготовительных, создающих предпосылки для успешного выполнения основного (врабатывание, настройка, восстановление забытого). Наряду с методами строго регламентированного упражнения в основной части урока для повышения эмоционального состояния занимающихся и интенсификации проявления физических качеств используются соревновательный и игровой методы.
Конкретная продолжительность основной части урока зависит от объема и интенсивности нагрузки, возраста и пола занимающихся, количества времени, необходимого на начало и завершение урока и других обстоятельств. В школьном уроке, например, на основную часть нередко выделяют до 35 мин.
Заключительная часть урока имеет следующие функции:
1) организация завершения учебно-воспитательного процесса с целью приведения организма в оптимальное для предстоящих занятий состояние и сохранения общей рабочей установки;
2) концентрация внимания занимающихся на достигнутом и ориентация их в дальнейшей работе.
Типичные задачи третьей части урока:
- привести организм и психику занимающихся в оптимальное функциональное состояние;
- подвести итоги учебной деятельности;
- ознакомить занимающихся с общим содержанием очередного занятия для самостоятельного выполнения некоторых упражнений.
Продолжительность заключительной части – 3-5% времени, отведенного на урок.
В заключительной части целесообразно применять различные варианты «успокаивающей» ходьбы, упражнения и игры на внимание, танцевальные упражнения под музыку, передвижения с песней, упражнения на расслабление и т.п. Хорошо успокаивают занимающихся уборка снарядов, перестроения к окончанию. Если есть возможность, то после желательно провести гигиенические процедуры: умывание, душ, массаж.
В жизни, в практической деятельности те или иные двигательные задачи нередко приходится решать в самых различных условиях. Поэтому и последовательность различных упражнений в уроке необходимо варьировать, с тем чтобы занимающиеся приучались проявлять высокую работоспособность при различных состояниях организма.
Содержание и продолжительность каждой части урока весьма изменчивы, так как зависят от типа урока, его особенностей и состояния занимающихся, условий работы и других факторов.
При проведении урока важно соблюдать основные рамки, но избегать шаблонов. Например, не обязательно планировать решение всех типичных для каждой части урока задач. Может оказаться так, что к началу урока занимающиеся уже вполне внимательны и находятся в состоянии полной готовности к предстоящей работе. В этом случае отпадает необходимость в реализации соответствующих задач и применения специальных средств для их решения. А если на протяжении основной части внимание и физическая готовность занимающихся снизятся, то необходимо срочно применить средства, типичные для вводной части.
Наиболее целесообразно и экономно для преподавателя (тренера) – сопряженно решать несколько задач, в зависимости от ситуации и с подбором соответствующих упражнений. Например, некоторые варианты бега, игра, танцевальные комбинации могут одинаково успешно послужить и организации внимания, и активизации функций организма, и подъему эмоций.
Для того чтобы обеспечивался правильный подход к построению урока, важно четко выделить основную структурную единицу, первичную «клетку» урока физического воспитания. Это облегчит понимание следующих уровней его построения.
Этой «клеткой», элементарной структурной единицей урока является физическое упражнение.
При выполнении каждого физического упражнения возникает определенная учебно-воспитательная ситуация, необходимыми элементами которой являются:
- частная задача, которая определяет, что должно быть получено в процессе работы в данной ситуации;
- совокупность последовательных действий педагога и занимающихся, обеспечивающая достижение предусмотренного результата.
По своим функциям учебно-воспитательные ситуации могут быть как относительно простыми (действия направлены на решение одной частной задачи), так и относительно сложными (выполнение одного физического упражнения обеспечивается сопряженным решением нескольких задач). В зависимости от имеющихся условий и возможностей в уроках физического воспитания должны быть представлены разные сочетания простых и сложных учебно-воспитательных ситуаций. При правильно построенном уроке эти сочетания представляют собой стройную систему.
Информация о работе Классификация форм занятий в физическом воспитании